Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цель и задачи курса. Компетенции, формируемые в процессе обучения
Целями освоения дисциплины «Деньги, кредит, банки» являются формирование у студентов фундаментальных знаний в области теории денег, кредита и банков, получение студентами навыков систематизации и оценки процессов в денежно-кредитной сфере, а также подготовка студентов к изучению практических аспектов функционирования денежно-кредитных отношений.
Задачи курса:
¾ дать представление о сущности денег, кредита и банков;
¾ изучить мировой опыт функционирования денежного и кредитного рынков, банковской системы;
¾ проанализировать нормативно-правовую базу денежно-кредитной системы в России;
¾ изучить теоретические основы, а также методы анализа денежного и кредитного рынка, банковской системы;
¾ раскрыть особенности оценки деятельности кредитных организаций;
¾ изучить состояние денежного и кредитного рынков рынка в России.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
¾ основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
¾ закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
¾ основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
¾ основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Уметь:
¾ анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
¾ выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
¾ использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
¾ анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
¾ анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
--- Владеть:
¾ современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
¾ методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
¾ современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро - и макроуровне;
¾ навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Деньги
| Модульная единица 1. 1. Необходимость и предпосылки появления и применения денег
Необходимость и предпосылки возникновения денег. Характеристика денег как экономической категории. Виды денег, особенности их трансформации. Теории денег и их развитие в современных условиях.
| Модульная единица 1.2. Эволюция форм и видов денег
Полноценные деньги. Неполноценные деньги. Демонетизацией золота. Виды неполноценных денег. Государственные бумажные деньги. Кредитные деньги: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, пластиковые карточки. Разменные (билонные) монеты.
| Модульная единица 1.3. Функции и роль денег.
Сущность денег. Содержание и значение функции меры стоимости. Масштаб цен. Счетные деньги. Деньги в функции средства обращения. Содержание, назначение и особенности функционирования денег в качестве средства платежа. Функция средства накопления. Виды денежных накоплений. Деньги в сфере международного экономического оборота. Денежная масса, необходимая для осуществления функций денег. Денежные агрегаты. Денежная база.
| Модульная единица 1.4. Денежная система и ее виды
Понятие денежной системы страны. Элементы денежной системы. Генезис развития денежных систем. Денежные системы развитых зарубежных стран. Состояние и перспективы развития денежной системы России.
| Модульная единица 1.5. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот.
Понятие и виды денежной эмиссии. Кредитный характер современной денежной эмиссии. Эмиссия безналичных денег. Сущность и механизм банковского (депозитного) мультипликатора. Налично-денежная эмиссия.
| Модульная единица 1.6. Безналичный денежный оборот и его организация.
Понятие безналичного денежного оборота. Факторы, определяющие объем и структуру безналичного денежного оборота, скорость движения денежных средств. Система безналичных расчетов, ее основные элементы: виды счетов, открываемых в банках; виды расчетных документов, используемых для совершения платежных операций; порядок документооборота; способ платежа; формы безналичных расчетов.
Аккредитивная форма расчетов. Расчеты платежными поручениями, расчеты плановыми платежами. Расчеты чеками. Межбанковские расчеты. Корреспондентские отношения и система межбанковских расчетов. Перспективы развития безналичных расчетов.
| Модульная единица 1.7. Наличный денежный оборот и его организация Понятие наличного денежного оборота. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве. Принципы организации налично-денежного оборота.
| Модульная единица 1.8. Инфляция
Сущность и формы проявления инфляции. Закономерности инфляционного процесса. Виды инфляции. Причины инфляции. Финансовые и денежно-кредитные факторы инфляции. Влияние инфляции на экономику. Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия. Причины и особенности проявления инфляции в России. Основные направления антиинфляционной политики. Денежная реформа как способ радикального изменения денежной системы. Цели, предпосылки, последствия денежных реформ. Изменение денежной системы, не имеющие характера денежной реформы. Нуллификация, девальвация, ревальвация, деноминация.
| Модульная единица 1.9. Денежные системы отдельных стран.
Денежные системы Европы (до Шенгенского соглашения). Современная денежная система ЕС. Денежные системы в странах Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Денежная система США.
| Модульная единица 1.10. Основы международных валютных и расчетных отношений.
Денежные системы отдельных стран. Валютные отношения и валютная система. Элементы, эволюция мировой валютной системы. Валютная система России. Европейская валютная система. Валютный курс как экономическая категория. Режим валютных курсов. Факторы, влияющие на валютный курс. Международные расчеты. Валютные клиринги. Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
| МОДУЛЬ 2. Кредит
| Модульная единица 2.1. Необходимость и сущность кредита
Необходимость и возможность кредита. Сущность кредита. Дискуссии по вопросу сущности кредита. Структура кредита, ее элементы. Кредитная сделка как организующий элемент кредита. Стадии движения кредита.
Кредит как важнейшая часть товарно-денежных отношений. Денежные накопления и ссудный капитал. Взаимосвязь кредита и денег в системе экономических отношений.
| Модульная единица 2.2.Функции и законы кредита.
Методологические основы анализа функции кредита. Характеристика перераспределительной функции кредита и функций замещения. Законы кредита. Теории кредита и их эволюция в экономической науке.
| Модульная единица 2.3. Формы и виды кредита.
Классификация форм кредита в зависимости от характера стоимости, характера кредитора и заемщика, характера целевых потребностей заемщика. Банковская форма кредита и его особенности. Коммерческий кредит, его эволюция и особенности, Особенности государственного, международного и потребительского кредита. Виды кредитов.
Международный кредит: сущность, функции, основные формы. Международные финансовые потоки и мировые рынки. Мировой кредитный рынок. Рынки золота.
| Модульная единица 2.4. Ссудный капитал и ссудный процент.
Ссудный капитал. Сущность и функции ссудного процента. Использование ссудного процента. Границы ссудного процента и источники его уплаты. Критерии дифференциации уровня процентных ставок. Методы вычисления ссудного процента. Роль ссудного процента в рыночной экономике.
| МОДУЛЬ 3. Банки
| Модульная единица 3.1. Банковская система и ее элементы.
Понятие банковской системы и ее свойства. Типы банковских систем. Различие между административно-командной и рыночной банковскими системами. Факторы, определяющие развитие банковской системы- Факторы, определяющие современное состояние банковской системы.
Характеристика элементов банковской системы. Сущность банка как элемента банковской системы. Определения банка как предприятия, как кредитной организации. Два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации (общее и различие). Функции и роль банка в экономике. Виды банков по типу собственности, правовой организации, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштаба деятельности.
Банковская инфраструктура и ее особенности в современном хозяйстве.
| Модульная единица 3.2. Деятельность центральных банков
Цели и задачи организации центральных банков. Функции центральных банков. Организационная структура Центрального банка РФ (Банка России).
Особенности деятельности Центрального банка РФ (Банка России): проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков. валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Функции и организационная структура центральных банков; Англии, Франции, Японии, ФРГ, США.
| Модульная единица 3.3. Деятельность коммерческих банков.
Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Законодательные основы банковской деятельности.
Функции коммерческого банка: аккумуляция временно свободных денежных средств в депозиты, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Клиент банка. Договор банка с клиентом. Классификация банковских операций. Пассивные операции банка - операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних. Депозитные операции. Эмиссионные операции коммерческого банка. Значение пассивных операций в деятельности коммерческого банка.
Активные операции коммерческого банка - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. Классификация активных операций коммерческого банка по экономическому содержанию (ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, фондовые и гарантийные операции коммерческого банка); по степени риска; по характеру (направлениям) размещения средств (первичные, вторичные я инвестиционные); по уровню доходности.
Характеристика ссудных операций, их виды в зависимости от типа заемщика, способа обеспечения, сроков кредитования, характера кругооборота средств, объекта и субъектов кредитования, вида открываемого счета и других признаков.
Активно-пассивные операции коммерческого банка - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату. Виды активно-пассивных операций коммерческого банка. Трастовые операции банка.
Балансовые и забалансовые операции банка. Их краткая характеристика. Основные виды забалансовых операций. Понятие банковской ликвидности. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.
| Модульная единица 3.4. Денежно- кредитная политика.
Виды монетарных политик: жесткая и гибкая.
Стимулирующая:
§ снижение нормы резервных требований
§ снижение учетной ставки процента
§ покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая:
§ повышение нормы резервных требований
§ повышение учетной ставки процента
§ продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Методы денежно-кредитной политики: прямые и косвенные, общие и селективные.Операции на открытом рынке. Изменение минимальной резервной нормы. Изменение учетной ставки. Политика дешёвых денег. Политика дорогих денег.
| Модульная единица 3.5.Банковский контроль и надзор.
Сочетание контроля над деятельностью банков и регулирования банковской деятельности. Лицензирование, дистанционный (документарный) надзор, инспектирование на местах.
Основные цели надзора: 1)поддержание денежной и финансовой стабильности; 2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков; 3)защита интересов вкладчиков.
|
1.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ЗАЯВЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Законченный и оформленный в соответствии с перечисленными выше требованиями курсовой проект сдается на кафедру «Финансы и кредит» и регистрируется инженером кафедры. Дата представления работы регистрируется в специальном журнале и фиксируется на титульном листе.
Курсовые проекты, представленные руководителю после установленного срока, принимаются только с разрешения заведующего кафедрой «Финансы и кредит» и защищаются в последнюю очередь.
Проверенный научным руководителем и допущенный к защите курсовой проект возвращается студенту для подготовки его к защите. Возможные критерии оценки курсовой работы представлены в Приложении 1. Автор имеет право доработать, исправить представленный материал, добавить новые страницы к проверенному тексту. Пометки, вопросы и замечания руководителя, как и весь старый текст, не могут быть изъяты из работы.
Защита курсового проекта является важным и завершающим этапом. На защиту студент подготавливает краткое сообщение (не более 7 минут). Рекомендуемая примерная структура доклада может включать следующие вопросы:
актуальность темы работы, степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе, обеспеченность нормативно-правовыми актами, основные проблемы, положенные в основу исследования; цель курсовой работы и ее задачи; предмет и объект исследования; методы исследования, структура курсового проекта; выводы, предложения и рекомендации, сформулированные по итогам исследования.
Для иллюстрации основных положений доклада студентом может использоваться вспомогательный материал: схемы, рисунки, таблицы, чертежи, расчеты. Материал может предлагаться в сброшюрованном виде на бумажных носителях или воспроизводится при помощи специальных технических средств.
Защищенные курсовые проекты хранятся на кафедре «Финансы и кредит» до получения студентом диплома о высшем образовании установленного образца.
Научный руководитель, ознакомившись с курсовым проектом, дает письменный отзыв, в котором оценивает ее содержание, стиль изложения и внешнее оформление, отмечает достоинства и недостатки работы. Если работа удовлетворяет предъявленным требованиям, то руководитель допускает ее к защите.
Возможна письменная доработка курсового проекта.
Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений работы, ответов на недостатки, указанные в отзыве, и на вопросы ведущего защиту преподавателя. Оценивается работа на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». В случае неудовлетворительной оценки назначается новый срок защиты курсовой работы. Положительная оценка заносится в зачетную книжку и ставится на титульном листе работы.
В случае несогласия студента с оценкой научного руководителя, заведующим кафедрой назначается комиссия, которая состоит из научного руководителя и преподавателя кафедры.
Выполненный и защищенный курсовой проект остается и хранится на кафедре установленный срок.
Таблица 1 - Распределение баллов для оценки курсового проекта
Вид работы
| Максимально возможный балл при оценке курсового проекта
| Итого
| Актуальность темы
| Объём и качество привлеченного материала
| Соответствие темы и содержания
| Оформление работы
| Доклад
| Презентация
| Защита
| Курсовой проект
|
|
|
|
|
|
|
|
| Критерии оценки:
60-73 балла – удовлетворительно;
74-86 – хорошо;
87 и более – отлично.
|