Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и задачи курса. Компетенции, формируемые в процессе обучения





Целями освоения дисциплины «Деньги, кредит, банки» являются формирование у студентов фундаментальных знаний в области теории денег, кредита и банков, получение студентами навыков систематизации и оценки процессов в денежно-кредитной сфере, а также подготовка студентов к изучению практических аспектов функционирования денежно-кредитных отношений.

Задачи курса:

¾ дать представление о сущности денег, кредита и банков;

¾ изучить мировой опыт функционирования денежного и кредитного рынков, банковской системы;

¾ проанализировать нормативно-правовую базу денежно-кредитной системы в России;

¾ изучить теоретические основы, а также методы анализа денежного и кредитного рынка, банковской системы;

¾ раскрыть особенности оценки деятельности кредитных организаций;

¾ изучить состояние денежного и кредитного рынков рынка в России.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

¾ основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

¾ закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

¾ основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

¾ основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Уметь:

¾ анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

¾ выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

¾ использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

¾ анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

¾ анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

--- Владеть:

¾ современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

¾ методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

¾ современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро - и макроуровне;

¾ навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Модуль 1. Деньги
Модульная единица 1. 1. Необходимость и предпосылки появления и применения денег Необходимость и предпосылки возникновения денег. Характеристика денег как экономической категории. Виды денег, особенности их трансфор­мации. Теории денег и их развитие в современных условиях.
Модульная единица 1.2. Эволюция форм и видов денег Полноценные деньги. Неполноценные деньги. Демонетизацией золота. Виды неполноценных денег. Государственные бумажные деньги. Кредитные деньги: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, пластиковые карточки. Разменные (билонные) монеты.
Модульная единица 1.3. Функции и роль денег. Сущность денег. Содержание и значение функции меры стоимости. Масштаб цен. Счет­ные деньги. Деньги в функции средства обращения. Содержание, назначение и особенности функционирования денег в качестве средства платежа. Функ­ция средства накопления. Виды денежных накоплений. Деньги в сфере международного экономического оборота. Денежная масса, необходимая для осуществления функций денег. Денежные агрегаты. Денежная база.
Модульная единица 1.4. Денежная система и ее виды Понятие денежной системы страны. Элементы денежной системы. Генезис развития денежных систем. Денежные системы развитых зарубежных стран. Состояние и перспективы развития денежной системы России.
Модульная единица 1.5. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Понятие и виды денежной эмиссии. Кредитный характер современной денежной эмиссии. Эмиссия безналичных денег. Сущность и механизм бан­ковского (депозитного) мультипликатора. Налично-денежная эмиссия.
Модульная единица 1.6. Безналичный денежный оборот и его организация. Понятие безналичного денежного оборота. Факторы, определяющие объем и структуру безналичного денежного оборота, скорость движения де­нежных средств. Система безналичных расчетов, ее основные элементы: ви­ды счетов, открываемых в банках; виды расчетных документов, используе­мых для совершения платежных операций; порядок документооборота; спо­соб платежа; формы безналичных расчетов. Аккредитивная форма расчетов. Расчеты платежными поручениями, расчеты плановыми платежами. Расчеты чеками. Межбанковские расчеты. Корреспондентские отношения и система межбанковских расчетов. Перспективы развития безналичных расчетов.
Модульная единица 1.7. Наличный денежный оборот и его организация Понятие наличного денежного оборота. Схема налично-денежных пото­ков в хозяйстве. Принципы организации налично-денежного оборота.
Модульная единица 1.8. Инфляция Сущность и формы проявления инфляции. Закономерности инфляци­онного процесса. Виды инфляции. Причины инфляции. Финансовые и де­нежно-кредитные факторы инфляции. Влияние инфляции на экономику. Ре­гулирование инфляции: методы, границы, противоречия. Причины и особен­ности проявления инфляции в России. Основные направления антиинфляци­онной политики. Денежная реформа как способ радикального изменения де­нежной системы. Цели, предпосылки, последствия денежных реформ. Изме­нение денежной системы, не имеющие характера денежной реформы. Нул­лификация, девальвация, ревальвация, деноминация.
Модульная единица 1.9. Денежные системы отдельных стран. Денежные системы Европы (до Шенгенского соглашения). Современная денежная система ЕС. Денежные системы в странах Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Денежная система США.
Модульная единица 1.10. Основы международных валютных и расчетных отношений. Денежные системы отдельных стран. Валютные отношения и валютная система. Элементы, эволюция миро­вой валютной системы. Валютная система России. Европейская валютная система. Валютный курс как экономическая категория. Режим валютных курсов. Факторы, влияющие на валютный курс. Международные расчеты. Валютные клиринги. Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
МОДУЛЬ 2. Кредит
Модульная единица 2.1. Необходимость и сущность кредита Необходимость и возможность кредита. Сущность кредита. Дискуссии по вопросу сущности кредита. Структура кредита, ее элементы. Кредитная сделка как организующий элемент кредита. Стадии движения кредита. Кредит как важнейшая часть товарно-денежных отношений. Денежные накопления и ссудный капитал. Взаимосвязь кредита и денег в системе эко­номических отношений.
Модульная единица 2.2.Функции и законы кредита. Методологические основы анализа функции кредита. Характеристика перераспределительной функции кредита и функций замещения. Законы кре­дита. Теории кредита и их эволюция в экономической науке.
Модульная единица 2.3. Формы и виды кредита. Классификация форм кредита в зависимости от характера стоимости, характера кредитора и заемщика, характера целевых потребностей заемщика. Банковская форма кредита и его особенности. Коммерческий кредит, его эволюция и особенности, Особенности государственного, международного и потребительского кредита. Виды кредитов. Международный кредит: сущность, функции, основные формы. Меж­дународные финансовые потоки и мировые рынки. Мировой кредитный ры­нок. Рынки золота.
Модульная единица 2.4. Ссудный капитал и ссудный процент. Ссудный капитал. Сущность и функции ссудного процента. Использование ссудного про­цента. Границы ссудного процента и источники его уплаты. Критерии диф­ференциации уровня процентных ставок. Методы вычисления ссудного про­цента. Роль ссудного процента в рыночной экономике.
МОДУЛЬ 3. Банки
Модульная единица 3.1. Банковская система и ее элементы. Понятие банковской системы и ее свойства. Типы банковских систем. Различие между административно-командной и рыночной банковскими сис­темами. Факторы, определяющие развитие банковской системы- Факторы, определяющие современное состояние банковской системы. Характеристика элементов банковской системы. Сущность банка как элемента банковской системы. Определения банка как предприятия, как кре­дитной организации. Два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации (общее и различие). Функции и роль банка в эконо­мике. Виды банков по типу собственности, правовой организации, функцио­нальному назначению, характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштаба деятельности. Банковская инфраструктура и ее особенности в современном хозяйстве.
Модульная единица 3.2. Деятельность центральных банков Цели и задачи организации центральных банков. Функции централь­ных банков. Организационная структура Центрального банка РФ (Банка Рос­сии). Особенности деятельности Центрального банка РФ (Банка России): проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков. валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслужи­вание государственного бюджета. Функции и организационная структура центральных банков; Англии, Франции, Японии, ФРГ, США.
Модульная единица 3.3. Деятельность коммерческих банков. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Законо­дательные основы банковской деятельности. Функции коммерческого банка: аккумуляция временно свободных де­нежных средств в депозиты, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры. Понятие банковской услуги и ее основ­ные характеристики. Клиент банка. Договор банка с клиентом. Классифика­ция банковских операций. Пассивные операции банка - операции по при­влечению средств в банки и формированию ресурсов последних. Депозитные операции. Эмиссионные операции коммерческого банка. Значение пассив­ных операций в деятельности коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для полу­чения прибыли и поддержания ликвидности. Классификация активных опе­раций коммерческого банка по экономическому содержанию (ссудные, рас­четные, кассовые, инвестиционные, фондовые и гарантийные операции ком­мерческого банка); по степени риска; по характеру (направлениям) размеще­ния средств (первичные, вторичные я инвестиционные); по уровню доходно­сти. Характеристика ссудных операций, их виды в зависимости от типа за­емщика, способа обеспечения, сроков кредитования, характера кругооборота средств, объекта и субъектов кредитования, вида открываемого счета и дру­гих признаков. Активно-пассивные операции коммерческого банка - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату. Виды активно-пассивных операций коммерческого банка. Трастовые операции банка. Балансовые и забалансовые операции банка. Их краткая характеристи­ка. Основные виды забалансовых операций. Понятие банковской ликвидности. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.
Модульная единица 3.4. Денежно- кредитная политика. Виды монетарных политик: жесткая и гибкая. Стимулирующая: § снижение нормы резервных требований § снижение учетной ставки процента § покупка центральным банком государственных ценных бумаг. Сдерживающая: § повышение нормы резервных требований § повышение учетной ставки процента § продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Методы денежно-кредитной политики: прямые и косвенные, общие и селективные.Операции на открытом рынке. Изменение минимальной резервной нормы. Изменение учетной ставки. Политика дешёвых денег. Политика дорогих денег.
Модульная единица 3.5.Банковский контроль и надзор. Сочетание контроля над деятельностью банков и регулирования банковской деятельности. Лицензирование, дистанционный (документарный) надзор, инспектирование на местах. Основные цели надзора: 1)поддержание денежной и финансовой стабильности; 2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков; 3)защита интересов вкладчиков.

 

 

1.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ЗАЯВЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Законченный и оформленный в соответствии с перечисленными выше требованиями курсовой проект сдается на кафедру «Финансы и кредит» и ре­гистрируется инженером кафедры. Дата представления работы регистрируется в специальном журнале и фиксируется на титульном листе.

Курсовые проекты, представленные руководителю после установленного срока, принимаются только с разрешения заведующего кафедрой «Финансы и кредит» и защищаются в последнюю очередь.

Проверенный научным руководителем и допущенный к защите курсовой проект возвращается студенту для подготовки его к защите. Возможные критерии оценки курсовой работы представлены в Приложении 1. Автор имеет право доработать, исправить представленный материал, добавить новые страницы к проверенному тексту. Пометки, вопросы и замечания руководителя, как и весь старый текст, не могут быть изъяты из работы.

Защита курсового проекта является важным и завершающим этапом. На защиту студент подготавливает краткое сообщение (не более 7 минут). Рекомендуемая примерная струк­тура доклада может включать следующие вопросы:

актуальность темы работы, степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе, обеспеченность нормативно-правовыми актами, основные проблемы, положенные в основу исследования; цель курсовой работы и ее задачи; предмет и объект исследования; методы исследования, структура курсового проекта; выводы, предложения и рекомендации, сформулированные по итогам исследования.

Для иллюстрации основных положений доклада студентом может ис­пользоваться вспомогательный материал: схемы, рисунки, таблицы, чертежи, расчеты. Материал может предлагаться в сброшюрованном виде на бумажных носителях или воспроизводится при помощи специальных техни­ческих средств.

Защищенные курсовые проекты хранятся на кафедре «Финансы и кредит» до получения студентом диплома о высшем образовании установленно­го образца.

Научный руководитель, ознакомившись с курсовым проектом, дает письменный отзыв, в котором оценивает ее содержание, стиль изложения и внешнее оформление, отмечает достоинства и недостатки работы. Если работа удовлетворяет предъявленным требованиям, то руководитель допускает ее к защите.

Возможна письменная доработка курсового проекта.

Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений работы, ответов на недостатки, указанные в отзыве, и на вопросы ведущего защиту преподавателя. Оценивается работа на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». В случае неудовлетворительной оценки назначается новый срок защиты курсовой работы. Положительная оценка заносится в зачетную книжку и ставится на титульном листе работы.

В случае несогласия студента с оценкой научного руководителя, заведующим кафедрой назначается комиссия, которая состоит из научного руководителя и преподавателя кафедры.

Выполненный и защищенный курсовой проект остается и хранится на кафедре установленный срок.

Таблица 1 - Распределение баллов для оценки курсового проекта

 

Вид работы Максимально возможный балл при оценке курсового проекта Итого
Актуальность темы Объём и качество привлеченного материала Соответствие темы и содержания Оформление работы Доклад Презентация Защита
Курсовой проект                

Критерии оценки:

60-73 балла – удовлетворительно;

74-86 – хорошо;

87 и более – отлично.

 

Date: 2015-10-18; view: 430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию