Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса и предложения





Итак, мы уже знаем, что спрос на товар и его предложение зависят от цены и неценовых факторов. Однако необходимо знать, и как в количественном отношении изменяются спрос и предложение под воз-Действием указанных факторов. Эта задача решается при помощи понятий эластичности спроса и предложения.

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1/0"Ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Она измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене (Ed). Рассмотрим более подробно этот показатель. Если


68 Раздел II. Микроэкономика


Глава 4. Спрос и предложение, рыночное равновесие



 


 

Q – это количество спрашиваемого товара, а Р – его цена, то коэффициент эластичности спроса по цене равен:

где ^коэффициент эластичности спроса по цене; % Q – процентное изменение количества требуемого товара; % Р – процентное изменение цены.

Напомним, что процентное изменение переменной равно абсолютному изменению переменной, деленному на первоначальное значение переменной, и умноженному на 100%:

Точно так же

Коэффициент эластичности спроса по цене обычно представляет собой отрицательную величину, так как кривая спроса показывает обратную зависимость спроса от цены (если числитель положительный, то знаменатель отрицательный, и наоборот). Но экономисты всего мира игнорируют отрицательный знак коэффициента эластичности и показывают только его абсолютную величину. Однако коэффициент эластичности спроса по цене может быть и положительным. Это бывает в следующих случаях:

1. Для таких товаров, как соль, спички, хлеб и т.д. увеличение цены не приводит к снижению спроса (цены на эти товары должны находиться под контролем государства).

2. Когда рынки заполнены товарами, потребность в которых насыщена. Тогда небольшое снижение цены не приведет к увеличению спроса (он может даже уменьшиться).

3. На рынках ряда продовольственных товаров (например, картофель, макароны). Если уровень экономического развития страны, очень низок, то основная масса населения тратит на их приобретение большую часть доходов. В случае общего повышения цен спрос на эти товары еще более возрастает. В мировой экономической литературе это явление получило название эффекта Гиффена.


4. В случае безудержной инфляции, когда повышение цен способствует ажиотажному росту спроса.

Спрос называется эластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности больше 1). Например, уменьшение цены на апельсины на 33% привело к увеличению спроса на них на 50% (Ed = = 1,5), т. е. спрос на апельсины эластичен по цене. Если спрос эластичен по цене, то ее снижение приводит к увеличению общей выручки за счет увеличения объема продаж (рис. 4.6). При первоначальной цене (Р() общая выручка (произведение цены Р( и количества товара Q) равна площади прямоугольника P^AQfi. Если цена снизится до Р, то спрос увеличится до Q.,. Общая выручка при этом будет равна площади прямоугольника P2BQ20, что, очевидно, больше, чем первоначальная выручка. Следовательно, если спрос эластичен по цене, то предпринимателю выгодно снижать цены.



Рис. 4.7. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос

Рис. 4.6. Изменение выручки при эластичном спросе

Спрос называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности меньше 1). Например, цена на товар увеличилась на 3%, а спрос при этом уменьшился только на 1% (Ed = = 0,3), т. е. спрос на данный товар неэластичен по цене. Если спрос неэластичен по цене, то уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, ока-



Раздел II. Микроэкономика


Глава 4. Спрос и предложение, рыночное равновесие



 


зывается больше прироста выручки за счет расширения объема продаж. Предпринимателю в этом случае не выгодно снижать цену.

Спрос имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене здесь равен 1. В случае единичной эластичности изменение цены не приводит к изменению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, будет равна приросту выручки за счет расширения объема продаж.

Спрос также может быть совершенно неэластичным и совершенно эластичным. В первом случае покупатели абсолютно никак не реагируют на изменение цены (кривая спроса D на рис. 4.7, £,= 0). Примером совершенно неэластичного спроса может быть спрос на жизненно необходимые лекарства. Во втором случае покупатели по данной цене приобретут любое количество товара, а если цена повысится, то не приобретут ничего (кривая спроса Dx на рис. 4.7, Ed здесь равен бесконечности). С совершенно эластичным спросом сталкивается небольшая конкурентная фирма на большом рынке. Если такая фирма назначит более высокую цену, то она потеряет всех покупателей.

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ценовая эластичность предложения, или эластичность предложения по цене, показывает чувствительность предложения к изменению рыночной цены. Она представляет собой процентное изменение величины предложения товара, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Ценовая эластичность предложения измеряется коэффициентом эластичности предложения по цене (Е).

где Es – коэффициент эластичности предложения по цене; %AQ – процентное изменение количества предлагаемого товара; %АР – процентное изменение цены.

Предложение называется эластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности здесь больше 1 (кривая 5, на рис. 4.8).


Рис. 4.8. Эластичность предложения

Рис. 4.9. Крайние случаи эластичности предложения

Предложение называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности здесь меньше 1 (кривая 5, на рис. 4.8).

Предложение имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене здесь равен 1 (кривая S3 на рис. 4.8).

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения – совершенно эластичное (кривая 5( на рис. 4.9, Es равен бесконечности) и абсолютно неэластичное (кривая 52 на рис. 4.9, Es = 0). Примером абсолютно эластичного предложения может служить кривая предложения труда на совершенно конкурентном рынке труда, а примером абсолютно неэластичного предложения – кривая предложения земли.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ

Как нам уже известно, изменения в доходе потребителя влияют на изменения объема спроса: для нормальных товаров кривая спроса сдвигается вправо, а для товаров низшей категории – влево. Чувствительность спроса к изменениям в Доходе потребителя измеряется при помощи эластичности спроса по Доходу. Эластичность спроса по доходу это процентное изменение спроса, вызванное 1%-ным изменением дохода:

V



Раздел II. Микроэкономика


Глава 4. Спрос и предложение, рыночное равновесие



 


где Et коэффициент эластичности спроса по доходу; % AQ – процентное изменение количества спрашиваемого товара; % А/ – процентное изменение дохода.

Для нормальных товаров эластичность спроса по доходу – величина положительная (£^0), так как с увеличением дохода спрос на эти товары увеличивается; а для товаров низшей категории – отрицательная (£;<0), так как с увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается. Спрос на предметы роскоши обычно эластичен по доходу (E^i), а предметы первой необходимости имеют неэластичный спрос по доходу (Е<1). У богатых людей с ростом дохода доля потребительских расходов, приходящаяся на предметы первой необходимости, такие, как хлеб и обувь, падает. У бедных же большая часть доходов тратится на предметы первой необходимости. Таким образом, по мере того, как страна становится богаче (растет уровень благосостояния общества), отрасли, производящие товары низшей категории, сокращают выпуск продукции. Темпы роста отраслей, производящих товары первой необходимости, ниже средних, а темпы роста отраслей, производящих предметы роскоши, выше средних.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Как нам уже известно, спрос на товары зависит также от цен на взаимосвязанные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары. Для того, чтобы выявить количественно эту зависимость, в экономике используется понятие перекрестной эластичности. Перекрестная эластичность спроса по цене это процентное изменение спроса на один товар, вызванное 1%-ным изменением цены другого товара:

где Д£ – коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене товара i по отношению к товару^; %AQ, – процентное изменение спроса на товар г; %АР. – процентное изменение цены товара j.

Для взаимозаменяемых товаров коэффициент перекрестной эластичности положителен {Е. >0), так как с повышением цены на один товар увеличивается спрос на другой (повышается цена говядины – растет спрос на свинину). Чем больше положительный коэффициент эластичности между любой парой товаров, тем с большей легкос-


тью покупатели заменяют один товар другим. Для взаимодополняемых товаров коэффициент перекрестной эластичности отрицателен <0), так как с ростом цены на один товар снижается спрос на другой (повышается цена DVD-плейеров – снижается спрос на компакт-диски). Высокая отрицательная перекрестная эластичность свидетельствует о важной дополняемости товаров.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ

Сейчас мы поговорим о времени, в течение которого покупатели и продавцы реагируют на изменение цен, т. е. о краткосрочной и долгосроч-ной кривых спроса и предложения. Краткосрочная кривая спроса показывает зависимость спроса от цены в случае, если покупатели не полностью приспособились к ее изменению. Например, когда цена на нефть, а значит, и на бензин резко возрастает, покупатели не могут сразу на это среагировать, так как имеют марки автомобилей, потребляющие большое количество топлива. Спрос на бензин оказывается неэластичным по цене в краткосрочном периоде (кривая спроса Ds на рис. 4.10). Со временем одни покупатели продадут свои автомобили и станут пользоваться общественным транспортом, другие сменят автомобили на малолитражные и т. д., т. е. в долгосрочном периоде спрос становится более эластичным, а, следовательно, кривая спроса сдвинется и станет более эластичной (Г^на рис. 4.10). Таким образом, долгосрочная кривая спроса показывает зависимость спроса от цены в ситуации, когда покупатели имеют возможность полностью приспособиться(адаптироваться) к ее изменению. Долгосрочные кривые спроса в целом более эластичны, чем краткосрочные. При дальнейшем повышении цен продавцы нефти (бензина) могут оказаться в затруднительном положении, когда цена на бензин начнет падать. Повышение цены, выгодное продавцам в краткосрочном периоде, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочном периоде.

Рис. 4.10. Спрос в краткосрочном и долгосрочном периодах

Долгосрочная кривая предложения показывает зависимость



Раздел II. Микроэкономика


4. Спрос и предложение, рыночное равновесие



 


предложения от цены в ситуации, когда фирмы имели возможность полностью приспособиться к ее изменению.

Краткосрочная кривая предложения, напротив, иллюстрирует ситуацию, когда продавцы не полностью адаптировались к изменению цены. Реакция предложения фирм в краткосрочном периоде является ограниченной, так как используемые ими ресурсы (размер магазина, участок земли, оборудование и пр.) не могут быть быстро изменены. Можно, конечно, расширить выпуск продукции путем введения ночных смен, сверхурочной работы и т. д., но это относительно дорого. В целом же кривая предложения более эластична в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Фирма должна иметь время, чтобы запустить производство на новом предприятии, купить и установить новое оборудование, подготовить новый персонал и пр. Рассматривая эластичность предложения во времени, экономисты выделяют еще и кратчайший период. Он настолько мал, что производители вообще не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Кривая предложения здесь будет совершенно неэластичной.

* * *

В данной главе мы рассмотрели теорию спроса и предложения: познакомились с понятиями спроса и предложения, их неценовыми факторами, механизмом образования равновесной цены (на примере «паутинообразной» модели), а также с эластичностью спроса и предложения. Кроме того, нами были выявлены особенности спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах.

&. Вопросы для повторения

1. Что изучает микроэкономика?

2. Что такое спрос и чем он отличается от объема покупок?

3. В чем сущность закона спроса?

4. Каковы причины существования обратной связи между ценой и спросом?

5. Нарисуйте кривые спроса и предложения и охарактеризуйте их.

6. Какие неценовые детерминанты спроса вы можете назвать? Как они влияют на спрос?

7. Что такое предложение товара и чем оно отличается от объема продаж?

8. В чем сущность закона предложения?

9. Как неценовые факторы влияют на предложение?


Ю Что такое рыночное равновесие? Рассмотрите рыночное равновесие на

примере модели «паутины». 11 Что представляет собой ценовая эластичность спроса и предложения?

12. Какие крайние случаи эластичности спроса и предложения по цене вы можете назвать?

13. Что представляет собой эластичность спроса по доходу? Что такое перекрестная эластичность?

14. Каково практическое применение теории эластичности?

15. Чем характеризуются спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах? Что такое кратчайший период?

Date: 2015-10-21; view: 395; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию