Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неценовые детерминанты спроса





Камаев В.Д.

Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Иль-чиков, Т. А. Борисовская. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 384 с.

ISBN 978-5-406-00844-7


РАЗДЕЛ II

МИКРОЭКОНОМИКА


Глава 4. Спрос и предложение, рыночное равновесие 59


Глава 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Мы начнем изучение этого раздело экономической теории с теории спроса и предложения: подробно рассмотрим вопросы рыночного ценообразования и его влияние на хозяйственную практику, при этом познакомимся с понятиями спроса и предложения, механизмом образования равновесной цены, а также с эластичностью спроса и предложения. Разработанная модель спроса и предложения является общей и может быть применима к любому рынку, будь то рынок недвижимости, автомобилей, услуг общественного питания, парикмахерских услуг и т. д.

СПРОС. ЗАКОН СПРОСА.

НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА

СПРОС. ЗАКОН СПРОСА

Спрос это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается


цена на бананы – 10 рублей за 1 килограмм, то спрос будет очень высоким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупок – как покупателями, так и продавцами. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?

1. Чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще.

2. Более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар.

Эти две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Например, снижение цены на говядину позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе этого позволить.

3. Низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить по требление более дорогостоящих товаров-заменителей.

Эту причину называют еще эффектом замещения. Например, при снижении цены на говядину у покупателей появляется стимул приобретать ее вместо более дорогостоящих свинины, телятины и пр.

Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Связь между ценой и спросом на любой товар может быть представлена в виде шкалы спроса на этот товар, которая представляет собой таблицу, отражающую обратную связь между ценой на товар, например, на бананы и спросом на него (прочие факторы, о которых мы будем говорить позже, остаются неизменными) (табл. 4.1).

Таблица 4.1 Шкала спроса на бананы (данные гипотетические)

 

Цена за 1 кг, руб. Недельная потребность в продукте семьи, состоящей из трех человек, кг
  0,5
   
   
   


Раздел II. Микроэкономика


Глава 4. Спрос и предложение, рыночное равновесие



 


Из табл. 4.1 видно, что у покупателей существуют намерения приобретать бананы по данной цене, но не ясно, какая из четырех возможных цен реально существует на рынке. Спрос при этом должен относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, году, иначе нет смысла в сравнительном анализе.

КРИВАЯ СПРОСА

Характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством товара, которое потребитель желает и в состоянии купить (Q) по каждой из этих цен (Р) при неизменности прочих факторов, можно показать на графике с помощью кривой спроса (D). Обычно она является убывающей (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Кривая спроса

Охарактеризуем кривую спроса:

1. Любой точке на кривой спроса D соответствуют определенные значения двух переменных: цены (Р) и количества товаров (Q), на которое предъявлен спрос.

2. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, поскольку с ростом цены спрос падает.

3. Крутизна наклона может быть большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков.

4. Сам по себе наклон кривой спроса – это графическая иллюстрация закона убывающей предельной полезности (см. гл. 5). Полезность каждой новой потребленной единицы блага меньше, чем предыдущей, так как происходит насыщение потребности. Поэтому покупать больше товаров потребитель будет только по более низкой цене.


5. Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины спроса, т. е. причиной изменения величины спроса является изменение цены на данный товар. Например, цена на услуги парикмахерских увеличилась – число клиентов снизилось. Остальные факторы спроса остаются при этом неизменными. Если же эти факторы (неценовые детерминанты) изменяются, то кривая спроса сдвигается либо влево, если спрос уменьшается, либо вправо, если спрос увеличивается. Тогда мы говорим об изменении спроса, или объема спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА

К основным неценовым детерминантам спроса относятся:

1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами: увеличение дохода способствует увеличению спроса на мясо, фрукты, ювелирные изделия, автомобили, шубы из натурального меха и т. д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории (маргарин, ношеная одежда, шины, бывшие в употреблении, и пр.) спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары сокращается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.

2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным относятся товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные товары). Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой. К взаимозаменяемым товарам можно отнести медь—алюминий, сливочное масло—маргарин, говядина—свинина и т. д. В случае повышения цены на свинину кривая спроса на говядину сдвигается вправо. Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой: автомобиль – бензин, кофе в зернах – кофемолка, молоток – гвозди, DVD-плейеры – компакт-диски и т. д. В случае повышения цен на DVD-плейеры снижается спрос на компакт-диски (так как меньше людей будет покупать DVD-плейеры). Кривая спроса на компакт-диски сдвигается влево.

3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обыча-ев' °°Разования, моды, рекламы и т. д. При их изменении кривая спро-

а На отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.



Date: 2015-10-21; view: 523; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию