Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уверенность при публичном выступлении





Тема 10. Публичное выступление

1. Уверенность при публичном выступлении

2. Анализ речевого поведения

3. Логические аспекты риторики

4. Деловая дискуссия

 

Уверенность при публичном выступлении

Риторика [греч.] - теория и искусство ораторской речи.

Классическая риторика - наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства; теория художественной речи.

Современная риторика — теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонирующей) речи. Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Эффективность речи определяется наименьшими потерями в процессе ее передачи от говорящего к слушателю во всех трех типах информации, которые обычно содержатся в речи: понятийно-логической, оценочной (+ или —), эмоциональной. Целесообразность речи - ее соответствие цели говорящего, его речевому намерению. Воздейственность речи - способность пробудить ум и чувство, склонить слушателя сперва прислушаться, благосклонно и заинтересованно, а затем убедить принять ту картину мира, которую предложит ему говорящий. Гармонирующая роль речи заключается в необходимости обеспечения наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивного решения возникающих конфликтов, объединения участников общения.

Сценический страх (аудиторный шок) - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи.

По сравнению с речью в обычных условиях:

1) возрастает количество и длительность пауз (так наз. паузы нерешительности). Внешне такое поведение выглядит как если бы говорящий не знал, что ему говорить: речь часто начинается с „гм", „кх", „ну"; в середине фразы нередки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа „это", „такой", „в общем" и т.п.; часты заполнители молчания — „видите ли", „знаете ли", „вот", „ну";

2) происходит снижение словарного разнообразия: говорящий употребляет слова, наиболее характерные для его повседневной лексики;

3) напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью: „Так, о чем эта инструкция? Ну, в общем... охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних";

4) дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-л.;

5) из-за сокращения (а иногда даже спазма) челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) неотчетлива, голос звучит непривычно высоко, пронзительно;

6) во рту пересыхает (нарушается слюновыделение), приходится все время „глотать", что не способствует говорению, на лбу выступает пот;

7) возникают непроизвольные, бессознательные движения (так наз. „манеризмы": кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руку в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почесывается).

Природа аудиторного шока (сценического страха) и, соответственно, приёмы его преодоления были объектом исследования и физиологов, и психологов, и тренеров спортивных команд, и актёров. Это состояние, которое подавляет человека и физически, и морально, снижает возможности работы интеллекта. Вызывается тем, что во всех сферах возникают зажимы: и психические, и интеллектуальные, и мускульные, и дыхательные. Для освобождения от зажимов предлагаются две группы упражнений: 1 — для обретения внутренней свободы духа, освобождения от всякого рода комплексов и условностей, 2 — для свободы движений, пластики тела.

Высказывание - единица сообщения, обладающая смысловой целостностью и могущая быть воспринятой слушающим в данных условиях языкового общения. Замысел высказывания - план действий, планируемый результат в деятельности.

Процесс создания высказывания:

1 - изобретение мыслей (процесс создания замысла с его операциями: анализ ситуации, потребности)

2 - расположение мыслей (определение структуры в соответствии с жанром высказывания)

3- украшение мыслей (выбор средств и фигур)

4 - запоминание

5 - исполнение

Ключевое понятие высказывания - предмет высказывания. Название ключевого понятия выносится в заголовок высказывания - тему.

Задача высказывания - конкретная ближайшая цель, которой высказывающийся намеревается достигнуть при общении: оставить в памяти людей определенную информацию, добиться, чтобы, глубоко осмыслив, слушатели поняли ее роль и место в мировоззрении; доказать необходимость использования этих знаний для перестройки деятельности в нужном направлении.

Характеристика адресата речи (высказывания) - риторическая операция, ориентирующая автора высказывания на результативность, на принятие его идеи слушателем, который способен принять идею, если она адресована ему и радикальна, т. е. затрагивает его личностно. Важно в их характеристике: а) предрасположенность слушателей к общению, наличие потребности к общению (можно определить по позам, мимике, жестам); б) подготовленность воспринимать и осмысливать материал, т.е. понимать его (наличие определенной информационной и интеллектуальной базы для восприятия новой информации); в) отношение к предлагаемым проблемам, оратору и общению в целом.

По существующей в социальной психологии шкале уровней понимания выделяются следующие уровни:

1. „О чем?" — слушатель имеет очень смутное представление о предмете, видит его только в самых общих чертах. Чаще всего он получает после общения только название предмета и представление в целом;

2. „О чем? + что?" - слушатель проникает в содержание предмета, может пересказать своими словами содержание услышанного, но своей позиции пока не имеет;

3. „О чем? + что? + как?" - слушатель пропускает новую информацию через себя, вырабатывая собственную позицию относительно предмета обсуждения;

4. „О чем? + что? + как? + зачем?" — слушатель „присвоил" информацию, вышел на уровень применения получаемых знаний о предмете, проецируя их на свою деятельность, опыт.

С точки зрения социальной психологии по типу отношений к автору высказывания различают следующие группы: конструктивная - слушатели выражают полное понимание, сочувствие, интерес, желание взаимодействовать, готовы искать решения, вносить конструктивные предложения; конфликтная - слушатели могут открыто или скрытно противодействовать автору по разным причинам (находятся в конфронтации к автору высказывания по идейным или научным позициям, „ворчуны" по типу характера, самоутверждаются за счет говорящего и др.); соглашательская - слушатели, не имеющие по обсуждаемому вопросу своего мнения и не обладающие достаточной компетентностью для его выработки, принимают любую точку зрения, если она убедительно изложена; инфантильная - те, кого вообще не интересует ничего, что не касается их личных маленьких забот и узкого круга бытовых проблем, нередко агрессивно „заряженные" ко всему, что не вписывается в их ожидания.

Date: 2015-10-21; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию