Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловая дискуссия





Развитие полемических умений в деловой дискуссии. Работа над суждением как формой мышления: тренировка умения видеть структуру суждения, определять вид суж­дения, обучение „хитростям" „выкладывания" те­зиса, что делает высказывание убедительным и ведёт к успеху в общении. Диалоги в области науки, в облас­ти политики и в области деловых отношений. Умение инициативно, смело выдвигать идеи и утверждать их в споре. Как вести спор. С кем спорить, а с кем не стоит вступать в полемику. Правила спора. Методы достижения победы в споре. Редакти­рование языкового оформления мысли. Редак­тирование, исправление речевых и грамматических ошибок (нелепости речи), совершенствование текста с точки зрения вырази­тельности (украшения речи).

Доказывание - установление истинности тезиса.

Концепция [лат. понимание, система] - определенный способ понимания, трактовки ка-кого-л. явления, процесса; основная точка зрения на явление, процесс. У оратора в публичной речи, должна быть определенная точка зрения, опора. Создавая замысел своего выступления, определив предмет речи, оратор в процессе поиска ответов на вопросы темы вырабатывает или выбирает теоретическую концепцию и предъявляет ее в начале своего высказывания в виде предисловия.

Позиция [лат. положение, расположение] - положение, обоснованное и обусловленное отношением к чему-л., выбранной концепцией (гуманиста/ фашиста; информатора/ полемиста; критика/ конструктивиста).

Тезис [греч. положение, утверждение] -1. Положение, истинность которого должна быть доказана. 2. Основополагающее утверждение какой-л. концепции, теории. Тезис высказывания - утверждение, подлежащее аргументации или доказательству, в ходе чего реализуется целевая установка высказывания (что растолковывается? что доказывается? в чем помогают убедиться?). Представляет некоторую систему положений; чаще всего развертывается поэтапно, иногда кажется, что автор выдвигает несколько тезисов, а рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Чтобы „вытащить" тезис из высказывания большого объема (статьи, монографии), надо действовать по следующему алгоритму:

1) прочитать текст и разделить его на структурные части;

2) отметить в предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса) и предложения-аргументы-доказательства, отделить аргументы от доказательств, ориентируясь на позиции текста (заголовок, абзацы и т.д.);

3) соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) „вытащенные" части тезиса и сформулировать тезис целиком.

Формулировка тезиса - сложная логико-лингвистическая задача. С точки зрения формальной логики тезис подчиняется следующим правилам:

1) формулируется четко и недвусмысленно;

2) на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же;

3) его истинность должна быть доказана неопровержимо;

4) доказательства не могут исходить из тезиса (иначе - порочный круг).

При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки:

Подмена тезиса - логическая ошибка в доказательстве: начав доказывать тезис, переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом. Происходит нарушение закона тождества тезиса: он на всем протяжении доказательства должен сохраняться одним и тем же. Опасность: создается иллюзия доказанности именно тезиса (доказывая: „Н. невиновен", аргументы: „Н. - хороший семьянин", „Н. - передовик производства" и т.п. вывод = Н. - хороший человек. Так же - при опровержении тезиса.

Расширение (сужение) субъекта тезиса - логическая ошибка в доказательстве: по мере развертывания высказывания, субъект суждения, представляющего тезис, меняет свой квантор: Вся группа сдала сессию с плохими результатами - > Большинство студентов … - > Некоторые студ...

Суждение - форма мысли, в которой реализуется отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанная с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности.

Состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, кванторного слова. Субъект суждения [лат. лежащий в основе] - предмет суждения, то, о чем говорится в данном суждении; логическое подлежащее;. Предикат суждения [лат. сказанный] - то, что говорится о предмете суждения, о субъекте; логическое сказуемое. Связка - выражает отношение между субъектом и предикатом суждения и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате. Связка выражается словом или группой слов („является", „не имеется", „есть" и т.д.) или подразумевается (обозначается тире). Кванторное слово (квантор) [лат. сколько] — слово, стоящее перед субъектом суждения (все, ни один, некоторые и т.д.) и указывающее, относится ли суждение ко всему объекту понятия, или к его части. „Ни один злой человек не бывает счастлив" субъектом (S) является понятие „злой человек", предикатом (Р) - понятие „счастлив", связка - „не бывает", кванторное слово выражено словосочетанием „ни один".

Простые суждения. В реальном мыслительном процессе часто применяется объединенная классификация суждений по качеству и количеству, т.е. по качеству связи (есть или не есть) и количеству (обо всем классе предметов, или о части этого класса, или об одном предмете идет речь в субъекте). Различают следующие виды суждений:

Общеутвердительное - общее по количеству и утвердительное по качеству. Его структура: „Всякое S есть Р"; обозначается буквой А. „Все дороги ведут в Рим";

Общеотрицательное - общее по количеству и отрицательное по качеству. Его структура: „Ни одно S не есть Р"; обозначается буквой Е. „Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков);

Частноутвердительное - частное по количеству и утвердительное по качеству. Его структура: „Некоторые S есть Р"; обозначается буквой I. „Некоторые лекарства опаснее самих болезней" (Сенека);

Частноотрицательные - частное по количеству и отрицательное по качеству. Его структура: „Некоторые S не есть Р"; обозначается буквой О. "Некоторые виды лжи не заслуживают порицания".

Сложные суждения - суждения, образованные из двух и более простых суждений с помощью различных логических союзов.

Сложное суждение, образованное из простых суждений с помощью логического союза „и", называется соединительным (конъюнктивным). „Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений" (Р. Лоуэлл). В этом суждении два субъекта (S1 - понятие „глупец" и S2 — понятие „покойник") и один общий для обоих субъектов предикат (Р). По существу, здесь два простых суждения, соединенных логическим союзом „и".

Сложное суждение, образованное из простых суждений с помощью логического союза или / либо, называется разделительным - дизъюнктивным. Различают слабую дизъюнкцию, когда союз или / либо имеет соединительно-разделительное значение, т.е. не придает исключающего смысла входящим в сложное суждение составляющим: „Люди обижают друг друга или из ненависти, или из зависти, или из презрения", и сильную дизъюнкцию (альтернативное суждение), когда логический союз или / либо имеет исключающе-разделяющее значение М.Е.Салтыков-Щедрин: „Либо в рыло, либо ручку пожалуйте" соединяются несовместимые суждения.

Сложное суждение, образованное из двух простых посредством логического союза если... то, называется условным (импликативным): „Если хочешь иметь друзей, то не будь мстительным". Аргумент, начинающийся словом если = основание, составляющая, со слова то, -следствие.

Дискуссия [лат. рассмотрение, исследование] - корректное по форме публичное обсуждение какого-л. спорного, обычно научного вопроса, высший разряд полемического диалога, т.к.: четкость формулировки темы, стремление прийти к единому мнению, найти решение, установить истину.

Диспут [лат рассуждать, спорить] -публичный спор на научную или общественно важную тему; характерно стремление, сопоставляя противоречивые суждения, прийти к единому мнению, общему решению, установить истину.

Полемика [греч. воинственный, враждебный] - острый спор, столкновение мнений по какому-л. вопросу. Полемический диалог - спор двоих: 1) сопоставление и противоборство различных точек зрения, идей; активно преследует цель выявить логические противоречия и заблуждения, разоблачает ложь и обман; 2) связан с аргументацией, т.к. вне доказательства (опровержения) он немыслим; 3) невозможен вне учета логического, психологического и нравственного компонентов. Полемика - это также еще и нравственная позиция полемистов, которая, как правило, определяет характер и направленность логических рассуждений сторон.

Спор - словесное состязание при обсуждении чего-л., в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; часто возникает стихийно, по инициативе одной из полемизирующих сторон; характерны не слишком четкая фиксация темы, вольное обращение с регламентом.

Спор ради: истины, победы (дело, самоутверждение, любовь побеждать), зрителей ( ТВ ), ради спора (безразлично, о чем).

Охват спора - способность полемиста держать в памяти общую картину спора, отдавая себе отчет, что сделано, что и для чего делается в данную минуту; дает возможность „владеть спором", намечать нападение и защиту, ставить ловушки, издали рассчитывая ходы.

Убеждение - воздействие оратора на эмоции, чувства слушателей с целью заставить с помощью психологических уловок, а не аргументов, поверить, что истинность тезиса доказана.

Психологические уловки - приемы, используемые в споре для победы, для убеждения или принуждения оппонента принять тезис.

Могут быть корректными (дозволенными):

- захват инициативы в споре (предложить свою формулировку предмета спора, план обсуждения, направлять ход спора в нужном для себя направлении);

- возложение бремени доказывания или опровержения на оппонента;

- концентрирование внимания и действия на наиболее слабом звене в аргументации оппонента;

- использование эффекта внезапности (использование возвратного довода);

- стремление взять последнее слово в споре и др.

Некорректными (недозволенными):

- аргумент к личности - ссылка на личные особенности оппонента, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства и недостатки;

- разновидности этого приема: аргументы к тщеславию (лесть), „навешивание ярлыков" и др.;

- аргументы к авторитету - ссылка на высказывания, мнения известных людей;

- аргументы к публике - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей;

- аргументы к силе - угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения или прямое применение каких-л. средств принуждения;

- аргументы к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия;

- аргумент к невежеству - использование таких фактов, положений, о которых оппонент ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он, как заведомо известно, не читал; в обойме таких приемов проходит и ложный довод, т.е. суждение, являющееся неистинным, причем говорящий знает об этом.

К психологическим некорректным уловкам относятся и намеренные логические ошибки: подмена тезиса и др. При несоблюдении правил формулировки тезиса возникают логические ошибки в доказательстве.

 

Date: 2015-10-21; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию