Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деловая дискуссия ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Развитие полемических умений в деловой дискуссии. Работа над суждением как формой мышления: тренировка умения видеть структуру суждения, определять вид суждения, обучение „хитростям" „выкладывания" тезиса, что делает высказывание убедительным и ведёт к успеху в общении. Диалоги в области науки, в области политики и в области деловых отношений. Умение инициативно, смело выдвигать идеи и утверждать их в споре. Как вести спор. С кем спорить, а с кем не стоит вступать в полемику. Правила спора. Методы достижения победы в споре. Редактирование языкового оформления мысли. Редактирование, исправление речевых и грамматических ошибок (нелепости речи), совершенствование текста с точки зрения выразительности (украшения речи). Доказывание - установление истинности тезиса. Концепция [лат. понимание, система] - определенный способ понимания, трактовки ка-кого-л. явления, процесса; основная точка зрения на явление, процесс. У оратора в публичной речи, должна быть определенная точка зрения, опора. Создавая замысел своего выступления, определив предмет речи, оратор в процессе поиска ответов на вопросы темы вырабатывает или выбирает теоретическую концепцию и предъявляет ее в начале своего высказывания в виде предисловия. Позиция [лат. положение, расположение] - положение, обоснованное и обусловленное отношением к чему-л., выбранной концепцией (гуманиста/ фашиста; информатора/ полемиста; критика/ конструктивиста). Тезис [греч. положение, утверждение] -1. Положение, истинность которого должна быть доказана. 2. Основополагающее утверждение какой-л. концепции, теории. Тезис высказывания - утверждение, подлежащее аргументации или доказательству, в ходе чего реализуется целевая установка высказывания (что растолковывается? что доказывается? в чем помогают убедиться?). Представляет некоторую систему положений; чаще всего развертывается поэтапно, иногда кажется, что автор выдвигает несколько тезисов, а рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи. Чтобы „вытащить" тезис из высказывания большого объема (статьи, монографии), надо действовать по следующему алгоритму: 1) прочитать текст и разделить его на структурные части; 2) отметить в предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса) и предложения-аргументы-доказательства, отделить аргументы от доказательств, ориентируясь на позиции текста (заголовок, абзацы и т.д.); 3) соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) „вытащенные" части тезиса и сформулировать тезис целиком. Формулировка тезиса - сложная логико-лингвистическая задача. С точки зрения формальной логики тезис подчиняется следующим правилам: 1) формулируется четко и недвусмысленно; 2) на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же; 3) его истинность должна быть доказана неопровержимо; 4) доказательства не могут исходить из тезиса (иначе - порочный круг). При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки: Подмена тезиса - логическая ошибка в доказательстве: начав доказывать тезис, переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом. Происходит нарушение закона тождества тезиса: он на всем протяжении доказательства должен сохраняться одним и тем же. Опасность: создается иллюзия доказанности именно тезиса (доказывая: „Н. невиновен", аргументы: „Н. - хороший семьянин", „Н. - передовик производства" и т.п. вывод = Н. - хороший человек. Так же - при опровержении тезиса. Расширение (сужение) субъекта тезиса - логическая ошибка в доказательстве: по мере развертывания высказывания, субъект суждения, представляющего тезис, меняет свой квантор: Вся группа сдала сессию с плохими результатами - > Большинство студентов … - > Некоторые студ... Суждение - форма мысли, в которой реализуется отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанная с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. Состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, кванторного слова. Субъект суждения [лат. лежащий в основе] - предмет суждения, то, о чем говорится в данном суждении; логическое подлежащее;. Предикат суждения [лат. сказанный] - то, что говорится о предмете суждения, о субъекте; логическое сказуемое. Связка - выражает отношение между субъектом и предикатом суждения и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате. Связка выражается словом или группой слов („является", „не имеется", „есть" и т.д.) или подразумевается (обозначается тире). Кванторное слово (квантор) [лат. сколько] — слово, стоящее перед субъектом суждения (все, ни один, некоторые и т.д.) и указывающее, относится ли суждение ко всему объекту понятия, или к его части. „Ни один злой человек не бывает счастлив" субъектом (S) является понятие „злой человек", предикатом (Р) - понятие „счастлив", связка - „не бывает", кванторное слово выражено словосочетанием „ни один". Простые суждения. В реальном мыслительном процессе часто применяется объединенная классификация суждений по качеству и количеству, т.е. по качеству связи (есть или не есть) и количеству (обо всем классе предметов, или о части этого класса, или об одном предмете идет речь в субъекте). Различают следующие виды суждений: Общеутвердительное - общее по количеству и утвердительное по качеству. Его структура: „Всякое S есть Р"; обозначается буквой А. „Все дороги ведут в Рим"; Общеотрицательное - общее по количеству и отрицательное по качеству. Его структура: „Ни одно S не есть Р"; обозначается буквой Е. „Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков); Частноутвердительное - частное по количеству и утвердительное по качеству. Его структура: „Некоторые S есть Р"; обозначается буквой I. „Некоторые лекарства опаснее самих болезней" (Сенека); Частноотрицательные - частное по количеству и отрицательное по качеству. Его структура: „Некоторые S не есть Р"; обозначается буквой О. "Некоторые виды лжи не заслуживают порицания". Сложные суждения - суждения, образованные из двух и более простых суждений с помощью различных логических союзов. Сложное суждение, образованное из простых суждений с помощью логического союза „и", называется соединительным (конъюнктивным). „Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений" (Р. Лоуэлл). В этом суждении два субъекта (S1 - понятие „глупец" и S2 — понятие „покойник") и один общий для обоих субъектов предикат (Р). По существу, здесь два простых суждения, соединенных логическим союзом „и". Сложное суждение, образованное из простых суждений с помощью логического союза или / либо, называется разделительным - дизъюнктивным. Различают слабую дизъюнкцию, когда союз или / либо имеет соединительно-разделительное значение, т.е. не придает исключающего смысла входящим в сложное суждение составляющим: „Люди обижают друг друга или из ненависти, или из зависти, или из презрения", и сильную дизъюнкцию (альтернативное суждение), когда логический союз или / либо имеет исключающе-разделяющее значение М.Е.Салтыков-Щедрин: „Либо в рыло, либо ручку пожалуйте" соединяются несовместимые суждения. Сложное суждение, образованное из двух простых посредством логического союза если... то, называется условным (импликативным): „Если хочешь иметь друзей, то не будь мстительным". Аргумент, начинающийся словом если = основание, составляющая, со слова то, -следствие. Дискуссия [лат. рассмотрение, исследование] - корректное по форме публичное обсуждение какого-л. спорного, обычно научного вопроса, высший разряд полемического диалога, т.к.: четкость формулировки темы, стремление прийти к единому мнению, найти решение, установить истину. Диспут [лат рассуждать, спорить] -публичный спор на научную или общественно важную тему; характерно стремление, сопоставляя противоречивые суждения, прийти к единому мнению, общему решению, установить истину. Полемика [греч. воинственный, враждебный] - острый спор, столкновение мнений по какому-л. вопросу. Полемический диалог - спор двоих: 1) сопоставление и противоборство различных точек зрения, идей; активно преследует цель выявить логические противоречия и заблуждения, разоблачает ложь и обман; 2) связан с аргументацией, т.к. вне доказательства (опровержения) он немыслим; 3) невозможен вне учета логического, психологического и нравственного компонентов. Полемика - это также еще и нравственная позиция полемистов, которая, как правило, определяет характер и направленность логических рассуждений сторон. Спор - словесное состязание при обсуждении чего-л., в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; часто возникает стихийно, по инициативе одной из полемизирующих сторон; характерны не слишком четкая фиксация темы, вольное обращение с регламентом. Спор ради: истины, победы (дело, самоутверждение, любовь побеждать), зрителей ( ТВ ), ради спора (безразлично, о чем). Охват спора - способность полемиста держать в памяти общую картину спора, отдавая себе отчет, что сделано, что и для чего делается в данную минуту; дает возможность „владеть спором", намечать нападение и защиту, ставить ловушки, издали рассчитывая ходы. Убеждение - воздействие оратора на эмоции, чувства слушателей с целью заставить с помощью психологических уловок, а не аргументов, поверить, что истинность тезиса доказана. Психологические уловки - приемы, используемые в споре для победы, для убеждения или принуждения оппонента принять тезис. Могут быть корректными (дозволенными): - захват инициативы в споре (предложить свою формулировку предмета спора, план обсуждения, направлять ход спора в нужном для себя направлении); - возложение бремени доказывания или опровержения на оппонента; - концентрирование внимания и действия на наиболее слабом звене в аргументации оппонента; - использование эффекта внезапности (использование возвратного довода); - стремление взять последнее слово в споре и др. Некорректными (недозволенными): - аргумент к личности - ссылка на личные особенности оппонента, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства и недостатки; - разновидности этого приема: аргументы к тщеславию (лесть), „навешивание ярлыков" и др.; - аргументы к авторитету - ссылка на высказывания, мнения известных людей; - аргументы к публике - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; - аргументы к силе - угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения или прямое применение каких-л. средств принуждения; - аргументы к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия; - аргумент к невежеству - использование таких фактов, положений, о которых оппонент ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он, как заведомо известно, не читал; в обойме таких приемов проходит и ложный довод, т.е. суждение, являющееся неистинным, причем говорящий знает об этом. К психологическим некорректным уловкам относятся и намеренные логические ошибки: подмена тезиса и др. При несоблюдении правил формулировки тезиса возникают логические ошибки в доказательстве.
|