Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запомните корни вместе с приметой написания





Корни Примеры и исключения
и р а - -мер- умирать – умереть, замирал – замер
и р а - -бер- Собирать – соберу, неразбериха. Искл.: побирушка, избирком (избирательный комитет)
-ст и л а - -стел- Расстилаю – расстелет
-бл и ст а - -блест- (блещ) Блистательный – блестящийблесна – -а флексия!)
и р а - -дер- придираться – раздерут, продирал – выдеру
-п и р а - -пер- Запирал – запер, распиравший – выперший
(с)т и р а ­ (с)тер- Стирающий – тереть, распростирать – распростёр. Искл.: постирушки, затируха
и г а - -жёг- поджигатель – поджёгший. Искл.: выжиг, выжига, выжиги, обжиг, розжиг
(с)ч и т а ­ (с)чет- высчитывать – вычел, рассчитать – чета. Искл.: сочетать, сочетание
­з ира - -зерк//ц- [36] презирать, взирать, озираться – созерцание, зерцало, зеркальный (ср. зéркало)
-виса­ и производные от висеть свисал, повисать, висит, висел. Искл.: вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу
и п а - не­переход­ный, «сам» -леп-(кого? что? – перехо­дный) прилипать – прилепить, залипать – залепить, отлипать – отлепить;прилипала, прилипание; вылеплять, облеплять; облепиха. Искл.: липучий, липучка
- и м //-я- взимать – взять, внимать – внять, сжимать – жать, понимать – понять. Запомните: сниму, обниму, выжимки; ср.вне́млю́, вне́мли́
- и н(а //-я-[37] поминать – память, начинать – начать. Искл: пинок (от пинать)
а с а ­ о с н ­ касаться – коснуться, касательная – прикосновение
ага ­ ож ­ Полагать – изложение, предложить. Искл.: полог (ср. пологий)
-ск ак ­ -ск оч ­ проскочить – скакать, выскочка – подскакал. Искл.: скачу, (до)скачи(те) (от скакать – на лошади), скачок [38]
аст ­, -р ащ ­ -рос- (без ст, щ) зарастут – заросли, наращение – вырос. Искл.: отрасль; росток, прорость, выросток, ростовщик, ростовой, на вырост, подростковый, Ростислав, Ростов
и д е ­ (перед Е, но не Ё) се(д)- (в производных): сиделка – седёлка, посиделки – седок, сиденье – заседать. Искл.: седельный, седельник, чересседельник (от седёлка, седло – сёдла – перед беглым, чередующимся с [’o]), разговорное сидушка или сидюшка

 

3. Различайте корни по значению:

­мак­ – окунать, погружать в жидкость’: макать хлеб в молоко ­мок(моч)- – ‘пропускать, впитывать жидкость, становиться влажным, мокрым’: плащ промокает, замочить, мокрица, промокашка, мокро́ты
­равн­– ‘равный, одинаковый’: сравнить, ура­внять в правах, поравняться с домом ­ровн– ‘гладкий, ровный’: выровнен­ная клумба, подровнять волосы, сров­нять с землёй. Искл.: равнина, равнение, равняться (на кого-либо) ;уровень, поровну, ровесник, неровён час[39]
­крап­ –о картах: крап­лёные карты, крáпать (краплет, крапает) – ‘делать крап, пятна’ ­кроп­ – о жидкости, брызгах: кропи́ть святой водой, кропило, дождик кропит (и: краплет, крапает); кропáть – ‘кое-как сочинять’ и (устар.) ‘кое-как шить, чинить одежду’
-щеп– щепать – делать щепки; щепной рынок ( дровяной); расщепить щип- щипать – ‘защемлять пальцами или клювом’; ‘отделять, защемляя, шерсть, перья, траву’; щипковый инструмент, щипцы, выщипывать.

Различающиеся значением корни – это разные корни, которые не могут быть той же морфемой с чередованием. Но часто здесь имеются сложные контексты и исключения, требующие запоминания.

Существуют и другие варианты написания корней, отражающих иноязычные чередования, требующие запоминания: магнет - (магнетический, магнетизм, магнетит, магнетрон, ср. магнето) и магнит- в других словах, дебитор, дебиторский и дебет в других образованиях, грамот- (грамота, грамотный, грамотей) и грамматика, грамматический. В основах слов инфекция, дезинфекция, перцепция, апперцепция, коррекция и некоторых других перед суффиксом - ировать Е меняется на И: инфицировать, перципировать, корригировать.

О чередованиях в корне с разными значениями можно говорить только в том случае, если значения родственны (имеют общую часть) и между ними можно установить регулярный тип переноса значения и мены звуков. В противном случае мы имеем разные сходные корни с разными написаниями, то есть паронимы. Например, в случае компания ‘группа’и кампания ‘мероприятие’, макать ‘окунать’ и мокнуть ‘впитывать воду’ надо говорить уже о разных корнях, об омонимии корней. Поскольку изменения значений неравномерны, а орфография консервативна, то нетрудно и среди «корней с чередованием» найти омонимичные (ср. почитать книгу и почитать старших, вычитать число и чётный). В схемах омонимы не выделяются. Многие из них оказываются в исключениях. Всё это дополнительно искажает порядок не только в правописании, но и в научности подхода к обучению.

Вопросы для самопроверки

1. Какие типы правил и принципы орфографии применяются к орфограммам гласных?

2. Какой должна быть последовательность применения правил правописания букв гласных в целом?

3. Назовите выборочные признаки трех типов орфограмм «чередующиеся буквы гласных в корне».

4. Назовите опознавательные признаки каждого типа орфограммы «чередующиеся буквы гласных в корне». Что значит «опознавательный признак» по отношению к традиционным написаниям?

5. Какие корни с чередованием Вы не изучали в школе? Выпишите их и заучите.

 

Упр. 33. Подчеркните буквы чередующихся гласных и объясните их правописание, подчеркнув двумя чертами или указав их выборочные признаки.

Блестящий доклад, блистательный успех, блесна, борьба за равноправие, дурацкое положение, выжег слово, выжигать по дереву, неприкосновенный запас, заблистали на сцене, разбираться в деле, излагать мысли, прогоревшая компания, преклонённые колени, юный возраст, рассчитаться сполна, растущая безработица, собирайте людей, соберём голоса, недопустимое сочетание, уравнять условия, уровень знаний.

Упр. 34. Объясните различия в правописании каждой пары слов, подчер­кнув или указав выборочные признаки. Составьте с ними словосочетания.

Погорельцы – пригарь, отклоняться – кланяться, зоревать – зарница, зарница – зори, разноцветный – порознь, плавучий – пловец, припаять – припой, свисать – подвесной, придираться – придерусь, зажигать – зажечь, рассчитать – счетовод, разложение – полагается, полагается – полог, заросли травой – зарастут, возраст – рост, заскочил – заскакал, поскачи в село – заскочи ко мне, наращение – вырос, на вырост – нарастить, сиделка – седёлка, уровень – уравнение, умер – примирился.

 

Упр. 35. Объясните значения слов. Составьте с ними словосочетания.

Обмакнуть – промокну́ть, подравнять – подровнять, крапать – кропать, щепать – щипать, крапить – кропать.

 

Упр. 36. Ниже даны слова, в которых ошибки особенно часты. Выпишите эти слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: 1) слова с про­веряемыми безударными гласными (укажите проверочное слово); 2) слова с ложнопроверяемыми гласными; 3) слова с непроверяемыми гласными. При сомнении обратитесь к словарю – орфографическому комментарию: Соловьёв Н. В. Русское правописание. – СПб., 1997 и др. издания.

Авангард, антагонистический, аромат, аттракцион, багряный, бечёвка, бюллетень, благословлять (слово), бичевать, благотворительность, блеснуть (блеск), блистательный, впечатляющий, вскочить выскочка, выращенный, выросший, выровненная выплавка, вымокший, замирать, зарницы, иждивенец, иллюминатор, иммунитет, интеллигентный, краплёные карты (крап), каллиграфия, кассационный, касается, коллаж, коллапс, колонна, конфликт, кропать стишки, логарифм, логограмма, макну́ть, наклониться, наклоняться, напряженность, нарастающий, наращение, на скаку, наслаждение, несгораемый, неукоснительно, обаятельный, объединение, озаривший, окропить водой, плавник, поплавок, очарование, переминаться, пленительный, пловец, поглотить, поглощающий, предполагать, прикоснувшийся, присмиревший, предположить, претворить, провозглашать, промокательная, просвещать, равномерный (равный), равнина, растущий, ровесник, скачок, собираться, сожаление, творец, уравнять, увядание, уравновешенный, услаждать, утварь.

Упр. 37. Вставьте пропущенные буквы и обозначьте или укажите выборочные признаки орфограмм.

1. Прог..ревший банк. 2. Претв..рить в жизнь. 3. Прекл..няться перед талантом. 4. Каша с приг..рью. 5. Внезапное оз..рение. 6. Попл..вки. 7. Жук-пл..вунец. 8. Пески-пл..вуны. 9. Проз..рливый. 10. Пл..вчихи. 11. Соприк..са­ться с огнем. 12. Прик..снуться к тайне. 13. Высказанные пол..жения. 14. Прил..жение к диссертации. 15. Так не пол..гается. 16. Выр..щенное дерево. 17. Прятаться в зар..слях. 18. Володя – выск..чка. 19. Платье на выр..ст. 20. Непром..каемый плащ. 21. Пром..кашка. 22. Р..внение направо! 23. Вы­р..внять край. 24. Заск..чи на минутку. 25. Изб..рательная к..мпания. 26. Проб..рётся в тыл. 27. Бл..стает. 28. Пор..вняться с домом. 29. Пос..делки. 30. Чересс..дельник. 31. Ск..чи в село.

 

Упр. 38. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Мотивируйте выбор.

1. Друг Вася, я сознательно р..вняю слог, прибегаю даже к образности… (Ш.). 2. Ож..г души пытался остудить…(Вас.). 3. – Чуть пальцев не ож..г под струёй! – хвастает (Солж.). 4. Все в институте знали её истинное наименование – "лаборатория клиппированной речи", но предпол..галось, что об этом никто не знает (Солж.). 5. Эти кирпичи получали прессованием и обж..гом смеси соли и морских водор..слей («Техника – молодежи»). 6. В том и состояла заслуга Аристотеля, что ему удалось «приручить» и «облагообразить» эту дикую и фантастическую, но из всех пор бытия вып..равшую мысль. 7. Наведывалась тетя Граня, мыла, приб..ралась, варила, ворчала на него, что мало двигается (Аст.). 8. Старичок свирепо прид..рался к нам (Пауст.). 9. Причина для этого была, посеянные зерна прор..стали, и генерал опять начал тупо смотреть в потолок и жевать бороду, хотя к водке, правда, пока не прик..сался (Вас.). 10. Только лайковые перчатки до пол-локтя да скромный веер подчёркивали юную бл..стательную красоту (Купр.). 11. Заст..лили мне поле, занавесили морозом и накрыли меня тишиной… (Вас.). 12. Словно пл..вучие острова, всё дальше расходятся живые дома, подворья, особенно в непогоду, во тьме, скупо светя желтыми окошками (Ек.). 13. В этот з..ревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда (Пауст.). 14. Одной Маруське с Панкой справиться было невмочь, она до тех пор голосила под окошками, пока не прибежали на крик Фенька Голубева и Лизавета Сморогдина, чьи мужики в свое время тоже з..ревали в Панкиной избе (Липатов). 15. Комната была высокая, с деревянным полом, заставлена ветхими деревянными, совершенно почерневшими от времени шкафами и разной домашней утв..рью (Гонч.). 16. Организован ряд отр..слевых научных институтов. 17. Как ни странно, пог..рел Сергей Бертеньев не на карточном шулерстве, а на одном из своих вполне легальных бизнес-проектов («Криминальная хроника»). 18. Та­кие впечатления не ст..раются в памяти. 19. И вот, Петр, представляешь, бело с неба и кругом бело – на снег ещё изг..рь не села (Чивилихин). 20. Дай окр..плю святой водою (Маяк.).

Упр. 39 повторительное. Перепишите, выбирая нужные буквы. Устно мотивируйте свой выбор буквы.

1. Следствие распол(о\а)жилось в к(а\о)бинете Варенухи, куда и стало по оч(и\е)реди вызывать тех служащих Варьете, которые были св(е\и)детелями вчерашних происшествий во время сеанса (Булг.). 2. Отл(о\а)жениями называются пл(о\а)сты, сост(о\а)ящие из ч(а\я\е)стиц разрушенных горных пород. 3. Жизнь победит – сколько рук ни нал(о\а)галось бы на неё, сколько безумц(е\о)в ни пытались бы её прекр(о\а)тить (Л. Андреев). 4. Сейчас, кн(е\я)­гиня, перег(о\а)ворю с к(о\а)ллегой и тогда буду иметь честь дол(о\а)жить вам своё мнение (Л. Т.). 5. Анна, вся погл(о\а)щённая зрелищем ск(о\а)ка­вшего Вронского, почувствовала сбоку устр(е\и)млённый на себя взгляд холодных глаз своего мужа (Л. Т.). 6. Но уж раз взяты – осв(о\а)бождать не пол(о\а)гается (Солж.). 7. Кони рванулись, и всадники подн(е\и)лись вверх и поск(о\а)кали (Булг). 8.Увидев въезжающего в(о\а)енного, солдаты вск(о\а)­чили с мест, военный махнул им рукой и въехал в город (Булг.). 9. А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог кр(о\а)савец Лойко пор(о\а)вняться с гордой Раддой (М. Г.). 10. И потому я пр(о\а)рочу А. А. бл(е\и)стательную будущность (С.-Щ.). 11. Я до того наск(о\а)кался по купе, что раненая нога начала опухать, на лбу – от боли – горохом про­р(о\а)стали и к(о\а)тились за вор(о\а)тник крупные капли, а там и тем­п(е\и)ратура подн..лась (Аст.). 12. Но вот этот трёхглавый змей сполз, пок(о\а)зались хребты коней, махнул в воздухе хвост прист(е\я)жной из-под ветра; тройка выр(о\а)внялась и понеслась по мосту, мерно и в такт ударяя подковами о звонкие доски (Н. С. Лесков). 13. Он сказал: – Сашка-пром(о\а)­кашка! Бедная моя влюблённая дев(о\а)чка! (М. Шишкин). 14. И как будто кто-то окр(о\а)пил штурмующую к(о\а)лонну мужчин капельками света, – с грудей брызгали светом бр(е\и)ллиантовые зап(о\а)нки (Булг.). 15. – Я раньше, когда война была, обл(е\и)пиху соб(е\и)рала для раненых (Н. Дубов). 16. По­началу это не очень бр(о\а)салось в глаза, но с годами р(о\а)весники ст(о\а)­новились всё пр(е\и)гожее, а Игорь в общении с ними – всё улыбч(е\и)вее (Вас.). 17. Как увид(е\и)шь его, страх и трепет и кр(о\а)плет пот? (П.). 18. Ка­залось, ему было непр(е\и)ятно, что мальчик уже кр(о\а)пает стихи: взгляд его был суров (Тынянов). 19. Угр(о\а)жающий звук стал похожим на треск точильного круга, к которому прик(о/а)снулись ст(о\а)меской (В. Песков). 20. – Я ставлю мою жизнь, – закричал герой, – у п(о\а)длеца Мамонта кр(о\а)­плёные карты… (А. Н. Т.). 21. Круж(е\и)во маски, смоченное вином и по́том, прил(е\и)пало к подб(о\а)родку, мантия путалась в ногах (М. Г.).

Date: 2015-10-21; view: 508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию