Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брачно-семейные отношения и наследование по Законам Хаммурапи





 

Обращаясь к юридической природе брака по древневавилонскому праву, следует отметить основной принцип «без договора нет брака» (ст. 123 Законов Хаммурапи). Брачный контракт заключался между женихом или его отцом (при малолетстве) и отцом невесты. Причем жених вносил в пользу будущего тестя выкупную плату за невесту –" терхатум " и предбрачный дар – " библум " как доказательство серьезности его намерений. В случае отказа жениха от заключения брака, он терял право на воз­врат библума и терхатума, однако они могли вернуться ему вдвойне при отказе от договора со стороны тестя либо могли быть возвращены в случае смерти бездетной жены. Невеста от своего отца получала приданое – " шериктум ", которое передавалось жениху и было по размеру больше терхатума. Такой же дар делал отец и при посвящении дочери в жрицы или храмовые блудницы. Невесте можно было по брачному договору выговорить право на развод по ее инициативе, а также включить условие об освобождении ее от задержания по добрачным долгам мужа, если он выдаст ей в подтверждение документ.

Личные отношения супругов. Глава семьи был господином своей жены, детей, некоторого числа рабов. Основная норма брака – моногамия, но в ряде случаев на законных основаниях муж вправе взять в дом другую жену. Для женщины же всякая внебрач­ная связь каралась смертью, если муж ее не прощал, и даже после смерти мужа вдова с малолетними детьми не могла выйти замуж без разрешения суда (ст. 129 и 177). В Законах Хаммурапи названы некоторые легальные случаи многоженства:

а) если жена поступает безрассудно, разоряет дом или пренебрегает му­жем, то последний вправе либо развестись с ней, либо оставить ее как рабыню и жениться вторично;

б) если жена бездетна, то муж может взять себе наложницу со стороны либо ту, которую предоставит его жена, но при условии, что такая рабыня после рождении детей не будет претендовать на рав­ное с женой положение и не может быть продана женой;

в) если первую жену постигнет тяжелая болезнь, то муж может взять вторую жену, продолжая содержать первую или отпустить ее по ее желанию.

Если развод возможен для мужчины в любое время, то для женщины он допустим лишь в исключительных случаях: а/ в случае неосновательного обвинения ее в прелюбодеянии; б/ при нарушении мужем верности и пренебрежении ею как женой; в/ в случае оставления мужем дома и местности; г/ если жена больна и муж берет в дом наложницу; д/ если муж в плену, а у жены нет средств к существованию, но по возвращении его из плена она обязана вернуться.

Имущественные отношения супругов. Жена занимает сравнительно высокое положение в имущественных взаимоотношениях со своим мужем:

1) Приданое жены – шериктум остается ее собственностью, находясь во вре­менном пользовании и заведовании мужа. При разводе он обязан вернуть ей это имущество и дать часть имущества для воспитания детей, а бездетной жене – вернуть приданое и выкупную плату – терхатум, либо разводную плату в 1 мину се­ребра.

2) Жена вправе распоряжаться тем имуществом, которое получит в подарок от мужа (нудуннум), а со смертью мужа оно остается собственостью жены, которую она вправе завещать любому из своих детей, кого она больше любит.

3) Жена свободно заключает сделки, занимается ремеслом, торговлей, ростов­щичеством.

4) По долгам, возникшим в браке, супруги отвечали перед кредиторами со­вместно и солидарно (ст. 151 – 152).

Отношения родителей и детей. Власть отца в вавилонской семье, хотя и без права на жизнь и смерть детей, была властью господина-рабовладельца, который вправе отдать детей в долговую кабалу, взять сыну жену, а дочери выбрать мужа либо отдать ее в жрицы или храмовые блудницы. Большое внимание Законы Хаммурапи уделяют вопросу об усыновле­нии, которое преследовало различные цели: желание приобрести дешевые рабо­чие руки для семьи, придать законное положение внебрачным детям, заменить этим актом завещание. Усыновление, произведенное с насилием над родителя­ми усыновляемого, не признавалось действительным (ст. 186). Усыновитель мог отказаться от усыновленного при рождении у него своих законных детей, обеспечив его лишь 1/3 частью доли в движимом имуществе сына-наследника. Законы Хаммурапи указывает на три случая, при которых усыновление считается либо безвозвратным, либо может быть, напротив, отменено (ст. 185 – 190).

Наследственное право. Наследование по завещанию было развито еще сравнительно слабо, поэтому имущество передавалось на основании наследования по закону. Так, дети наследовали имущество отца или матери поровну. При этом в равных долях наследовали собственные и усыновленные дети, дети от разных жен, а при раз­деле движимого имущества – и официально признанные отцом дети рабыни. Дочери наследовали наравне с братьями. Дочери, получившие при выдаче их замуж приданое, отстранялись от наследства, а если дочь наложницы не получала приданого, то по смерти отца она получала шериктум в дар от братьев. Дочь-жрица, получившая от отца шериктум, могла лишь пользоваться этим имуществом, а после смерти отца оно переходило к ее братьям, которые обя­заны были давать ей пропитание в соответствии с ее долей (ст. 178). Жрицы бога Мардука, получая только 1/3 детской доли, имели право не только пользоваться, но и распоряжаться этим имуществом. Муж ничего не получал из приданого умершей жены, оно принадлежало всецело детям. Вдова получала приданое и подарки мужа (нудуннум), продолжая жить в доме умершего мужа, пользуясь вместе с детьми оставленным им имуществом.

 

- IV.4 -

Date: 2015-09-25; view: 6182; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию