Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Суздаль о сыске посад­ских людей. 1 page





30 СЕНТЯБРЯ 1638 Г. /ПОСАДСКОЕ СТРОЕНИЕ /

 

Посадское строение – сыск и возвращение в тягло посадских тяглецов ушедших на территорию частновладельческих «белых слобод» была начато еще правительством Б.Ф. Годунова. «Посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не несли тягла, верстание в государево тягло городских дворов и слобод, которые также не несли податного бремени.

В 20-40-х гг. XVII в. «посадское строение» являлось существенным моментом внутренней политики правительства по отношению к торгово-ремесленному населению по­садов. Посадские общины тяжело страдали от получившего широкое распространение выхода из тягла их членов, которые поселялись на городских землях беломестцев и конкурировали в своей торгово-рсмесленной деятельности с посадскими людьми. Падение платеже­способности посадских общин наносило ущерб государственной казне. Предпринимавшиеся правительством сыски встречали сопро­тивление со стороны духовных и светских феодалов и до принятия Соборного Уложения 1649 г. не достигали необходимых результатов.

Помещаемые здесь две грамоты – в Соль Вычегодскую (от 27 июля 1619 г.) о выводе закладчиков согласно приговору Земского Собора (документ № 1) и в Суздаль (от 30 сентября 1638 г.) о сыске посад­ских людей (документ № 2) – отражают различные этапы прово­димого «посадского строения».

 

№ 1

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии Соли Вычегоцкие Василыо Олексесвичу Аргамакову да Панкрату Бабину. Посоветовав с отцом своим и богомольцом с Филаретом с Никитичем, патриархом московским и всеа Руси, и с митрополиты, и с архиепискупы, и с епискупы, и со всем освященным Собором, и с бояры, и с окольничими, и со всеми людми нашего Московскаго государьства, приговорили есмя:

которые посадцкие и из слобод тяглые люди заложились в закладчики и вышли с посадов и из слобод за митрополиты, и за владыки, и за бояр наших, и за околничих, и за вся­ких чинов людей, и за монастыри, а податей наших никаких с своею братьею с посадцкими людми не платят, а живут себе в покое и во лготе, - и тем закладчикам всем указали есмя быти по прежнему и на посадех и в слободах, где кто жил наперед сего, а на тех людех, за кем они жили, сыскав со счечи, доправить всякие наши подати за прошлые годы; а которые посадцкие и всякие люди с Москвы, и из городов, и из украиных, льготя себе, что им в городех наших податей не платить, приехали жить к Москве и по городом, а живут у племяни и у друзей, а иные на посаде на тяглых местех, – и тех посадцких и всяких людей на Москве и по городом ука­зали есмя сыскивати и отсылати в городы, где хто преж сего живал до московсково разоренья, и льгота им давати, смотря по разоренью, боярину нашему князю Юрью Еншеевичу Сулешову да околничему нашему Федору Васильевичу Голо­вину да дьяком нашим Герасиму Мартемянову да Дементыо Образцову.

И как к вам ся наша грамота придеть, и вы бы, призвав в съезжею избу Соли Вычегоцкие посадцких старост и целовальников и посадцких лутчих и серсдних и молотчих людей, и про тех закладчиков из городов, про прихожих лю­дей, и которые усолцы разошлись по иным городом, распрашивали и сыскивали по сей нашей грамоте накрепко неот­ложно с великим раденьем вправду по нашему крестному цслованью, не дружа и не норовя никому и не страшась ни в чем ни от ково; да и бирючем бы еси у Соли Вычегоцкие на посаде и по слободам велели прокликать не по один день, чтобы посадцкие люди про закладчиков, которые заложились за митрополитов, и за архиепискупы, и за монастыри, и за бояр наших, и за околничих, и за всяких людей, сказывали тебе вправду, за кого именем они заложились, и в котором году, и о кою пору; а сказывали, не боясь никого и не покры­вая никого же; а хто кого укроеть, а после сыщетца мимо их и мимо вас, - и вам быти за то от нас в великой опале и в казни; а кого именем закладчиков и за кем сыщете, – и вы б про то спросили посадцких людей, на чем хто в тягле жил, и сколько с него в те годы довелось во всякие наши подати и во их мирские расходы, взяти велели, то все написати в роспись подлинно порознь по статьям; а которые вычегоцкие посадцкие люди, и москвичи, и из иных городов пришли к Соли Вычегоцкие на посаде и в слободах, и которые усолцы разошлись по иным городам, - и вы бы про то роспрашивали и посадцкими людми про них сыскивали, хто откуда и в ко­тором году к Соли Вычегоцкой пришол, и хто куды сшол, и в роспись имена их написали имянно себе статею; а однолично бы еси про то про все сыскивал накрепко, не боясь ни­кого, на нашу милость были надежны; а сыскав про то про все, что в сей нашей грамоте написано, вправду, да о том к нам отписал и роспросу своего к сыску роспись, какову к вам роспись про закладчиков и про прихожих людей и про усолцов за отцов своих духовных и за своими руками принесут посадцкие люди; да из вычегоцких же посадцких людей из лутчих, из середних и из молотчих людей по человеку для подлинного роспросу прислал к нам к Москве, а отписку и сыскной список и роспись велел отдати и посадцким людем явитись в приказе боярину нашему князю Юрью Еншеевичу Сулешову да окольничему нашему Федору Васильевичу Го­ловину да дьяком нашим Герасиму Мартемянову да Дементью Образцову; а подлинно б еси про тех закладчиков и про прихожих людей сыскав, про все подлинно и к нам отпи­сал и роспросы прислал вскоре безо всякого мотчания, не дожидаясь на себя нашие опалы; а не сыщете про то про все накрепко тотчас вскоре и к нам имян их и что с кого заклад­чиков довелось взять всяких наших податей не пришлете, или кого боясь, или по дружбе учнете укрывать, а сыщетца мимо вас, – и вам за то от нас быть в великой опале.

Писан на Москве лета 7127 [1619] года, июля в 27 день.

 

№ 2

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, в Суздаль, воеводе нашему Гаврилу Андреевичу Вельями­нову. В нынешнем во 147 году сентября в 12 день [12 сентября 1638 г.] указали мы боярину нашему князю Петру Александровичу Репнину да дьяку нашему Мине Грязеву сыскивать на Москве и в городех за патреархом, и за монастыря, и за бояры нашими, и за околничими, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими и всяких чинов людми, закладчиков и в черных сотнях и в слободах и в городех тяглых людей, ко­торые вышли из черных сотен и из слобод и в городех с по­саду с тягла, с московского разоренья, как мы великий госу­дарь царь и великий князь Михаиле Федоровичь всеа Русии воцарились: которые тяглые люди при нас в тягле были, или у тяглых людей сиделцы или наймиты, а сидели в лавках и торговали от них, а объявятся на них у кого какия кабалы или иныя какия крепости со 121 году [1612-13 г.] и посяместа, или у кого во крестьянстве и в писцовых книгах те тяглые люди напи­саны, и те люди по тем крепостям тем людем не крепки, ука­зали мы тех людей имать за нас, на их тяглые дворы, где кто живал, по старому; а которые тяглые люди, или их дети, или наймиты и сиделцы до нашего обирания в тягле были, а при нас со 121 году в тягле не были, а объявятся на них кабалы или крепости, или во крестьянстве, и тем людем те люди крепки, тех людей в сотни и в слободы не имать.

А сыски­вать тех людей указали мы по росписям, каковы росписи по­дадут сотские и старосты за руками: и которые люди были в закладчиках за патриархом, и, за монастыри, и за бояры нашими, и за околничими, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими и всяких чинов за людми, а в роспросе скажут, что они живали в сотнях и в черных слободах у хозяев своих в наймех урочные годы, а в тягле не бывали, а торговали всякими товары у хозяев своих, а отжив урочные годы отходили от хозяев своих прочь, а живут ныне у разных чинов людей в закладчиках, или в пушкарех, или в стрелцех, указали мы имать за нас на посад по прежнему, где кто жил наперед сего; а хоромы они которые ставили, живучи за теми людми, указали мы отдавать с места и животы им закладчи­ком; и о том указали мы во все городы, к воеводам нашим и к приказным людем, послать грамоты.

И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б в Суздале посадских земских старост и целовалников и всех суздалцов посадских людей велел ста­вить перед собою в съезжей избе и их роспрашивал: кто имяны суздалцов посадских людей, и их братьи, и детей, и племянников, и сидельцов, с посадов со 121 году за патреарха, и за монастыри, и за бояр наших, и за околничих, и за столников, и за стряпчих, и за дворян московских, и всяких чинов за людей, в поместья и в вотчины в крестьяне вышли; и в стрелцы, и в пушкари, и в затинщики, и в воротники, и в казенные плотники, и во всякие службы стали; и в котором году кто их из Суздаля с посаду и с тягла вышел; и с чего кто, живучи в Суздале на посаде, оброк в нашу казну платил на год; и сколко лет за кем кто живет, и от какия налоги кто вышел; или кто скажет, что они жили в Суздале на по­саде в сиделцех или в наймех в Суздале на посаде у посад­ских людей, и кто сколко лет и за кем имянем жил; и ты б те закладчиком и всяким беглым посадским людем и тяглым людем велел приносить имянную роспись, за их посадских людей и за отцов их духовных руками, а в те росписи велел им писать имянно, порознь, по статьям, и тех людей, которые вышли с посаду с тягла и живут в Суздале за патреархом, и за монастыри, и за бояры нашими, и за околничими, и за столниками, и за стряпчими, и за дворяны московскими и всяких чинов за людми, и за суздалцы за дворяны и за детми боярскими, в закладчиках и во дворниках, и в стрелцах, и в пушкарех, и в затинщиках, и в воротниках, и в ка­зенных плотниках, по их суздалцов посадских людей имянной росписи велел подать на статныя поруки и поручныя записи по них поймал до нашего указу, да те росписи, за их посад­скими за Старостиными и за целовалниковыми и отцов их духовных за руками, и статныя поручныя записи прислал к нам к Москве; да будет суздалцов посадских старост и целовалников... написано будет во крестьянех за патреархом, и за монастыри, и за бояры нашими, и за околничими, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и вся­ких чинов за людми, во крестьянех, а поместей их и вотчин прикащики и старосты и крестьяне будет тех суздалцов по­садских людей по росписям учнут у собя таить, и ты б тех патреарших, и монастырских, и боярских, и околничих, и столников, и стряпчих, и дворян московских, и всяких чинов людей прикащиков и старост и целовалников и крестьян лутчих людей, в тех посадских и в беглых людех, потому ж велел подавать на статныя ж поручныя записи, и велел тех прикащиков и старост и целовалников и крестьян ставит пе­ред собою в съезжей избе, и их про тех посадских людей, которые живут за ними во крестьянех, роспрашивал подлин­но, да о том отписал; а отписку, и росписи за руками, и роспросныя речи тех закладчиков и всяких беглых посадских людей суздалцов, и тех людей потому ж роспросныя речи, за кем кто жил и по чему кто им крепок, по писцовым и по дозорным книгам, или по иным каким крепостям, списав у них с тех крепостей списки, и поручныя записи, прислал к нам к Москве и велел подать в приказе Сыскных дел боярину нашему князю Петру Олександровичу Репнину да дьяку на­шему Мине Грязеву; да с старых и с новых с писцовых и с дозорных книг и с окладных списков суздалцов у старост и у целовалников и у посадских людей поймал у них имянные списки и списав с них слово в слово, за их и за отцов их ду­ховных руками, со 121 году, а подлинные отдавал им назад, да те списки и росписи их и посадским беглым людем, кото­рую роспись тебе подадут, где кто в закладчиках живет, по­тому ж прислал к нам к Москве.

Писан на Москве, лета 7147 сентября в 30 день.

 

ЧЕЛОБИТНАЯ ДВОРЯН ОБ ОТМЕНЕ

«УРОЧНЫХ ЛЕТ». 1641 Г.

 

В прошлом, во 149-м году [1641 г.] били челом государю царя и великому князю Михаилу Федеровичю всеа Русии дворяне и дети роз­ных городов всею землею. Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в розные городы в большие поместья и в вотчины в патриарши, и в митрополичьи, и в архиепискупли, и в Троецкие и розных монастырей, и в государевы дворцо­вые села, и в чорные волости, и за бояр, и за окольничих, и за стольников, и за стряпчих, и за дворян московских, и за всяких чинов людей на льготы. И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людем и крестьяном на пустых местех слободы строят, а их поместья и вотчины от того ставятца пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людми урочные[57] годы и надеясь на тех силь­ных людей, где хто учнет жити, приходя из-за тех сильных людей, и достальных людей и крестьян из-за них подговари­вают и домы их пожигают и разоряют всяким разореньем; да на тех ж их беглых крестьян, укреплея их вперед за собою, емлют на них ссудные записи и всякие крепости в боль­ших неоплатных ссудах и займех.

А которые де посадцкие тяглые люди живут за сильными людми и за монастыри в закладчикех[58], и от тех закладчиков им и людем их и крестьяном обиды и насильство многое в городех, и по торшком, и по слободам, и на посадех: людей их и крестьян грабят и побивают и на мытах[59] и на перевозех перевозы[60] и мостовщины[61] емлют мимо государева указу и сверх государевых уставных грамот.

А в городех воиводы и приказные люди на тех людей в их насильствах суда не дают, а отказывают им, что им их в городех судить не указано.

А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьяном не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянех суда и указу добитца не могут; а которые, и засудясь, за судным делом за вершением волочатца многое время, а бояре и окольничие за делы в полате не сидят.

А как де бояре по сто двадцать осмой год [1620 г.] в полате сидели, и им о своих обидах и о всяких делех бити челом было незаборонно. А которые де их беглые крестьяне из урочных лет выйдут, и в тех им крестьянех и без суда уроч­ными леты отказывают.

А в прежних де годех и при прежних государех в тех их беглых крестьянех урочных лет не бывало; крепки им крестьяне были по поместным дачем[62] и по писцо­вым книгам и по выписям, кому хто старее в дачех.

Да им же указано на патреярших и на владычних приказных людей, на крестьян и на монастыри в обидах и во всяких исковых делех суд давати на три сроки: на Троицын да на Семень день, да на рождество Христово, и им де на те сроки к Мо­скве приезжати не мочно, что в то время живут по службам; да и в городех де на их слуг и на крестьян также суда не дают, а они из-за них людей и крестьян вывозят и землею их владеют насильством и людем их и крестьяном всякие обиды делают, а от суда отымаютца теми указными сроки, и, против того поклепав, на них ищут большими монастырскими иски.

А кому доведетца по писцовым книгам и по сыску беглых крестьян отдати, и те люди, у ково их возмут, на тех их кре­стьянех ищут по судным записям и по заемным памятем и по всяким крепостям большие ссуды, и они для тех больших исков и прямых своих крестьян поступаютца для московские волокиты. И хто из-за ково беглово своиво крестьянина возмет, и на тех людех владения имати не указано, а они де в те лета с своих пустых жеребьив всякие подати платят.

И го­сударь бы их пожаловал, в тех обидах и в насильствах кре­стьянских велел свой государев указ учинить: а велел их во всяких делех судить по судебнику блаженные памяти царя и великого князя Ивана Васильивича всеа Русии, и за их за судными и за всякими спорными делы велел бы государь си­деть в полате бояром, а не в судных приказех, а беглым из-за них крестьяном пожаловал бы государь урочные лета велел отставить, а велел им тех их беглых крестьян отдавати по помесным их дачем и по писцовым книгам и по выписям, кому хто чем крепок, а людей так же отдавати по крепостям.

А на патреярших и на владычних приказных людей и на крестьян, и на Троецкой и на иные монастыри в-ых обидах и в насильствах велел суд давати безсрочно с верою с кресным целованьем, а не з жеребья, и в беглых крестьянех велел им свои государев указ учинить.

А которые судьи учнут су­дить не по правде, и с теми б судьями в-ых неправедных судех велел бы государь перед бояры давати очные ставки. И со всякими людми велел бы их государь судить на Москве и в городех безсрочно, а на них бы велел государь искати где хто судим. И посулы б государь велел вывесть. А которые их братья не по правде обинены, и поместьями их и вотчинами сильные люди у них завладели не по праведному суду и сыску, и в том бы государь пожаловал - велел суд и сыск дати... И 149 году июля в 23 день [23 июля 1641 г.] государь царь и великий князь Михаиле Федорович всеа Русии, слушев челобитья дворян и детей боярских, указал и бояре приговорили: во крестьян­стве на всяких чинов людей и в насильстве давати суд.

А ко­торые всяких чинов люди, хотя беглых чюжих крестьян за собою укрепить, имали на них кабалы и записи во многой ссуде, и будет которые беглые крестьяне и бобыли кому доведутца отдати, а те люди учнут по тем ссудным записям и кобалам на тех людех, кому те крестьяне отданы будут, искать, и тем людем в том отказати: не принимай чюжих крестьян и бобылей и не давай им ссуды; и тем кабалам и ссудным записям не верить и те записи и кабалы имати и в книги записывать, и которую ссуду давал и с тою ссудою отдавати тем, которым те крестьяне доведутца по суду отда­вати...

Крестьян и бобылей за государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в иво государевы дворцо­вые села и в чорные волости имати и из иво государевых дворцовых волостей и из чорных волостей отдавати за десять лет; также из-за патреярха и из-за митрополитов и из-за вла­стей, из-за бояр и из-за окольничих, из-за думных людей, из-за стольников, из-за стряпчих, из-за дворян московских, из-за дьяков, из-за жильцов, и из-за дворовых и всяких чинов московских людей из городов дворяном и детем боярским, и иноземцом, и вдовам, и недорослям, и монастырем, чей хто ни будь, имати и отдавати за десять лет назад сентября с 150 году… [с началом 1650 г.]

А в крестьянстве суд давати и крестьянства и крестьян­ских животов и владения искати вместе со крестьяны, а не врознь.

А хто станет искать крестьянских животов и владения не вместе со крестьяны, и тем отказывати и суда не давати.

А которые люди приезжали в деревни и детей боярских или людей их и крестьян побили до смерти, и в то ж время людей и крестьян вывозили, и про смертное убивство и которые в то ж время, как убивство учинилось, людей и крестьян вы­возили, сыскати вместе с тем же убивственным делом со 121 году.

А сыскивати про те убивства всякими сыски на­крепко, и будет до ково дойдет, и в том деле пытати.

А ко­торые люди людей и крестьян вывезли насильством, и про то сыскивати за пятнадцать лет, а беглых крестьян за десять лет.

А которые люди помесными и вотчинными землями и крестьяны и людьми завладели насильством, и которые, при­езжая, били и грабили и жон и дочерей позорили и свозя к себе в чепи и в железех держали, а иные и записи на них и всякие крепости имали и вымучивали, и про то по госуда­реву указу ведено сыскивати.

А в беглых крестьянех и хто землею и лесы и водами и всякими угодьи мимо своих дач завладели, и в том давати суд.

А которые всяких чинов люди хто у ково насильством крестьян вывез, а про то сыщетца подлинно, крестьян отдати со всеми животы, да сверх тово крестьянсково владения за крестьянина в указные лета взяти на год по пяти рублев.

 

А которые люди учнут крестьян искати беглых вывозными, а про то сыщетца, что те крестьяне не вывозные-беглые, и тот истец лишен крестьянина своиво и крестьянских животов и иску. На пашенных на всяких лю­дей суд давати октября с 1-го числа апреля по 1 число для пашенного времени; а апреля с 1-го числа октября по 1 число суда не давати...

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 Г.

 

Соборное Уложение – свод законов Русского государства, принятый Земским Собором 1648-49 гг. Уложение состоит из 25 глав, в каждой из которых сгруппирова­ны статьи по какой-либо теме. Общее количество статей – 967. Соборное Уложение возникло под непосредственным воздействием городских восстаний 1648-49 гг., в ходе которых было выдвинуто требование создания единой уложенной книги. Сам термин «уложение» не был новым, он употреблялся в русских документах для обозначения законодательных постановлений, уставов (уложение Федора Иоановича, уложение Василия Шуйского).

Источником для статей Соборного Уложения послужила предшествующая законодательная практика. Были использованы царские указы, боярские приговоры, Судебник 1550 г., Кормчая книга (сборник византийских законов по церковным и светским делам), Литовский статут, записные книги Поместного, Земского, Разбойного, Холопьего приказов.Работа по составлению, редактированию и принятию текста Уложения заняла около полугода (16 июля 1648 - 29 января 1649 г.)

Соборное Уложение стало первым русским законодательным документом, который был напечатан сразу же после его утверждения. До «Уложения» обычной формой оповещения о новых законах было оглашение их на торговых площадях и в храмах. Этот способ порождал возможности для злоупотреблений должностными лицами. Появление печатного «Уложения» подрывало основу для злоупотреблений дьяков. Уложение было отпечатано первым изданием весной 1649 г. тиражом в 1200 экземпляров. По всей видимости, во второй половине того же года состоялось еще одно издание таким же тиражом. Интерес к «Соборному Уложению» проявили в XVII и XVIII вв. и за границей. Было сделано несколько переводов на иностранные языки: на латинский, французский, датский и немецкий языки.

Уложение оформляло такие важнейшие составляющие в жизни государства и общества, как права и обязанности сословий, порядок судопроизводства, формы земельной собственности, организация военных сил. Соборное Уложение укрепляло самодержавный характер верховной власти, оформляло систему крепостной зависимости крестьянства и посадских людей, ограничивало экономические и политические права церкви в пользу светской власти. Соборное Уложение, наравне с последующими законодательными актами, оставалось действующим сводом законов вплоть до издания, в 1830 г., «Полного собрания законов Российской империи».

Предисловие (вступление) к основному тексту Уложения

 

В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна.

И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великаго государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа [3 октября 1649 г.], государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно.

И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Росийского царства.

А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по тому Уложению.И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.

А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.

 

 

ГЛАВА II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ, а в ней 22 статьи.

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма[63], что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке[64], Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию.

3. А будет кто царьского величества недругу город здаст изменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ных государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же.

4. А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, или дворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безо всякого милосердия.

5. А поместья и вотчины и животы[65] изменничьи взяти на государя.

6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тоя измены не ведали, и их за то не казнити, и никакова наказания им не чинити, а на прожиток[66] из вотчин и ис поместей им, что государь пожалует.

8. А будет после которого изменника останутся дети, а жили те его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, и про измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчины были свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин не отъимати.

9. А будет кто изменит, а после его в Московском государьстве останутся отец, или мати, или братья родные, или неродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с ними вместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про такова изменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род его про ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что они про измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, и вотчины и поместья их и животы взяти на государя.

Date: 2015-09-22; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию