Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание поместья братьев Кропотовых по писцовой книге шелонской пятины[15]. 1552-53 г





 

...Петр Михайлов сын Кропотова. В писцовых книгах на­писан в Ретенском погосте, а он жыл в Скнятинском погосте. И Петра не стало лета 7050 [1542], а осталися у него дети Митка, да Васюк, да Иванец, и службу государеву с того поместья служат все три. Деревни за ними, что были Олексеевские Манойлова, деревень и с вопчими[16] 6, а обеж[17] с пустою 11 с четвертью[18], а сошного писма 4 сохи без трети, да четверть обжы; и в тех деревнях пол-9 обжы земля середняя, а 3 обжы без четверти земля худа. Да за ними ж в Ретенском погосте деревни, что были Пречистые Щылова монастыря, да Микифоровские Свинорецкого, да Олферьевские Шимского, да Кузминские Григорьева, да Степановские Ледина, да Палкинские Дорофеева, деревень и с вопчими и с меновными, что выменил у архимандрита Юрьева монастыря, 12, а обеж 14, а сошного писма 5 сох без трети; и в тех деревнях 12 обеж земля середняя, а две обжы земля худая.

Да за ними ж в Скнятинском погосте починок[19] Дмитрове, поставили его ново после писма: дв. Тимошка Ильин, дв. Васюк Демехов, пашни в одном поле 2 коробьи[20] ржы, а в дву потомуж, сена нет, четверть обжы, земля худа.

Да за ними ж 3 пустоши, вопче с Федором да с Иваном с Кропотовыми: пустошь Захарове, пустошь Обросимово, пустошь Сысоево, сено на них косят.

И всего за Миткою з братьею в дву погостех деревень и с вопчими и с меновными и с усадищем[21] 17, да починок, да 3 пустоши, а обеж 20 пол-6 обжы, а сошного писма пол-9 сохи и из тех обеж Митка за братьею пашут на собя 2 обжы[22], а обжа без четверти за ними пуста и доход с ней нейдет.

А с 23 обеж без четверти обжы емлют нынеча доходу из хлеба четверть, а за четвертью емлют денгами за мелкой доход и с ключником[23] и з бобылей 3 рубли 15 алтын в мос­ковское число[24].

А старого доходу с тех обеж шло, по писцо­вым книгам, хлеба поспом[25] 40 пол-5 коробьи ржи, 89 коробей овса, 5 коробей ячмени, 5 коробей пшеницы. И сверх писцовых книг, переимают нового доходу 3 рубля и 8 алтын без 2 денег; а недоимают старого доходу по писцовым кни­гам 22 борана, 22 полти[26] мяса, 22 пятка[27] лну.

Комментарий

Писцовые книги - сводные документы хозяйственных описаний сельской местности и городов, с целью определения размеров государственного тягла. Наиболее ранние из сохранившихся писцовых книг – новгородские книги конца XV в. В 1538-47 гг. была проведена большая общерусская перепись земель. На основании ее единицей взимания тягла стала соха – площадь распаханной земли или некоторое число дворов в городе. Последнее описание было предпринято в 1684-85 гг. (незавершено).

Составление писцовых книг велось по населённым пунктам: город (его укрепления, церкви, лавки, дворы, население), уезд, стан, волость. Отдельно описывались каждое село и деревня.

В писцовые книги записывались землевладельцы, площадь обрабатываемых земель в четвертях[28] (пашня паханная, пашня наездом (не подлежала налогообложению по отношению к землевладельцу, но через три года становилась оброчной или подлежала покупке), пашня перелогом, пашня лесом поросшая («порозшие» земли, пустошь), леса (частного и общего (черный лес) владения), сенокосы, количество крестьянского населения по дворам (в городах – посадское население), размеры государственного тягла (исчисляемые в сохах).

Данные писцовых книг отличаются недостаточной точностью. Во-первых, многие писцы и подьячие просто не умели правильно считать (счет четвертями и десятинами очень сложен, а необходимо было еще и чети перекладывать в сохи). Во-вторых, часто писцы определяли площадь земельных участков «на глазок» («инде больше, инде меньше»), поскольку измерить все земли в России точно было просто физически не возможно (инструментом для измерения была веревка). В-третьих, многие помещики утаивали своих крестьян и выдавали неверные сведения, чтобы уменьшить тягло, в пользу государства. Часто писцы намеренно увеличивали тягло, если находились с помещиками «в недружбе», или уменьшали, если их хорошо «почтили».

По писцовым книгам исчислялась соха. Размеры сохи зави­сели, с одной стороны, от качества (урожайности) земли, с другой – от принадлеж­ности земли определенной социальной категории владельцев.

По качеству различались земли добрые, средние и худые; по принад­лежности – земли служилые (вотчины и поместья), церковные (зем­ли монастырей и церковных иерархов) и черные (государственные земли черносошных крестьян).

Для служилого землевладения соха включала 800 четей доброй, 1000 четей средней и 1200 четей худой земли. Для церковных и мо­настырских земель соха включала соответственно 600, 700 и 800 четей. Для черных земель – 500, 600 и 700 четей (в приводимом документе речь идет о малой новгородской сохе, или сошке, равной трем обжам, или 30 четвертям (15 десятин) в поле).

При существо­вавшем трехпольном севообороте общее количество земли в трех полях, составлявшее соху, утраивалось.

Нетрудно заметить, что размеры сохи были обратно пропорцио­нальны тяжести налогового обложения. Так, например, с условной площади 4000 четвертей доброй земли черносошные крестьяне на государственных землях платили 8 денежных единиц (4000:500 = 8), а владельческие крестьяне на служилых землях платили 5 налого­вых денежных единиц (4000:800 = 5). Однако следует учитывать, что владельческие крестьяне должны были вносить оброк и на содержание своего помещика.

Соха была единицей налогообложения не индивидуальной, а коллективной, общинной. Каждый крестьянский двор вносил свою долю – выть. Например, выть служилой земли (в трех полях): доброй – 12 четвертей, средней – 14 четвертей, худой – 16 четвертей. Посадское население клалось в сохи по дворам. 1 соха = 40 дворов лучших = 80 средних = 160 молодших = 320 слободских.

Писцовые книги, начатые в 1581 г. и законченные в 1592-93 гг., стали юридическим основанием для закрепления крестьянина на определенной земле, за определенным владельцем.

По переписи 1676-78 гг. все подати были переведены с посошного обложения на подворное.

СОБОРНЫЙ ПРИГОВОР 1584 Г. ОБ ОТМЕНЕ ТАРХАНОВ [29]

 

Благоволением Бога и Отца, и споспешением Сына[30], и содейством Святаго Духа, в Троицы славимаго Бога нашего и во единстве поклоняемого милостию, пречистый и преблагословенные владычицы нашия богородицы молитвами, и вели­ких чудотворцев молитвами, повелением, благоворнаго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, мы прео­священный Деонисей митрополит всеа Русии, архиепископ Великаго Новагорода и Пскова Александр … [далее перечислены 36 имен высших церковных иерархов] собрахомся в преименитом граде Москве некоих ради царских вещей, пачеж и о настоящаго ради греха всего христьянства, что Божьим судом великий государь, блаженные памяти благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, во иноцех Иона[31], оставль земное царство, отъиде в небесное царство; а по благосло­венью отца своего, великий государь, благочестивый царь и великий князь Феодор Иванович, всеа Русии самодержец взем скифетр Росиискаго царствия, советоваху с отцом свои и богомольцом, с преосвященным Деонисьем митрополитом, и со всем освященным собором, и со всеми бояры и со всем синклитом[32]: како совокупишася на христьяны туркове и агаряне[33] и литовской король, и все области немецкие, и распыхахуся дивиим образом, гордостию дмяшеся, хотяху потребити православие. И мы сих ради со благочестивым царем нашим поболехом зелне, и многая попеченья о сем благочестивый же царь наш Феодор Иванович всеа Русии с своими бояры и со всем своим синклитом сотвори, якоже довлеет его царской власти.

В сих же и в нас внесена быша некая, яко возложеная, яже по священным епископиям и по святым монастырем в пустошь изнуряютца ради пьянственаго и непотребнаго слабого жития многообразие, многая жив запустения приидоша.

И якоже убо по монастырем сия запустеваху, а х тому от мирских живущее прилагаху, не токмо ж по благословней вине, но и с ухищрением и тяжею, и прибытка никоегож несть, но развее токмо по монастырем в пустошь изнуряетца на пьянственныя и на иные проторы, яже не токмо иноком, но и мирским свыше потребы не подобает творити. И сия убо по монастырем в пустошь изнуряхуся паче потребы, а воинственому чину от сего оскудение приходит велие.

И преж убо о сем, блаженные памяти при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, а во иноцех Ионе, и сыне его, блаженные памяти царевиче князе Иване, и при освященном Антоние митрополите всеа Русии, и всего освященнаго собора и всего царского синклита, уложена была сице[34], и на утвержение грамоту написавше, утвердиша в лете семь тысящь восмьдесят осмаго году, генваря в пятый на десятый день [15 января 1580]: что с того году и с того дни митрополиту, и архиепископом, и владыкам и монастырем вотчин не покупати, и по душе[35] ни по ком вотчин в монастыри не имати, для воинского оскуденья, что воинство велие прииде во оскудение; и тое бы грамоту переписати и укрепити по тому ж.

Другое ж и о том советоваху и утвердихом, с повелением благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, смиренный Деонисий митрополит со всем освященным собором и со всем царским синклитом, о тарханех, чтоб вперед тарха­ном не быти; что земли митрополичи, и архиепископли, и владычни[36] и монастырские в тарханех[37] и с тех никакие царские дани и земских розметов не платят, а воинство служилые люди те их земли оплачивают: и сего ради многое запустение за воинскими людми в вотчинах их и в поместьях, платячи за тарханы; а крестьяне, вышед из-за служилых людей, живут за тарханы во лготе, и от того великая тощета воинским людем прииде.

И сего ради, для великих нуж и тощеты воинским людем, по совету благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, мы преосвященный Деонисей митрополит всеа Русии, и со всем освященным собором, и со всеми бояры и со всем царским синклитом, уложихом сице: да церкви Божия и священный места без мятежа будут, а воин­ской чин на брань противу врагов креста Христова ополчатца крепце, и сице устроихом и утвердихом по тому ж, как отец его, государь блаженные памяти царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, и сын его, блаженные памяти царевич князь Иван Иванович, утвердили прежнюю грамоту: елико есть земель и земляных угодий, и елико недвижимых вещей, еже есть села и деревни, и пожни и сеножати, что до сего даная, с лета семь тысящь восмьдесят осмаго, генваря месяца пятогонадесять дня [15 января 1580 г.], и возложенная богови в митрополие, и в епископиях и по монастырем, да ничтоже претворяетца, и из митропольи, и из епископьи и из монастырей не исходит, и вотчины никоторым судом ни тяжею у митрополита, и у владык и у монастыря с того лета не емлют и не выкупают; хоти которое место и не утвержено крепостьми[38], и у того монастыря не выкупить; и вперед с манастыри о вотчинах не тягатися, а в монастыри вотчин не давати.

Также от сего году, лета семь тысящь девятьдесят третьяго, месяца сентября перваго числа [1 сентября 1584 г.], на время, до государева царева и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии указу, для воинского чину и оскудения, тарханы, отставити, покаместа земли поустроитца, и помочь во всем учинитца царским осмотрением; а платить тарханом всякие царские подати и земские розметы всяким тарханом от священных, и боярским и княженецким, со всеми людми ровно всей земле, как тарханом, так и всяким служилым людем, и тамга[39] тарханом и всяким людем во то время до государева указу платить, хто ни почнет торговать, чтоб воинство конечно во оскудение от того не было.

И вотчинником вотчин своих вперед, по прежней грамоте и по нынешней, по душам не давати, а давати за них в монастыри денги, которое село чево судит, а село имать вотчинником; а будет у кого роду не будет ближнего, и та вотчина имати на государя, а денги за нее платити ис казны, чтоб в службу служилым людем земли прибавливати.

А митрополиту, и владыкам и монастырем земель не покупати, и закладной[40] не держати.

А хто после сего уложенья купит землю в которой монастырь, или закладня учнет за собою который монастырь держати: и те земли имати на государя безденежно; а которые ныне закладни за митрополитом, и за владыками и за монастыри, и те земли поимати на государя; а в денгах ведает Бог да государь, как своих богомолцов пожалует.

А вперед кияженецких вотчин в монастыри не имати; а хто возмет без государского ведома, и те вотчины взяти на государя безденежно.

А которые монастыри покупили княженецкие вотчины, и те вотчины взяти на государя; а в денгах ведает Бог да государь, как своих богомолцов пожалует.

А вперед митрополиту, и владыкам и монастырем земель не прибавливати некоторыми делы; жити им на тех землях; что ныне за ними, с того лета, как приговор был преж сего, и ныне с лета семь тысящь восмьдесят осмаго, генваря месяца пятогонадесять дня [15 января 1580].

А всякие царские дани платить всяким тарханом от священных, и от бояр и от князей с слу­жилыми людми ровно до государева указу. И в закладчикех за собою торговых людей, с которых идет царские дани, как от священных, так от мирских царского синклита, не держати.

А которое место убогое, земли будет мало, или не будет: и он бьет челом государю, и государь с митрополитом соборне и з бояры приговоря, и устроят тот монастырь землею, как будет пригоже, как бы ему мочно прожити. А на большое утверждение царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии к сей грамоте печать свою приложил. А митрополит Деонисей всеа Русии к сей грамоте печать свою привесил, а руку свою подписал. А архиепископы и епископы печати свои привесили, и руки свои подписали; а архимариты, и игумены и старцы руки свои приложили.

Date: 2015-09-22; view: 721; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию