Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политология как наука





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Семипалатинская государственная медицинская академия

Сергазина Г.М., Абылкалыкова Р.Н.

Учебное пособие по политологии

(в двух частях)

Семей 2008г.

УДК 32 (076.5)

ББК 66.0 (я 73)

C 32

Рецензенты:

Альжанова У.К.- зав. кафедрой фиолософии СГМА

кандидат философских наук,

профессор

Курманбаева Ш.А.- Президент Семипалатинского

университета им. М.Ауэзова, доктор

политических наук, профессор

C 32 Сергазина Г.М., Абылкалыкова Р.Н. «Учебное пособие по политологии» (учебное пособие в двух частях).- Семей.-2009.- 281 с.

ISBN 978-601-248-044-3

Данное учебное пособие состоит из опорных конспектов лекций по политологии и фрагментов первоисточников, помогающих студентам более расширенно раскрыть предложенные темы. Дано последовательное изложение лекционного материала, предусмотренного типовой рабочей программой.

Предназначено для студентов высших учебных заведений.

УДК 32 (076.5)

ББК 66.0 (я 73)

 

0804000000

00 (05)-09

 

Утверждено и разрешено к печати решением Центрального Методического Совета СГМА.

 

Протокол № 2 от «22» декабря 2008 г.

 

Г.М. Сергазина, Р.Н. Абылкалыкова, 2008

 

 

ISBN 978-601-248-044-3

 

Политика – важнейшая из наук, но высшее благо дано не политику, а мудрецу-философу, а законы обеспечивают благо государства, когда их применяет мудрец.

 

Аристотель

 

 

Часть 1

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Возникновение политической науки.

Предмет, объект политологии.

Методы и функции политологии.

 

В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит своими корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Лишь примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постоянно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические по пре­ния, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан, прежде всего, с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель которые наложили основы собственно теоретических исследований политики. В период средних веков и Нового временя про­блемы политики, власти, государства были подняты на каче­ственно новый теоретический уровень исследования такими выдающимися представителями политической и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX века. Именно в это время политическая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX века была основана Лондонская школа экономики и политических паук. В 1857 году в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 году создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными пробле­мами исследования и изучения политической науки являются:

1) политическая теория (с включением истории политических идей);

2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают);

3) партии, группы, общественное мнение;

4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

Для определения предмета политологии, ее основной проблематики важное методологическое значение имеет уяснение природы и сущности политики как специфической сферы жизни общества, ее структуры и характера взаимодействия основных элементов.

Термин «политика» (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличиях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Необъятен диапазон представлений о политике. Определение ее - предмет многолетних дискуссий в политической науке. Приведем лишь некоторые определения политики:

«Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то меж­ду государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер).

«Политика - это процесс управления» (О. Ренни).

«Политика - властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон).

«Изучение политики есть изучение принятия обществен­но значимых решений» (Р. Шнайдер).

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.

2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется руинами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.

3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают сверенные государства.

Центральными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура: политической властью: политические системы и режимы современности: формы государственного правления; партийные и избирательные системы: политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности: религиозные и национальные аспекты политики: международные политические отношения, геополитика и др. Конечно, к изучению и исследованию на данных и других проблем политики в силу их сложности и многогран­ности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки - философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, историчес­кие науки.

Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать политику на макро- и микроуровнях, В первом случае исследуются политические явле­ния и процессы, которые происходят в рамках основных ин­ститутов власти и управления, имеющих отношения ко всей общественной системе. Во втором - описываются и анализиру­ются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. С другой стороны, сложность и много­гранность политики позволяет выделить как общественный уровень, так и промежуточные (частные) уровни исследования. Однако важно иметь в виду при этом, что ни один из этих промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.

Политология, как и любая наука, имеет свою систему научных понятий и категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политическая жизнь», «политическое поведение», «политическое участие», «политическая культура» и др.

Методами называют конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального познания.

Центральной методологической проблемой политоло­гии, важнейшей ее социальной задачей является познание и определение политических закономерностей.

Политической сфере, как и любой другой сфере обще­ственной жизни, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают и характеризуют свойственные по­литической сфере всеобщие, существенные и необходимые фор­мы связей и отношений, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Политические закономерности по мере того, как они осознаются людьми, фиксируются в виде опреде­ленных теоретических принципов и норм политической дея­тельности, политического поведения.

Одна из основных задач политологии состоит в том, что­бы выявить основные закономерности и тенденции функциони­рования и развития политики и таким образом познать сущ­ность политики, объяснить ее. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает рациональные принципы и нормы политической деятельности.

В целом можно выделить три группы политических зако­номерностей в зависимости от сферы их действия и проявления.

Первая группа - это закономерности, выражающие свя­зи, взаимодействия политической сферы с другими сферами общественной жизни, К ним относятся: зависимость структу­ры, функций политической системы общества от его экономи­ческой и социальной структур: активное воздействие полити­ки на экономическую, социальную и духовную жизнь обще­ства и др.

Вторая группа - это закономерности, выражающие су­щественные и устойчивые связи и отношения во взаимодей­ствии структурных элементов самой политической сферы. К ним относятся, например, такие закономерности, как влияние политического сознания, политической культуры личности на ее поведение; взаимосвязь форм демократии и типа полити­ческой системы общества.

Третья группа - это закономерности, выражающие су­щественные и устойчивые связи, тенденции развития отдель­ных сторон, явлений политической жизни общества. К ним относятся: разделение властей в демократическом обществе на законодательную, исполнительную и судебную; утверждение принципа политического плюрализма.

При изучении политических явлений и процессов поли­тология использует различные методы познания, среди которых наиболее широко распространенными являются следующие.

Сравнительный (компаративный) метод. Это наиболее старый, давний метод. Им пользовались уже Аристотель, Пла­тон, Монтескье. Особенность этого метода заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов, имею­щих черты подобия. Сравнительный метод позволяет устано­вить, в чем состоит это подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам эти политические объекты раз­личаются.

Сравнительному методу присущи определенные принци­пы отбора предметов для сравнения. Наиболее распространен­ными являются институциональный и функциональный подходы. Институциональный подход заключается в выборе ана­логичных институтов, как материала для сопоставления, а цель состоит, в первую очередь, в определении нормативного состояния и вытекающих из него различий или сходства. Приме­ром такого подхода является широко используемый в политологии сравнительный анализ института президентской власти и избирательных систем в различных странах.

Функциональный подход скорее относится к политичес­кой действительности, к практической деятельности. Здесь, как правило, речь идет о выявлении двух или большего числа объек­тов, характеризующихся существенными внешними различиями, но, несмотря на это, обслуживающими те же самые интересы и потребности. Такой подход применяется, например, при сравнительном анализе политических систем различных стран, места и роли политических партий в политической системе и т.д..

Для того чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные его формы проявления, аспекты, то, как эти последние выражаются в различных странах и регионах, у различных наций и народов, в различных социально-экономических, общественно-исторических ситуа­циях и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнитель­ного анализа можно брать политическую систему во всей це­лостности, ее формы, типы и разновидности, но можно конк­ретизировать внимание и на ее конкретных составляющих, таких как государственные институты, законодательные орга­ны, партии и партийные системы, избирательные системы, ме­ханизмы политической социализации и т.д. Современные ком­паративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, которые проводятся с использованием, как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Например, в сравнительном проекте К. Джанды «Политические партии: Транснациональный обзор» охватываются 158 партий из 53 стран за 50-70-е годы. В этом проекте выделены 111 переменных, которые сгруппированы в 12 клас­теров, соответствующих основным характеристикам органи­зации и деятельности политических партий (институционализация и государственный статус, социальный состав и база, характер и степень организованности, цели и ориентация и т.д.).

Социологический метод. Представляет собой совокуп­ность приемов и методов конкретных социологических иссле­дований, направленных на сбор и анализ фактов реальной по­литической жизни. Методы социологических исследований - опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явления и процессы. Их преимущество заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно мате­матически формализовать, проследить тенденцию и корреля­цию. Немаловажно и то, что на основе социологического материала, возможно, сделать политические прогнозы.

В современной политологии социологические методы получили большое распространение. На их основе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, которые выступают как специфический интеллектуальный товар, заказчиком и получателем которого выступают центральные и местные власти, государственные учреждения, политические партии и т.д.

Метод экспертных оценок. В основе метода лежи; про­ведение экспертных оценок специалистов в той области поли­тической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным является при­менение метода экспертных оценок для решения широкого круга неформализуемых проблем политической жизни - выра­ботки управленческого решения, оценки политической ситуа­ции, прогноза политического развития и т.д. Понятно, что осо­бое значение для метода экспертных оценок имеет подбор экс­пертной группы.

Моделирование политических процессов. Суть этого ме­тода состоит в исследовании политических процессов и явле­ний путем разработки и изучения их моделей. Возможны раз­личные классификации моделей. Например, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели.

Моделирование политических процессов может осуще­ствляться не только на основании уже известных, эмпиричес­ки проверенных данных, но и на основании гипотез. Модели­рование гипотез и проведение вычислительных экспериментов с полученными моделями позволяет, с одной стороны, прове­рить гипотезы на непротиворечивость, с другой стороны, выя­вить наиболее чувствительные и важные параметры модели, те признаки и связи, изменения которых оказываю? наиболее существенное влияние на выходные параметры модели.

Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование макро- и микро-политических про­цессов стало одним из перспективных направлений в разви­тии методологии политической науки, которое в свою очередь имеет множество собственных разветвлений. Лишь только си­стемное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно при­меняемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования ре­зультатов выборов в парламент.

Однако моделирование в политике, как метод исследования, применяется в нашей стране еще редко. Причины здесь разные: слабая математическая и компьютерная подготовка политологов, отсутствие необходимой вычислительной и компь­ютерной техники, соответствующих программ для ЭВМ, невозможность полного перевода всей гаммы политических процес­сов и явлений на математический и компьютерный язык и т.д.

Бихевиористский метод. Его можно определить как спо­соб исследования политических явлений и процессов, заклю­чающийся в анализе поведения отдельных людей и групп. Клю­чом к пониманию этого метода является категория политичес­кого поведения.

Применение бихевиористского метода в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет, прежде всего, индивидуальное измерение, а все групповые формы деятельности она стремится вывести имен­но из анализа поведения индивидов, соединенных групповы­ми связями. Подход такого рода предполагает, что доминиру­ющим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Корни политического бихевиоризма ведут к нача­лу нынешнего столетия, к работам известного немецкого учено­го Макса Вебера. Однако феноменальный скачок в его разви­тии произошел на Западе после второй мировой войны в ос­новном благодаря трудам американских политологов. Стали говорить даже о так называемой «бихевиористской» (поведен­ческой) революции в политологии, связанной, прежде всего с применением новых эмпирических и количественных методов, заимствованных из арсеналов психологии, социологии, эконо­мической науки, а также математики, кибернетики, географии и даже медицины. Из психологии и медицины в политическую науку начали вторгаться тесты и лабораторные эксперимен­ты, из социологии - анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики - регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии стали активно создаваться информационные базы политических данных и экспериментальные системы «искусственного интеллекта» на основе электронно-вычислительной техники. Бихевиористский подход был призван определить реальные причины и парамет­ры политического повеления на массовом уровне. В поли­тических исследованиях акцент делался не на формально-юри­дическом анализе государственно-правовых и политических институтов и не на исследовании формальной структуры поли­тической системы общества, а на изучении различных аспектов поведения людей как участников политического процесса.

С исторической точки зрения появление бихевиористского метода ознаменовало своеобразный протест в политологии, который выражал открытую неудовлетворенность достижени­ями традиционной политической науки, в частности, применяе­мыми в ней историческими и институциональными подходами, полагая, что необходимо разрабатывать дополнительные ме­тоды и подходы, которые бы вооружили политическую науку эмпирическими гипотезами и системными теориями. Он, несом­ненно, связан и с особой предрасположенностью американской культуры к прагматизму, поклонению фактам, науке и т.д.

Наряду с названными при исследовании политики ши­роко используются и общенаучные методы (иногда их называ­ют принципами) исследования: системность - ориентация на изучение объекта как системы, раскрытие его целостности и создание единой теоретической картины; единство теории и практики, выступающее гарантом объективности содержания знания, критерием, мерилом проверки истинности результатов познания; детерминизм - признание объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовно­го мира, существования причинности всех явлений; единство теоретического и эмпирического, характеризующее целостность научного исследования, практическую проверку исходных теоретических положений; исторический подход, требующий изу­чения социальных явлений в их временном развитии, выявле­нии связи прошлого, настоящего и будущего.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания системы знания, обычно выделяют следующие:

- диалектику;

- системный метод;

- формализацию.

Методы эмпирического познания – это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

- описание;

- анкетирование;

- статистические методы;

- математические методы;

- методы семиотики;

- методы герменевтики.

Политология, как любая наука, выполняет опре­деленные функции в обществе как научно-познавательного, методологического, так и прикладного характера.

Во-первых, это гносеологическая, познавательная функ­ция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.

Во-вторых, политология, изучая объективные закономер­ности, тенденции и противоречия политической системы, про­блемы, связанные с преобразованием политической действи­тельности, анализом путей и средств целенаправленного воз­действия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. Она обосновывает необ­ходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политичес­ких процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ.

В-третьих, политология выполняет функцию политичес­кой социализации, формирования гражданственности, полити­ческой культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, определить свое отношение к существующим политическим структурам, партиям, выработать определенную линию политического по­ведения.

В-четвертых, это прогностическая функция. Политоло­гия способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернатив­ные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из вы­бираемых вариантов крупномасштабного политического дей­ствия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из аль­тернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических ли­деров, партий и т.д.

Разумеется, между этими функциями существует тесная взаимосвязь. Понятно, что свою социальную роль политоло­гия может выполнять на основе определенной совокупности знаний.

 

Date: 2015-09-24; view: 452; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию