Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 8





КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

План

1. Общая характеристика философии И.Канта.

2. Философская система и метод Г.Гегеля.

3. Антропологическая философия Л.Фейербаха.

4. Сущность марксизма и его философских идей.

Эссе и сообщения:

1. Основные идеи «Критики чистого разума» И.Канта.

2. Диалектические прозрения Г.Гегеля.

3. Л.Фейербах о сущности человека.

4. К. Маркс и современность.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1 Что за «коперниканский переворот» в философии соверешил Иммануил Кант.

2.В чем смысл гносеологического дуализма И.Канта?

3. Что такое «вещь в себе»? Чем она отличается от «вещи для нас»?

4. В чем смысл «категорического императива»? И.Канта

5.Почему учение Г. Гегеля называется «философией абсолютного идеализма»?

6.. Что такое диалектический метод познания? Чем он отличается

от метафизического?

7. Назовите основные законы диалектики по Г.Гегелю. Какие стороны развития

фиксирует каждый из них?

8. Чем гегелевский диалектический метод противоречит его системе абсолютного

идеализма?

9. Что такое коммунизм? Можно ли реализовать эту конгцепцию на практике?

10. В чем главное достоинство и главный недостаток философии К.Маркса?

.

Основные понятия:

Абсолютный идеализм - разновидность объективного идеализма, исходящая из положения о существовании универсальной идеи, определяющей все вещи и явления.

Апостериорное знание – термин И.Канта, обозначающий знание, полученное опытным путем.

Априорный – существующий до опыта.

Атеизм – безбожие, отрицание сущесвования Бога и все, что связано с религиозными воззрениями.

Ноумен – внутренняя, умопостигаемая сущность, у И.Канта – синоним «вещи в себе».

Трансцендентное знание – знание, вывходящий за пределы опыта, сверхопытное.

Трансцендентальный -в философии И.Канта, универсальное, присущее рассудку всех людей знание.

Феномен – вненшнее, явленное человеку результат чувственного опыта.

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/

В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега.

[Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Портал

«Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/.

3.Кант Иммануил. Критика чистого разума.-Симферополь:Реноме»,1998.

4. Кантор К.М. Два проекта мировой истории//Вопросы философии, 1990, №2

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Повторно, после философии Античности, мы встречаемся с термином «классическая философия», но он связан не греческой, а с немецкой культурой.

Подобно тому, как классики античности оказали долговременное влияние на всю эпоху, немецкие классики философии: И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах,- во много определили лицо философии Нового времени.

Как и в первом случае, главная задача, которая стоит перед обучающимся при изучении данной темы состоит в том, чтобы обозначить философские вершины, которые воздвигли немецкие мыслители. В пределах действующей программы курса, вторая задача заключается в более пристальном, конкретном знакомстве с философскими учениями И.Канта и Г.Гегеля а так же с марксизмом.

Родоначальник НКФ, И.Кант, очертил круг основных философских проблем, выразив их в четрыех вопросах: 1)что я могу знать? (теория позн-я) 2)что я должен делать?(этика) 2)на что я могу надеяться? (религия) и итоговый, аккумулирующий предыдущие 4) что такое человек? (философская антропология). Решению первого вопроса Кант уделил наибольшее внимание, посвятив его рассмотрению свое главное философское сочинение«Критика чистого разума»(1781г.). В начале исследования Кант совершает, по его утверждению, «коперниканский переворот» в философии, суть которого в том, чтобы, вслед за англ. философом Д.Юмом, подвергнуть критике догматическую установку прежней философии и науки − «познание есть копирование реальности». Между познающим и познаваемым, реальным субъектом и реальным объектом – миром вещей и явления непреодолимое различие. Но, если это так, то как вообще возможна наука – знание общих законов природного бытия? Для решения проблемы, нужно, полагал Кант, исследовать познавательные способности и возможности субъекта. По сути, такой подход означал, что противоречие между субъектом и объектом познания Кант загнал внутрь субъекта.

В этих условиях ему удалось сделать ряд важных открытий: выдвинуть и обосновать положение об активности субъекта познания, прояснить механизм познавательного акта, определить функции чувственной и рассудочной способностей, частично ответить на вопрос «как возможна наука?» и более ясно определить отличие философского знания от конкретно-научного.

Итог исследований оказался парадоксальным, двойственным: научное знание возможно, но это всего лишь знание феноменов, того, как объект предстал, явился познающему субъекту в качестве феномена. Сама же по себе, (как ноумен) реальный объект остался недоступным − «вещью в себе». Субъект познал лишь то, что позволили его чувственность и рассудок. Вдумаемся в тонкость данного вывода: верно, вещи во многом отличны от нашего знания о них, но является ли это основанием для утверждения об ограниченности науки от действительного мира вещей и явлений и ее способности проникнуть в их ноуменальную сущность? Ведь субъект не только идеален, но и материален.

Преодолеть дуализм И. Канта стремились другие классики немецкой философии: И.Фихте, Ф. Шеллинг, - но набольших результатов добился выдающийся систематизатор философии Г.Гегель. В сконструированной им философской системе «аболютного идеализма» все сущее: и мир вещей, и известные на тот период формы знаний, и христианское вероучение были объединены в одно целое. Правда, сделать это философу удалось, как едко заметил его современник, датский философ С.Къеркегор, благодаря онтологическому «кунштюку» (с нем. - фокусу). Гегель принял без доказательства то, что критиковал Кант – догматическую установку о тождестве мышления и бытия (М=Б). Он полагал, что мысли человека и бытие мира совпадают потому, что выходят из одного источника, из Мышления в большой буквы, Абсолютной Идеи (Божественного Мирового Разума). Но разумом наделен и человек, который способен познать высший замысел Творца, стать Абсолютным Духом. Этот человек должен быть философом (вспомним Платона), способным открыть универсальные законы мышления. В этом Гегель, надо отдать ему должное, во многом преуспел: открыл и сформулировал три закона диалектического мышления. Сам Гегель, который, в отличие от Канта, не отличался излишней скромностью, считал, что именно ему удалось познать и объяснить сущность Абсолютной Идеи, и тем самым, стать Абсолютным Духом. Фигурально выражаясь, он уверовал, что ему удалось «ухватить Бога за бороду».

С исторической дистанции, главные заслуги, классицизм, философии Гегеля видятся в следующем: 1) он сформулировал, раскрыл и обосновал три закона мышления, диалектики, распространив, их действие на саму реальность (содержание этих законов предлагается изучить по учебной литературе); 2) выдвинул положение об историчности субъекта познания; 3) дал более точные краткие определения важнейшим философским категориям; 4) создал оригинальную универсальную философскую систему, которая позволяла на какой-то период его последователям-интеллектуалам чувствовать себя сопричастными мировому целому, быть уверенными в решениях философских различных проблем.

Достижения гегелевской философии продуктивно использовал один из его философских учеников, выдающийся мыслитель К.Маркс с целью обосновать платоновско-христианскую, просвещенческую идею о построении справедливого общества свободных людей, коммунизма − своеобразного земного рая.

Идеалистическая диалектика Гегеля, когда дух (мысль) порождает бытие вещей, была перевернута Марксом на 180 градусов, «поставлена, как он говорил, «с головы на ноги». Маркс утверждал, что бытие, и прежде всего, экономическая жизнь общества, определяет общественное сознание, а не наоборот. Поэтому коммунизм – не только результат веры, желаний и мыслей, а неизбежный итог действия объективных, независимых от человеческой воли экономических законов. Люди, в первую очередь революционно настроенные, могут лишь соучаствовать в этом объективном процессе в качестве «инженеров» истории. Таким образом, мечты о справедливости, равенстве, свободе осуществимы. В чем был прав и где ошибался К.Маркс и его последователи- марксисты, предлагаем самостоятельно поразмыслить, чтобы затем обсудить на семинарском занятии вместе с преподавателем.

 

ТЕМА 7.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Date: 2015-09-24; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию