Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 9





ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

План

1. Кризис европейской философии Нового времени.

2. Основные характеристики позитивизма, аналитической философии и прагматизма.

3. Философия жизни, феноменология и герменевтика, экзистенциаизм.

4. Постмодернизм и его альтернативы.

Эссе и сообщения:

1. Учение Ф.Ницше о сверхчеловеке.

2. Философия фрейдизма.

3. Сущность и значение экзистенциализма.

4. Философская герменевтика Г.Гадамера.

5. Истоки и значение философского постмодернизма.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Почему одно из течений современной философии получило наименование «философия

жизни»?

2. Зачем Ф.Ницше понадобился образ сверхчеловека?

3. Что общего и чем отличается современная философия позитивизма от эмипризма или

рационализма Нового времени?

4. В чем сходство аналитической философии и прагматизма?

5. Может ли позитивизм решить этические проблемы?

6. В чем состоит преимущество и чем уступает иррационализм рационализму?

7. Что такое экзистенция?

8. Постмодернисты считают, что научную истину можно выразить множеством средств?

Согласны ли вы с таким утверждением?

Основные понятия:

Верификация – установление достоверности высказываний опытным путем.

Воля – способность человека к дополнительным усилиям для достижения цели.

Герменевтика – способ философствования, центром которого является процесс понимания.

Герменевтический круг – один из главных методов понимания, непрерывное движение от целого к чати и обратно.

Деконструкция – метод философии Ж.Дерриды о нескончаемом процессе замещения слов и предложений как главном способе философстстввания

Жизнь (в философии жизни) – интуитевно постигаемая реальность, нетождественная ни материи, ни интеллекту.

Интуиция – непосредственное, минуя логические ступени, полученное знание.

Понимание: 1)(в герменевтике) – вчувствование, перемещение в психический мир другой личности; 2) всестороннее знание об объекте.

Экзистенциализм – онтология, учение о бытии, о существовании человека в мире.

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/

В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега.

[Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Портал

«Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/.

3.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.-М.,1988.

4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф.Лиотар, -СПб.,1998.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Поскольку философия есть проясненное мировоззрение, постольку верно предположить, что знакомство с современной философией поможет нам, окинуть мысленным взором сегодняшнее настоящее, отчетливее увидеть глубинные тенденции нашего времени, осознать собственные намерения и цели. Но философия, как мы знаем, парадоксальна: разглядеть ближнее сложнее, чем с дистанции. Учитывая оба фактора, необходимо с особым вниманием отнестись к освоению данной темы.

Как и прежде, вначале выделим предпосылки смены главной философской темы Нового времени − постепенной замены метафизики познания метафизикой языка. Их определила сама жизнь европейцев на рубеже ХIХ – ХХ веков и позднее: экономические, политические, культурные катаклизмы, в результате которых в душах многих не только «Бог умер» (Ф.Ницше), но пошатнулась и вера в могущество человека, во всесилие науки, орудия достижения этой мощи.

В современной философии усилились установки релятивизма, плюрализма и иррационализма. Чтобы не заблудиться в этом «диффузном и труднообозримом поле учений, школ и концепций» (Ю.Хабермас) выделим два периода ее эволюции: постклассический (2я пол. ХIХ- 60-е гг. ХХв.), и постнеклассический (60гг. ХХв. – наст.вр.). Общим у представителей разных школ философии было стремление восстановить уверенность субъекта в своих силах, но уже не в форме господства, власти над бытием, а через выявление новых его способностей и установление более гармоничных связей с миром.

К этой цели современные философы следуют разными дорогами, а в развитии всей современной философии выделяют два этапа. На первом этапе можно рассмотреть, в свою очередь, две тенденции. Сторонники первой, позитивисты и прагматики, изыскивают средства сблизить философию с наукой и решать философские проблемы рациональными средствами. Авторы и последователи другой, представители философии жизни, неокантианства, феноменологии, герменевтики, экзистенциализма,ищут средства «воодушевления» человека, пытаясь заглянуть в глубь сознания, исследовать его иррациональные способности – волю, веру, интуицию. В следующи, постнеклассический период, связанный с «лингвистическим поворотом в философии» (пристальным внимании к языку, речи) так же можно заметить два тренда: постмодернизм и его альтернативу.

В пределах настоящего пособия рассмотреть даже главные черты каждой концепции современной философии невозможно в силу значительного их объема. Поэтому рекомендуем изучить их самостоятельно по указанным в списке литературы учебникам, а заинтересовавшие учения и концепции – по первоисточникам. Вместе с тем, сделать несколько указаний о ближайшей к нам, постсовременной философии, необходимо.

Кратко сущность философии постмодерна можно выразить несколькими словами: «хаос», «виртуальность», «текст», «деконструкция», «ризома» (Ж.Деррида, Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Делез, Ф.Гваттари). Смыслы, т.е. понятия, обозначаемые этими именами, в следующем: 1) мир, природный, социальный и индивидуальный, представляет собою хаос меняющихся знаков;

2) вжиться и понять его полностью невозможно, поэтому неопределенность и

неуверенность сопровождают человека во всех сферах его существования;

3) единственным средством относительного освобождения личности от хаоса, зависимости и власти форм, являются языковые игры, творческая деконструкция уже существующих текстов и создание новых словесных корней (ризом) на запутанной корневой системе древа жизни-знака; 4)история и современность, прошлое и настоящее есть «музей ценностей», поле высказываний, в котором каждый находит и развивает нужные ему смыслы, подобно отысканию новых образов в «черном квадрате» художника-футуриста начал ХХв. К.Малевича. Вывод: философия постмодернизма вскрывает характерные стороны современной жизни, демонстрирует, проясняет мировоззрение значительной части западного общества. Кроме того, и в этом его тенденциальность, постмодернизм акцентирует центробежные силы истории.

Многие видные современные философы (К.Ясперс, Г.Райл, К.-О.Апель, Ю.Хабермас, Р.Рорти…), представители разных философских школ и течений (экзистениализма, неопозитивизма, коммуникативной философии, неопрагматизма…), не разделяя принципы постмодернистов, признают, что язык, есть среда философии. Но при этом они не считают ее единственным источником философствования, а потому: во-первых, языковые игры и неопределенность в гораздо меньшей степени, чем философию, определяют конкретнонаучное знание, ибо объекты (вещи, явления) обладают собственными свойствами, которые не должны игнорироваться субъектом, представляться им в любых интерпретациях; во вторых, − для «реабилитации субъекта», обретению им более «ясного» настоящего и более «светлого» будущего, необходимо активировать имеющую место во всей человеческой истории и философии, центростремительную тенденцию. Этой задаче могут служить не столько «языковые игры», сколько этика ответсвенности, единство слова и действия, пронизывающая все формы бытия человека в мире. Данную установку уместно называть неоклассической. Это не новая парадигма (см. «Основные понятия»), а именно универсальная тенденция(направленность), позволяющая при многообразии стилей, учений, школ, концепций и методов философствования продолжить и историю, и философию. Услышав голос Другого, в т. числе природного объекта, (начало Добра), человек способен поддерживать, развивать, наполнять новым содержанием (познавать) имеющиеся в потенции, желаемые каждым и всеми (интерсубъективные) цели-ориентиры: к Счастью, Истине, Свободе, Красоте а так же вырабатывать адекватные средства в бесконечном пути продвижении к ним.

 

 

ТЕМА 8.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ-ХХвв.

 

Date: 2015-09-24; view: 560; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию