Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 12





ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ФИЛОСОФИИ

План

1. Сущность и структура познания.

2. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, объяснение и

понимание.

3. Роль языка в познании.

4. Основные концепции истины. Проблема критерия истины.

Эссе и сообщения:

1.Чувственное и рациональное в истории философии в работе П.П.Гайденко

«Христианство и генезис новоевропейского естествознания».

2. Познание и творчество.

3. Критика позитивизма в работе А.Бергсона «Творческая эволюция».

4. Герменевтика Г.Гадамера.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Что такое агностицизм и на чем он основан?

2.Чем диалектический способ мышления отличается от метафизического?

3. Чем классическая концепция истины отличается от прагматической?

4. Истина объективна или субъективна?

5. Каковы критерии истины?

6. Почему практику многие считают основой познания?

7. Можно ли познать абсолютно самые простые вещи, камень, например?

8. Чем абсолютная истина отличаетс от относительной?

9. Чем чувственное и рациональное отличаются от эмпиричсеского и теоретического?

Основные понятия:

Вчувствование – метод познания, слияние, перемещение в мир другого.

Гносеология – философская теория познания.

Дедукция – метод перехода от общих мыслей к частным чисто логическим путем.

Диалектика – 1) искусство ведения философского спора, метод познания; 2) Учение о развитии чего-либо. -

Индукция – переход от знания отдельных фактов к общим выводам об общих особенностях предметов и явлений.

Интуиция – непосредственное, минуя логические ступени и опыт, открытие истины.

Интерпретация (лат посредничество) – установление соответсвия между логическим (суждение, понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом.

Истина – достоверное знание.

Метод – способ познания.

Теория – знание как система логически связанных высказываний о существенных сторонах действительности.

Факт – событие, явление, процесс фиксированный с помощью органов чувств, приборов.

 

 

Список рекомендуемой литературы:

  1. Философия: учебник для студентов вузов по всем направлениям подготовки бакалавриата / под ред. проф. В. П. Кохановского. - 23-е издание, стереотипное. - Москва: КноРус, 2014.

2. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов.-М., 2003 Гл2.2.

3. Бергсон А.Творческая эволюция.Гл.4.- Спб.. Изд. Канон-пресс, 2001.

4. Гайденко П. Хр-во и генезис новоевропейского естествознания.

5. Познание в социальном контексте. - М.,1994. - 174 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Современную цивилизацию называют «информационным обществом» имея в виду, что решающим ее двигателем являются не столько физические силы, сколько знания. Поэтому сформулированный И.Кантом вопрос «Что я могу знать?» вновь стал предметом пристального внимания ученых и философов.

Познанием пронизана любая человеческая деятельность, как теоретическая, так и практическая. Предпосылками к добыче знаний служат и природное любопытство человека, и желание удовлетворить растущие материальные потребности.

Но способен ли человек получить истинное знание? и если да, то как? Первую проблему гносеологии философы решают по-разному, а именно: ответы балансируют между крайностями: оптимизма и пессимизма(агностицизма).Агностики и близкие к ним релятивисты (с лат. отностительный), обвиняют позитивно настроенных в догматизме (с лат неизменный), т.е. в неподвижности знания. Оптимисты возражают: если все относительно, то относителен и сам принцип «все в мире относительно».

Чтобы разобраться в этом вопросе и сделать свой выбор, необходимо рассмотреть другие вопросы гносеологии: о структуре, свойствах, ступенях познания и, особенно,- вопрос об истине. Так, в структуре познавательного акта выделяют три главных элемента субъект, объект познания, само знание и посредника между реальным объектом и субъектом – знаки(язык). Общая формула приобретает следующий вид: р.С(реальный субъект)–З (знаки) – р.О= И(истина, знание).

 

Решая проблему истины, современная философия выделяет три наиболее распространенных ее концепции: классическую (корреспондентскую, соответствия), когеренции (с лат. сплетенности, правильности), и прагматическую (полезности). В классической концепции, известной со времен Платона и Аристотеля, истина трактуется как соответствие мыслей действительности. Смысл когерентности – непротиворечивость и последовательность мыслей, т.е. следование правилам логики. Речь идет о соответствии высказываний не фактам, а друг другу. Прагматическая концепцию точно сформулировал американский философ У.Джеймс: «Слова «соответствие действительности» означают только то, что мы в своих взаимоотношениях с действительностью можем лучше, чем прежде (при несоответствии) влиять на нее». Внимательно сравнив все подходы, можно заметить, что все же общим является классический.

Это подтверждает и рассмотрение всеобщих свойств истинностного знания. Несмотря на разную их трактовку, предполагается, что все они должны отвечать требованиям всеобщности и необходимости, и чувственной удостоверности. Эти атрибуты получают дальнейшую конкретизацию в свойствах процессуальности, конкретности и объективности. Процессуальностьистины означает, чтообъект нельзя познать полностью, абсолютно, ибо он потенциально бесконечен, богат возможностями-свойствами. Образно, познание – это движение по шкале: от абсолютного заблуждения к абсолютной истине, никогда не достигающее ее. Однако это движение не бессмысленно,т.к. приносит ощутимые практические результаты и вновь и вновь побуждает субъекта к исследованиям, мобилизует его способности, волю и желания. Конкретность И. – означает, что в знании следует обязательно учитывать условия получения знания –как со стороны С.п. (приборы,) так и О.п. (место, время, в которых пребывает О.п.). Влияние средств познания на О.п. двойственно: а)по принадлежности свойств объекту объект не зависит от субъекта (одни и те же свойства фиксируются разными средствами наблюдения); б)по характеру и виду проявления объект зависит от выбранных субъектом средств. Это подтверждает установку И.Канта о связи субъекта и объекта познания.

Под объективностью (с лат. «предметностью) истины следует понимать не соответствие знания объекту, ибо это определяет понятие «истина» (зачем же удваивать определения), и не «независимость знаний от субъекта (С.п.-необходимый элемент познания). Объективность − это многосторонность, полнота знаний о мире. Вместе с критериями истины (средствами проверки – практикой, ясностью, последовательностью знания) она позволяет отличить истину от заблуждения. Объективность определяет степень сближения субъекта с объектом, интегрированность человека в физический мир.

Итак, истина многолика, познание – вечное движение, условием эффективности которого является желание познавать и обмен знаниями.

ТЕМА 11.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Date: 2015-09-24; view: 615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию