Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Для подготовки к семинарским занятиям,





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для подготовки к семинарским занятиям,

Самостоятельной работе и экзамену по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

Для студентов бакалавриата и специалитета

Всех специальностей и направлений

 

Севастополь

УДК 101+21+16

 

 

Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям, самостоятельной работе и экзамену по дисциплине «Философия» для бакалавриата и специалитета всех специальностей и направлений

/ Составитель: О.В. Панченко – Севастополь: Изд-во «Сев.ГУ», 2015. – с.

 

 

Целью учебно-методического пособия является оказание комплексной помощи студентам всех специальностей и направлений в подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе, в поэтапном изучении учебной дисциплины «Философия».

 

Методическая разработка призвана помочь студентам получить целостное представление о философии, приобрести практические навыки философского мышления, определить и выработать собственную мировоззренческую позицию.

 

Методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки», протокол № от 2015 г.

 

 

Допущено учебно-методическим центром Сев.ГУ в качестве методического пособия.

 

 

Рецензент: доктор философских наук, профессор Миронов А.В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………4

Тематическое содержание курса ………………………………………………………….5

Словарь-минимум основных понятий ……………………………………………………6

Литература в библиотеке СевГУи в сети Интернет……………………………………...7

Темы семинарских занятий………………………………………………………………..9

1. Мировоззрение как основа духовной культуры ………………………………….9

2. Философия – аргументированное мировоззрение ……………………………….11

3. Философия Востока. Индия,и Китай……………………………………………...13.

4. Античная философия. Досократический период ………………………………..16

5. Античная философия. Классика и эллинизм……………………………………..18

6. Философия средневековья и эпохи Возрождения ……………………………….20

7. Европейская философия ХVIIв. Французское просвещение …………………...22

8. Классическая немецкая философия и философия марксизма…………………...25

9. Постклассическая философия Запада …………………………………………….27

10. Особенности и главные идеи русской философии ……………………………..30

11. Онтология – философия бытия …………………………………………………..32

12. Гносеологический ракурс философии …………………………………………..34

13. Философские проблемы науки и техники ………………………………………37

14. Философское учение о ценностях ……………………………………………….39

15. Философия общества ……………………………………………………………..41

16. Философия истории ………………………………………………………………43

17.Философия человека ………………………………………………………………45

Тема для самостоятельной работы ………………………………………………………47

1. Философия и глобальные проблемы современности ………………………….47

Примеры тестовых заданий по всем темам …………………………………………… 49

Тематика и методические требования к подготовке

и написанию реферативных работ ………………………………………………………52

Тематика и методические требования к подготовке и написанию

контрольных работ для студентов заочной формы обучения ……………………….53

Вопросы к экзамену ……………………………………………………………………...54

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия – одно из самых ценных достояний и высших достижений человеческого разума, теоретическое выражение духовного ядра культуры. Какую бы профессию не избрал для себя человек, в его сознании всегда присутствуют мировоззренческие, базовые и предельные, представления: о себе, о мире, об обществе, о будущем. «Философия - это нечто... неизбежное»,- утверждал видный испанский философ Х.О.-и-Гассет. Чтобы ориентироваться, мыслить, чувствовать, представлять и переживать мир «вечных» идей основательно-универсально, а не рыночно-примитивно, философия учит искусству самостоятельно размышлять о них, обосновывать предельные, «горизонтно-компасные» жизненные ориентиры.

Цель дисциплины – познакомить студентов с философией как системой знания, ее проблемами, ролью в жизни общества и человека, с основными этапами развития мировой философской мысли.

Задачи дисциплины:

- раскрыть природу философского знания, предмет и основные функции философии, методологию философского мышления, содержание философских категорий, главные подходы к решению мировоззренческих проблем;

- формировать у студентов навыки самостоятельного творческого осмысления глубинных социогуманитарных проблем современности;

В результате изучения дисциплины “Философия” студент должен

ЗНАТЬ:

- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

- базовые и профессионально-профилированные основы философии, логики, психологии, экономики и истории;

- смысл философских категорий, терминологию философии и структуру философского знания, функции философии методы философского исследования, философские персоналии, специфику философских направлений современности;

- место и роль философии в общественной жизни; социально и личностно значимые философские проблемы;

- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа мировоззренческих вопросов.

УМЕТЬ:

- выделять и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- понимать особенности современного этапа развития общества и применять философские принципы, законы, формы и методы познания в практической деятельности.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на мир;

- умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий, соблюдения этических норм дискурса;

- методами и приемами философского анализа личностных, исторических и социально-культурных проблем;

- навыками философского анализа разных типов мировоззрения, использования философских приемов для определения главных трендов развития современного общества, их философско-правового анализа.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования РФ выпускник программы бакалавриата и специалитета должен обладать общекультурной компетенцией (ОК):

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

На успешное и эффективное выполнение означенных задач и достижение поставленной цели ориентирует настоящее учебно-методическое пособие. Специфическая форма обучения, самостоятельная работа, как никакая другая, способствует превращению информации в часть духовного мира личности. Вдумчивая и систематическая индивидуальная работа научает самостоятельно мыслить, тренирует память, воспитывает волевые качества.

При подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия», в первую очередь, следует обратить внимание на освоение философских категорий к каждой теме. Это знание поможет понять смысл стоящих вопросов и найти на них нужные ответы. Список рекомендуемой литературы составлен с учетом доступности для освоения студентами 1-2го курсов. Кроме того, в пособии предлагаются краткие методические указания по подготовке к каждому занятию с пояснением сущностных аспектов философских проблем. Последнюю тему предлагается изучить без проведения практического занятия.

Для приобретения навыков самостоятельного мышления и более глубокого понимания содержательных модулей и вопросов курса философии а так же самоконтроля в пособии разработан набор теоретических заданий к каждой теме − вопросы для диспутов и определены темы для написания рефератов. Итоговой проверке усвоения знаний предназначены приведенные образцы тестов, темы для контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) и перечень экзаменационных вопросов. Расширению кругозора студентов поможет знакомство с указанными в пособии первоисточниками для подготовки рефератов, сообщений и эссе с последующим их обсуждениям на семинарских занятиях.

Учитывая, что часы, выделяемые на проведения семинарских занятий на разных специальностях вуза различны, в настоящем пособии рассматривается максимальное их число – на семнадцать занятий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Тема 1. Предмет философии, ее гуманистический смысл и предназначение.

Мировоззренческий характер философии. Философия, здравый смысл, религия, искусство, наука. Источники философствования. Философия как система знаний, е структура. Функции и роль философии в жизни общества и человека.

Тема 2. Философия ВостокаИнидия, Китай.

Принципы изучения истории философии. Зарождение философской мысли в странах Древнего Востока. Основные черты и этапы развития индийской философии, ее соновные идеи. Источники и периоды развития философии Китая. Особенности, проблемы и школы. Даосизм, конфуцианство и современность.

Тема 3. Философия Античности.

Принципы анализа истории европейской философии. Предпосылки и этапы развития греко-римской философии. Основные черты и школы натурфилософии. Классики Античности: общая характеристика учений Сократа, Платона и Аристотеля. Сущность и школы эллинизма. Неоплатонизм –последний рассвет античной философии. Идеи античной философии и современность.

Тема 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

Теоретические истоки философии средневековья: Афины и Иерусалим. Основные черты, этапы развития:апаологетика и патристика, схоластика. Проблема веры и разума и ее решения. Проблема универсалий. Значение Средневековой философии. Особенности философского мировоззрения Ренессанса:гуманизм, антропоцентризм, переходный характер. Философские взгляды Н.Кузанского и Дж.Бруно.

Тема 5. Философия Нового времени:ХVII век и Просвещение.

Предпосылки философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм- гланые течения философии ХVIIв.: достоинства и ограниченность в решении проблемы метода познания. Онтологическая проблема философии ХVIIв. Основные черты западноевропейской философии ХVIIIст. Философские идеи французского просвещения.

Тема 6. Классическая немецкая философия и философия марксизма.

И.Кант-родоначальник КНФ: решение гносеологических проблем и определение предмета философии. Сущность категорического имсператива. Философская система Г.Гегеля. диалектика Гегеля, противоречие метода и системы. Антропотеизм Л.Фейербаха. Место философии в марксизме. Ученик К.Маркса об общественно-экономической формации. Марксизм и христианство. Исторические судьбы учения К.Маркса.

Тема 7. Современая западная философия.

Понятие и особенности современной философии. Этапы развития, школы и течения современной западной философии. Общая характеристика постнеклассического периода современной философии. Главные тенденции современной философии: постмодернизм и его альтернативы.

Тема 8. Русская философия ХIХ-ХХвв.

Истоки становления русской философской мысли. Философские идеи в Киевской Руси.Философские дискуссии славянофилов и западников. Философия всеединства В.Соловьева. Экзистенциальные и гуманистические идеи Ф.Достоевского, Л.Толстого, Л.Шестова, П.Флоренского. Идея свободы в творчестве Н. А.Бердяева.

Тема 9. Онтология- философское учение о бытии.

Предмет онтологии и ее место в структуре философского знания. Эволюция онтологических знаний. Аспекты, уровни и виды бытия. Основные онтологические категории: бытие, субстанция, реальность, материя, объективная и субъективная реальность. Соотношение паонятий «мир» и «научная картна мира». Место онтологии в современной философии.

Тема 10. Гносеология - философия познания.

Основные проблемы гносеологии. Формы познания: научное, повседневное, религиозное, художественное, философское. Проблема познаваемости мира. Источники и структура

познавательного процесса. Проблема метода в познании: эмпиризм и рационализм, рациональное и иррациональное.Основные формы познания. Основные концепции истины. Проблема критериев и объективности истины

Тема 11. Философия науки и техники.

Становление науки. Гносеология и эпистемология. Сущность и отличительные черты научного знания. Классическая и неклассическая парадигмы науки. Методы и формы научного познания. Закономерности развития науки. Отношения науки и техники в современном мире. Философские проблемы науки и техники.

Тема 12. Аксиология – философия ценностей.

Открытие ценностной доминанты жизни человека эпохи модерна-постмодерна. Понятие ценностей. Конкретные и абстрактные ценности. Типы ценностей: конкретные и абстрактные, материальные и духовные и т.п. ценности в соответствии со структурой ценностного отгношения. Ценности востока и Запада, модерна и постмодерна. Цценностные ориентации в жизни общества и человека, цели и идеалы. Ценности современных обществ.

Тема 13. Социальная философия. История философских представлений об обществе. Особенности современных подходов к пониманию общества: формационная, культурно-цивилизационная, системная модели. Субстанциальные основы общества: социальная деятельность, социальные отношения и их взаимосвязь. Структура общества. Предмет философии истории. История и философия истории. Проблемы смысла и цели истории. Философия о движущих силах и направленности исторического процесса.

Тема 14. Философская антропология. Проблема сущности человека: история и современность. Рождение философской антропологии как раздела знания.Единство биологического, социального (культурного) и индивидуального в человеке. Структура сознания и его свойства. Проблема происхождения человека- эволюционый и революционный подходы. Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, свободы и ответственности.

Тема 15. Философия и глобальные проблемы современности.

Процессы глобализации жизни: причины, условия и сферы. Сущность и типы глобальных

проблем. Пессимистический, оптимистический, скептический подходы относительно

решения глобальных проблем. Человек в условиях глобализации мира. Роль экогуманизма,

воспитания планетарного сознания в предотвращении катастроф и решении глобальных

проблем современности.

Date: 2015-09-24; view: 614; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию