Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К теме 22. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления





Преступления данной группы относятся к категории должностных преступлений. Данное положение означает необходимость специального субъекта для наличия составов должностных преступлений. Исключение составляют преступления, предусмотренные ст. 288, 291 УК РФ. Понятие должностного лица приведено в примечании 1 ст. 285 УК РФ и относится лишь к нормам, включенным в главу 30. Для квалифицирующего признака должностного лица необходимо, чтобы оно временно или постоянно или по специальному полномочию осуществляло функции представителя власти либо выполняло административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Кроме того, закон связывает наличие должностного лица с определенным органом или учреждением, где субъект занимает соответствующую должность. Понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК РФ.

Обучающимся следует усвоить категории должностных лиц в зависимости от уровня занимаемых ими должностей. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к категории должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 только в случаях специально предусмотренных соответствующими статьями.

Должностное лицо необходимо отличать от лиц, выполняющих сходные функции. В частности, это относится к лицам, выполняющим управленческие или иные функции в коммерческих или иных организациях (см. примечание 1 к ст. 201 УК РФ).

Понятие должностного лица употребляется и в нормах других глав УК РФ (например, ст. 140, 149, 304). Поэтому следует учесть, что понятие, приведенное в примечании 1 ст. 285 УК РФ распространяется и на эти случаи.

Для более глубокого уяснения понятия должностное лицо целесообразно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" ("Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 2013) и постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12,2009.

При изучении ст. 285 УК РФ следует учитывать, что корыстная заинтересованность (мотив) предполагает наличие какой-либо имущественной выгоды для себя или для других лиц (например, родственников). Иная личная заинтересованность, как мотив злоупотребления должностными полномочиями, может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание угодить начальству и т.п.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций является оценочным понятием. При его определении следствие и суд обычно учитывают число потерпевших, тяжесть причиненного им морального, имущественного или физического вреда, его характер, последствия для нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и другие обстоятельства.

Злоупотребление должностными полномочиями следует отграничивать от хищений, (мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), совершенных с использованием служебного положения. Основным критерием разграничения здесь будет являться то обстоятельство, что при злоупотреблении должностными полномочиями не происходит неправомерного безвозмездного изъятия чужого имущества.

Норма, устанавливающая ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ) впервые включена в УК РФ. Изучая этот состав преступления, следует обратить внимание на такой квалифицирующий признак, как тяжкие последствия. Этот признак не раскрывается в законе. Он является оценочным. В каждом конкретном случае следственные или судебные органы должны установить наличие или отсутствие тяжких последствий. К ним, например, могут быть отнесены такие последствия, как: создание напряженности между различными ветвями власти, принятие неправильного законодательного или политического решения и т.п.

Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций предоставлять информацию Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Счетной палате РФ установлена в законодательных актах (См.: Федеральный закон “О счетной палате РФ” (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 167).

Анализируя состав преступления о незаконном участии в предпринимательской деятельности, предусмотренный ст. 289 УК РФ, целесообразно уяснить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы” служащим государственного аппарата, в том числе должностным лицам, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Аналогичные запреты предусмотрены и другими законодательными актами, например, Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации” (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472), Законом РФ “О статусе судей Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”. 1992. № 30. Ст. 1792) и др.

При изучении темы следует обратиться также к содержанию Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (Российская газета от 31 мая 2003 г.), Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Российская газета от 31 июля 2004 г.), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Российская газета от 8 октября 2003 г.), Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42)

В случае, если незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности не было связано с предоставлением какой-либо организации льгот, преимуществ или покровительством в иной форме, в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 289 УК РФ.

При анализе составов получения и дачи взятки, посредничества во взяточничестве целесообразно изучить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" ("Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 2013)

Ст. 575 ГК РФ предусматривает возможность для государственных служащих получать в связи со своей деятельностью подарки, стоимость которых не превышает 5 МРОТ. В этой связи необходимо различать подарок и взятку. Отличие должно проводиться по признакам, указанным в ст. 290 УК РФ. Так, если “подарок” был обусловлен необходимостью выполнения каких-либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя, независимо от их характера (законные или незаконные) или имело место вымогательство взятки, то налицо совершение преступления, предусмотренное ст. 290 УК РФ, а не получение подарка.

Обучающиеся иногда испытывают затруднения при определении таких признаков взятки, как выгоды имущественного характера, общее покровительство или попустительство по службе. Под выгодой имущественного характера понимаются оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных работ и т.п.

Общее покровительство или попустительство по службе могут выражаться в самых разнообразных формах: создание благоприятной обстановки, защита перед вышестоящим руководством, снисходительное отношение при упущениях по службе и др.

Еще одним вопросом, на который следует обратить внимание, является вопрос о понятии вымогательства. Под вымогательством понимается требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

В примечании к ст. 290 УК РФ дается определение значительного, а также крупного и особо крупного размера взятки. Магистранты должны его запомнить.

В примечании к ст. 291 УК РФ приведены условия, при которых лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Это вымогательство взятки или добровольное сообщение о взятке органу, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки.

Изучая состав служебного подлога (ст. 292 УК РФ), целесообразно обратить внимание на предмет преступления. Им могут служить только официальные документы, то есть документы представляемые или издаваемые федеральными органами государственной власти или государственного управления, органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными или муниципальными учреждениями. В последнее время судебная практика склоняется к признанию официальными и документов, источником которых являются коммерческие и иные организации. В целом же вопрос об официальном документе еще не решен однозначно.

Наличие состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, обусловлено, наряду с другими обстоятельствами тем, что должностное лицо не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязанности. Сами обязанности, естественно, в законе не указаны. Они устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами, приказами, трудовыми соглашениями. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обращение к этим подзаконным актам с тем, чтобы установить имело ли место неисполнение обязанностей и каких именно.

 

К теме 23. Актуальные вопросы ответственности за преступления против правосудия

Глава 31 УК РФ названа “Преступления против правосудия”. Статья 118 Конституции РФ предусматривает, что правосудие осуществляется только судом (студентам следует также ознакомиться с Федеральным законом “О судебной системе Российской Федерации” (СЗ РФ. 1997, № 1. Ст. 1). Однако в систему органов, участвующих в уголовном процессе, входят и другие органы. К ним относятся органы милиции, прокуратуры, службы безопасности, таможни, исполняющие наказания и другие. Все правоприменительные органы в совокупности образуют систему, позволяющую отправлять правосудие. Поэтому нормы настоящей главы устанавливают уголовную ответственность за посягательства на нормальную деятельность всех перечисленных органов. Понятие правосудия в главе 31 УК РФ употребляется в широком плане. Кроме того, необходимо учесть то обстоятельство, что правосудие отправляется различными судебными органами: конституционными, арбитражными, административными, гражданского и уголовного судопроизводства. Уголовно-правовой защите подлежит нормальная деятельность каждого из них.

Нормальная деятельность органов правосудия обусловлена рядом обстоятельств. Причинение ущерба в любой из сфер, связанной с работой органов правосудия, оказывает негативное влияние на их деятельность. В этой связи среди норм главы 31 УК РФ можно выделить: преступления, посягающие на лиц, осуществляющих правосудие (ст. 294 – 298); преступления, посягающие на иных лиц, участвующих в отправлении правосудия (ст. 299 - 302, 305, 310 -311); преступления в сфере доказательственной базы правосудия (ст. 303, 304, 306 -309, 316); преступления в сфере исполнения решений органов правосудия (ст. 312 -315).

Статья 294 УК РФ устанавливает ответственность за вмешательство в какой-бы то ни было форме в деятельность суда (судья, присяжные, народные заседатели), прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Под вмешательством понимается любое воздействие на указанных лиц: просьбы, уговоры, советы и т.д. Возможность такого широкого толкования дает закон, не ограничивающий формы вмешательства. В литературе встречается и иное мнение, согласно которому указанные выше действия сами по себе не образуют состава преступления, а должны быть соединены с угрозами, насилием, подкупом. Вряд ли с такой позицией можно согласиться. Как уже говорилось, закон не содержит ограничений по формам вмешательства и, кроме того, действия, соединенные с насилием, угрозами, подкупом, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, например, по ст. 295, 296, 291 УК РФ.

В ч. 3 ст. 294 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак использование служебного положения. Поскольку в законе речь идет не о должностном лице, а о служебном положении, то можно сделать вывод о том, что субъектом данного квалифицированного состава может быть не только лицо, занимающее должность в государственных органах и т.д., но и лицо, занимающее определенную должность в коммерческих структурах и некоммерческих организациях. Главное здесь заключается в том, чтобы совокупность полномочий виновного давала ему возможность оказывать воздействие на работников правоприменительных органов.

Вопрос о посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), должен решаться аналогично вопросу о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ). К иным лицам, участвующим в отправлении правосудия, относятся присяжные заседатели, принимающие (принимавшие) участие в рассмотрении дела.

К близким лицам следует относить не только близких родственников, но и других лиц, состоящих в близких личных отношениях с судьей, прокурором, следователем и т.д. К ним могут быть отнесены например: друзья, дальние родственники, жених, невеста.

При изучении данного состава преступления следует ознакомиться с Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации” (Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1792).

Применительно к ч. 1 ст. 297 УК РФ следует усвоить, что к числу участников судебного разбирательства относятся лица, участвующие в соответствии с УПК и ГПК РФ в рассмотрении дела: обвинитель, защитник, эксперт, потерпевший, свидетель, законный представитель, переводчик, гражданский истец и гражданский ответчик и другие лица.

Клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298 УК РФ) нужно отличать от общего состава клеветы (ст. 128.1 УК РФ), поскольку данный состав является специальным.

Следует обратить внимание, что судьи не являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 300 УК РФ - незаконное освобождение от уголовной ответственности. В случае совершения судьей таких действий ответственность наступает за вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ). Применительно к ст. 301 УК РФ необходимо различать понятия административного задержания и заключение под стражу или содержание под стражей. Административное задержание может производиться в соответствии с п.1 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушений и не должно превышать 3 часов. Законодательными актами могут устанавливаться и иные сроки административного задержания. Задержание может быть осуществлено и в соответствии со ст. 91-94 УПК РФ. В этом случае задержание может длиться не более 48 часов. Незаконное заключение под стражу состоит в противоправном избрании данной меры пресечения, а незаконное содержание под стражей - в противоправном содержании под стражей сверх установленных сроков. Сроки содержания под стражей установлены уголовно-процессуальным законодательством.

Шантаж, применительно к ст. 302 УК РФ - это угроза разглашения позорящих лицо сведений. При этом для наличия состава преступления не имеет значения соответствуют или нет эти сведения действительности. Иные незаконные действия - это обман, оскорбления, применение гипноза, наркотических средств и другие. Понятие пытки определено законом в примечании к ст. 117 УК РФ. В соответствии с этой нормой под пыткой понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях.

В Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. пытка определяется как любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное (Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990).

Изучив состав преступления, предусмотренный ст. 304 УК РФ, обучающиеся должны уметь дать определение провокации и разъяснить, какие действия образуют объективную сторону данного деяния.

Состав заведомо ложного доноса (ст. 306 УК РФ) необходимо отличать от состава клеветы, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 3 ст. 128.1 УК РФ). Критерии разграничения этих составов были рассмотрены ранее при изложении вопроса о преступлениях против личности.

Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ) следует отграничивать от уклонения их от явки в суд. Уклонение относится к числу административно-правовых деликтов и влечет за собой ответственность в соответствии с административным законодательством.

Однако, в ряде случаев определенные лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. Это положение вытекает из содержания ст. 51 Конституции РФ, где говорится, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Понятие близких родственников, используемое в примечании к ст. 308 УК РФ, в уголовном законе не раскрывается. Для уяснения содержания данного понятия следует обратиться к ст. 5 УПК РФ, где дается их полный перечень (родители, дети и т.д.). При изучении рассматриваемого состава преступления следует учесть также, что некоторые категории лиц в определенных ситуациях также не могут быть допрошены в качестве свидетелей (защитник, священнослужитель, представитель профсоюза и др.). Так, согласно ст. 56 УПК РФ, защитник не может допрашиваться по обстоятельствам дела своего подзащитного, если они стали известны ему в связи с выполнением своих обязанностей. Законодательные акты предусматривают и некоторые иные ситуации, когда то или иное лицо не может быть допрошено в качестве свидетеля. Понятно, что такие лица не являются субъектами отказа от дачи показаний.

Изучая состав преступления о разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ), следует ознакомиться с содержанием Федерального закона “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов” (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455) и Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.04 № 119-ФЗ.

Изучение таких преступлений как побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ) и уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ) связано с необходимостью повторения вопроса о видах исправительных учреждений, а также местах, где осуществляется арест или содержание под стражей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лица, подвергнутые административному задержанию, не являются субъектами побега, поскольку они не отбывают наказание и не находятся в предварительном заключении.

При изучении составов преступлений, предусмотренных ст. 313 и 314 УК РФ следует обратиться к ст. 74 УИК РФ, в которой дан перечень исправительных учреждений.

Название ст. 315 УК РФ не в полной мере соответствует ее диспозиции. В названии речь идет о неисполнении приговора, решения суда или иного судебного акта, а диспозиция нормы предусматривает в качестве объективной стороны состава злостное неисполнение. Это понятия различные. О злостности, как правило, говорится в тех случаях, когда решение, приговор, иной акт не исполняются после получения предупреждения. С этих позиций название нормы и ее содержание следовало бы привести в соответствие.

Ответственность за укрывательство преступлений установлена ст. 316 УК РФ. Укрывательство является одним из видов прикосновенности к преступлению. Ответственность за это деяние наступает лишь в том случае, если укрывательство было осуществлено в отношении особо тяжкого преступления.

 

Date: 2015-09-24; view: 421; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию