Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Позиционирование: новая игра на Мэдисон АвенюДелиа Фемина был не одинок в своей оценке рекламы середины 1970-х. «Сегодня творчество мертво», — писали Эл Райе (Ries) и Джек Траут (Trout) в своих статьях в AdvertisingAge, позднее составивших целую книгу.[2] «Та игра, в которую нынче играют на Мэдисон Авеню, называется позиционированием».3 Конечно, это не было новой идеей. Еще в конце 1950-х ее разработали в корпорации GeneralFoods: концепцию стремительных, простых, агрессивных «бросков», помогающих пробиться сквозь стену конкурентов. Но лучше всего эту стратегию сформулировали Траут и Райе, управлявшие в те годы маленьким рекламным агентством Trout & Ries[3] в Нью-Йорке. «Позиционирование — это заход с тыла» — заявляли они. «Надо начинать не с себя, а с желания потенциальных покупателей».4 Первый шаг — дать продукту запоминающееся имя. Второй — найти в нем нечто особенное (наподобие уникального продажного предложения, или USP, Россера Ривза) и говорить об этом качестве постоянно — чтобы в зубах навязло. Юмор, «настроение» и эстетика только отвлекают внимание от продукта. Рекламисты и их клиенты называли этот подход «реалистическим», «жестким» или «ориентированным на потребителя», но в действительности это было не что иное, как давно известное и традиционное навязчивое рекламирование. В своей книге «Позиционирование: битва за узнаваемость» («Positioning: The Battle for Your Mind», 1981)[4] Райс и Траут защищают сравнительную рекламу как лучший способ «позиционировать» продукт в глазах потребителей относительно конкурирующих товаров. К моменту выхода книги немало крупных агентств усвоили технику сравнительного позиционирования. Стремясь побороть скептицизм потребителей, печатные объявления становились многословнее. К примеру, если раньше тексты объявлений об автомобилях были лаконичны и сводились к тому, что сообщали о красоте машины, то новые объявления изобиловали данными о пробеге, дисковых тормозах, особенностях дизайна и т. д. Обезболивающее средство «Tyienol» вдруг стало главным борцом с болью — «для миллионов тех, кто не рискует употреблять аспирин» (камешек в огород «Anacin» и «Bufferin»). Успех жидкости для полоскания полости рта «Scope», которая на вкус не отдавала «лекарством», побудил компанию Listerine создать еще более приятный на вкус ополаскиватель. А агентство DoyleDaneBembach даже возобновило — после шестилетнего перерыва — для фирмы Avis кампанию «Мы работаем усерднее». Телевизионные ролики вновь строились на характерном для навязчивой рекламы принципе повторения. Поскольку стоимость их производства росла, стандартные 60-секундные ролики все чаще заменялись 30-секундными вставками с повторяющимися обращениями. Предварительное тестирование, которое использовалось при создании телевизионной рекламы, показывало преимущество именно навязчивой рекламы и принципа «аргументации-почему». Творчество превратилось в рациональную, количественно измеримую науку. Одним из самых заметных воплощений «реалистического» подхода стал ролик о пятновыводителе «Shout» от агентства FooteCone &' Beldingnoa заголовком «Хотите избавиться от пятна?» («Want a Tough Stftin Out?»). На этот вопрос был громкий рекламный ответ: «"Shout" от него избавит» («Shout It Out») (игра слов: англ. out — уничтожать, shout out — выкрикивать, громко говорить). Затем появился непритязательный джингл для «Alka- Seltzer» от Wells, Rich, Of Greene: «Буль-буль, от его шипенья нам такое облегченье» («Plop, plop, fizz, fizz, oh, what a relief it is»). Он, конечно, не шел ни в какое сравнение с работой, выполненной тем же агентством для «Alka-Seltzer» несколькими годами раньше и получившей тогда профессиональную награду. Создатели ролика «Ри-rina Kitten Chow» умудрились упомянуть название корма для кошек «Meow Mix» («Мяу Микс») не меньше дюжины раз, сделав его текстом кошачьей рекламной песни: «Мяу, мяу, мяу, мяу...» Потом настал черед «стряхнуть пыль» со старомодных реалистических сценок и свидетельств знаменитостей, рекомендовавших всех что угодно, от автомобилей до одеколона. Подход позиционирования породил также множество творческих стилей, сочетавших развлекательность и настойчивое рекламирование. Общим для них был принцип ориентации на продукт, при помощи которого объяснялось, что представляет собой товар или почему он предпочтительнее продукции конкурентов. Например, новое агентство Scali, McCabe, Slaves разработало замечательную серию объявлений, имевших целью познакомить аудиторию с торговыми марками домашней птицы. В ролике о продукции марки «Perdue» мужественный голос за кадром, принадлежавший самому ее владельцу, Фрэнку Пердье, говорил потребителям, что «нужна жесткая рука, чтоб откормить нежного цыпленка».[5] Другие объявления начинались просто: «Мои цыплята питаются лучше, чем вы». Это означало, что цыплята «Perdue» изнежены больше, чем люди, которые их едят. Настоящей победой стали также объявления этого агентства для Volvo: «He нужно постановления Конгресса, чтоб сделать автомобиль безопасным». Хотя сравнительная реклама косвенно использовалась и прежде, до 1981 г. прямое сравнение в рекламе было под запретом. Раньше крупные агентства и торговые группы вообще избегали сравнивать продукты и услуги, тем более, называя их по имени, считая это «неловким», «неспортивным» и даже опасным. Но потребителям сравнительные объявления могли предоставить проверяемые факты, а не только общие фразы. Федеральная Торговая Комиссия (FTC) согласилась с этим, заявив, что сравнения могут способствовать повышению качества товаров и снижению цен, при условии, что рекламные утверждения правдивы и научно доказуемы. Первой запрет на сравнительную рекламу нарушила телекомпания NEC еще в 1964 г. В 1972 г. ее примеру последовали АВС и CBS, но только после того, как FTC пригрозила судебными исками противникам ограничению свободы торговли. Вскоре Национальная Вещательная Ассоциация отменила директивы, предостерегавшие рекламодателей против дискредитации конкурентов, а Американская Ассоциация Рекламных Агентств поддержала это решение. Продавцы начали наносить друг другу удары, называя в сравнителькых объявлениях имена конкурентов. Особенно примечательными были рекламные кампании прохладительных напитков и ресторанов быстрого питания. Войны фаст-фудов показывают, как легкий юмор может смягчить резкие нападки на конкурентов. Например, собственные исследования сети ресторанов BurgerKing обнаружили, что посетителям не нравится однообразие меню, даже если они напрямую не просят расширить ассортимент бургеров. BurgerKing отреагировала на эти результаты рекламными кампаниями «Будь по-вашему» («Have It Your Way») и «Как вам угодно» («Your Way Right Away»). Затем Ви rgerKing бросила вызов McDonald's, показав в одном из своих роликов интервью с реальной семьей по фамилии Макдональд, члены которой признавались, что предпочитают BurgerKing, но так этого смущаются, что отказываются открыть свои лица перед камерой. Однако сравнение могло сработать и против самого рекламодателя. Как отмечал Дэвид Огилви, «у зрителей может создаться впечатление, что марка, которую вы дискредитируете, и есть настоящий герой вашей рекламы».5 Несмотря на такой риск*, агентство Ogiivy (У Mother, вопреки своим давнишним возражениям против сравнительной рекламы, заявило в 1981 г., что в качестве «временного тактического оружия» подобная практика может принести пользу.6 Сегодня имена конкурентов звучат из уст рекламодателей как никогда часто.
|