Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие №2Тема: Строение вещества. Элементы химической термодинамики и биоэнергетики. Значение темы: Изучение темы будет способствовать формированию способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, способности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, способности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат, способности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности. Цель занятия: Студент должен Знать: ü правила техники безопасности и работы в химических лабораториях с реактивами, приборами. ü физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях; Уметь: ü пользоваться физическим, химическим оборудованием; ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; ü выполнять термохимические расчеты, необходимые для составления энергоменю, для изучения основ рационального питания;
Вопросы для изучения темы 1.Термодинамика, основные понятия и задачи. Параметры состояния (экстенсивные и интенсивные) и функции состояния системы. 2.Понятие внутренней энергии. Работа и теплота – две формы передачи энергии. Первое начало термодинамики. Изохорные и изобарные процессы. Тепловой эффект химической реакции. Энтальпия как функция состояния системы. Эндотермические и экзотермические процессы. 3.Первое начало термодинамики для изобарных процессов. Закон Гесса. Термохимические расчеты и их использование для энергетической характеристики химических и биохимических процессов. Стандартные энтальпии образования и сгорания. Следствия из закона Гесса. 4.Энергетическая ценность пищевых продуктов, обоснование рационов питания, основные задачи биоэнергетики. 5.Второе начало термодинамики, вклад С. Карно и Р. Клаузиуса. Энтропия как функция состояния системы. Критерии самопроизвольно протекающих процессов в изолированных системах. Связь энтропии с вероятностью состояния системы. 6. Применение первого и второго начала термодинамики к живым организмам. Математическое выражение второго начала термодинамики для открытых систем. Энергия Гиббса как функция состояния системы и критерий направленности процессов. Условия возможности протекания реакций в прямом направлении. Математическое выражение, связывающее изменение энергии Гиббса с изменениями энтальпии и энтропии. Расчет изменения энергии Гиббса по следствиям закона Гесса. 7.Экзергонические и эндергонические реакции. Понятие о сопряженных процессах. Коэффициент полезного действия биохимических процессов. Вопросы для самоконтроля знаний Дополните фразы: Химическая термодинамика изучает…. Открытой системой называют такую систему, которая…….. Экстенсивными называют параметры термодинамической системы, величина которых…………. Функциями состояния называют такие величины, которые………. Интенсивными являются параметры:……………… Формы обмена энергией между системой и окружающей средой - ………… Процессы, протекающие при постоянной температуре, называются……… Процессы, протекающие при постоянном давлении, называются……… Внутренняя энергия системы – это………… Закон, отражающий связь между работой, теплотой и внутренней энергией - …………. Тепловой эффект реакции, протекающий при постоянном объеме, называется изменением……… Энтропия реакции – это…………. Химические процессы, при протекании которых происходит уменьшение энтальпии системы и во внешнюю среду выделяется теплота, называются………… Процесс называют эндотермическим, если……….. Закон Гесса имеет следующую формулировку:…………. При окислении 1г улеводов выделяется………ккал, белков……..ккал, жиров…….ккал. Функцией состояния, характеризующей тенденцию системы к достижению вероятного состояния, является…………. Критерием направленности процесса в изолированной системе является……….. Математическое выражение 2-го начала термодинамики для изолированных систем:………. Ситуационные задачи 1. Пероксид водорода используется в медицине для обработки ран в виде раствора с массовой долей 3%. Докажите, что процесс разложения пероксида водорода в присутствии фермента каталазы является самопроизвольным, используя при этом значения: S0298(Н2О2) = 110 Дж/моль·К, S0298(Н2О) = 70 Дж/моль·К, S0298(О2) = 205 Дж/моль·К. 2. На испарение 1 моля воды требуется 40 кДж. Сколько теплоты будет потеряно за день при выделении через кожу 720 г воды? 3. Рассчитайте стандартную энергию Гиббса для процесса окисления глюкозы по следующим данным: ∆Н0обр(С6Н12О6) = -1264,4 кДж/моль, ∆Н0обр(СО2) = -393 кДж/моль, ∆Н0обр(Н2О) = -286 кДж/моль. Изменение энтропии всей реагирующей системы равно 0,259 кДж/моль. 4. Рассчитайте стандартную энтропию реакции: глицин + глицин = глицилглицин. Если S0298(глицилглицина) = 231 Дж/моль·К, S0298(глицина) = 159 Дж/моль·К, S0298(Н2О) = 70 Дж/моль·К. 5. Почему реакция окисления глюкозы до глюкозы-6-фосфат, являясь эндергонической, протекает в организме в прямом направлении? 6. В организме человека реакция окисления этилового спирта протекает в две стадии. Первая – окисление этилового спирта до уксусного альдегида с участием фермента алкогольдегидрогеназы протекает по уравнению: С2Н5ОН + 1/2О2 = СН3СОН + Н2О. Рассчитайте ΔНр-ии, используя первое следствие закона Гесса. 7. Найти изменение внутренней энергии при испарении 90 г воды при температуре ее кипения. Теплота парообразования воды равна 40714 Дж/моль, Удельный объем жидкого пара 1,699 л/г. Давление нормальное. 8. Теплота сгорания углеводов, белков и жиров составляет 17; 17 и 39 кДж/г. Среднесуточная потребность в белках, жирах и углеводах для студентов – мужчин составляет 113; 106 и 451 г. Какова суточная потребность студентов – мужчин в энергии? 9. Почему процесс денатурации белка трипсина при 500С является самопроизвольным, хотя тепловой эффект реакции равен 2725 Дж/моль? Изменение энтропии для данной реакции 8,8 Дж/моль·К. 10. Теплота сгорания глюкозы равна -2810 кДж/моль, теплота сгорания этилового спирта равна -1366 кДж/моль. На основании этих данных вычислите тепловой эффект биохимического процесса брожения глюкозы: С6Н12О6 = 2С2Н5ОН + 2СО2. 11. Константа равновесия разложения лекарственного вещества в автоклаве при 413 К равна 0,396·105 Па, а при 443 К – 1,286·105 Па. Вычислить тепловой эффект реакции.
Лабораторная работа №2. «Определение теплоты реакций нейтрализации». Цель. Приобрести навыки калориметрического определения теплот химических реакций и обработки, данных эксперимента. Проверить зависимость теплот реакций нейтрализации от природы реагирующих кислот и оснований. Оборудование. Калориметр, мерные цилиндры, термометр, воронка, мешалка. Реактивы. Растворы соляной кислоты, азотной кислоты, уксусной кислоты, гидроксида калия с концентрацией 1 моль/л. Задание. Определить теплоту реакции нейтрализации кислоты раствором гидроксида калия для следующих пар кислота – основание: соляная кислота – гидроксид калия, азотная кислота – гидроксид калия, уксусная кислота – гидроксид калия. Методика. Подготовьте для работы калориметр: проведите внешний осмотр его, чтобы убедиться в исправности всех деталей; ополосните дистиллированной водой стакан; проверьте работу мешалки и настройте ее. Запишите в лабораторном журнале исходные данные: Масса внутреннего стакана калориметра m1, г Объемы растворов реагирующих веществ V, мл Концентрация растворов с, моль/л Плотность растворов р, г/мл Удельная теплоемкость растворов (воды) Ст(Н20) = 4,184 Дж/(г·К) Удельная теплоемкость стекла Ст(ст) = 0,753 Дж/(г-К) Мерными цилиндрами отмерьте равные объемы растворов кислоты и основания (0,03-0,10 л, по указанию преподавателя). Температуру одного из растворов, например основания, измерьте непосредственно в цилиндре термометром, вынутым из калориметра. После этого термометр ополосните дистиллированной водой и снова вставьте в калориметр. Раствор кислоты перелейте через воронку, в стакан калориметра и также запишите его температуру. Раствор щелочи быстро прилейте в калориметр к раствору кислоты, перемешайте в течение нескольких секунд и наблюдайте за столбиком ртути термометра. Запишите самое высокое показание. Повторите опыт с этой же парой кислоты и основания. Затем проведите по два параллельных опыта с другими парами кислота – основание. Полученные экспериментальные данные запишите в таблицу по форме:
Анализ результатов. Для вычисления по экспериментальным данным теплоты реакции нейтрализации сначала рассчитайте общую теплоемкость калориметра Cm, учитывая теплоемкость раствора и теплоемкость стакана: Cm = Cm(cm)·m(cm) + Cm(H2O)·m(р-р) где m(р-р) - масса раствора в калориметре, вычисляемая по объему раствора и плотности. Плотность может быть принята равной 1 г/мл. Затем вычислите выделившуюся в калориметре теплоту Q = Cm·ΔT Эта теплота постепенно по мере выравнивания температуры передается в окружающую среду и может быть принята равной по абсолютному значению изменению энтальпии системы (калориметра): ΔHк = -Q Для расчета теплоты реакции ΔHр-янайденное значение теплоты необходимо пересчитать на 1 моль реагирующей кислоты или основания, что соответствует 1 моль образующейся воды:
где n(x) - количество одного из веществ, участвующих в реакции Рассчитайте теоретическое значение стандартной энтальпии изученных реакций, используя термодинамические свойства веществ и сравните с полученными значениями. Найдите отклонения найденных значений от расчетных. Объясните вероятные причины отклонений. Укажите зависимость теплоты реакции от природы реагирующих кислот и оснований. Рисунок 1. Схема калориметра.
Таблица 1. Термодинамические свойства некоторых веществ, применяемых в медицине
ΔH°298 - стандартная теплота образования вещества, кДж/моль ΔG°298 - стандартное изменение энергии Гиббса при образовании сложного вещества из простых веществ, кДж/моль S°298 - стандартная энтропия вещества, Дж/(моль∙К) Сокращения, принятые в табл.: к - кристаллическое состояние, ж - жидкое, г - газообразной, aq -вещество (ион) в водном растворе. Вопросы к защите работы.
Основная литература: 1-7. Дополнительная литература: 1-24.
|