Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие №5Тема: Комплексообразование. Свойства комплексных соединений. Гетерогенное равновесие. Окислительно-восстановительное равновесие. Значение темы: Изучение темы будет способствовать формированию способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, способности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, способности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат, способности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности, способности использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации,способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования. Цель занятия: Студент должен Знать: ü правила техники безопасности и работы в химических лабораториях с реактивами, приборами; ü физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях; ü основные типы химических равновесий (протеолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности; ü основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния; Уметь: ü пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; ü производить расчеты по результатам эксперимента, ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов; Вопросы для изучения темы 1. Комплексные соединения. Координационная теория Вернера. Строение комплексных соединений. 2. Классификация и номенклатура. Получение комплексных соединений. 3. Внутрикомплексные соединения и их роль в биологических процессах. Полидентатные лиганды. Строение активного центра биологических комплексов: хлорофилла, гемоглобина, цианкобаламина, каталазы. Токсичность солей тяжелых металлов, взаимодействие их с комплексами биогенных металлов. 4. Антидоты: унитиол, комплексоны, британский антилюизит (БАЛ), тетацин, пенициламин. 5. Устойчивость комплексных соединений в растворах. Первичная и вторичная диссоциация комплексных соединений. Константа устойчивости и константа нестойкости комплексного иона и их взаимосвязь с устойчивостью комплекса. 6. Комплексонометрическое титрование. Определение жесткости воды комплексонометрическим методом. Динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (ЭДТА) – трилон Б. Металлиндикаторы – кислотный хромовый черный (эриохром черный Т). 7. Гетерогенные равновесия и процессы. Константа растворимости. Условия образования и растворения осадков. Реакции, лежащие в основе образования неорганического вещества костной ткани гидроксидфосфата кальция. Явление изоморфизма: замещение в гидроксидфосфате кальция гидроксид ионов на ионы фтора, ионов кальция на ионы стронция. Остеотропность металлов. 8. Механизм функционирования кальциевого буфера. 9. Реакции, лежащие в основе образования конкрементов: уратов, оксалатов, карбонатов. Применение хлорида кальция и сульфата магния в качестве антидотов. 10. Классификация и сущность методов осадительного титрования. Аргентометрия. 11. Э лектронная теория окислительно-восстановительных реакций (ОВР) (Л.В.Писаржевский). 12. Окислительно-восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения элемента в Периодической системе элементов и степени окисления элементов в соединениях. 13. Сопряженные пары окислитель-восстановитель. Окислительно-восстановительная двойственность. 14. Типы окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования. Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного и ионно-электронного баланса. 15. Механизм возникновения электродного и редокс-потенциалов. Стандартные, реальные, формальные электродные и окислительно-восстановительные потенциалы (редокс-потенциалы). Уравнение Нернста-Петерса. Сравнительная сила окислителей и восстановителей. 16. Стандартное изменение энергии Гиббса и Гельмгольца окислительно-восстановительной реакции. Прогнозирование направления протекания ОВ реакций по разности ОВ потенциалов. Влияние лигандного окружения центрального атома на величину редокс-потенциала. Влияние среды и внешних условий на направление окислительно-восстановительных реакций и характер образующихся продуктов. 17. Классификация и сущность методов окислительно-восстановительного титрования. Перманганатометрия, иодометрия.
Вопросы для самоконтроля знаний Дополните фразы: 1. Комплексные соединения – соединения, …….. 2. Комплексные соединения состоят из …… и ….., образующих внутреннюю сферу, и внешней сферы. 3. С позиций теории валентных связей химическая связь между комплексообразователем и лигандом осуществляется …………. 4. Комплексообразователи – атомы или ионы, …… электронных пар. 5. Роль комплексообразователя чаще выполняют …. и …….элементы. 6. Лиганды – это молекулы и ионы – ………электронных пар. 7. Формулы лигандов, имеющих названия: аква – ….; аммин – …; гидроксо – ….; циано – ….-; тиосульфато – ….; нитро – ….; хлоро – ….; тиоцианато – ….. 8. Заряд внутренней сферы определяется как алгебраическая сумма ………. 9. Внешняя сфера комплексного соединения – это …… противоположного знака, нейтрализующие ….. комплексного иона и связанные с ним ……. связью. 10. Катионными являются комплексные соединения, внутренняя сфера которых имеет ……. заряд. 11. Анионными являются комплексные соединения, внутренняя сфера которых имеет …… заряд. 12. Математическое выражение Кн([Co(NH3)6]3+) имеет вид: ………… 13. Чем меньше константа нестойкости, тем комплекс ……. устойчив. 14. Дентатность - число связей, ………… 15. Комплексообразователем в хлорофилле является ион ……, в молекуле цианокобаламина – ион ……., в гемоглобине - ион ……, в цитохромах – ион ……, в каталазе – ион …... 16. Лигандом в гемоглобине является ………... 17. Основные физиологические формы гемоглобина: …….. 18. Биологическая роль гемоглобина – транспорт ……… 19. Хелатотерапия – ………. организма при помощи …….. на основе образования устойчивых ……….. соединений с ……………. - токсикантов. 20. Осадок образуется, если в растворе произведение концентраций ионов в степенях, равных их стехиометрическим коэффициентам …….. константы растворимости. 21. В ненасыщенном растворе Ks …. Пс. 22. Необходимое условие растворения осадка: Ks …. Пс. 23. Чем меньше константа растворимости труднорастворимого электролита, тем ……. его растворимость. 24. Если Ks(PbSO4)=1,6∙10-8; Ks(SrSO4)=3,2∙10-7; Ks(CaSO4)=1,3∙10-4, то растворимость меньше у ……. 25. Если Ks(ВаSO4)=1,1∙10-10; Ks(SrSO4)=3,2∙10-7; Ks(CaSO4)=1,3∙10-4, то растворимость больше у …… 26. В насыщенный раствор карбоната серебра внесли кристаллы карбоната кальция. Растворимость Ag2CO3 при этом ……. 27. Растворимость электролитов в последовательности: CaHPO4→ Ca4H(PO4)3→ Ca5(PO4)3OH постепенно понижается, поэтому более устойчивой формой фосфата кальция в организме является ……… 28. В состав зубной эмали входит Ca5(PO4)3F. Использование фторсодержащих зубных паст приводит к …….. Пс, Кs …………. 29. К разрушению зубной ткани, в состав которой входит Ca5(PO4)3OH, будут приводить: ……. рН слюны, ……… концентрации Ca2+ в слюне. 30. Окислитель (Ox) – частица, ……………... 31. Восстановитель (Red) – частица, …………. 32. Восстановление – процесс, в ходе которого окислитель……….. и переходит в сопряжённую ……… форму. 33. Окисление – процесс, в ходе которого восстановитель ………. и переходит в сопряжённую ……. форму. 34. Степень окисления – ………………... 35. Заполните таблицу: Характерные степени окисления для некоторых элементов
36. Окислительно-восстановительными называют процессы, сопровождающиеся…………. 37. Форма записи в общем виде сопряженной окислительно-восстановительной пары:…….. 38. Для реакции: 3H2O2 + 2KMnO4 → 3O2 + 2MnO2 + 2H2O + 2KOH сопряженные окислительно-восстановительные пары имеют вид:………….. 39. Стандартным называют потенциал, определенный в стандартных условиях: ………... 40. Потенциал водородного электрода при стандартных условиях принят равным ………. 41. Отрицательное значение потенциала говорит о том, что восстановленная форма обладает ……. выраженными восстановительными свойствами, чем Н2. 42. Положительное значение потенциала говорит о том, что окисленная форма обладает ……… выраженными окислительными свойствами, чем ионы водорода. 43. Уравнение Нернста-Петерса для расчета окислительно-восстановительного потенциала системы в реальных условиях: …………. 44. Формула для расчета формального окислительно-восстановительного потенциала системы:……….. 45. В биологических системах при Т=310К потенциал называют ………… потенциалом. 46. Энергию Гиббса окислительно-восстановительного процесса рассчитывают по формуле: ……… 47. Стандартное значение электродвижущей силы (ЭДС) рассчитывается по формуле:………. 48. Чем ……… разность стандартных окислительно-восстановительных потенциалов, тем редокс-процесс протекает в большей степени. 49. Наиболее сильный окислитель взаимодействует с ….. восстановителем с образованием наиболее ……… окислителя и восстановителя. 50. Чем ……… К равновесия, тем процесс идет полнее. 51. Важнейшие коферментные формы ферментов класса оксидоредуктаз: …………… 52. Активные формы кислорода: …………. 53. Антиоксиданты — соединения, способные ……. 54. Первую линию защиты от свободных радикалов составляют антиоксидантные ферменты, такие как…….. 55. Витамины антиоксиданты: ……….. 56. Перманганатометрия относится к методам ……… титрования.
Ситуационные задачи 1. Определите степень окисления комплексообразователя в следующих комплексных соединениях: [Co(H2O)5Cl]SO4, K2[HgJ4], [Zn(NH3)4]Cl2, [Pt(NH3)2Cl2J2], Na3[Al(OH)6], K2[SiF6], Na2[PtCl4], Mg[Pt(CN)6], [Ag(NH3)2]Cl, [Pt(NH3)6]Cl4. Назовите эти соединения. Какие из них катионные, анионные, не электролиты? 2. Запишите выражения для констант нестойкости следующих комплексных соединений: [Ni(NH3)4](OH)2, K2[HgJ4], Na3[Al(OH)6], K2[BiJ4], [Cr(H2O)3Cl3], [Cr(NH3)6Cl3], Na3[Cr(OH)5Cl], K3[Fe(CN)6]. 3. На титрование 50 мл воды с эриохромом черным Т было затрачено 4,58 мл раствора комплексона III с молярной концентрацией 0,05114 моль/л. Рассчитайте жесткость воды. Запишите химизм реакций, находящихся в основе количественного определения жесткости воды. 4. Отразите химизм взаимодействия унитиола (2,3-димеркаптопропансульфоната натрия) с солями токсичных металлов (ртуть, мышьяк). 5. Структурными формулами отразите строение активного центра биологических комплексов: хлорофилла, гемоглобина, цианкобаламина, каталазы. 6. Сформулируйте правило константы растворимости (произведения растворимости). Запишите выражения констант растворимости для сульфата кальция и карбоната кальция. Используя справочные данные, сравните их растворимость. 7. В растворе присутствуют в равных концентрациях сульфат- и карбонат-ионы. В каком порядке будут образовываться осадки сульфата и карбоната кальция при постепенном добавлении раствора, содержащего ионы кальция? 8. Сформулируйте условия растворения осадка. При помощи каких приемов и химических реакций можно растворить осадок оксалата кальция (СаC2O4)? 9. В какой последовательности будут выпадать осадки, если к раствору, содержащему в равных концентрациях ионы Ва2+ Sr2+ Ca2+ Pb2+, постепенно приливать раствор Na2SO4? 10. Определите степень окисления серы в следующих соединениях: SO2, H2S, Na2SO4, CS2, H2SO3, As2S3. 11. Какие из следующих реакций являются окислительно-восстановительными? NH4NO3 → N2O + 2H2O NH4Cl → NH3 +HCl 2CuJ2 → 2CuJ + J2 3J2 + 6KOH→ KJO3 + 5KJ + 3H2O 12. Какие из приведенных процессов представляют собой окисление и какие – восстановление? K → K+; Cl- → ClO3-; S → SO42-; 2H+ → H2; MnO4- → Mn2+. 13. Допишите уравнения, расставьте коэффициенты используя метод электронного или ионно-электронного баланса: Н2О2 + KMnO4 + H2SO4 → MnSO4 + O2 + … Na2HAsO3 + KBrO3 + HCl → Na2HАsO4 + Br2 + … Si + HNO3 + HF → H2SiF6 + NO + … AsH3 + HСlO3 → H3АsO4 + НСl K2Cr2O7 + K2SO3 + H2SO4 → Cr2(SO4)3 + … Н2О2 + НIO4 → I2 + O2 + … Fe2O3 + NaNO3 + NaOH → Na2FeO4 + NaNO2 + … 14. Используя значения стандартных окислительно-восстановительных потенциалов и учитывая условия направленности процесса, определите, может ли хлор в стандартных условиях окислить: воду до пероксида водорода; бромид ион до брома; ион железа (II) до иона железа (III); ион марганца (II) до перманганат - иона? 15. Смешали 20 мл раствора хлорида железа (III) с концентрацией 0,05 моль/л и 25 мл раствора хлорида железа (II) с концентрацией 0,02 моль/л. Вычислите величину редокс-потенциала этой системы при Т = 2980К. 16. Точную массу магния перекиси (MgO2.MgO), равную 0,2132, растворили в 10 мл разведенной серной кислоты. На титрование лекарственного средства израсходовано 18,5 мл раствора перманганата калия с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л. Напишите уравнение химической реакции, находящейся в основе количественного определения. Рассчитайте массовую долю MgO2 в процентах. 17. Рассчитайте массовую долю аскорбиновой кислоты (М(C6H8O6) = 176,13 г/моль) в процентах, если точную массу ее 0,1235 г растворили в воде и оттитровали раствором йода с молярной концентрацией эквивалента 0,098 моль/л. На титрование затрачено 14,0 мл раствора йода. Лабораторная работа №5 «Определение общей жесткости воды», «Количественное определение пероксида водорода».
|