Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.4.Анализ диагностических материалов по изучению эмоционального развития





Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребёнка. Так, Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития детей [11]:

¾ адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

¾ дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

¾ широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

¾ адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из данных параметров, в условиях учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада и школы при взаимодействии с воспитателем, учителем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

¾ невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог или педагог не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

¾ наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Для диагностики эмоциональной сферы ребёнка наряду с наблюдением можно применить следующие методики:

· Методика «Проективные рассказы».

Педагог дает ребенку инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй». Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа. Рассказы носят нейтральный характер.

Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер.

· Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека».

Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.

Ребенку предъявляют набор картинок с изображением различных ситуаций. Психолог задает вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.

Далее ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид.

После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей.

· Методика экспресс - диагностики сформированности представлений об эмоциональных состояниях.

Целью данной методики является изучение сформированности умений узнавать и понимать эмоциональные состояния, соотносить эмоциональные состояния на разном стимульном материале и дифференцировать их.

· Методика «Разложи картинки».

Требуется набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей. Педагог дает инструкцию ребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую – все веселые». Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания. По результатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в учреждении.

· Тест «Рисунок семьи».

Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу. «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Можешь добавить к рисунку другие детали». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается: последовательность рисования; паузы; комментарии; эмоциональные реакции. После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?». Интерпретацию рисунка, семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы: структура рисунка, наиболее и наименее привлекательные персонажи, отношения между ними.

· Рисунок «Мир мамы, мир папы».

Методика предназначена для отслеживания воспоминаний об отрицательных детских переживаниях и о том, что их вызвало.

Инструкция. «Нарисуй мир мамы и мир папы (или того, кто является для тебя мамой или папой). Можешь рисовать, используя контуры или вовсе без них». Наилучший случай – если ребёнок нарисовал одного себя, но если и рядом с папой, и рядом с мамой – то это означает именно конфликт родительских отношений. Основные вопросы к рисунку: «Кто твой папа? Чем он занимается? Что любит?» и т.д.

· Методика «Семья в образах животных».

Данный рисунок – символическое представление достоверного материала об отношениях в семье, индивидуальных характеристиках каждого её члена. Это так называемый психологический портрет семьи, позволяющий установить степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов. Рисунок позволяет выявить источник или главного носителя семейного конфликта. Эта методика позволяет выразить своё отношение к внутрисемейной ситуации даже закрытым, плохо входящим в контакт с детьми взрослым.

Инструкция: «Нарисуй семью животных, где все члены семьи – разные животные, не семью зайцев или семью медведей, а семью, где мама – представитель одних животных, а ребёнок – кто-нибудь совсем другой».

Интерпретация осуществляется так же, как в методике «Рисунок семьи», но дополнительную информацию о доминировании – подчинении, агрессивности, эгоцентризме, эмоциональной привлекательности, восприятии черт характера отдельных членов семьи автором рисунка – несет их идентификация с разными видами животных.

· Проективный тест «Дом — дерево — человек».

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Целью данной методики является оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Инструкция: «Я хочу попросить тебя нарисовать домик. Рисовать его можно простым карандашом. Домик может быть любым: тот, в котором ты живешь; сказочный; тот, который ты видел где-то и т. д. Постарайся нарисовать дом как можно лучше». После того, как дом нарисован, педагог просит ребенка нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок рисует, психолог должен в протоколе зафиксировать: аспекты, касающиеся времени; последовательность изображения деталей; комментарии; любую эмоцию в процессе рисования. Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку ребенок изображает его с особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам значение. Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе элементов: каждый объект в отдельности, детали, пропорции, перспектива, время, качество линий, самокритичность, отношение к заданию, комментарии, манера рисования, расположение на листе. Детали рисунка символизируют собой то, насколько ребенок ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Психолог должен выяснить глубину этого интереса, насколько реалистичен его взгляд на жизнь.

· Тест «Несуществующее животное».

Методика направлена на исследование личности детей, помогает понять основные проблемы ребёнка, его отношение к миру, понимание мира, окружающего его; выясняет: какой тип воображения у ребёнка преобладает.

Инструкция. «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и дайте ему несуществующее название».

Анализируя рисунок, выясняется степень принятия (отвержения), т.к. в рисунке проявляются черты собственной личности ребенка, его агрессивность, подозрительность и т. д. Это наблюдается в ситуации затрудненного контакта. Прежде всего, обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение ее на листе бумаги, его детали, название.

· Графическая методика «Кактус».

Целью методики является определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности. Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов во внимание принимаются указанные данные, которые свойственны всем графическим методам. В этой методике также учитываются специфические показатели – характеристики иголок (размер, расположение, количество).

· Тест «Страхи в домиках».

Эта методика разработана для диагностики страхов у детей дошкольного возраста. Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом). Тест проводится с одним ребенком или с группой. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

· Тест «Рука» (Э. Вагнер).

Цель: проективная методика исследования личности. Диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка. Стимульный материал состоит из стандартных 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой ребенка просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок с изображением руки и ответь на вопрос – какое действие по твоему мнению она выполняет, а также, что способен выполнить человек с такой рукой? Представь кисть руки и опиши ее воображаемые действия». При интерпретации необходимо сопоставить результаты со схемой.

· Методика «Маски».

Используется набор из 4-ёх масок, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению. Инструкция: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (Показывают каждую из масок по очереди.) А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (Опять показывают по очереди каждую из масок.)». Эмоциональное состояние ребенка проявляется в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим) при ответе на вопросы.

· Методика «Лесенка» (Н. В. Нижегородцева).

Методика предназначена для изучения особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я». Ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, из которых средняя имеет вид площадки, и объясняют задание. Предлагается задание: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». В процессе исследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует ли свой выбор. Если он не даёт никаких объяснений, нужно его расспросить: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

· Методика «Эмоциональная цветопись» (А.Н. Лутошкина).

Цель — исследование эмоционального самочувствия детей. Инструкция: «Какое у меня настроение?». Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное — красное, спокойное — зеленое, скучное — серое, плохое — черное, тревожное — коричневое, безразличное — белое.

Выделенные зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.

Оценивается каждая зона цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.

Для комплексной диагностики целесообразно применить различные опросники, тесты для родителей, воспитателей и педагогов. Это позволит изучить состояние эмоциональной сферы ребёнка со стороны, что будет способствовать более глубокому анализу.

 

Date: 2015-09-24; view: 1136; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию