Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные социально-экономические проблемы экономики развивающихся стран на примере Мексики





Перед Мексикой стоят такие проблемы: высокие темпы роста населения, массовая нищета, крайнее неравенство в доходах, высокая безработица (особенно в городах) и огромный внешний долг.

В силу благоприятно сложившейся для страны конъюнктуры экономика переживала бурное развитие во время Второй мировой войны и в 40-е гг. Развитие национальной промышленности в этот период также стимулировалось возросшим внутренним спросом, формировавшимся государством в процессе осуществления стратегии импортзамещения и введения контроля над импортом. Соединенные Штаты Америки были в прошлом и являются до настоящего времени крупнейшим торговым партнером Мексики. В течение первых трех послевоенных десятилетий экономика получала роста в основном от развития промышленности северного соседа.

Чрезмерные государственные расходы вызвали огромный дефицит государственного бюджета и высокие темпы инфляции. С целью увеличения доходов от экспорта нефти в условиях неэластичного спроса правительство искусственно завышало курс песо. Но подобная политика негативно сказалась на других товарах национального экспорта, спрос на которые являлся эластичным, поскольку они стали менее конкурентоспособными на мировом рынке.

В 1982 г. в стране начался резкий спад производства и разразился финансовый кризис, вызванный целым рядом причин, в числе которых можно отметить возросший дефицит госбюджета, ухудшение торгового баланса, общий экономический спад в промышленно развитых странах, перенасыщенность мирового нефтяного рынка, растущую внешнюю задолженность и истощение валютных резервов. Для сбалансирования экономики проводилась политика жесткого ограничения государственных расходов, а также была осуществлена девальвация песо.

С помощью МВФ Мексике удалось урегулировать отношения с 530 кредиторами. Утечка капитала из страны вследствие утраты доверия к национальной валюте — песо — еще более обострила все указанные проблемы.

Несмотря на высокие темпы роста экономики в 50—60 гг., распределение дохода и богатства было и по-прежнему остается крайне неравномерным. По данным Всемирного банка, на 10% наиболее обеспеченных слоев населения приходится 40,6% национального дохода, в то время как беднейшие 20% получают лишь 2,9%.

Начиная с 1973 г., когда темпы роста населения страны составили 3,4%, мексиканское руководство осуществляет политику ограничения роста населения. В результате предпринятых усилий к 1990 г. удалось снизить этот показатель до 2%. Хотя эту кампанию можно было бы назвать образцовым вариантом осуществления программы планирования семьи, экономическое развитие Мексики по-прежнему будет сдерживаться инерционным характером последствий бума рождаемости, поскольку с течением времени возрастут расходы, связанные с образованием, увеличением занятости и социальным обеспечением подрастающего поколения.

Еще одна важная проблема — высокие темпы урбанизации. Сельские мигранты заполонили города в поисках более высокой оплаты труда в современных секторах производства. В настоящее время в городах проживает более 70% населения страны. По некоторым оценкам, Мехико-сити может в недалеком будущем превратиться в крупнейший в мире мегаполис Правительство Мексики предпринимало усилия по децентрализации промышленности и переносу части производств в сельские районы. Однако эти попытки не увенчались успехом, и крестьяне по-прежнему устремляются в столицу, подстегиваемые иллюзорной надеждой на получение работы. Некоторые преуспевают в этом, но многие устремляются далее на север и пытаются пересечь границу и найти работу в США. Нелегальная эмиграция в США поглощает значительное количество "избыточного" населения Мексики.

В последние годы руководство страны предприняло активные усилия для структурной перестройки национальной экономики. Осуществление строгой кредитно-денежной и фискальной политики, а также стабилизационной программы позволило снизить темпы инфляции. Постепенно уменьшается зависимость Мексики от экспорта нефти: в 1990 г. ее доля в экспорте составляла лишь 34% по сравнению с 75 % в 1982 г.

Мексика стала первым государством, которое в 1989 г. в рамках плана Брейди, инициированного США, добилось сокращения своей задолженности зарубежным коммерческим банкам. Реализация этого плана позволила уменьшить внешний долг со 107 млрд. долл. в 1987 г. до 97 млрд. долл. в 1990 г. Все это укрепило доверие деловых кругов и способствовало возвращению на родину экспатриированного ранее национального капитала. Одной из наиболее значительных акций мексиканского руководства явилось участие в Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) наряду с Канадой и Соединенными Штатами Америки. Этим шагом правительство Мексики рассчитывает привлечь в национальную экономику частных иностранных инвесторов.

Будущее Мексики зависит от того, в какой степени ей удастся диверсифицировать национальное производство, мобилизовать усилия на выплату огромного внешнего долга, ограничить импорт и удерживать контроль над инфляцией путем осуществления жесткой фискальной и кредитно-денежной политики. В то же время правительство должно вести борьбу с бедностью, обеспечивать работой быстро растущую рабочую силу и препятствовать миграции населения из сельских районов в города. Безусловно, это трудная, однако посильная задача.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

[Развитие экономики страны в последние десятилетия характеризуется неустойчивостью. До начала 80-х гг. политика Мексики была направлена на расширение добычи и экспорта полезных ископаемых с широким привлечением для этого иностранных кредиторов. Результатом такой политики стали сравнительно высокие темпы прироста производства за счет добывающих отраслей (до 8% в год) и высокая внешняя задолженность (второе место в мире после Бразилии). В начале 80-х гг. стало очевидным, что стратегия, ориентированная на регулярное получение иностранных займов в расчете на покрытие их доходами от экспорта сырья, в первую очередь нефти, себя не оправдала, к тому же в этот период на мировом финансовом рынке росли проценты по кредитам. В августе 1982 г. правительство Мексики заявило о неспособности осуществлять платежи по внешней задолженности в полном объеме. В стране стал проводиться курс жесткой экономии, направленный на ограничение внутреннего спроса. Почти все частные банки были национализированы, причем иностранные инвесторы не имели права участвовать в акционерном капитале мексиканских банков. Активное сальдо торгового баланса использовалось в основном для погашения обязательств по внешнему долгу, что в свою очередь блокировало возможности капиталовложений в развитие национальной экономики. В результате среднегодовой прирост ВВП в 80-е гг. составлял 2,5%, то есть экономика страны развивалась не намного быстрее темпов прироста населения (2,3% - в 80-е и 1,8% - в 90-е гг.), и Мексика работала исключительно на обслуживание внешнего долга..Однако в 1994-1995 гг. в Мексике разразился новый экономический кризис. Его причины, включая чрезмерное привлечение иностранного капитала в виде краткосрочных портфельных инвестиций спекулятивного характера без должного государственного контроля за ними, характерны для экономики многих развивающихся стран, в том числе и азиатских, испытавших на себе последующий кризис 1997 г. Так, мексиканское правительство еще в конце 80-х гг. в погоне за иностранными инвестициями стало спешно проводить (без учета последствий) политику открытия фондовой биржи для иностранных инвесторов, обеспечения высоких процентных ставок и мер по защите иностранных портфельных инвестиций. Результатом этой политики стал хлынувший в Мексику в 1989-1994 гг. поток иностранного спекулятивного капитала. Непосредственным импульсом к кризису 1994-1995 гг. явилась девальвация песо, проведённая правительством Мексики в конце 1994 г. в целях содействия развитию экспорта и защиты национальных производителей от чрезмерного импорта. К этому экономическому фактору присоединился политический - крестьянско-индейские волнения в самом бедном штате Чьяпас. Первым проявлением кризиса стало начало бегства иностранных спекулятивных капиталов из Мексики, вызванное опасениями за экономическую и политическую стабильность в стране. В течение 1995 г. из страны было изъято около 10 млрд. долл. Массовый перевод средств за границу привел к кризису банковской системы, следствием которого явилось банкротство ряда коммерческих банков и сокращение валютных резервов страны.]

 

Date: 2015-09-24; view: 2782; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию