Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграционные процессы в мировом хозяйстве, формы интеграционных объединений





Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, который приводит к сближению хозяйственных механизмов и принимает форму межгосударственных соглашений, регулируемых межгосударственными органами.

Суть интеграции: взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов.

Предпосылки интеграции:

1. Близость уровней экономического развития страны (исключение - НАФТА);

2. Географическая близость интернационализирующихся стран;

3. Общность экономических и иных проблем в области развития;

4. Демонстрационный эффект (в странах, создавших интеграционное объединение, происходят положительные сдвиги).

Цели интеграции:

1. Использование преимуществ экономики на основе расширения размеров рынка, сокращение транзакционных издержек и прилива прямых иностранных инвестиций;

2. Создание благоприятной внешнеполитической среды;

3. Решение задач торговой политики;

4. Содействие структурной перестройки экономики;

5. Поддержка молодых отраслей.

Причины МЭИ:

1.Интернационализация – означает взаимопроникновение капиталов в экономику разных стран на основе иностранных инвестиций (прямых и портфельных).

2.Углубление МРТ.

3.Глобальная НТР. НТР выступает самостоятельным фактором экономического развития. Делает нерентабельным производство всех видов товаров водной стране.

Этапы интеграции:

I. На первом уровне между странами заключается префиринциальные торговые соглашения. В соответствии с ними, страны предоставляют друг другу более благоприятный, чем третьим странам, торговый режим, в том числе предполагается:

· Снижение тарифных и иных барьеров;

· Сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран;

· Межгосударственные органы управления не создаются.

II. Страны переходят к созданию зон свободной торговли (НАФТА). Она предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами, при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении с третьими странами.

III. Образование таможенного союза, который характеризуется отменой национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системой нетарифного регулирования в отношении с третьими государствами.

Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и предусматривает полную свободу перемещения внутри региона.

В условиях таможенного союза создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, она принимает форму периодических совещаний министров и действующий межгосударственный секретариат. Здесь отсутствует таможенный контроль.

IV. Создание общего режима. Здесь интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (раб.силы, капитала, технологий), координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств стран-участниц, встреч министров и постоянно действующего межгосударственного секретариата.

V. Самый высокий уровень интеграции, который предполагает проведение единой экономической, валютной, бюджетной и денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутриинтеграционной группировки. Правительство государств отказывается от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые без согласования со своими правительствами могут принимать решения по различным вопросам.

 

6. Международная конкуренция и формы её проявления в современных условиях. Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.

Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощнейшим катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений, будь то отношения между отдельными фирмами, странами или группами стран. Столь универсальное, «сквозное» присутствие НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.

Использование достижений НТР открывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Не случайно сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Речь идет главным образом о товарах рыночной новизны, которые либо удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки («пионерные товары»), либо удовлетворяют на более высоком качественном уровне потребности уже известные (усовершенствованные товары), либо позволяют значительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные им товары (товары сниженных цен).
Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, аппаратура видео- и звукозаписи (воспроизведения), текстильное оборудование, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование.

Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара (качество, новизна, надежность и т.д.)- Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.

Ценовая конкуренция

Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров (полупроводники, бытовая электронная аппаратура, некоторые виды производственной керамики и др.). Как правило, такое «каскадное» снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие. Для него предпочтительнее (т.е. прибыльнее) маневр потребительскими свойствами товара при сохранении цен неизменными. И здесь вновь на помощь приходит НТР с ее практически неисчерпаемыми возможностями воздействия на потребительские параметры продукции.

Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной трансформации понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товаров на протяжении всего срока его службы. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. В итоге значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы, в которой участвуют как отдельные фирмы-экспортеры, так и целые страны, выступающие в роли экспортеров.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимости давно замечена и внимательно изучается. Так, международная организация «Европейский форум по проблемам управления» (ее центр в Женеве) регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности западных стран. При этом понятие «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

Факторы конкурентоспособности

Данные анализа группируются в 10 факторов:

1. экономический потенциал и темпы роста экономики;

2. эффективность промышленного производства;

3. уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

4. участие в МРТ;

5. динамичность и емкость внутреннего рынка;

6. гибкость финансовой системы;

7. воздействие государственного регулирования экономики;

8. уровень квалификации трудовых ресурсов;

9. обеспеченность трудовыми ресурсами;

10. социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. Речь идет о степени адаптации экономики к эволюции мирового спроса, о точном выборе национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, об умении избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В этом глубоком понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении, и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.

 

7. Международное разделение труда, его формы и тенденции развития на рубеже XX - XXI вв. Интернационализация хозяйственной жизни. МРТ – это материальная предпосылка экономического взаимодействия государств в мировой экономике, а также объективная основа производственных, научно-технических, коммерческих связей между всеми странами.

Основная цель МРТ - стремление каждой страны получить экономические выгоды от участия в нем.

Степень развития МРТ определяется участием отдельных компаний, стран, подсистем в международном обмене.

Типы МРТ:

1.общего-по сферам производства и отраслям

2.частного типа - специализация на отдельных видах продукции

3.единичного типа – это специализация страны на изготовлении отдельных деталей, узлов, компонентов.

Показатели МРТ:

1.удельный вес экспорта;

2.удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта;

3.темпы роста отраслей экспортной специализации;

4.экспортная и импортная квота.

Международ­ное разделение труда, международное производство создают реальные предпосылки для развития интеграции. Современный этап развития производительных сил все настойчивее требует ликвидации препятствий на пути углубления МРТ и использо­вания выгод международного экономического обмена.

Формы - международной специализации производства и международном кооперировании.

Международная специализация производства (МСП) - это основанный на международной специализации производства устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

МСП и МКП тесно между собой связаны. Они взаимно обуславливают существование друг друга. Без специализации не может быть кооперирования.

Современные тенденции развития МРТ:

1) место многих стран в ТНК

2) взаимодействие национальной экономики происходит на всех стадиях производства

3) наиб важное значение – обрабатывающая промышленность

4) межотраслевое разделение труда дополнено внутриотраслевым

5)интенсивное развитие межфирменного разделения труда.

 

8. Отраслевая структура мирового хозяйства. Промышленность: обрабатывающие отрасли. Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного производства.Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем «вторичных» (промышленность и строительство), а в последний период – «третичных отраслей» (сфера услуг).В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и Международная стандартная классификация занятий, являющихся составными частями Системы национальных счетов (СНС). В СНС предусмотрено использование двух типов классификаций по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированная в зависимости от функций, выполняемых хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Так, счета сектора «домашние хозяйства» содержат данные, необходимые для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.), а также роли сектора «домашние хозяйства» в создании и использовании валового внутреннего продукта. Особое место в системе национальных счетов занимают межотраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они представляют для анализа динамики и структуры экономики, проведения международных сопоставлений, выполнения прогнозных экономических расчетов. Однако базовыми отраслями для разработки межотраслевых балансов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, прочие отрасли (в из состав главным образом включаются отрасли сферы услуг). Каждая отрасль экономики в свою очередь расчленяется на так называемые укрупненные отрасли, отрасли и виды производства. В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве отдельных видов продукции отрасли.При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процесса. Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции.Дифференцированная классификация, в основе которой лежит вид продукции и вид производства с последующим объединением их в отрасли, укрупненные отрасли и отрасли экономики, облегчает преемственность классификации в условиях развивающегося международного разделения труда.

Черная металлургия. Отличительная особенность этой отрасли в развитых странах состоит в уменьшении производства и потребления стали. Это объясняется, во-первых, прогрессивным процессом общего сокращения металлоемкости продукции, во-вторых, металлы активно вытесняются пластмассами, в-третьих, часть металлургии как недостаточно чистая, перемещается в страны третьего мира.

В России также пытаются сокращать металлоемкость продукции, но доля неметаллических конструкционных материалов в нашем машиностроении в 10 раз меньше, чем в США. Значительно меньше и доля лома в «передельной» металлургии.

Мировое производство стали, составляет около 800 млн. тонн в год. На развитые страны приходится примерно 80 % этого объема.

Главные производители стали:

1. Россия и страны СНГ (169 млн. тонн);

2. Япония (100 млн. тонн);

3. США;

4. Германия.

Особое место в металлургическом производстве развитых стран занимают Канада, Австралия, ЮАР. За последние 20 лет их доля в выплавке стали, выросла с 5 % до 10 %. Доля этих стран в добыче железной руды составляет 65%, еще выше их доля в экспорте металлургического сырья.

В развивающихся странах, крупнейшим производителем становится Бразилия, которая обогнала по объему производства Францию и Великобританию, а также Южная Корея, Тайвань, Индия.

Цветная металлургия. В отрасли производится около 40 млн. тонн различных цветных металлов в год (их около 70). При этом на алюминий, медь, цинк, свинец приходится свыше 96 % этой величины и 3/4 ее стоимости.

Алюминий (производство составляет около 17 млн. тонн в год). Его производство представлено двумя территориально разорванными производственными звеньями. Первое из них – получение глинозема, география которого частично тяготеет к странам, добывающим бокситы. Это Австралия, Гвинея, Ямайка, страны СНГ, Бразилия, США. Второе – более энергоемкое, производство алюминия тяготеет к источникам дешевой электроэнергии. Производители алюминия – США, страны СНГ, Япония, Канада, Германия. За последние 20 лет в 25 раз выросло производство алюминия в развивающихся странах, особенно в Бразилии.

В производстве других цветных металлов большое значение имеет процесс обогащения руды (рафинирование), т.к. руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла (медь от 0,5 до 3 %). Рафинирование требует, как правило, больших затрат электроэнергии, поэтому часть добытой руды вывозится в страны с большими запасами электроэнергии. Крупнейшие производители рафинированной меди являются США, страны СНГ, Япония и Германия.

Для цветной металлургии развитых стран по сравнению с развивающимися странами, характерен ряд специфических черт:

–невысокая степень обеспеченности сырьем;

–большая и быстрорастущая доля вторичного сырья – металлолома;

–более полная структура отрасли; существенное место в ней занимает выплавка редких металлов;

–преобладание в структуре производственного цикла доли верхних и средних стадий, а нижние стадии переносятся в развивающиеся страны.

Машиностроение главная группа отраслей обрабатывающей промышленности мира. На машиностроение приходится 35 % стоимости мирового промышленного производства (в развитых странах – 35 – 40 %, в развивающихся странах – 15 – 20 %).

Доля развитых стран в машиностроении мира колеблется от 90 до 92
процентов. Доля машиностроения в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности в США, Японии и Германии – около 40 %, в малых развитых странах заметно ниже – 20 %. Это обусловлено усеченностью структуры отрасли. Исключение составляют Швеция и Швейцария с их традиционно развитым машиностроением, в большой степени ориентированным на экспорт. Промежуточное положение между крупными и малыми развитыми странами занимают Канада и Испания.

Из развивающихся стран машиностроение развито в большей степени в новых индустриальных странах, таких как Бразилия и Южная Корея.

В мировое машиностроение выделяют:

– общее машиностроение – около 35 – 37%;

– транспортное машиностроение – 33 – 35 %;

– электротехническое машиностроение, включая электронику 30-31 %.

Общее машиностроение – включает в себя станкостроение, производство всех видов инструментов и оборудования, а так же, сельскохозяйственных машин. В настоящее время начинает расти выпуск сельскохозяйственных машин и менее сложного оборудования в развивающихся странах. Развитые страны продолжают специализироваться на особо сложных видах машин.

В станкостроении мира лидируют: Германия – 25 %, Япония – 25 %, США – 11 %, Италия – 9 %, Швейцария – 8 %. На развивающиеся страны приходится всего 6 % от общего объема станкостроения мира.

Транспортное машиностроение. В последнее время, в большинстве развитых стран интенсивно развивается производство автомобилей, судов, самолетов и сокращается производство подвижного состава железнодорожного транспорта, которое перемещается в развивающиеся страны. Локомотивы начали выпускать такие страны, как Индия, Бразилия, Аргентина, Турция, а вагоны – Мексика, Египет, Иран, Таиланд, Чили, Колумбия и др.

В судостроении первое место по производству морских судов у Японии (8,2 млн.т.), на втором месте находится Южная Корея (3,6 млн.т.). Из 20 ведущих производителей судов в мире около 1/3 размещаются в НИС, таких как Южная Корея, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика. А в Великобритании, Швеции и Италии идет сокращение производства.

В автомобилестроении на первое место вышла Япония (9,9 млн. штук в год), США – 6,5 млн. штук в год, из них грузовых – 3,5 и 3,7, млн. штук. Ведущими производителями легковых автомобилей являются также Германия – 4,6 млн. штук, Франция – 3,2 млн. штук, Италия – 1,8 млн. штук, Испания – 1,6 млн. штук, Великобритания – 1,3 млн. штук, Южная Корея – 1 млн. штук в год.

Особое место в современных условиях занимает автосборка, которая широко распространена по всему миру. Практически половина развивающихся стран имеет автосборочные предприятия, получая комплектующие изделия и запасные части для автомобилей от крупнейших фирм-производителей развитых стран.

В странах СНГ производится 1,3 млн. штук легковых и 0,9 млн. штук грузовых автомобилей. Общей тенденцией является сдвиг производства низкой и средней сложности из развитых стран в развивающиеся страны. Опыт Японии может быть возможной моделью развития машиностроения в дальнейшем. Он заключается в постоянном усложнении машиностроительного производства, достижение в структурном и научно-техническом отношении высокого уровня, с последующей передачей производства низкой и средней сложности развивающимся странам.

Электротехника – в ней быстро развивается электронная индустрия, в которой выпускаются изделия промышленного, научного и военного назначения, ЭВМ, а также производство бытовых электроприборов, производство электроэнергетического и электроустановочного оборудования.

Электронная промышленность – состоит из двух подотраслей: военно-промышленной электроники и бытовой электроники. Первая – развивается в развитых странах, а вторая, требующая большого количества дешевой рабочей силы, – в развивающихся, особенно в НИС Юго-Восточной Азии. В США импорт бытовой техники составляет примерно 15-16 млрд. долларов в год.

Химическая промышленность развивалась в последние 20 лет под давлением энергетического кризиса и влиянием конкуренции химической промышленности нефтедобывающих стран. В Западной Европе, с одной стороны, произошло резкое сокращение ряда производств, прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон, а с другой – резкое усиление концентрации производства, сопровождающееся ликвидацией маломощных и устаревших предприятий. Все это привело к значительному изменению территориально-отраслевой структуры химической промышленности. Перестройка выразилась главным образом в усилении значения наиболее крупных центров нефтехимического производства и других крупнотоннажных баз производства. Наряду с этим продолжалось создание мелких производств наукоемких отраслей, особенно фармацевтики, в районах, хорошо обеспеченных рабочей силой.

В целом, развитые страны специализируются на новейших, наукоемких видах продукции химической отрасли.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 1961; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию