Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 21. Античная картина мира (классический период)





Космос как центральное понятие античной картины мира. Чувственный космос как тело живого человеческого существа. Телесность (скульптурность) античной культуры. Специфика древнегреческой мифологии. Одушевленно-разумный космологизм. Античные боги как совершенные люди. Понятие "акмэ". Боги как акмэ. Антропоморфизм античных богов. Эстетичекая доминанта космоса. Понятие "технэ".

Представление о человеке в античной картине мира. Принцип мимезиса (подражания космосу посредством богов). Познавательные установки древних греков. Философия как "любомудрие". Образование и воспитание. Греческие гимнасии. 7 основных искусств - арифметика, геометрия, астрономия, диалектика, грамматика, риторика, музыка. Формирование всесторонне развитой личности. Принцип соревновательности. Принцип публичности. Фатализм. Особый характер древнегреческого фатализма и его связь с героизмом. Проблема судьбы - центральная проблема духовной жизни (Ананке, Мойра, Тюхе). Отношение к судьбе богов и людей. Страх богов и людей перед судьбой - особый тип древнегреческого демократизма. Трагедия как способ решения проблемы столкновения человека и судьбы. Формирование античного театра.

Тема 22. Античный театр: происхождение и социальная роль

Предпосылки возникновения театра: особый характер античных богов, культ бога Диониса, дионисийские празднества, дионисийские оргии, народное собрание, создавшее психологическую готовность к коллективному обсуждению важнейших человеческих проблем. Театр как государственное дело. Роль архонтов в проведении театральных празднеств. Театр как важнейшая часть жизни города. Демократизм театра. Организация театрального действия. Особенности театрального пространства - скена, орхестра. Хор как главное действующее лицо античной трагедии. Актер и система масок. Особенности древнегреческой трагедии. Типы трагических конфликтов. Эсхил - родоначальник героической трагедии. "Прометей" как борец за справедливость. Софокл и трагедия слепого рока. "Царь Эдип" и понятие героя и жертвы, относительность границ между героем и жертвой, понятие трагической вины. Софокл о конфликте между государством и личностью ("Антигона"). Трагедии Еврипида о проблемах внутреннего разлада человека с самим собой. Роль богов в развитии конфликта в трагедиях Еврипида - "Ипполит". Непонимание "Медеи" современниками. Катарсис как назначение трагедии. Смысл и назначение комедии. Аристофан как родоначальник социально-критической комедии. Объекты критики Аристофана - война ("Лисистрата"), софистика - ("Облака"), проблемы государственного управления - ("Лягушки").

Театр как социализация. Воспитательная роль античного театра.

 

Тема 23. Эллинизм как тип культуры

Формирование империи Александра Македонского. Идея создания единого мирового государства, попытка объединения западной и восточной культур.

Потеря независимости - доминанта мироощущения человека. Система ценностей эллинистического человека: утрата идеалов гражданственности, публичности, героизма, вместо этого - аполитичность, космополитизм, установка на незаметную жизнь. Умеренность - главная добродетель. Формирование ценности частной жизни. Обожествление власти.

Превращение философии из натурфилософии в практическую философию - этику. Стоики, скептики и эпикурейцы как воплощение новой системы ценностей.

Перенос центра эллинистической культуры в Египет. Александрия - новый тип города, построенного по генеральному плану. Александрия -место диалога культур. Мусейон как феномен культуры. Объединение усилий ученых мира и их результаты - деятельность Эвклида, Архимеда, Аристарха Самосского, географов, филологов (перевод Библии на древнегреческий - "превод 70-ти"). Александрийская библиотека как центр научно-исследовательского объединения.

Расширение предметного мира искусства - освоение житейских потребностей, частной жизни. Памятники эллинистической скульптуры - Венера Милосская, Камея Гонзага, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме, скульптурная группа "Лаокоон".

 

Тема 24. Культура Древнего Рима

"Плененная Греция победила своего некультурного победителя" (Гораций). Солдатская община как основа формирования древнеримской системы ценностей. Долг (virtus) - центральное понятие в системе ценностей, основанное на дисциплине, уважении, строгости, твердости, серьезности. Борьба римлян с этрусками и италийскими племенами. Царский, республиканский и имперский периоды римской культуры. Военные и экономические победы римлян в столкновении с традиционной системой ценностей.

Становление имперского сознания. "Золотой век" Августа - от принципата к империи. Лицемерие как государственная политика. "Энеида" Вергилия - опыт создания государственной мифологии. Прагматичное отношение к греческому наследию.

Структуры повседневной жизни римлян: трапеза, баня, игры. Понятие "otium" и его символические формы. Зрелищность как важная черта римской культуры.

Рационализм и историзм римского сознания. Возникновение исторической науки и права. Особенности римского права. Зарождение античного романа как выражение исторического сознания. Ироничность римской литературы. Римский скульптурный портрет как воплощение исторического сознания.

Римская скульптура и архитектура как репрезентация культа императора. Римские инженерно-строительные сооружения. Город Рим как "столица мира".

Кризисное мироощущение Рима времен упадка империи. Распространение христианства как попытка преодоления кризиса метрополии и провинции.

Место античности в истории мировой культуры.

 

Date: 2015-09-23; view: 971; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию