Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к уровню освоения содержания курса. В ходе изучения курса студенты осваивают:В ходе изучения курса студенты осваивают: · основные понятия: культурная модель мира, хронотоп, культурное пространство и культурное время, памятник культуры, вид и тип культуры, светская духовность, религиозная духовность, ментальность, ценности культуры и нормы культуры, социальные институты культуры, культурная самоидентичность. · основные закономерности культурогенеза, динамики культуры, функционирования моделей культуры, культурных коммуникаций, специфических механизмов взаимодействия различных феноменов духовной культуры, основных структурных элементов и форм художественной деятельности. · приобретают навыки идентификации характерных признаков определенного типа культуры в многообразии культурных феноменов. Методическая новизна курса состоит · в активном привлечении материалов истории искусства в его наглядности (видео, аудио, DVD) для раскрытия социокультурых особенностей исторических эпох. · в использовании активных форм обучения (диалоговых, сотворческих) на семинарских занятиях. Темы и краткое содержание. I. Раздел «Первобытная культура». Тема 1. Культурология как наука. Цели и задачи курса «Первобытная культура» Культурология как философская наука. Культурологический подход к изучению истории культуры. Причины и предпосылки, зарождение и механизмы развития, принципы и закономерности, формы существования культуры. Построение теории культуры: принципы, методы, закономерности существования и развития культуры. Задачи культурологии как философской науки: построение целостной динамической системы культуры, а не описание отдельных феноменов; определение того уникального и специфичного содержания, что делает каждый исторический тип культуры целостным и системным явлением; обнаружение механизмов преемственности и новаторства в развитии культуры; выявление причин, по которым культура, будучи самозародившимся феноменом, воспроизводится в каждом поколении в любом обществе; поиск сверхсмысла бытия культуры. Культура как собственно человеческий и специфический человеческий способ существования (М.С.Каган). Культура как способ самоопределения личности, способ открытия мира впервые и способ существования в единстве житейского и бытийственного. (В.С.Библер). Культура как особое качество социальности, способ определения завтрашнего дня (А.Ф.Еремеев). Структурные элементы культурологического анализа первобытной культуры: происхождение культуры: причины; необходимые и достаточные условия возникновения; основания, которые позволили культуре выделиться из социального и утвердиться в своей специфике, в качестве культуры; специфика первобытной культуры: отличительные признаки; формы бытия культуры; механизм, благодаря которому культура стала причиной самой себя; развитие первобытной культуры: сравнение ранних и последующих этапов развития; исторические периоды первобытной культуры; законы и принципы формирования, функционирования и изменения культуры. Культурологическая задача исследования первобытности: описание уникального и специфического, неповторимого для первобытного типа культуры, одновременно выделение устойчивого и инвариантного, характерного для любой последующей культурной эпохи. Проблема соотношения первобытной и архаической культуры.
Тема 2. Человек разумный – творение природы и творец культуры. Антропогенез и его историческая роль. Концепции исторической эволюции человека. Концепция естественной эволюции Ч. Дарвина. Трудовая концепция антропосоциогенеза Ф. Энгельса. Неотомистская концепция антропосоциогенеза Пьера Тейяра де Шардена. Специфика биологической и социальной эволюции. Рефлексия как условие становления психоэволюции в социоэволюцию, и зарождения культуры. Роль труда в антропогенезе. Орудийная деятельность как основа возникновения культуры Первоначальное единство материальной и духовной деятельности, слитность субъекта и природной среды. Становление биосоциальной сущности человека: от жизни инстинктами к жизни смыслами. Формирование социальных чувств. Расширение переживаемых предметов и явлений: переживание нуждаемости – социальная потребность; переживание ответственности перед коллективом – социальный долг; переживание долженствования – честь, или вина, стыд; переживание уважения и признания коллективом – общественный престиж. Формирование социальной потребности человека и человечества. Г.Кууси о специфике социальных потребностей. Неизбежность социального образа жизни для человека.
|