Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






У заикающегося ребенка





Состояние детской речи в зависимости от степени ее Зависимости состояния речи от
самостоятельности подготовленности структурной сложности ритмичности громкости общественного окружения окружающей обстановки форм деятельности
Спонтанная речь Экспромт Фразы сложные Разноритмичная речь   Незнакомые люди Незнакомая Участие в утренниках, концертах
Рассказ об увиденном, сделанном и пр. Незнакомый текс Фразы простые Ритмизованная речь тихая речь громкая речь Малознакомые Малознакомая Репетиции к утренникам и концертам Творческие и ролевые игры, инсценировки
Пересказ содержания сказки, картинки и др. Мысленно подготовленный текс Отдельные слова Стихотворения Шепот Воспитатели в детском саду Хорошо знакомая, привычная Подвижные игры
Развернутые ответы на вопросы Отрепетированный текст (вслух) Слоги и звуки Ритмизированная речь и стихи в совокупности с движениями Беззвучное артикулирование Близкие люди и сверстники   Общеобразовательные занятия (счет, родной язык, труд)
Конкретные несложные ответы на вопросы Заученный текст           Занятия по лепке, рисованию, аппликации
Отраженная речь Сопряженная речь             Дидактические игры (лото, домино)
                 

 

По таблице 3 видно, что ребенок А свободно, без рече­вых судорог выполнил упражнения по беззвучному арти­кулированию отдельных фраз, легко говорил отдельные и; связные по смыслу фразы шепотом и тихим голосом. У ребенка Б разная степень громкости не повлияла на состоя­ние его речи, со всеми заданиями он справился успешно.

О влиянии на состояние речи заикающегося ребенка
(на наличие или отсутствие речевых судорог) окружаю щей обстановки или людей или разных форм его деятельности логопед черпает сведения из беседы с родителями ребенка. В дальнейшем в процессе динамического наблю­дения за ребенком на речевых занятиях логопед уточняет и дополняет эти сведения.

При первичном обследовании важно заметить, как зависит состояние речи ребенка и от разных видов его деятельности, какова его речь в подвижной или ролевой игре (здесь можно использовать знакомые сказки), как ребенок говорит в условиях спокойного занятия со взрос­лым (обсуждение картинки, сказки, «Послушай и рас­скажи», «Давай почитаем», «Расскажи, что ты рисуешь, лепишь», игра в лото, домино) и в самостоятельном занятии или игре («Поиграй с куклой, уложи ее спать, расскажи ей, как ты сюда ехала» и т. д.).

Обследование речевых возможностей и, в частности, выявление уровня свободной речи у заикающегося ребен­ка имеет очень большое значение для выбора предстоя­щих речевых занятий с ним. У разных детей он будет вы­ражен по-разному. Поэтому только тщательное изучение речевых возможностей каждого ребенка позволяет наме­тить характерные только для него особенности речевых занятий.

При первичном обследовании речи ребенка логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двига­тельные нарушения. В первом случае это могут быть лишние слова или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамма­тического строя речи, ее темпа и выразительности, голоса и речевого дыхания.

Сопутствующие речевые нарушения у заикающихся необходимо устранять, ибо они нередко связаны с заика­нием. Поэтому устранение их может вести и к избавлению от заикания. Устранение недостатков речи можно прово­дить параллельно занятиям по преодолению заикания. Причем если неправильное произношение звуков речи, недостатки ее словаря и грамматического строя требуют специальных логопедических приемов, то лишние звуки и слова (эмболофразия), речь на вдохе и недостатки ее темпа и выразительности требуют прежде всего того, чтобы ребенок обратил внимание на эти свои речевые неправильности и постарался с помощью логопеда от них избавиться.

Сопутствующие двигательные нарушения могут выра­жаться судорогами, тиками, миоклонусами (непроизвольные движения), различными вспомогательными (произ­вольными) движениями и некоторыми особенностями речевого поведения: скованностью и напряженностью об­щих движений или, наоборот, их резкостью, хаотич­ностью, несобранностью, «разболтанностью».

Непроизвольные двигательные расстройства у заика­ющегося ребенка необходимо лечить у невропатолога, заниматься лечебной физкультурой, ритмикой и проводить физиотерапевтические процедуры (по назначению врача).

Произвольные движения (уловки) должны устранять­ся логопедом путем фиксации внимания, ребенка на не­нужном, лишнем движении с объяснением ему бесполез­ности и вредности различных уловок. Для устранения произвольных движений используется логопедическая ритмика, где речевые упражнения сочетаются с двига­тельными. На логопедической ритмике воспитывается правильное речевое поведение, манера свободно, непри­нужденно и красиво держаться в момент речи, правильная осанка, умеренное и правильное жестикулирование.

Особое внимание логопед должен уделять тем детям, которые не умеют держаться при разговоре. В зависимо­сти от характера речевых недостатков от ребенка тре­буются сдержанность, собранность, его двигательные порывы тормозятся, упорядочиваются (для детей не­уравновешенных, разболтанных) или необходима активизация, смелость; наступательность в поведении (для детей вялых, заторможенных, скованных).

Во всех случаях у заикающегося ребенка целесооб­разно воспитание наступательного поведения, энергичного, смелого, уверенного речевого общения.

При первичном обследовании ребенка важно обратить внимание и на наличие у него психологических особенно­стей, в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.

Анализ литературных сведений и собственных наблюдений позволяют утверждать, что фиксированность заикающихся на своем дефекте (сосредоточенность, кон­центрация, устойчивость внимания на дефекте, установ­ка на дефект, оценочное отношение к нему) является изначальным и определяющим в образовании у них таких личностных черт, как: чувство собственной неполноцен­ности, повышенная ранимость и обидчивость, уход в себя, страх речи и т. д.).

Фиксированность на дефекте порождает у заикаю­щихся своеобразное отношение к себе и окружающим. Под влиянием постоянной, усиливающейся и разрастаю­щейся фиксированности на своем дефекте у заикающихся могут образоваться определенные особенности поведения.

Напомним, что в зависимости от степени болезненной фиксированности ребенка на своем речевом дефекте условно можно выделить три группы детей: нулевая (ребенок безразличен или не замечает своего дефекта), умеренная (ребенок знает о своем дефекте, переживает, пытается замаскировать свой дефект), выраженная (ребенок постоянно и навязчиво фиксирует свой недостаток, глубоко и длительно переживает его проявления, боится говорить, все свои поступки ставит в зависимость от речевых неудач).

О психологических особенностях ребенка логопед чер­пает сведения из беседы с родителями и поведения его при обследовании. Логопед уточняет сведения о контакт­ности ребенка с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обра­щает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны занятия).

Сумма полученных сведений позволяет, таким образом, судить о степени болезненной фиксированности ребенка на своем дефекте. В зависимости же от этого выбираются и формы воздействия на его личность.

В случаях, когда ребенок еще не замечает своего де­фекта, речевые занятия следует проводить как бы с целью научить его говорить красиво, громко, выразительно, неторопясь. Стараться не привлекать его внимания к речевым запинкам.

Если же ребенок просто безразличен к своей речи, его необходимо стимулировать к речевым занятиям. В некоторых случаях полезно обратить его внимание на то, что он говорит неправильно, что это может помешать ему в жизни и, следовательно, поэтому необходимо исправлять свою неправильную речь.

В случаях умеренной степени болезненной фиксированности на дефекте у ребенка необходимо воспитывать уверенность в том, что он может говорить хорошо (по­стоянная фиксация на свободной речи), что он обязатель­но будет говорить совершенно свободно, если будет вы­полнять указания руководителя занятий и следить за собой.

Это бывает редко. Часто за видимым внешним безразличием заикающегося ребенка скрывается серьезное чувство собственной неполноценности, ущемленности.

Эти же задачи стоят и перед ребенком с выраженной степенью болезненной фиксированности на своем дефекте. Однако здесь еще и борьба со страхом перед речью, угнетенным настроением с навязчивыми состояниями, переубеждение, создание радостных эмоций, воспитание чувства собственной полноценности, нового отношения к себе и своей речи. Здесь целесообразны также консультация и лечение у психоневролога и, возможно, у психотерапевта (см. таблицу 4).

 

 

Таблица 4

Схема

индивидуального подхода к изучению и преодолению заикания у детей

Направленность обследования Результаты Что необходимо ребенку в первую очередь
I. Определение причины заикания     II. Особенности проявлений заикания   1. Здоровье родителей: отягощенная наследственность, нервно-соматическая ослабленность   2. Общее развитие ребенка до момента возникновения заикания: нервно - соматическая ослабленность, психотравмы   3. Речевое развитие ребенка; а) задержка речевого развития; б) раннее и бурное формирование речи;   в) речевые запинки     Окружающая среда и особенности воспита­ния ребенка: а) неблагоприятное ре­чевое окружение;   б) неправильные педа­гогические приемы воспитания   1. Место возникновения и формы речевых су­дорог (преобладание): а) тонические, артику­ляционные;   б) голосовые;   в) дыхательные   2. Частота речевых су­дорог.   а) «трудные» звуки или слова;   б) только трудное начало фраз     3. Сохранные речевые возможности у ребен­ка (в зависимости от особенностей устной речи или условий, влияющих на его речь)     4. Сопутствующие нару­шения речи: а) эмболофразия, речь на вдохе;     б) неправильное про­изношение звуков речи;     в) недостатки слова­ря, грамматическо­го строя речи     5. Сопутствующие дви­гательные расстрой­ства: а) непроизвольные (су­дороги, тики, миоклонусы);     б) произвольные (сопутствующие движения);     в) недостатки речевого поведения; скованность, напряженность движений резкость, хаотичность, несобранность движений     6. Отношение ребенка к своему речевому дефекту:   а) не замечает;   б) безразличен;   в) умеренная степень болезненной фиксированности на де­фекте;     г) выраженная степень болезненной фиксированности на де­фекте     Консультации и лечение у невропатолога и педиатра. Укрепление работы нервной системы, оздоровление организма ребенка     а) занятия по общему развитию речи; б) занятия по упорядочению детской речи (не брать для заучивания наизусть сложные тексты, замедлять темп речи, ограничить знакомство с новыми книгами, от новых впечатлений и пр.); в) то же. Не фиксировать внимание на запинках;     а) временно изолировать ребенка или воспитывать у него правиль­ное (критическое в данном случае) отно­шение к дефекту;   б) воздействие на родителей: разъяснение, убеждение и обучение их     а) необходимы речевые упражнения с опорой на гласные звуки и упражнения на расслабление мышц артикуляционного аппарата;   б) рекомендовано пение, речевые упражнения от шепотной к громкой речи;   в) упражнения от ритмизованной к разноритмичной речи   а) отвлечение внимания фиксация внимания на случаях свободного и; Проговаривания; упражнения в шепотном их проговаривании постепенным переходом к громкой речи произнесение звуков (сначала гласных, затем сочетаний их с согласными, слов с этими сочетаниями и, наконец, фраз);   б) упражнения в мягком (не резком) начале фраз с опорой на пер­вый гласный звук; борьба с короткими фразами     В зависимости от уро­вня свободной речи ста­вится задача:   а) сначала показать ре­бенку его свободную, хорошую речь, убе­дить его в том, что он может говорить хорошо, заставить его поверить в свои си­лы и в авторитет ру­ководителя занятий, научить его правиль­но пользоваться ре­чью на легком для него материале; б) затем постепенно и гибко перенести по­ лученные им знания, навыки на трудный для него материал, освоить его путем си­стематических и ре­гулярных речевых тренировок; в) постепенно отказать­ся от специальных речевых упражнений     а) фиксировать внимание ребенка на непра­вильности и добивать­ся, чтобы он отка­зался пользоваться этими речевыми улов­ками;   б) воспитание правильного произношения специальными приемами;   в) общеобразовательные занятия, развитие речи специальными приемами     а) лечение у невропато­лога; занятия лечебной физкультурой, ритмикой, физиопроцеду­ры по показаниям;   б) фиксация внимания на ненужном движе­нии, добиваться их устранения; занятия логопедической ритмикой;   в) воспитание наступа­тельного поведения, энергичного, смелого, уверенного речевого общения и в то же вре­мя спокойного, ура­вновешенного, сдер­жанного; упражнения на растормаживание движений, воспитание наступательного, активного поведения момент речи; упраж­нения на затормаживание двигательных порывов, упорядочен­ность движений, спокойное поведение   а) речевые занятия про­ водить с целью на­ учить говорить кра­сиво (громко, выра­зительно, последовательно). Не привлекать внимания к речевым запинкам;   б) стимулировать к речевым занятиям; в некоторых случаях полезно обратить внимание ребенка, что он говорит неправильно, что это будет мешать ему в даль­нейшем в жизни, и, следовательно, необходимо такую речь исправлять;   в) воспитание уверенно­сти в том, что ребе­ нок может говорить хорошо (постоянная фиксация на свобод­ной речи), что он обязательно будет говорить совершенно сво­бодно, если будет вы­полнять указания руководителя занятий и следить за собой;   г) то же. Борьба со страхом речи, угнетенным состоянием; переубеждение, созда­ние радостных эмо­ций, ощущения собственной полноценности, Необходима консультация и лечение у психоневролога и, возможно, у психотерапевта  

 

В заключение следует заметить, что выявить заикание у ребенка не представляет особой трудности, но, для того чтобы определить направленность и последовательность логопедических занятий с ним, от логопеда требуется хорошее знание индивидуальных особенностей заи­кающегося, особенностей проявления заикания.

К числу несовершенств многих методик логопедиче­ской работы с заикающимися можно отнести то, что ло­гопедические занятия обычно строятся в зависимости прежде всего от разной сложности речевых упражнений (а не от разных индивидуальных возможностей каждого заикающегося). Такие системы упражнений предполагают последовательное усложнение речи в одном случае в плане ее самостоятельности для заикающегося (а от­сюда путь коррекции от речи сопряженной к спонтан­ной), в другом — учитывается ситуативность речи (от­сюда от речи сопровождающей к предваряющей), в третьем — принимаются во внимание структурные компоненты речи (отсюда от отдельных звуков и их сочетаний к сложным, развернутым фразам) и т. д.

Подобный подход к логопедическим занятиям часто ведет к механическому их проведению, отрыву от лично­стных и речевых особенностей каждого заикающегося. Здесь независимо от индивидуальных особенностей все заикающиеся в одинаковой мере проходят всю этапность последовательных логопедических занятий.

Опыт работы с заикающимися, однако, позволяет заключить, что в основу логопедических занятий должен быть положен прежде всего принцип сохранности речи у каждого заикающегося. Другими словами, выбор ре­чевых упражнений определяется прежде всего сохранны­ми речевыми возможностями заикающегося. Это в свою очередь требует серьезного учета индивидуальных осо­бенностей каждого ребенка в логопедической группе. То­гда на одном и том же занятии, учитывая обязательные для всех одинаковые речевые упражнения, логопед ком­бинирует разные речевые задания и упражнения для каждого в зависимости от уровня его сохранной речи, за­крепляет и упрочивает навыки правильной речи, посте­пенно расширяет речевые возможности каждого из них.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что. наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведения каждого заикающегося определяет также и особенности преимущественного выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.

Date: 2015-09-22; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию