Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальный подход





Занятия с коллективом создают условия для активной
работы всех детей. Требование индивидуального подхода
не означает противопоставления личности коллективу.
Лишь хорошо зная возможности каждого ребенка, можно
организовать коллективную работу.

Групповые; коллективные логопедические занятия с заикающимися оправдали себя многолетней практикой. Индивидуальный подход в логопедической работе выра­жается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы с ним и в выборе средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей.

Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и форм работы. Психофизические ocoбенности дошкольников, школьников, подростков и взрос­лых требуют от логопеда при выборе форм воздействия и материала в одном случае ориентации на «Программу воспитания в детском саду» и игровую деятельность, в другом — на школьные программы и учебную деятель­ность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности.

Комплектование логопедических групп проводится учетом возраста заикающихся. Разный возраст (a oн обычно определяет и стаж заикания) вызывает необходимость использования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности применения отдельных компонентов медико-педагогического метода преодоления заикания в целом.

У дошкольников, например, основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрос­лых, наоборот, основное значение придается медицинским средствам психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

Поэтому при индивидуальном подходе в логопедической работе с заикающимися большое значение имеет первичное и динамическое изучение заикающегося в про­цент занятий. Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения. Эти наблюде­ния позволяют выбрать необходимые формы коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозировать эффективность логопедической работы с ним.

Контрольные задачи первичного обследования заключаются в том, чтобы составить достаточно полное представление о психофизическом развитии ребенка и его речевых возможностях. Оно состоит из сбора анамнестических сведений и непосредственного обследования его речи.

Логопед проводит обследование по следующим пунктам:

1) здоровье родителей;

2) общее развитие ребенка до возникновения заи­кания;

3) речевое развитие;

4) особенности воспитания ребенка в семье;

5) речевое окружение;

6) когда и как возникло заикание;

7) какие еще недостатки речи имелись в этот период;

И) какие отмечаются особенности проявлений заика­ния и сопутствующие ему нарушения;

9) обращались ли ранее за помощью.

Сведения о развитии ребенка и истории возникновения заикания черпаются из беседы с его родителями. Прежде всего здоровы ли сами родители: нет ли в семье родственников, которые страдают или страдали алкоголизмом, душевным или венерическим заболеванием?

Затем уточняются данные об общем развитии ребенка: благоприятно ли протекал его внутриутробный период (не было ли травм, серьезных заболеваний у матери), как прошли роды матери (в срок, не было ли травм, сразу ли закричал ребенок)? Когда ребенок стал держать головку, начал сидеть, ходить, когда начал (и правильно ли) реагировать на обращенную к нему речь? Какие болезни перенес, и не было ли осложнений? Какие особенности поведения характеризовали его общее развитие в период от 2 до 5 лет, т. е. до момента возникновения заикания?1 Не было ли резких психических травм?

Особо уточняются сведения о речевом развитии ребен­ка; когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими? Здесь важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком
быстро, неорганизованно сами родители или близкие ребенку люди).

Большое внимание уделяется изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, не уравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него пра­вильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов или, наоборот, почти полного отсутствия контроля за развитием его правильного произношения, грамматиче­ски правильного речевого общения и т. д.).

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне выражалось оно? Какие предполага­емые причины могли его вызвать?

Какие еще недостатки речи наблюдались у ребенка в этот период: произношение звуков, его словарь и грам­матическое построение фразы, голос, дыхание, темп речи.

Как развивалось у ребенка заикание, какие особенно­сти проявлений обратили на себя внимание его родите­лей: нет ли сопутствующих нарушений движений (судо­рог, постукиваний рукой, ногой, покачивание головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, про­изнесение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется заикание в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи?

Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

Таким образом, ответы на все поставленные выше во­просы позволяют судить о причинах, вызвавших заикание, и о некоторых особенностях его проявлений у ре­бенка.

Такая картина нередко наблюдается в случаях, когда заикание возникло в результате неправильных педаго­гических приемов воспитания ребенка; заласкивание, запугивание, перегрузка, заучивание наизусть сложных произведений, отсутствие помощи в развитии речи, не­уравновешенность в обращении с ребенком взрослых, несогласованное его воспитание. Изменение неблагоприят­ных окружающих ребенка условий, правильное отноше­ние к заикливой речи близких ему людей или сверстников будет способствовать предупреждению и устранению у него заикания.

Сведения об особенностях протекания заикания позво­ляют в каждом конкретном случае определить основную направленность коррекционного воздействия на ребенка. Например, наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкульту­ре. Сопутствующие речевые расстройства, естественно, потребуют дополнительных упражнений, специальных приемов по устранению у ребенка фонетических дефектов или недостатков словаря, грамматически правильной оформленности фраз.

Особенности психологических проявлений у заикающегося потребуют от руководителя занятий предусмот­реть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение в себе, к своей речи, научить слышать свою правильную речи, зародить и развить у него чувство уверенности в том, что он может говорить красиво и правильно.

Анализ возможно уже бывших ранее попыток избавиться от заикания (проводились занятия с логопедом, лечение у врачей) способствует выбору условий необходи­мого лечения (занятия дома с родителями, в детском гиду с воспитателями или организация специализирован ной помощи в амбулаторных или стационарных условиях).

После уточнения сведений о развитии ребенка, истории возникновения и особенностей протекания у него заи­кания проводится непосредственное обследование его речи. Оно дополняет анамнестические сведения о заикающемся ребенке и позволяет объективно констатировать
наличие недостатков его речи и поведения.

Обследование речи необходимо для того, чтобы уже
конкретно определить речевые возможности ребенка, т.е. сохранные стороны его речи, и наметить объем и направленность предстоящих речевых занятий.

Для этого обследования используются разнообразный картинки (предметные, сюжетные), детские книжки cо стихами, сказками, рассказами, подбираются разные игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строй тельный материал, кубики, домино, лото, пирамидки, цветные карандаши, пластилин, маски животных или персонажей детских книг, мячи, счетные палочки. Многообразие материала для обследования речи заикающегося ребенка вызвано необходимостью ознакомиться с состоянием его речи в зависимости от разных видов деятельности и от разной сложности речевого материала.

Задачи речевого обследования будут заключаться том, чтобы определить:

1) место возникновения и форму речевых судорог;

2) частоту их проявления и сохранные речевые возможности ребенка;

3) сопутствующие нарушения речи;

4) сопутствующие двигательные нарушения;

5) отношение ребенка к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (артикуляционных, дыхательных, голосовых, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух ил зрительно. В зависимости от полученных результатов это-го обследования выбирается преимущественная направленность отдельных речевых упражнений.

Так, например, при тонических судорогах артикуляционного характера преимущественно используются речевые упражнения с опорой на гласные звуки, упражнения на расслабление мышц речевого аппарата. При голосовых судорогах целесообразны речевые упражнения с гласными звуками с разной громкостью их произнесения (от шепота к громкой речи).

Частота речевых судорог у заикающегося ребенка представляет для логопеда особый интерес. Определение частоты речевых судорог в зависимости от видов речевой деятельности и поведения ребенка позволяет судить о сохранных участках речи каждого ребенка (его речевых возможностях), и, следовательно, от этого в дальнейшем будет непосредственно зависеть, насколько правильно будет подобран материал для речевых упражнений и успешность начавшихся логопедических занятий.

Как же определить уровень свободной речи у заикающегося ребенка? Прежде всего следует вспомнить факто­ры, которые влияют на усиление или исчезновение речевых судорог у заикающихся (разная степень само­стоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, ритмичности, громкости, особенностей речевых ситуаций и видов деятельности ребенка). Изучение речи ребенка в зависимости от названных факторов и составляет задачу логопеда при определении уровня собранной речи (речевых возможностей) у детей в каждом конкретном случае. Ниже приводится таблица 3, которая позволяет наглядно представить, до какого уровня у за­икающегося ребенка сохраняется свободная речь, и, следовательно, одновременно уяснить направления последовательного усложнения речи и речевых ситуаций в лого­педических занятиях с ним. На указанной таблице мы отметили уровень свободной речи у двух заикающихся детей, условно названных А (сплошной линией) и Б (пунктирной линией). Ниже линий речь у этих детей свободная, выше — трудная, с запинками и требует исправления.

Изучение уровня свободной речи начинается с выявле­ния у ребенка зависимости появления пароксизмов заика­ния от разной степени его речевой самостоятельности. И непринужденной беседе с ребенком о его родителях, друзьях, интересах, занятиях выявляются особенности его речевого поведения и различных проявлений речевых судорог. С этой же целью ребенку предлагается составить рассказ или пересказать содержание картинки, знакомой сказки; логопед читает неизвестный ему рассказ или сказ­ку и предлагает пересказать ее, задает конкретные вопросы по картинкам, окружающим предметам и игрушкам» требующие несложных ответов. Затем состояние речи ребенка логопед проверяет в его отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

Следует при этом сразу отметить, что принципы
последовательного перевоспитания речи и ее обследования
различны. Если в первом случае мы говорили о последовательном переходе от упражнений легких к более сложным, то при обследовании речи следует идти от обратного, т. е. от трудного к легкому.

Объясняется это тем, что при переходе от легких форм
речи или условий к более сложным ребенок по подражанию, как правило, показывает более высокие речевые возможности, чем они есть на самом деле.

Разъясним на примере. Допустим, при обследований
заикающийся ребенок произнес вместе с логопедом (со­пряженно) предложенную фразу свободно и легко. Это
естественно, так как для него это самая легкая форма
речи. Следующие предложения он тоже свободно повторил (отраженно) вслед за логопедом. Затем логопед задает вопрос, и он снова правильно отвечает. А между тем известно, что на вопросы он обычно отвечает с заиканием. Почему же здесь он сказал легко? Да потому, что
логопед уже косвенно оказал ему помощь: на примере
предыдущих заданий показал, как надо строить фразу
задал определенный темп речи. Ребенок это чутко уловил
и использовал в своем ответе. Бот почему принцип от лег­
кого к трудному хорош для воспитания правильной речи
и недостаточен для объективной оценки обычного состояния речи ребенка. Поэтому наличие, частота и отсутствие речевых судорог у ребенка первоначально проверяется в его спонтанной речи, затем в рассказе, пересказе, ответах на вопросы и т. д.

В процессе этих последовательно облегчаемых видов речевой деятельности логопеду очень важно определить у ребенка уровень (или порог) свободной речи, где исчезают полностью или почти полностью речевые судороги. Например, в зависимости от степени речевой самостоятельности пароксизмы заикания у ребенка А не проявлялись в его сопряженной и отраженной речи, а у ребенка Б и в простых ответах на конкретные вопросы логопеда. На материале пересказа знакомой или незнакомой сказки определяется влияние разной степени подготовленности ребенка к речи на исчезновение у него речевых судорог. Например, заученный текст ребенок А рассказывал свободно, без запинок, а ребенок Б свободно рассказывал хорошо знакомую, а затем и малознакомую сказку.

Отсутствие пароксизмов заикания у ребенка в зависимости от структурной сложности его речи заставляет логопеда обратить внимание на то, как ребенок прогрваривает сложные и простые фразы, отдельные слова, слоги и звуки. Это наблюдение делается на материале вышеназванных бесед с ребенком, его рассказов, ответов на во­просы. Логопед должен зафиксировать для себя, в каких случаях у ребенка отсутствуют пароксизмы заикания. Например, ребенок А свободно говорил отдельные слоги и звуки по подражанию и самостоятельно, свободно выпол­нил просьбу логопеда сказать, как лает собака, Мяукает кошка, блеет овечка и т. д. Ребенок Б без затруднений произносил также и отдельные слова, и простые фразы.

При изучении уровня свободной речи у заикающегося в зависимости от степени ее ритмичности логопед сразу знакомится с состоянием разнометричной речи ребенка в процессе бесед, общения с ним. При пересказе сказок • Колобок», «Репка», которые, по сути, являются ритмированной прозой, близкой к белому стиху, логопед уточняет влияние ритма на исчезновение пароксизмов заика­нии у ребенка. С этой же целью он предлагает ребенку рассказать стихотворение, спеть песенку. Например, ребе­нок А свободно пропел детскую песенку, рассказал стихотворение и даже ритмизованную сказку. Пароксизмов заикания у него при этом не наблюдалось. Ребенок Б тоже выполнил свободно без запинок все эти задания.

Логопед также должен выявить зависимость появления речевых судорог от степени громкости речи ребенка. Полому в речевых заданиях он предусматривает выпол­ните их ребенком с различной степенью громкости. С этой целью можно использовать сказки «Три медведя», "Теремок» и т. д.; при пересказе предлагается ребенку говорить то тихо, то громко, то шепотом, в зависимости от того, чью речь он передает. Мышка-норушка, напри­мер, говорит шепотом (она маленькая, тихая, боязливая), лягушка-квакушка — звонко, громко (привыкла на болоте квакать), лисичка-сестричка говорит негромко, вкрадчиво, а медведь косолапый — громко, низко…

Определение речевых возможностей (уровня свободной речи)

Date: 2015-09-22; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию