Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сознательность и активностьПринцип сознательности и активности в педагогике рассматривается не только в плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально-волевой, т. е. чувственно-практической деятельности. Кроме того, выполнение упражнений в обучении предполагает сознательное многократное выполнение сходных действий на различном материале и в разных условиях. В коррекционно-воспитательной (логопедической) работе с заикающимися реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно из ведущих мест. Без сознательного и тем более активного участия заикающегося в процессе преодоления у него заикания практически невозможно говорить о каких-либо положительных результатах логопедической работы. Осознание заикающимся цели логопедических занятии — одно из первых и необходимых условий начавшихся занятий. Напомним, что, за редким исключением, заикающиеся уже с дошкольного возраста осознают свой недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют или пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность, ущемленность. Поэтому цель логопедических занятий состоит не только в преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним особенностей поведения и личности самого заикающегося, в необходимости перестройки его отношения к себе, к своему дефекту, к оценкам окружающих. Знание особенностей проявления заикания помогает устранить мысли о необратимости этого дефекта, способствует умению заикающегося правильно разобраться в особенностях своей речи и поведения, обнаружить свои сохранные речевые возможности, сознательно и целенаправленно преодолевать недостатки своей речи и поведения.
Понимание необходимых условий для преодоления заикания и связанных с ним личностных и поведенческих особенностей способствует сознательному отношению активному участию в логопедической работе самого заикающегося. Заикающийся должен ясно сознавать важную роль в устранении заикания систематических тренировок в правильной речи и поведении, понимать необходимость системы последовательных, постепенно усложняемых упражнений на занятиях и вне их, осознавать особенности каждого занятия как нового шага на пути к здоровой правильной речи, знать, что только неукоснительное тщательное соблюдение указаний логопеда на занятиях и вне их приведет к поставленной цели. Знание логопедических приемов по предупреждению или преодолению проявлений заикания, неправильного поведения или личностных особенностей позволяет ребенку активнее и успешнее включаться в процесс преодоления дефекта речи. Для сознательного, активного и своевременного предупреждения и устранения недостатков речи и поведения у заикающихся имеет большое значение наличие у низ навыков самоконтроля и объективной самооценки. Умение предугадать или заметить у себя недостаток речи или поведения, знание логопедических приемов его предупреждения или устранения, готовность применит волевые усилия для выполнения необходимых условий для правильной речи и поведения, умение пользоваться логопедическими приемами и знаниями в повседневной деятельности — все это является результатом сознательного и активного отношения к логопедическим занятиям и необходимыми условиями успешного преодоления заикания. Заикающийся, своей активностью добившийся избавления от заикания, писал Г. Д. Неткачев, будет всегда помнить, что его здоровая речь «есть его собственное приобретение — плод труда и энергии и уже никогда не отнимется от него».
|