Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Дискуссионные методы





В их число попадает значительное количество методов, которые предполагают коллективную деятельность, направленную на обсуждение или поиск решения, при котором все партнеры имеют право на выражение своей точки зрения.

Дискуссия

Дискуссия – коллективное обсуждение конкретной проблемы или сопоставление разных позиций, идей, мнений, предложений и информации (в переводе с латинского «discussion” – это исследование или разбор).

Дискуссия может проводиться как самостоятельная форма работы или же входит как необходимый элемент в другие МАО (интервью, «круглый стол», пресс-конференция, «мозговая атака», деловая игра и т.д.).

В зависимости от этого цели дискуссии могут быть различными: диагностирование проблем; анализ, исследование проблем; преобразование и модернизация проблем; принятие решения по высказываниям дискутантов; стимуляция творческого потенциала; обучение дискуссионной процедуре и пр.

Эффективность дискуссии зависит от:

- актуальности выбранной проблемы;

- информированности, компетентности и корректности дискутантов;

- владения ведущим методикой дискуссионной процедуры;

- семантического единообразия при употреблении терминов;

- адекватного восприятия дискутантами друг друга и руководителя дискуссии.;

- соблюдение правил и регламента.

Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга (диалог), либо противостоять один другому (спор, т.е. отстаивание собственной позиции). Обычно присутствуют оба элемента.

Какой бы аспект не преобладал в дискуссии (взаиморазвивающий диалог или взаимоисключающий спор), главный фактор эффективности дискуссии – сопоставление различных позиций дискутантов. Задача дискутантов – не только высказывание своей точки зрения, но и умение вникнуть в позиции других, часто диаметрально противоположные собственному.

Положительно влияет на результативность дискуссии атмосфера корректности, этичности и доброжелательности.

Дискуссию следует отличать от других, достаточно близких форм взаимодействия. И отличия эти касаются не только в сущности описывающих их понятий. Сама дискуссия может перейти в любую из этих форм, тогда ее эффективность будет заметно ниже. Вот некоторые из этих форм:

Полемика (от греч. polemikos – враждебный) – открытая публичная борьба мнений. Использование методов - критики, публичного неожиданного нападения. Явное опровержение «чужого» мнения. Личностные враждебные выпады.

Диспут (от лат. disputare) – устное открытое рассуждение, выявление разных точек зрения (решение не принимается).

Спор – противоборство идей, позиций, мнений. Отстаивание собственной позиции. Пепреход с темы обсуждения на личность.

Дебаты (от франц. debats) – возражения, опровержения, прения по высказанным позициям. Активное задавание провокационных вопросов.

Демагогия (от греч. demagogos) – совокупность методов и приемов, позволяющих создать ложное впечатление правды и искренности: демагогия без нарушения логики (пропуск факта, даже очевидного, недоверие к факту, неправильный вывод), демагогия с нарушением логики (незаметное смещение акцентов, нарушение причинно-следственной связи, демагогия без связи с логикой (ответ на близкий вопрос, увещевательная интонация, штампы, ссылки на неизвестные авторитеты илои неспециалистов), почти ложь (силовая логика. шантаж, скандал)..

Результаты дискуссии:

а) связанные с поставленными целями: получение и генерирование новой информации, диагностирование, уточнение сущности или корректировка проблемы, принятие конкретных решений;

б) связанные с участниками (их приобретения в результате дискуссии): повышение ориентации на собственные силы, освобождение от эгоцентризма мышления, стимуляция творчества и способности к самовыражению, желание докопаться до истины;

в) связанные с проблемой:

- если проблема взята широко, возможные результаты: упорядочение информации, поиск альтернативы, теоретическая или практическая интерпретация, научное и методическое обоснование;

- если проблема имеет конкретный, узкий характер, то активность участников направлена на принятие конкретного решения.

Методика проведения дискуссии. Каждая дискуссия обычно проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация.

1 стадия – процесс ориентации и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, к руководителю, установление общей атмосферы. Идет выработка установки на решение поставленной проблемы.

Порядок реализации:

1) в самом начале дискуссии руководитель объясняет актуальность дискуссионной проблемы и ожидаемый результат;

2) знакомство участников дискуссии, вручение им нагрудных значков (в учебной дискуссии – распределение условных ролей);

3) ведущий еще раз представляет дискуссионную проблему с точки зрения нерешенных и противоречивых вопросов;

4) ведущий коротко рассказывает о технологии проведения дискуссии, типах вопросов и ответов, задает общий регламент выступлений, сообщает правил поведения в дискуссии: выступить должен каждый участник; нужно выслушивать оппонента, не перебивая; аргументировать тезис своего выступления; не допускать личной конфронтации; поддерживать деловую атмосферу;

5) в течение всей процедуры ведущий поддерживает высокую степень заинтересованности в решении проблемы, атмосферу доброжелательности и динамичность в сборе информации;

6) дискутанты под руководством ведущего уточняют понятийный аппарат и не допускают споров по поводу употребления терминов;

7) ведущий с помощью участников подводит мини-итоги.

П стадия – оценка – содержит сопоставление информации, различных позиций, генерирование идей, однако из-за некомпетентости ведущего может перерасти в конфронтацию межличностных отношений, конфликт.

1) начинается с выступления дискутантов. После 2-3 выступлений возможна дискуссия: задаются вопросы и следуют ответы на них. Таким образом происходит обмен мнений;

2) более динамичный, так как его целью является максимальное получение информации, идей и предложений. Участник может сначала выступить, а затем несколько позже сформулировать свои предложения;

3) ведущий следит, чтобы не было отклонений от темы, личных выпадов;

4) ведущий обеспечивает активизацию всей участников, следит, чтобы чрезмерная активность одних не подавила других, чтобы четко соблюдался регламент;

5) оперативно проводится анализ высказанных идей, а через определенные интервалы (каждые 10-15 минут) делает резюме, предварительные выводы, что поможет в дальнейшем принять решение.

Ш стадия – консолидация, выработка единых или компромиссных решений, мнений и позиций:

1) сопоставление полученных результатов с поставленными целями. Попытки сформулировать выводы, решения.

2) ведущий выслушивает различные толкования, выделяет общие тенденции для принятия решения;

3) ведущий помогает дискутантам прийти к согласию или консолидации;

4) ведущий подчеркивает важность самой дискуссии, высказанных разных позиций и необходимость выработки альтернативного решения. Совместно с участниками формулирует решение, что и является коллективным результатом дискуссии.

Эффективность дискуссии зависит прежде всего от создания атмосферы конструктивно-делового обсуждения. Конструктивность обсуждения задается правилами. Существует много вариантов правил. Организатор подбирает соответствующий вариант.

Возможные варианты правил:

По Н.Д.Ярмухамедовой:

- говорить кратко и только по делу;

- в дискуссии принимают участие все, никто не отмалчивается;

- никому не отказывается в слове;

- нельзя повторять уже сказанное;

- в дискуссии царит атмосфера открытости;

- критика доброжелательна, запрещается агрессивность;

- идеи высказываются без оглядки на сложность их реализации.

По Л.Я.Вербу, В.Т.Лисовскому:

- прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить;

- спорить честно и искренне;

- начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать;

- только точные факты могут быть использованы в качестве доказательств;

- опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно;

- если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего «противника»;

- заканчивая выступление, подведи итоги, сделай выводы.

По В.И.Косолапову:

- здесь нет наблюдающих! Каждый – активный участник разговора;

- шепот, неуместные шутки запрещаются;

- говори, что думаешь, думай, что говоришь;

- имей мужество выслушать правду не обижаясь!

- критику начинай с себя;

- говори от души, честно, прямо, открыто.

По А.И.Жуку, Н.Н.Кошель:

- внимательно слушайте оппонента до конца, не перебивая и не мешая ему своей эмоциональной реакцией;

- старайтесь понять логику оппонента, встав на его место, посмотрите на вещи его глазами, настройтесь «на волну» его переживаний;

- записывайте свои представления о позициях оппонента, чтобы не допустить приблизительного или искаженного их толкования;

- убеждайте, а не навязывайте своего мнения;

- в случае ошибки признайте свою неправоту, отказывайтесь от неверных взглядов без обиды и амбиций.

Учебные дискуссии могут проводиться:

- по материалам лекции;

- по итогам практических занятий;

- по проблемам, предложенным самими студентами;

- на основе событий и фактов из практики изучаемой сферы деятельности;

- по публикациям в печати.

Учебные дискуссии: закрепляют знания; увеличивают объем новой информации; помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

 

 

Метод полемики

Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах. Поэтому противоположная сторона в полемике именуется «противником», а не «оппонентом», как в дискуссии. Следовательно, полемика отличается от дискуссии и в отношении цели, и в отношении применяемых средств.

Чаще всего метод дискуссии переплетается с методом полемики при ведении спора. Крайний случай полемики – так называемый риторический спор, в котором важно лишь одержать победу над противником, а не приблизиться к истине.

 

Метод интервью

Интервью – один из методов активного обучения, который используется самостоятельно или как элемент занятия с целью получения от обучаемых оперативной первичной, личностной информации по актуальным и значимым проблемам.

Интервью – оперативный способ получения фактологической, личностной и эмоциональной информации. В учебном процессе интервью носит публичный характер, т.е. все участники получают концентрированную информацию друг о друге (если это начало знакомства), или личностные мнения.

Интервью – свободно-ответная форма беседы. Поэтому интервьюер должен тщательно к нему подготовиться. Однако сама процедура должна выглядеть как экспромт, импровизация, быть динамичным и свободным.

Возможный вариант проведения: два интервьюера с реальными микрофонами (но неподключенными) берут интервью с разных краев круглого стола, следя друг за другом и студентами, чтобы не повторять вопросы, чтобы выдержать общую нить интервью. В случае, когда студенты не могут ответить на поставленный вопрос, он передается другому участнику, а если необходимо дополнение, эту миссию берут на себя ведущие, и получается интервью между двумя преподавателями.

Если группа достаточно сильная, роль интервьюера передается студентам, пояснив им, что в будущей профессиональной деятельности им придется таким образом получать достоверную информацию.

Умения, развивающиеся при использовании интервью: коммуникировать, анализировать, прогнозировать, оценивать, открывать новое, адекватно реагировать, быть гибким, дипломатичным, творчески мыслить, использовать полученные умения на практике.

 

Метод «Круглого стола»

«Круглый стол» - одна из организационных активных форм познавательной деятельности обучаемых, способствующая наращиванию информации, прогнозированию развития значимых проблем, укреплению позиций, воспитанию логической культуры.

Желательно, чтобы все участники располагались за круглым столом. Однако это требование не является обязательным (может не позволить аудитория).

Для того, чтобы быстрее адаптировать участников к дискуссии, можно провести предварительную «информационную атаку». Дискутантам сообщают новую информацию по изучаемой теме. Таким образом создается информационная база для дальнейшего обсуждения.

После информационной атаки следует выступление дискутантов, даются ответы на дискуссионные вопросы.

Эффективность работы повышается при использовании аудио- или видеозаписи.

Таким образом, КрС – это информационный процесс общения, во время которого происходит не только обмен информацией, но и отстаивание собственных позиций, опровержение «чужих» мыслей, корректировка.

Если говорить точнее, то речь идет о целой группе методов. Существует около полутора десятков разновидностей учебных занятий, в основе которого лежит принцип коллективного обсуждения проблем.

Метод КрС предполагает проведение таких учебных семинаров:

- Межпредметные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном, психологическом и т.д. На семинар могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Такой семинар позволяет расширить кругозор обучающегося, способствует комплексному подходу к оценке проблем.

- Проблемные. Перед изучением каждого раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. На семинаре в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара дает возможность выявить уровень знаний студентов ив определенной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

- Тематические. Эти семинары готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выдели ть существенные стороны проблемы, проследить их связь с практикой. Тематические семинары углубляют знания слушателей, ориентируют их на активный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

- Ориентационные. Предметом обсуждения на этих семинарах являются новые аспекты известных тем, способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.

- Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема. Например: «Психология и физика: общие проблемы и способы их решения», «Методология психологии в контексте парадигмальных изменений науки». Системные семинары раздвигают границы знаний слушателей, не позволяют замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогают обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывают интерес к изучении. связи психологии с другими сторонами жизни общества.

 

Пресс-конференция

Пресс-конференция – оперативная активная форма занятия, в основе которого лежит вопрос, ответное общение для получения достоверной первичной новой информации и решения значимых проблем.

ПК проводится в тех случаях, когда у студентов накапливаются вопросы или проблемы, которые необходимо разрешить. В процессе работы они задают вопросы преподавателю, то есть фактически становятся интервьюерами, а преподаватель – респондентом.

ПС преследует прямую цель – снять назревшие вопросы. Скрытые цели: выявить общую атмосферу; постепенно научить студентов брать на себя новые роли; оценить уровень восприятия информации, при необходимости внести коллективы в последующие занятия; приучить студентов публично высказываться и рисковать, раскрывая свое мнение.

Качества, необходимые преподавателю, проводящему ПК: глубокие знания, опыт, творчество, эрудиция; внимательность, терпение, способность убеждать; воля, гибкость, индивидуальность, интуиция; импульсивность, эмоциональность, аналитичность; владение ораторским искусством.

Примерный сценарий ПК:

- Объяснение ведущим целей ПК, технологии проведения и обоснование выбранного метода (15 мин.), подготовка участниками письменных вопросов к ведущим ПК (5 мин.), ответы на вопросы ведущим и другими участниками ПК (90 мин.), работа экспертной группы по подготовке результатов (проводятся параллельно) (10 мин.). Итого – 2 часа без перерыва.

 

Мозговой штурм

История возникновения. Вторая мировая война, в открытом океане идет караван грузовых суден. В какой-то момент они оказались без охраны. И в этот момент приходит радиограмма: будьте внимательны, в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс Осборн - он был капитаном одного из кораблей,- быстро представил себе: вот высовывается перископ подводной лодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, не имеет решения.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в сложных ситуациях обращались еще средневековые пираты. Выстраивалась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в случае торпедной атаки? Можно говорить все, сто только пришло в голову – может, чья-то «дикая» идея будет ключиком к проблеме. Например, кок подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно дунем на торпеду. Глядишь, это собьет ее с курса – мимо проскочит.

Им посчастливилось. Подводная лодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока подвела к правильному решению. Понятно, «крепким дуновением» торпеду с курса не свернешь, как ни надувай щеки. Однако ее можно немного притормозить и сбыть с курса, струей из корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Известно, успех не гарантирован, но когда на карту поставлена жизнь, стоит попробовать.

Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирное время? В 1953 г. бывший капитан Алекс Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение». Именно с нее и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и во всем мире.

 

Порядок работы:

1. Введение: создание атмосферы, мобилизация участников. Информация о целях, правилах и технологии проведения.

2. Выбор ассистента ведущего, который следит за соблюдением правил, секретаря, который письменно фиксирует возможные идеи, а также группы аналитиков и критиков, которые впоследствии будут осуществлять анализ, синтез, критику, оценку и отбор наиболее интересных идей. Может быть предложено выбрать девиз МШ, который записывается на доске.

3. Создание банка идей. Правило – никакой критики. Продуцирование максимального количества идей. Высказывается как можно большее количество возможных решений.

4. Рефлексия – какие были сбои, каким образом нарушалось правило некритичности, что блокирует работу.

5. Анализ – критическое рассмотрение всех выдвинутых идей. Выполняются две задачи: 1) критически рассмотреть поступившие идеи (критиковать идеи, а не людей), 2) в каждой идее найти рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы использовать в иных условиях.

6. Рефлексия – что блокировало критику, где участники проявили субъективизм.

7. Ограничение круга идей – отбирается от 3 до 5: а) наиболее интересных, б) наиболее реально выполнимых идей.

8. Выбор условий и технологии реализации идей, принятых группой.

Возможные варианты девизов:

- Мы решим задачу, и проблем не будет!

- Проблема очень сложная, но мы ее решим!

- Каждая проблема имеет единственно правильное решение. И мы его найдем».

- Нерешенная проблема вызывает тревогу. Но тревоги не для нас!

- Вырабатываем привычку решать проблемы!

При выборе проблемы ведущим предлагается несколько вариантов, из которых студенты выбирают одну. Важно, чтобы проблема была актуальной, знакомой, интересной для участников.

Например, студентам предлагается решить проблему активизации учебного процесса. Варианты проблемы: способы активизации студентов; необходимость активизации, зачем активизировать студентов? психология активизации студентов.

После того как проблема сформулирована и принята, необходимо провести ее общий анализ, учитывая следующее: в чем заключаются трудности; выполнимость решения; плюсы и минусы проблемы; определение сложных вопросов; классификация проблемы, то есть отнесение ее к определенному типу (степень сложности, функциональность, разрешимость); степень неопределенности и т.д.

Процедура генерирования идей может варьировать. Ее можно проводить в разных вариантах:

- устное индивидуальное высказывание с обязательной фиксацией ведущим на доске самой идеи и автора;

- работа в группах и представление коллективных идей команд;

- модификация метода МШ под названием «конференция идей» или «ярмарка идей»;

- модификация, при которой идеи записывают сами авторы на доске и устно их представляют.

Проблемы, возникающие в процессе работы:

1) Плохо подобрана тема: требует специальных знаний, неинтересна.

2) Ведущий принимает только известные ему контрольные решения или сурово критикует предложения.

3) Регулярно вмешивается в работу группы на рабочем этапе, делает лишние замечания.

 

Варианты тем для проведения мозгового штурма по отдельным учебным предметам (по А.Гину):

История: По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким – такими были условия выживания. Но вот при раскопках отыскали скелет однорукого человека, который погиб под завалом в обвалившейся пещере. Изучение скелета показало, что человеку на момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юности. Как выжил этот человек? (Цель: активизация тех знаний, которые уже имеют ученики про жизнь первобытных людей).

Литература: Предложить идею памятника Мцыри (обсуждение идей позволяет вспомнить и обсудить характер героя, события его жизни).

Физика: В одном музее установлены старинные часы, которые не заводят почти 2 столетия – а они идут. Как это возможно? Предложить максимум вариантов.

Химия: Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, которая использует химический эффект.

Труд: Предложите модели одежды из нетрадиционных материалов без ниток и клея.

Геометрия: Предложите приемы определения высоты небоскреба простыми способами, то есть без сложных приборов.

Биология: Найдите возможные причины вымирания динозавров.

Экономика: Придумайте новый вид товара или услуги, который бы через 10-12 лет пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.

 

Возможные темы мозгового штурма при изучении МПП:

- Деканат требует ежедневной переклички. У вас поток - 120 студентов. Перекличка займет половину занятия. Можно ли найти выход?

- Создание музея психологии. Какие экспонаты туда можно поместить?

- Проведение в институте Дня психолога.

- Как разрешить конфликт в семье?

- Как сделать студентов более внимательными?

 

Задание студентам: Разработать дополнение к учебнику по методике преподавания психологии с перечнем тем мозгового штурма.

 

Метод синектики

Синектика – модификация метода мозгового штурма. Как самостоятельный метод, введена американским ученым У.Гордоном как еще более эффективный способ коллективного продуцирования новых идей. Процесс решения начинается с уяснения и уточнения задачи, т.е. в ходе обсуждения необходимо перейти от начальной формулировки (проблема, как она дана – ВДК) к рабочей формулировке (проблема, как она понята – ПКП). Руководитель напоминает о разных видах аналогий, которые могут использовать студенты при описании задач:

- Прямая – любая аналогия, например, с объектами природы.

Личная – попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом и войдя в его образ.

Символическая – нахождение краткого символического описания задачи.

Фантастическая – изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.

В качестве примера личной аналогии интересен результат рождения одного из способов соединения проволоки с помощью ножниц, сделанных по аналогии прикуса зубов человека.

Для применения символической аналогии ищут название объекта из двух слов, в парадоксальной форме характеризующих суть задачи или объекта. Так, при решении одной задачи, связанной с мрамором, для слова «мрамор» было найдено словосочетание «радужное пространство».

Другие примеры символической аналогии: пламя – видимая теплота, ядро атома – энергетическая незначительность, раствор – взвешенная неразбериха, храповой механизм – надежная прерывистость.

На синектический штурм времени надо больше, чем на мозговой штурм, потому сто разрешается сразу при выдвижении идеи давать ее обоснование и включаться в ее обсуждение.

 

Метод решения к онкретных ситуаций

Конкретная ситуация – один из методов активного обучения, в основе которого лежит факт (ситуация), требующий анализа, выявленная причина возникших противоречий и оперативность решения обучаемыми в процессе анализа.

Классификации ситуаций:

1 вариант – по степени обобщенности.

- конкретные – существуют реально в разных сферах жизнедеятельности;

- базовые – отличаются степенью обобщенности подобных конкретных ситуаций, которые могут быть отнесены к одному виду (например: организационные, управленческие, учебные, поведенческие, педагогические, студенческие и пр.).

2 вариант - по степени типичности:

- стандартные типичные – имеют одинаковые источники, причины; одинаковое решение; это часто повторяющие ситуации при одних и тех же обстоятельствах, могут иметь как положительный, так и отрицательный характер;

- критические – неожиданные; деструктивные или конструктивные; требуют неординарного решения; такая ситуация является нетипичной, разрушающей первоначальные расчеты и планы, требующие радикального вмешательства;

- экстремальные уникальные – не имеющие в прошлом аналогов; деструктивные; сложные для оперативного решения, приводят к негативным изменениям.

- конфликтные – противоборство людей, идей, интересов и т.д.; деструктивные; конструктивные; уникальное решение.

3 вариант – по характеру возникновения:

- стандартная ситуация –-

4 вариант – по учебной функции и по способу их представления на занятиях.

По учебной функции:

- Ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оптимального решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умение по поиску оптимального решения.

- Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно» или «неправильно» и предложить свое адекватное решение. Технология: аудитории предлагается описание конкретного события и принятых мер и формулируется задача оценить причины, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер.

- Ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал. С помощью подобных примеров начинается процесс по использованию метода КС на специальных занятиях. Визуальная образная информация вырабатывает умение декодировать информацию для более простого способа решения проблемы. Технология: на конкретном примере демонстрируются закономерности или механизмы социальных процессов позитивная и негативная деятельность личностей и коллективов, эффективность использования методов и приемов работы, значение каких-либо факторов и условий.

- Ситуация-упражнение (тренинг) – прототипы банка стандартных иди других ситуаций (все зависит от поставленных целей). Рекомендуется проводить тренинг как по описанию ситуаций, так и по их решению. Технология: анализ предложенной ситуации требует обращения к источникам информации. Участники делятся на группы по 3-5 человек и изучают ситуацию, готовят вопросы, связанные с ситуацией, и приступают к поиску ответов, используя справочную литературу, ЭВМ или консультируются у специалистов.

По способу представления на занятиях:

- Классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики и искусственно сконструирована. Должна быть описана по всем канонам ситуации. Объем неограничен. Четкость изложения обязательна. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.

- Живая ситуация – берется из жизни студентов (возможна знакомая ситуация), но никому не известно принятое решение. Его и надо найти, а саму ситуацию необходимо описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Если преподаватель предполагает в дальнейшем использовать такой метод, как разыгрывание ролей, тог именно живая ситуации больше всего подходит для начальных шагов на этом пути, так как ее можно предложить разыграть.

- Разбор корреспонденции – реальная входящая и выходящая корреспонденция (например, письма в журнал). Цель – выработать умение вдумчиво читать, выявлять главное и второстепенное и прогнозировать решения в реальных документах (ответ психолога на письмо в журнал).

- Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту – выработка умения действовать в соответствии с нормативными документами. Для этого предлагается ситуация и сам нормативный документ, а также выработка решения, сообразуясь с нормативом.

Проблемные ситуации позволяют приблизить учебную деятельность к естественному процессу познания. В результате практической деятельности по решению проблемных задач студенты приобретают профессиональные установки.

Виды проблемных ситуаций (по Н.В.Демченко):

1) проблемные ситуации, возникающие в случае невозможности объяснить новые факты, явления, осознать новый материал при помощи уже имеющихся знаний;

2) проблемные ситуации, возникающие в случае применения уже имеющихся знаний в необычных условиях, при попытке решения новых задач.

3) проблемные ситуации, возникающие в случае появления противоречий между теоретическими знаниями, полученными на занятиях, и реальной практикой.

Учебные цели КС: выработать умение анализировать ситуацию; сформировать умение самостоятельно принимать решение; овладеть творческим мышлением; прививать умение по расшифровке причинно-следственных связей.

Правила по включении. информации в КС:

- Использовать только достоверные факты и события без искажения.

- Информация должна содержать новизну и комментироваться в тексте.

- Информацию необходимо представить в динамике реального события.

- Описание проводится последовательно и логично, акцентируя приоритеты: сначала данные о событии (когда, где и при каких обстоятельствах, оппоненты-участники), затем выделяется сама проблема и иносказательно сообщается о том, что произойдет, если эту ситуацию не решить.

- При описании ситуации целесообразно не раскрывать причинно-следственных связей.

- Кроме текста может быть дополнительно использована визуальная информация (диаграммы, схемы, таблицы, рисунки, образы и т.д.).

- Описание КС не ограничено объемом и излагается в прошедшем времени.

- Структура описания КС однотипна.

 

Технология проведения занятий с использованием КС

В отличие от деловых игр технология КС не имеет строго регламентированных правил проведения. При проведении занятия многое зависит от банка самих ситуаций, творческой личности ведущего и активности учащихся.

Предлагаемая схема – это общие требования к организации занятий и их проведению (в реальной педпрактике существует множество вариантов по использованию КС).

Последовательность действий для подготовки и проведения занятий с использованием КС:

1. Поиск, разработка и описание КС. Подготовка соответствующих материалов. Подготовка банка информации (действует преподаватель).

2. Непосредственно на занятии: Введение в технологию проведения КС, цели, сценарный план, правила, предполагаемый регламент (преподаватель). Начало контакта.

3. Распределение студентов по малым группам (преподаватель). Выявление лидера группы (Студенты).

4. Индивидуальный анализ КС каждым студентом, разработка индивидуальных решений выхода из КС (студенты).

5. Внутригрупповая дискуссия по выработке коллективного решения на основании индивидуальных (лидер, студенты).

6. Общая дискуссия. Выступления от групп с формулировкой коллективного решения (выступающий, студенты).

7. Выработка оптимального решения на основе групповых (студенты, преподаватель).

8. Подведение итогов занятия. Интерпретация «Свалки решений» (преподаватель).

9. Выход из контакта.

Опыт использования КС в процессе чтения лекций для демонстрации диагностирования ситуаций и принятия решений. С.А.Мухина и А.А.Соловьева предлагают три уровня применения КС:

1 уровень – во время лекции преподаватель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Студенты активно приступают к поиску решения, но педагог сам анализирует (то есть объясняет) данную ситуацию и предлагает свой, то есть правильный, оптимальный вариант решения. Это является своеобразной подготовкой по применению этого метода.

П уровень – во время лекции педагог также вводит КС и предлагает студентам индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушиваются 2-3 студента с их решениями. После этого преподаватель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди студенческих ответов не было правильного решения, приводит свое оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом начинается постепенное рвнедрение этого метода.

Ш уровень – высший по использованию КС, возможен только в т Ом случае, если преподаватель отлично знаком со студенческими возможностями и наверняка уверен, что конкретный студент даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорят, что студент Х. приведет правильное решение.

После лекционного использования КС можно приступить непосредственно к практическому занятию. Но для его проведения необходим «банк конкретных ситуаций» (БКС) по определенной теме. Для того чтобы создать БКС, проводится специальное занятие (или часть его), на котором каждому студенту предлагается описать по определенному формату одну реальную ситуацию, обязательно упомянуть конкретные данные (название организации, участников, возникшие проблемы и принятое решение). Студентам сообщается, что данные ситуации будут обрабатываться преподавателем и затем использоваться на практическом занятии с использованием КС. Преподаватель выбирает наиболее типичные, где действительно требуется неординарное решение.

. Следующий этап – непосредственно само занятие (4-6 часов) с использованием БКС. Различают классический, свободный и смешанный варианты технологии ведения занятия с КС. В любом случае преподаватель предлагает студентам воспользоваться «банком ситуаций» с целью развития умений по выработке решения предлагаемой ситуации.

Классический вариант: деление группы на подгруппы по 4-6 человек. Выборы лидера – организатора малой группы. Соблюдение 15-минутного регламента на индивидуальное решение, затем совместное обсуждение в группе и выработка общего решения. Затем межгрупповая дискуссия (15 мин.): выступления лидеров и обсуждение групповых вариантов решений. Ведущий КС подводит итоги и вырабатывает одно-единственное правильное решение. Затем запускается другая ситуация. За 4 учебных часа можно решить 5-10 ситуаций, то есть провести тренинг по принятию решения.

Свободный вариант: группа не делится на подгруппы, конкретная ситуация зачитывается преподавателем, и каждый предлагает свое решение. Преподаватель анализирует их и приводит правильное, которое сложилось из разных ответов участников КС.

Смешанный вариант: проводится как классический, но для большей убедительности и запоминания ситуация превращается в «живую» и разыгрывается.

Процедура подготовки и проведения разыгрывания ролей:

- Распределение участников по группам.

- Изучение ситуаций, их анализ и принятие решений.

- Распределение ролей внутри группы.

- Обдумывание воплощения ситуаций (составление сценарного плана, мизансцен).

- Разыгрывание ролей по группам.

- Экспресс-интервью участников РР, анализ результатов занятия ведущим.

В конце занятия каждому студенту предлагается сделать вывод и оценить собственное решение. Если оно было неправильным, то листок с решением он бросает в корзинку с названием «свалка решений». Ведущий оперативно их анализирует (количественно и качественно), оценивает умение студентов принмиать решения и информирует участников.

КС развивает возможности и способности:

- видеть проблему в ее противоречии;

- цельного восприятия взаимосвязанных проблем;

- извлечения из памяти необходимой информации;

- переключения внимания с одного класса явлений на другой;

- восполнения недостающей информации интуицией;

- стимулирования психических и интеллектуальных резервов;

- расширения пределов ретроспективного и прогностического мышления.

 

Метод инцидента

Метод инцидента является вариантом метода анализа КС. В качестве ситуации предлагается рассмотрение конфликта.

Схема метода инцидента:

- Излагается результат, который является следствием конфликта.

- Игроки путем косвенных и прямых вопросов получают дополнительную информацию: а) об участниках конфликта, б) о причинах конфликта, в) о возможных путях взаимодействия в решении конфликта.

- Сравнение альтернативных предложений по выходу из конфликтной ситуации, выбор наиболее часто встречающегося решения.

Правила для использования метода инцидента:

- Коротко изложить инцидент.

- Не выдавать лишней информации, только ту, которая запрашивается.

- Обучать постановке прямых и косвенных вопросов.

 

Литература:

Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

 

 

Date: 2015-09-22; view: 1262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию