Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Отдельные приемы, задания, используемые при преподавании психологии





Дидактическая инструментовка специфики предмета психологии.

Специфика предмета

- Многофакторность психологических детерминант.

- Потенциальная многоаспектность явлений.

- Потенциальная множественность решений.

- Отсутствие однозначных прямых связей.

- Сложное соотношение идеальности и реальности.

- Сложное соотношение статики и динамики.

- Одновременная личностная и деятельностная представленность.

- Зависимость рассмотрения явления от контекста (в том числе позиции субъекта познания).

- Голографичность («свернутость» в каждом психологическом явлении всей предыстории и в филогенеическом, и в онтогенетическом планах).

Современная педагогика (как теоретическая, так и практическая) накопила огромное количество творческих приемов, способствующих активизации учебного процесса. Однако задача курса – не только ознакомиться с ними, а «увидеть» их методические возможности, то есть те ракурсы, в которых их целесообразно использовать в процессе преподавания психологических дисциплин.

Возможные приемы, которые используются в процессе изучения психологии:

- Частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам (например: студентам дается задание написать сказку на определенную тему).

- Чайноводы, кроссворды (задание – составить кроссворд после изучения определенной темы);.

- Тематические сборники интересных фактов, примеров, задач (задание на составление такого сборника может быть как индивидуальным, так и коллективным)..

- Сборники аннотаций на статьи на избранную тему (можно дать задание: прочитав рекомендованную статью, написать на нее рецензию а) в научном стиле; б) в рекламно-интригующем стиле).

- Учебные комиксы (здесь можно использовать составленные ранее студентами сказки, фантастические рассказы)..

- Плакаты-опорные сигналы (на их основании можно составить коллективный альбом методических пособий к курсу)..

- Мнемонические формулировки (можно организовать в группе обмен опытом по использованию средств запоминания).

- Стихи (задание – написать стихотворение на изученную тему).

- Литературу, которую можно использовать при изучении темы (фрагменты текстов, которые можно использовать при изучении психологических предметов).

- Жизненные ситуации (как из собственного опыта студентов, так и из опыта их родных, знакомых).

- Проблемные события (как реальные, так и взятые из литературы, в том числе психологической).

- Иллюстрации (подобрать иллюстрации из художественных произведений к определенным темам. Аналог – рисунки Х.Бидструпа).

- Формулы самовнушения (их составление и апробация).

- Поиск аналогов (например, найти аналоги типам темпераментов в явлениях природы).

 

Прием «Выделение контекста».

Предлагаются возможные творческие задания:

- Перенести учебную ситуацию на фантастическую планету.

- Изменив значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным или имеет вполне определенное значение, спрогнозировать возможные последствия. например: что было бы, если бы человек был вынужден признать, что растения обладают психикой.

- Перенеся реального или литературного героя в другой исторический период, рассмотреть его поведение в разных ситуациях (литературный аналог – «Янки при дворе короля Артура»).

- Представить, что вы встретились с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте представить их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте несколько раз беседу по ролям.

- Представить, что среднегодовая температура на Земле повысилась на 20 градусов. К каким психологическим последствиям это может привести?

Задание студентам.

1. Определить, по отношению к каким темам изучения психологии может быть использован тот или иной прием (контекст, на базе которого проводится работа)..

2. Обсудить, какие контексты хотели бы ввести сами студенты в изучение отдельных тем по психологии.

 

Прием «Составление опорного конспекта»

Работа может проводиться в 2 этапа.

1 этап. Студентам предлагается сделать опорный конспект на определенную тему. Проводится конкурс на лучший опорный конспект.

2 этап. Студентам предлагается составить опорные конспекты по ранее изученным темам. Задание на каждую тему дается 2 студентам.

Работа ведется в парах. 1 студенту предлагается ответить по опорному конспекту, предложенному напарником. Затем роли меняются.

Из лучших опорных конспектов составляется общий альбом – как методическое пособие по соответствующему курсу.

 

Прием «Индивидуальный подбор афирмации».

Аффирмация – от лат affirmatio – подтверждение – короткая фраза, содержащая вербальную формулу (утверждение), которая при многоразовом повторении закрепляет нужный образ в подсознании человека, способствуя облегчению его психоэмоционального состояния и стимулирующего позитивные изменения в его жизни.

Общие правила, чтобы повторение аффирмации было максимально эффективным:

- Утверждение должно быть сформулировано как факт, причем в настоящем времени.

- Использовать следует только позитивные слова, избегая негативных утверждений.

- Утверждение должно порождать позитивные эмоции, быть кратким и одновременно ярким, образным.

- Нужно выбрать аффирмацию, подходящую лично вам. Еще лучше сформулировать ее самому.

- Нужно верить в то, о чем говорится. Аффирмация «не срабатывает», если у вас много сомнений и негативных мыслей, проговариваются механически, без эмоций.

- Нужно фиксировать любые свои перемены в желаемом направлении.

- Произнося аффирмацию, можно добавить: «Я получаю гораздо больше, чем ожидаю».

- Аффирмации можно проговаривать мысленно, читать вслух, многократно записывать или даже пропевать, можно написать на листе бумаги и поставить на видное место в своей квартире, прочитывая каждый раз, когда они попадутся на глаза.

- Ежедневные занятия аффирмациями по 10 минут со временем со временем начинают преодолевать нежелательные стереотипы, нажитые с годами.

Примеры аффирмаций:

- Начало нового дня – это начало новых возможностей.

- Новый день приносит мне много ценной и полезной информации.

- Сегодняшний день обогащает меня на всех уровнях моего бытия.

- Счастье, таящееся в сегодняшнем дне, ожидает меня.

- Я позволяю окружающим быть собой.

- Я воспринимаю свою уникальность как наибольшую ценность.

- Я принимаю себя на всех уровням своего существования.

- Я люблю себя, я люблю людей, я люблю жизнь!

- Сегодня – лучший день моей жизни (проговаривают сразу после пробуждения).

- Сегодня – чудесный день, а завтра будет еще лучше! (перед сном).

- Каждый день вносит в мою жизнь много нового и интересного.

- Я живу тут и сейчас и каждую минуту наслаждаюсь жизнью.

- Каждый день я открываю что-то новое и интересное для себя!

- Я чувствую себя в полной безопасности, потому что любовь моих близких и друзей оберегает меня.

Процедуры:

1. Проанализировать, при каких психологических характеристиках предложенные аффирмации будут эффективны, а при каких - нежелательны.

2. Подобрать для себя желательные аффирмации.

3. Предложить свои варианты.

 

Прием «Изменение преподавательских стереотипов».

Пример – составление шпаргалок.

«В Москве один из справочников по точным наукам составлен из шпаргалок студентов и отличается не только лаконичностью, но и оригинальными схемами» (Из газеты «СМ сегодня», Рига, 06.05.93.

Задания студентов:

- Сформулировать возможные педагогические стереотипы.

- Подобрать аргументы, которыми можно эти стереотипы опровергнуть.

 

Прием «Использование соревновательного принципа в условиях помех»

. Возможные варианты:

1. Отработка начала (1 фраза).

2. Отработка регламента – сообщение на 3 минуты плюс-минус 20 секунд. Контролируется наличие чувства времени.

3. Доклад – 5-7 минут. Контролируется четкость, логичность, последовательность, интересность изложения.

4. Отработка выхода из сложного положения: сбился с мысли, оговорился («Извините, я продолжу…», «Извините, оговорился»).

5. Разыгрывается ситуация: «преподаватель» за 5 минут до доклада получает карточку, где написано несколько слов, не касающихся темы доклада (светоносность, семипудовый, удивительный). Нужно ввести их в доклад.

6. То же, но вводится поговорка, афоризм, крылатое выражение.

7. Слушатели сбывают докладчика вопросами. Анализируется сложность и аргументированность ответов.

8. Вводятся помехи: шуршание, чихание, смех.

 

Прием «Подготовка доклада».

Возможные темы докладов: «Психологические проблемы… (большого города, геноцида, эмиграции, демократизации, детей, инвалидов, одиноких матерей, разводов).

Задания:

- Перечислить проблемы.

- Предложить способы их решения.

- Перечислить психологические проблемы, одинаковые для всех.

 

Прием «Формирование умение задавать вопросы»

1. Репродуктивные.

2. Расширяющие (поисковые).

3. Развивающие.

4. Вопросы, на которые мы можем ответить сейчас, исходя из полученной информации.

5. Вопросы, на которые можно найти ответ в литературе.

6. Вопросы, на которые, возможно, никто не знает, как получить ответ.

Задания:

1. Провести конкурс на самый интересный, самый сложный, самый проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос.

2. Организовать попарный взаимоопрос по подобранным вопросам.

3. Использовать некоторые вопросы как тему статьи, доклада, курсовой, дипломной.

4. Составить вопросы на объединение новой темы с предыдущими, подобрать примеры, сформулировать задачи, гипотезы, выделить базовые проблемы.

5. Группа делится на 2 подгруппы. Каждая подгруппа готовит 2 репродуктивных вопроса, 2 поисковых, 2 творческих. Задавая вопрос, называют, кто из другой группы будет отвечать. После ответа делается комментарий: полнота ответа, правильность. 1 студент выступает в качестве психолога: наблюдает, кто ведет себя непсихологично, узурпирует активность, или пассивно, не вступает в сотрудничество.

 

Игра «Говори мне да или нет»

Данная игра учит: а) объединять разрозненные факты в единую картину; б) систематизировать информацию, которая уже есть в наличии; в) слушать и слышать других участников.

Сущность игры: один участник загадывает определенный предмет, идею, число, литературного или исторического героя и пр. Другие участники по одному задают вопросы, пытаясь угадать, что задумано. Вопросы могут задаваться любые, но загадавший может отвечать на них только «да», «нет» или «да и нет». Если вопрос задан некорректно, или предполагает только развернутый или неопределенный ответ, он отказывается от ответа условным жестом.

Вопросы могут быть сильными (прямо ведут к конечной цели) или слабыми (уводят в сторону, заводят в тупик).

1. Пример обсуждения и его анализа (приводится А.Гином). Задумана лампочка.

Вопросы Ответы Комментарий
                                          Эту вещь люди используют давно?   Эта вещь сельскохозяйственного быта?   Это приспособление для приготовления еды?   Это инструмент для обработки чего-то?   Прямое назначе-ние предмета – отдых?   Может ли человек обойтись без него?     Какой он формы?     Он большой?   Им пользуются и взрослые, и дети?     Предмет относит-ся к мебели?     Предмет относит-ся к посуде?   Это электри-ческий прибор?   Это магнитофон?     Этот прибор используется для передачи звука?   Этот прибор осветительный?   Это лампа? И та и нет     И да и нет     Нет     Нет   Нет   И да и нет     Жест отказа   Жест отказа     Да   Нет   Нет     Да     Нет     Нет   Да     Да! Вопрос слабый. Здесь заложены 2 неопределенности. 1) Что речь идет о вещи. 2) Понятие «давно» - очень относительное. Критерия давности не задано, под это понятие подходит и вчера», и «сто лет назад». Таким образов спрашивающему ничего не удалось узнать.   Вопрос для начального этапа игры слабый. Большинство вещей трудно поделить на «сельские» и «городские».   Вопросы 3-5 достаточно сильные. Они направлены на классификацию предметов быта по их функциям. Каждый вопрос выделяет достаточно большую группу вещей и сужает сферу поиска   Вопрос слабый. Что значит - «обойтись», в какой-то промежуток времени, или навсегда? Вопрос не приближает к ответу.?   На такой вопрос нельзя ответить согласно правилам игры.   Вопрос некорректный. Большим или маленьким объект может быть только по отношению к другому объекту.   Вопрос не сильный. Понятие «пользуются» определено недостаточно четко. С точки зрения ребенка «пользоваться» - значит играть с игрушкой.   Вопросы 10-12 сильные. С них и надо было начинать. Определяется класс предмета, с каждым вопросом значительно сужается круг поиска.   Вопрос слабый, это «гадание» по методу случайного перебора.   Вопрос удачный. Выделяет широкую группу электрических приборов. Задан своевременно.     Контрольный ответ найден  

 

2. Пример загадывания сложного явления (по А.Кину)

Жена немецкого сельского лекаря Роберта Коха сделала ему подарок на день рождения. Этот подарок любимой женщины определил етот последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему очень повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулеза (микроскоп. С его помощью Р.Кох также открыл возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и бешенства, чем спас жизнь многим миллионам людей. Оказалось, что эти болезни можно лечить).

3. Пример загадывания проблемы через ситуацию(по А.Кину)

- Я такого пре-лестного человека в жизни не встречал! - Иван, услышав это, бросил в соседа стакан, зажатый в руке. Почему? (раньше русское слово «прелестный» означало «коварный, подлый»).

Задания студентам

1. Тренировка. В качестве загадывающего выступает 1 студент, он загадывает достаточно простой предмет. Группа задает ему вопросы. 1 студент ведет протокол, записывая вопросы. После завершения обсуждается, какие вопросы были сильными и слабыми. Определяется, как можно было бы дойти до конечного ответа более коротким путем.

2. То же, но загадывается психологическое понятие.

3. Группа делится на 4 подгруппы, им задается один и тот же объект (загадывается психологическое понятие, ученый, теория, психологический факт). Оценивается, какая группа пришла к решению наиболее оптимальным путем.

4. По результатам выполнения определяется, что привнесла игра в развитие психологической компетентности студентов.

 

Игра «Точка зрения»

Участники-оппоненты – группа студентов, которые защищают ту или иную точку зрения. Доказывается правильность разных точек зрения.

Может моделироваться столкновение мыслей людей разных социальных слоев, противодействующих лагерей, ученых разных эпох.

Примерный алгоритм работы:

1. Задается тема дискуссии, сообщается, где можно взять необходимые знания и факты.

2. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.

3. Прямая дискуссия.

4. Эксперты (наблюдатели) определяют, кто был более логичным.

 

Задание студентам: предлагается проанализировать, когда (при изучении каких тем такая игра будет целесообразна).

 

Игра «Верю – не верю»

Может осуществляться в нескольких вариантах:

Вариант 1. Предлагается подготовить 10 высказываний, среди которых 7 – правильных, 3 – неправильные. Задача группы – найти неправильные, доказать их ошибочность, заменить правильными.

Вариант 2. На определенную тему рассказать историю. Группа отгадывает, реальная эта история или выдуманная.

Вариант 3. Студентам дается задание: подготовить серию цитат с указанием источника. Определить, в каком случае цитата не могла принадлежать определенному атвору.

 

Прием «Подведение итогов занятия».

Возможные аспекты обсуждения:

- Что было главным?

- Что было интересно?

- Что нового узнали?

- Какие выводы сделали?

Задание студентам: Какие еще аспекты обсуждения вы можете предложить?

Прием «Узнавание принципа».

Предлагается утверждение: «Глубокое освоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связях и контекстах».

Задание студентам:

1. Выбрать базовую тему, относительно которой будет идти обсуждение.

2. Выделить связи (ретроспективные, с предыдущими темами, и перспективные, прогнозируемые, с темами, которые будут изучаться позднее).

3. Выделить контексты, в которых может происходить обсуждение.

 

Прием «Выбор домашнего задания».

Предлагается дискуссия на тему: «Каким должно быть домашнее задание?»

Участники:

1. Преподаватели, фанатично любящие свой предмет.

2. Преподаватели, формально относящиеся к работе, но пытающиеся это скрыть под внешней демагогией.

3. Преподаватели-инноваторы.

4. Преподаватели смежных дисциплин.

5. Студенты (типы которых предлагают сами участники).

 

 

Date: 2015-09-22; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию