Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Права и свободы в сфере культуры и государственные гарантии их реализации





 

Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры

Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования государственной культурной политики и государственных программ сохранения и развития культуры.

Статья 6 проекта почти дословно повторяет аналогичную статью действующих Основ законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. Единственным изменением стало удаление слова «федеральные» в отношении государственной культурной политики и государственных программ сохранения и развития культуры. Также следует обратить внимание, что данная статья в действующих Основах отнесена к первому разделу «Общие положения». Проект же переносит данную норму во вторую главу, посвященную правам и свободам в сфере культуры.

Концептуально такое перемещение нормы оправдано, поскольку одной из целей законопроекта объявлено установление правового статуса всех субъектов в сфере культуры, к которым относятся народы и иные этнические общности.

В условиях многонационального государства признание равенства культур населяющих его народов и иных этнических общностей не является пустой декларацией, тем более, что средствами обеспечения этого равенства названы законотворческая деятельность государства и его финансовые обязательства, закрепленные в государственных программах.

Наряду с провозглашением равенства всех культур, статья устанавливает обязанность государства обеспечивать и укреплять целостность российской культуры.

В представленной формулировке, хоть и ставшей привычной за годы существования, содержится определенное противоречие с другими положениями проекта. Так, в статье 5 проекта в качестве одного из направлений государственной культурной политики названо «обеспечение единства культурного пространства на территории Российской Федерации на основе признания равенства культур народов Российской Федерации и особой роли русской культуры как основы консолидации равных культур народов Российской Федерации». «Особая роль» и признание «основой консолидации» одной из культур пусть даже и титульной национальности (по результатам переписи населения 2010 года русские составляют 80,9 % от числа лиц, указавших свою национальность) не может считаться проявлением равенства культур и вряд ли способствует созданию равных условий для их сохранения и развития. Тем более, что Основы государственной культурной политики также делают акцент на продвижении именного русской культуры, в частности, за рубежом.

Также следует обратить внимание (см выше), что из понятийного аппарата проекта по сравнению с действующими Основами законодательства Российской Федерации о культуре исчезла дефиниция «достоинство культур народов и национальных групп». Пусть даже действующая формулировка не может считаться удачной в связи с расхождением с общеязыковым понятием достоинства и сомнительности возможности применения этого термина к субъекту, отличному от физического лица, но комментируемая статья показывает, что законопроект продолжает оперировать данным понятием.

 

Статья 7. Неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод в сфере культуры

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека, народов и иных этнических общностей, социально-демографических общностей в сфере культуры согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Права в сфере культуры разнородны и многочисленны. Одни прямо установлены правовыми документами, другие вытекают из сложившихся обычаев и практик, нормативно закрепленных обязанностей. Неоднороден и состав носителей этих прав.

Настоящая норма устанавливает трех субъектов: человека, народ или иное этническое образование и социально-демографическую общность. В следующей статье в качестве субъектов «культурных» прав и свобод упоминаются также государство, муниципальные образования, общественные и религиозные объединения, профессиональные союзы и иные организации. Действующие Основы законодательства о культуре также объявляют носителями аналогичных прав политические партии, общественные и национальные движения, этноконфессиональные группы.

Задача настоящей нормы – установить как можно более широкий круг прав и свобод различных субъектов в области культуры. Это достигается путем отсылки к Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам и нормам международного права. Действительно, поименовать все возможные правомочия в одном акте нет необходимости, хотя ниже проект устанавливает комплекс прав человека в сфере культуры: свободу творчества (статья 9), право на участие в культурной жизни (статья 10), право на пользование учреждениями культуры, получение культурных благ и результатов культурной деятельности (статья 11), право на доступ к культурным ценностям (статья 12), право на культурную самобытность (статья 13), право на эстетическое воспитание и художественное образование (статья 14), право собственности в области культуры (статья 15), право создавать организации культуры (статья 16), право создавать общественные объединения в области культуры (статья 17), право на предпринимательскую и иную экономическую деятельность в сфере культуры (статья 18), право на осуществление благотворительной деятельности и меценатской деятельности в сфере культуры (статья 19), право на вывоз и ввоз культурных ценностей, результатов своей творческой деятельности (статья 20). Отметим, что некоторые права в сфере культуры (например, закрепленные в статьях 15-20) присущи не только физическим, но и юридическим лицам.

Право этнических общностей представлено в проекте лишь правом на национально-культурную автономию (статья 23). Однако в международном праве и в соответствии со сложившейся российской практикой права народов в сфере культуры существенно шире: право на сохранение традиций, языка, диалектов, обычаев, культуры и особенностей быта, мест бытования, ремесел и традиционных практик, обрядов. Помимо сохранения достояния народов и иных этнических общностей, государство заботится об их изучении и популяризации.

Новым субъектом «культурных» прав и свобод в проекте выступает социально-демографическая общность. Поскольку сам текст проекта не содержит определения этого понятия, необходимо обратиться к его научному толкованию (а прежде всего этот субъект является предметом исследования политологии, социологии и иных общественных наук). Наиболее распространенным представлением о социально-демографической общности является ее понимание как к отличающейся относительной самостоятельностью совокупности индивидов, отличающихся более или менее сходными чертами условий и образа жизни, классифицируемыми по возрастному критерию. Таким образом к социально-демографическим общностям относят детей, молодежь, лиц зрелого возраста и пенсионеров.

Хотя проект и не устанавливает конкретные права и свободы новых субъектов, при анализе его норм мы видим особые возможности и преференции для детей и учащейся молодежи в доступе к культурным ценностям, пользовании организациями культуры, порядок выявления и пестования талантов. Государство поощряет организации культуры, устанавливающие льготный порядок доступа к культурным благам и услугам для пенсионеров и лиц преклонного возраста.

В комментируемой статье прямо не упомянуты некоторые категории субъектов «культурных» прав, чьи интересы защищаются в тексте проекта: профессиональные деятели культуры и искусств, лица с ограниченными возможностями, малоимущие граждане и граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и т.п. Очевидно, при доработке проекта ко второму чтению было бы целесообразно ввести в настоящую статью максимальное число обладателей особых прав, свобод, возможностей и преференций в сфере культуры, хотя провести четкую классификацию таких субъектов чрезвычайно сложно.

2. Права и свободы человека в сфере культуры неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

«Культурные» права традиционно относят к правам естественным, правам человека, а не гражданина. Деление этих близких, но не тождественных категорий восходит к принятию Декларации прав человека и гражданина периода Великой французской буржуазной революции (1789 г.), но зарождается гораздо раньше – ко временам Великой хартии вольностей (1215 г.). Права гражданина дарованы государством: оно создает определенные условия для их реализации, но при этом ожидает (если не требует) в ответ определенного поведения и исполнения встречных обязательств. Права человека принадлежат ему от рождения в силу его биологической и социальной природы (как говорится в первой статье Всеобщей декларации прав человека «они наделены разумом и совестью»), и существуют независимо от воли, действий и возможностей государства.

Среди «культурных» прав безусловным правом человека (а не гражданина) является свобода творчества. Остальные права, особенно связанные с собственностью, распоряжением ею, в том числе и при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере культуры, ближе к правам гражданина.

Отметим также, что традиционно в теории к «культурным» правам относят свободу языка (выбор языка общения и творчества), право на образование и свободу преподавания.

3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека в сфере культуры независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав человека в сфере культуры по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Равенство прав – важнейший принцип правового государства. Комментируемая статья дословно повторяет норму части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, фокусируясь на сфере культуры.

Конституция же в свою очередь ориентируется на Всеобщую декларацию прав человека ООН, провозгласившую, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, и уточняющую в статье 2: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного и иного положения». Напомним, что статья 27 Декларации провозглашает право каждого свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, а также право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом литературных и художественных трудов, автором которых он является.

Заметим, что среди обстоятельств, которые могут рассматриваться как дискриминационные при проведение различий в объеме «культурных» правомочий человека, ни международные, ни российские акты не упоминают возраст и образовательный ценз. Это объясняется тем, что в разнообразных правах проявление равенства по этому основанию отличается друг от друга. С одной стороны свобода творчества, безусловно, принадлежит детям от рождения, но возможность распоряжаться своими авторскими правами наступает по правилам гражданской дееспособности. То же в отношении права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере культуры – подросток получит эту возможность только в соответствии с нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации, не делающими различия в зависимости от того, в какой сфере эта предпринимательская деятельность осуществляется. Так же не будет считаться ущемлением прав в сфере культуры формальные требования, установленные законом для индивидуального или коллективного предпринимательства.

Аналогично и с требованиями к уровню образования: авторское право охраняет результаты творческой деятельности независимо от достоинства произведения и, как следствие, квалификации его создателя. Но если человек претендует на занятие определенной должности (например, руководитель учреждения культуры, ректор творческого ВУЗа и т.п.), получение бюджетных средств на свой проект, осуществление экспертной или реставрационной деятельности, установление требований к уровню его образования и даже профессиональному опыту, не являются попыткой ущемления его «культурных» прав, дискриминацией или примером неравенства в этой сфере.

Наконец, нельзя не упомянуть, что Всеобщая декларация прав человека в первой же статье обязывает претендующих на соблюдение своих провозглашенных прав людей «поступать в отношении друг друга в духе братства».

 

Статья 8. Приоритетность прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам государства, муниципальных образований, организаций и этнических общностей

Права и свободы человека в сфере культуры приоритетны по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей.

Комментируемая статья является повторением аналогичной нормы, содержащейся в статье 9 действующих Основ законодательства Российской Федерации о культуре. Формулировка подверглась лингвистической правке в связи с изменением терминологии, которое претерпело национальное законодательство за период с 1992 года: исчезли национальные движения и этноконфессиональные группы как субъекты, государство стало восприниматься в единстве с его структурами, политические партии, очевидно, теперь рассматриваются в категории «иные организации», тем более, что именно у политических партий при всей многосубъектности культурной деятельности, нет самостоятельных и уникальных прав и свобод в этой области.

В целом же данная статья является развитием статьи 2 Конституции Российской Федерации, провозглашающей социальность и демократичность государства: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

 

Статья 9. Свобода творчества

1. Государство гарантирует каждому свободу всех видов творчества, право на все виды и формы творческой деятельности в соответствии с его интересами и способностями.

Конституция Российской Федерации провозглашает свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Действующие Основы законодательства Российской Федерации декларируют право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Комментируемый законопроект объединяет обе нормы, гарантируя каждому человеку как свободу творчества, так и право на осуществление творческой деятельности.

«Право» и «свобода» - понятия очень близкие, но не совпадающие. И то и другое состоит в субъективной возможности лица совершать какое-либо действие, не находящееся под запретом государства. Однако есть и отличия.

Право предполагает наличие возможностей и механизма их реализации, а свобода – только отсутствие ограничений. Кроме того, свобода предоставляет лицу автономию воли, широки простор для деятельности и принятия решений, право же ограничено определенными рамками, ведь, как известно, право одного человека заканчивается там, где начинается право другого.

Право предполагает как активные действия (осуществление культурной деятельности), так и относительно пассивное поведение (доступ к культурным ценностям, пользование услугами организации культуры), свобода же заключается в отсутствии запрета на совершение активных действий.

Право как наличие возможностей предполагает, что его реализацию гарантирует государство, создающее или поощряющее создание условий, его обеспечивающих. Что же касается реализации свободы – государство может гарантировать лишь свое невмешательство и защиту в случае попрания или ущемления.

Свобода творчества состоит в осознанном выборе автора направлений своей креативной деятельности, исследуемых тем и предметов, художественных приемов и средств. Являясь признанным во всем мире принципом, свобода творчества часто вызывает ожесточенные дискуссии по поводу ответственности художника перед обществом, возможности самоограничений, случаях злоупотребления, выливающихся в претензии отдельных лиц и групп, чье мнение не совпадает с авторским видением. Статья 28 проекта (подобно статье 31 Основ законодательства о культуре) очерчивает границы вмешательства государства в творческую деятельность, если она ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии, иным образом нарушает действующее законодательство, права и свободы других лиц.

Комментируемая статья декларирует гарантированность права на все виды и формы творчества (действующее законодательство ограничивается видами). Виды творчества совпадают с видами практической и духовной деятельности; в науке различают производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, социальное, организаторское, предпринимательское, философское, культурное, педагогическое, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое, спортивное и игровое творчество. Классификация форм творчества может проводиться по различным основаниям: материальное – нематериальное, индивидуальное-коллективное, самостоятельное (новаторское) – освоенческое, профессиональное – любительское (чему посвящена следующая часть комментируемой статьи).

 

 

2. Творческая деятельность может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Государство гарантирует равноправие профессионального и непрофессионального творческих работников в области свободы распоряжения результатами своего труда, охраны секретов мастерства, права на поддержку государства.

Равенство профессиональной и любительской творческой деятельности заложено в определении, которое проект дает понятию «творческий работник» - «физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какого-либо объединения творческих работников».

Действующее законодательство содержит и иные гарантии такого равноправия – Гражданский кодекс Российской Федерации охраняет все результаты творческой деятельности, выраженные в объективной форме, независимо от их достоинства и назначения, не устанавливает квалификационные требования к их создателю, не требует от автора, чтобы тот посвящал созданию произведений все свое время и силы, видел в этом основной источник средств к своему существованию (допуская безвозмездные авторские договоры). Более того, служебные произведения и исполнения рассматриваются скорее как исключения из общего правила и регулируются отдельными нормами.

Проект также гарантирует профессионалам и любителям равный доступ к государственной финансовой поддержке их творчества, к средствам защиты их прав и законных интересов.

 

3. Государство гарантирует невмешательство в творческую деятельность, за исключением случаев, если в процессе творческой деятельности допускаются нарушения законодательства, прав и свобод других лиц.

Как уже говорилось выше, исключительные случаи вмешательства государства в творческую деятельность закреплены в статье 28 проекта. В отличие от комментируемой нормы, перечень ситуаций, когда властные органы могут проявить активность с точки зрения защиты прав, свобод, интересов других лиц, обеспечения общественного порядка, предотвращения уголовно-наказуемых деяний. Защиты общественной нравственности, определен исчерпывающим образом.

Вмешательство государства может проявляться различными образами (см комментарий статьи 28), однако оно практически не касается самого процесса творчества, а лишь корректировки способов и форм использования такого результата творческой деятельности, вплоть до запрета.

 

Date: 2015-09-22; view: 1131; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию