Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфедерация





Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

§ межгосударственные союзы;

§ содружества;

§ сообщества государств.

 

 

7) Система права – это представленная в совокупной связи отраслей права общеобязательная воля господствующего класса или всего общества. В юридической литературе система права определяется как его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм. С таким определением согласиться нельзя в силу его логической противоречивости. Систему права нельзя отождествлять с его внутренним строением, ибо внутреннее строение – это способ взаимосвязи компонентов явления, а не просто их совокупная связь. Иначе говоря, система только фиксирует совокупную связь компонентов явления, а внутреннее строение указывает как они связаны между собой. Система права складывается из отраслей права.

Отрасль права – это представленная в определенной системе юридических норм, обусловленная специфической формой общественных отношений государственная воля господствующего класса или всего общества.

Отрасль права состоит из определенной группы юридических норм. Эта группа обязана своим возникновением и существованием определенной форме общественных отношений. Так, например, гражданское право охватывает собой юридические нормы, которые связаны с имущественными отношениями.

Отрасль права представляет собой сложноенормативное образование.

Во-первых, это волевое образование, которое выражает собой определенную форму общественных отношений и существует в виде обособленной группы юридических норм, связанных между собой.

Во-вторых, основанием выделения этой группы юридических норм в соответствующую отрасль права являются не только общественные отношения определенного типа, но и метод, или способ их функционирования. Иначе говоря, речь идет о предмете и методе правового регулирования.

Все отрасли права по своему характеру могут быть классифицированы надве разновидности:

1. Отрасли материального права (административное, трудовое, гражданское, экологическое и т. п.).

2. Отрасли процессуального права. К ним относятся те, которые содержат правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права. Это, в частности, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право и др.

Отрасль права состоит из институтов права.

Институт права это представленная в специфической группе юридических норм, входящих в соответствующую отрасль права, общеобязательная воля определенного класса или всего общества.

Однако в некоторых случаях одни и те же общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Тогда институт права не входит только в одну отрасль права, а принадлежит как бы к двум его отраслям. Так, отношения поставки продукции регулируются нормами гражданского и административного права.

Институты права можно классифицировать по характеру предписаний, содержащихся в них, на следующие виды:

1) правоохранительные;

2) функциональные;

3) общие.

Правоохранительные институты состоят из юридических норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан. Примером может служить институт материальной ответственности в трудовом праве.

Функциональные институты охватывают нормы права, регулирующие процедуры, порядок решения вопросов, имеющих правовой характер. Таким, например, является институт искового производства в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.

Общие институты права содержат нормы права, закрепляющие принципы, общие положения. Примером такого института является раздел I Гражданского кодекса РФ «Общие положения».

 

 

 

8) Мора́ль (от лат. moralis — нравственный) — система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло.

В отличие от права, мораль опирается не на принуждение, а на укоренившиеся в сознании людей представления о добре и зле, о должном поведении и социальной справедливости — моральные нормы.
Нормы морали — это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т. п.).
В нормах морали отражаются специфические черты развития общества на том или ином историческом этапе, поэтому все моральные правила являются порождением своего времени. Они могут принимать формы религиозных заповедей и предписаний, этических кодексов, правовых норм, обычаев и традиций, стандартов поведения в различных ситуациях.
Следование моральным принципам — результат осмысленного и добровольного выбора человека. Исполнение нравственных норм основано на чувстве долга, требованиях совести, желании избежать стыда за свои действия или бездеятельность.

9) Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1) ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

2) оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

3) располагает специальным государственным механизмом;

4) обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

5) существует благодаря налогам и другим сборам;

6) обладает государственным суверенитетом.

 

11) Конституция – это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Конституция – не только нормативно-правовой, но и политический акт, поскольку она служит средством закрепления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии. Так, в Конституции Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13).

Конституция имеет особые юридические свойства:

· верховенство основного закона (ч.2 ст.4). Обладает свойством верховенства, Конституция распространяет свое правовое воздействие на всю территорию Российской Федерации, в том числе и республики в составе Российской Федерации, имеющие собственные конституции;

· высшая юридическая сила ( ст.15). Законы и иные правовые акты, приминаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции, подлежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граждан обязан неукоснительно соблюдать Конституцию;

· прямое действие ( ст. 15). Если возникает коллизия между Конституцией и иной правовой нормой, действует Конституция. Любой гражданин, требуя защиты своих прав и свобод, вправе руководствоваться положениями Конституции, а любой орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо должны соблюдать нормы Конституции независимо от существующих законов, постановлений, приказов и т.д.

· ядро правовой системы, база для развития законодательства: Конституция лежит в основе развития законодательства в государстве, определяет, какие федеральные конституционные законы, иные нормативные акты должны быть приняты в развитие конституционных положениях. В частности, ч.2 ст. 5 Конституции предусматривает, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство;

· стабильность: предусмотрен особый, сложный порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок (гл. 9);

· особая правовая охрана, не свойственная никакому другому нормативному правовому акту. В Российской Федерации соблюдение Конституции – одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ – особый орган судебной власти, разрешающий дела о соответствии Конституции нормативных актов; конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле (ст. 125).

Конституция той или иной страны является основой конституционного права.

Конституционное право – ведущая отрасль российской правовой системы.

Конституционное право – это отрасль права, составляющая совокупность правовых норм, закрепляющих правовое положение человека в обществе и государстве, основы строя, основы организации и деятельности системы государственных органов и органов самоуправления.

 

Источники Российского конституционного права.

 

В юридическом смысле источников конституционного права являются те правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. В Российской Федерации к таким источникам относятся:

Конституция РФ (Основной Закон), являющаяся главным источником конституционного права. В ней провозглашаются основные права и свободы человека и гражданина, регулируются основы государственного строя, формы государственного устройства, устанавливаются принципы организации и деятельности государственных органов. Конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами и служит источником для всех других отраслей права. На основе Конституции осуществляется вся нормативная деятельность Российской Федерации;

конституционные законы, которые принимают федеральным Собранием и утверждаются Президентом РФ. Эти законы в соответствии с Конституцией РФ издаются по отдельным наиболее важным вопросам,имеют высокую юридическую силу, чем обычные законы;

органические законы, определяющие статус органов государства на основе бланкетных статей конституции, то есть тех статей, к которым отсылает Конституция РФ (закон арбитражном суде и т.д.);

обычные законы, регулирующие менее важные общественные отношения, но имеющие в своем составе конституционно-правовые нормы;

нормативно-правовые акты глава государства (Президент РФ) – указы, распоряжения, имеющие конституционно-правовые нормы;

нормативные акты Правительства РФ (Совета Министров) – постановление, распоряжение, содержание конституционно-правовые нормы;

международные договоры РФ в тех случаях, когда они регулируют межгосударственные проблемы и для которых предусмотрено их непосредственное применение (если эти договоры ратифицированы);

внутригосударственные договоры служатисточником конституционного права, если они регулируют государственные отношения, в случае если, заключившие их субъекты на это уполномочены (федеративные договоры между РФ и субъектами РФ).

 

12) 1. Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей - правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.

Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ (ссылка на источник)

Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля - он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка).

Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах:

- Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы - Конституции.

- Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти.

- В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти.

- Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина.

- Равноправие властей.

2. Понятие судебной власти.

Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

3. Признаки судебной власти.

Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

- Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами.

- Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

- Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

- Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

- Особый статус выразителей судебной власти - судей.

4. Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ - это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

- Подчинение Конституции РФ

- Законность.

- Демократичность.

- Открытость.

- Гласность.

- Гуманизм.

- Соблюдение прав человека и гражданина.

5. Задачи судебной власти.

Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

- Формирование режима Законности

- Поддержание правопорядка

- Восстановление прав конкретных субъектов общества.

- Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

6. Понятие правосудия.

Правосудие - вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть.

7. Признаки правосудия.

К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики:

- осуществляет только специально уполномоченным на то органом - судом.

- особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие - судей и присяжных заседателей.

- правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел.

- правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

- общеобязательная сила судебных решений.

8. Понятие судопроизводства.

Судопроизводство - деятельность по рассмотрению дел в суде.

9. Виды судопроизводства.

Судопроизводство подразделяется:

- Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

- Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

- Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

- Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

 

13) Федеративная форма государственного устройства России согласно ст. 5 Конституции является одной из основ ее конституционного строя. Это значит, что отказ от нее невозможен путем внесения обычных поправок в Конституцию, а требует пересмотра Конституции.

Принципы, на которых основывается Российская Федерация, отражают и ее особенности, поскольку Российская Федерация во многом своеобразна. Эти принципы закреплены в ст. 5 и главе 3 Основного Закона.

Российская Федерация построена на основе сочетания национального и территориального начал. Часть субъектов (республики, автономная область, автономные округа) сформированы по этническому признаку. Другая группа субъектов (края, области, города) являются государственно-территориальными образованиями и населены по преимуществу русским этносом. Наиболее сложной и важной задачей развития российского федерализма является обеспечение сочетания этих начал, их гармонизации.

Другие принципы российского федерализма: обеспечение государственной целостности России и единство системы государственной власти (с чем был, в частности, связан отказ от формулы о государственном суверенитете республик в составе РФ); разнообразие субъектного состава; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти; использование договорной формы для регулирования взаимоотношений между федерацией и ее субъектами. В связи с последним принципом следует иметь в виду, что заключение договоров между федерацией и субъектами не влечет изменения самой природы российского федерализма, не означает превращения Российской Федерации из конституционной в договорную, поскольку само создание федерации не было результатом договора.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации представляет собой разделение территории субъектов РФ на типовые части (административно-территориальные единицы) в целях эффективного управления, удовлетворения экономических, социальных и иных запросов населения. Административно-территориальное деление является основой для формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

7. Система судебных и правоохранительных органов РФ. Одной из разновидностей гос. власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие – это вид гос. деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Правосудие в РФ строиться на принципах демократии, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства, закрепленных в Конституции РФ (гл. 7):

1.принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118)

2.недопустимость создания чрезвычайных судов (ст. 118).

3.носителями судебной власти являются судьи, имеющие особый правовой статус (ст. 119)

4.судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону (ст. 120)

5.судьи несменяемы (ст. 121), неприкосновенны (ст. 122)

6.разбирательство дел во всех судах является открытым; заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев предусмотренных в федеральном законе

7.судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон

8.в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей

9.финансирование судов происходит только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Конституционный суд РФ – является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конст. судопроизводства. КС решает исключительно вопросы права. КС обладает полномочиями конституционного контроля, и не вправе заниматься конституционным надзором, т.е. самостоятельно возбуждать проверку конституционности соответствующих официальных актов.

Верховный Суд РФ. ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Именно здесь проходит грань между компетенцией Верховного Суда и иных высших органов судебной власти (КС РФ, ВАС РФ).

ВС РФ является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам – верховным судам республик, краевым судам, городским судам городов федерального значения, судам автономных образований. Верховный Суд правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов РФ и выносить по ним окончательные постановлении и определения. Его основное полномочие – давать разъяснения судам по вопросам применения законодательства. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума ВС РФ и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным ВС делам.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных процессуальных формах надзор за деятельностью арб судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Органы прокуратуры составляют особую группу органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов госвласти. Прокуратура РФ – единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами. органами власти субъектов федерации и местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Они также осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание и др.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокурора в рассмотрении дел судами. При прокуратуре имеется Следственный комитет, обеспечивающий в пределах своей компетенции исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

 

 

Date: 2015-09-22; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию