Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяйство





 

Население Фанских гор делится на постоянное и вре­менное. К постоянному относятся жители кишлаков, ве­дущие оседлый образ жизни, но выезжающие на все лето на полевые и скотоводче­ские участки. Временное население составляют ча­баны стад, пригоняемых на летнее время в горы, иногда из значительно удаленных местностей.

Житель Ягноба

 

Горный кишлак в сво­ей архитектуре и располо­жении домов полностью сохраняет черты прошлых времен. Узкие извилистые проходы между домами ограждены глиняными дувалами. Маленькая ка­литка ведет во внутрен­ний двор, куда обращен фасад жилого дома, а во­круг сосредоточены хо­зяйственные постройки. Вдоль дома тянется ве­ранда, из которой двери небольших размеров ведут во внутренние помещения. Очаг в виде камина служит для приготовления пищи. Убранство комнат зависит от состоятельности хо­зяев. Вдоль стен комнат складываются многочисленные подушки в цветных наволочках и ватные одеяла. Обяза­тельный предмет мебели — сундуки, окованные блестя­щими полосами жести. Пол покрывается ковром или кошмой. Для еды постилают скатерть — дастархан, вокруг которой располагаются на кошме, подложив оде­яла и подушки. Женщины и дети помещаются отдельно.

У таджикских женщин не в обычае было закрывать лицо чачваном (плотной волосяной сеткой) и носить па­ранджу, но при встрече с мужчиной, особенно с пожи­лым, они застенчиво прикрывают платком нижнюю часть лица.

У каждого хозяина отдельная усадьба, сад и огород. В садах растут урюк, персики, яблоки, сливы и в некото­рых хозяйствах виноград. Крупные деревья грецкого ореха укрывают дома. На огородах выращиваются лук, огурцы, капуста, картофель, кукуруза. К каждой усадь­бе подведен арык с поливной водой. Питьевую воду бе­рут из реки или чистого ручья. Из арыка, протекающего через кишлак, пить воду нельзя, и туристам надо об этом помнить.

Форма хозяйства везде колхозная. Кишлаки ущелья Искандердарьи объединены в колхоз «Россия» (правле­ние в Такфоне). Колхоз им. Рудаки (центр в Куль-Али) охватывает население по рекам Вору и Артучь. В Шур-маше находится правление колхоза им. Лахути, объеди­няющего кишлаки по Пасруду. На Ягнобе хозяйство ве­дут колхозы «Таджикистан» и им. Энгельса (правление в кишлаке Дунзой).

Все земельные угодья можно распределить по не­скольким зонам: приусадебная зона с фруктовыми и ого­родными культурами, богарная неполивная зона (пред­ставлена главным образом на Ягнобе и занята сенокос­ными участками), орошаемая поливная зона (находится вблизи кишлаков, но отдельные поливные участки раз­бросаны далеко в горах: на Арге, Вору, Артучи, Зомбаре, Имате). На поливных участках выращивают в основ­ном зерновые культуры: пшеницу, ячмень, а также гоpox. Имеются участки, засеянные льном. В последние годы с выгодой возделываются плантации табака. Среди полей вкраплены темно-зеленые делянки люцерны. Кол­хозные картофельные поля чаще всего расположены вда­ли от кишлаков. Возле них летом живут сторожа. Про­должительное лето позволяет иногда снимать два уро­жая в год, а люцерны даже несколько раз. Удобных мест возле кишлаков не так много, и поля приходится отно­сить далеко в ущелья.

Участки полей небольшие, расположены часто на сильно покатых склонах. Поля взбираются очень высоко, до 2500 м. Чтобы подготовить поле к посеву, надо снача­ла освободить его от камней. Камни относят в сторону и складывают в виде ограждающей поле стенки. Затем надо найти ручей, текущий сверху, с подходящим режи­мом, чтобы он не иссяк в середине лета, проложить к по­лю арык и все лето ходить расчищать его да направлять поток воды.

Особенно большой труд затрачивается на устройство арыков, проложенных по скальным склонам. Можно только удивляться, как прорыт арык в ущелье Шодан по почти отвесной скальной стене.

Незначительные размеры полевых участков и их на­клонно-волнистое неудобное расположение не позволяют применять современную высокопроизводительную техни­ку обработки земли и уборки урожая. Земля вспахивает­ся плугом, иногда даже сохой, которую тянет пара быков. Жатва производится серпами. Мужчины и женщины, кра­сочно одетые, вяжут небольшие снопы. Снопы достав­ляются с поля по горным тропам на ишаках в кишлак, где организуется общественный ток.

Иногда для доставки урожая с поля применяют са­ни-волокуши. Во всем районе Фанских гор и Ягноба нет ни одного колесного экипажа, кроме автомашины. Культура здесь сделала скачок, миновав длительный период освоения колеса. На ишаках доставляются также связки сена с сенокосных угодий. Снопы раскладываются на то­ку, и молотьба происходит при помощи тех же быков, которые, кружась на току, выбивают зерно копытами.

Весной значительная часть людей выезжает как на праздник на все лето в горы, ближе к пастбищам, обо­сновываясь во временных жилищах — агулях. Здесь из камня или самана построены жилые постройки и загоны для скота. Часто летним жилищем служит войлочная кибитка. Агули стоят летом в верховьях Шодана (агуль Ишпогар), на Куликалоне, на Зомбаре возле Каракуля, над ущельем Артучи и Чукурака, на Зурмече. На агулях выращивается молодняк, заготовляется топливо на зиму, при помощи сепаратора приготовляется масло, делается овечий сыр в твердых шариках, в больших количествах имеется кислое молоко — джиргот.

Весной дороги и тропы затопляет поток скота, пере­гоняемого на летние пастбища в горы. Пастбищная зона в Фанских горах обширная, она занимает все простран­ство до верхних пределов лугов. Выше пастбищной зоны, покрытая снегами и льдами, среди осыпей и скал про­стирается необитаемая зона, куда забредают охотники, выслеживая горных козлов.

Стада коров, табуны лошадей и отары овец приходят в горы издалека, из Таджикистана и Узбекистана. Впе­реди с достоинством выступает направляющий ишак. Ча­баны на лошадях с длинными посохами в руках наводят порядок. Эти посохи делаются из очень твердого и проч­ного дерева, которое называется ергаик.

У каждого отряда есть свое облюбованное место в го­рах. Чабаны располагаются в выложенных кое-где из камней хижинах, а часто просто под скалой или у ка­менной загородки. Такие пастушеские коши можно найти на лугах над Каракулем против Кырк-Шайтана, в вер­ховьях Ахбасоя, на Арча-Майдане, на Зиндоне. Чабаны всегда приветливо встречают туристов, угощают моло­ком, а иногда и бараниной.

Стада охраняют собаки, свирепо набрасывающиеся на проходящих, и надо суметь отбиться от них, пока хо­зяева коша не отзовут их. В сентябре скот уходит с паст­бищ, и горы пустеют. В хозяйствах кишлаков остается только свой и колхозный скот. В колхозах имеется много коров, овец и коз. В каждом кишлаке есть куры. Свинья, бывшая когда-то для мусульман запретным животным, получила теперь «права гражданства», но свиного сала в доме колхозника вы еще не найдете. Козы и овцы дают шерсть, часть которой перерабатывается на месте. Жен­щина с прялкой и.веретеном в руках — нередкая карти­на. Упряжь ишаков почти целиком состоит из шерстя­ных веревок. Да и в одежде жителей немало предметов собственного производства. Для приготовления ткани служит ветхозаветный ткацкий станок. Заниматься этим можно только на улице, так как основа натягивается на длину свыше 10 м.

Главным транспортным средством внутри гор служит верный и терпеливый ишак, проявляющий высокую со­образительность. Он ляжет, если почувствует, что груз свыше его сил, остановится перед выступающей скалой, показывая, что здесь ему не пройти. Ишаки держатся всегда самого края тропы над пропастью, чтобы не за­девать грузом, лежащим на другой стороне вьюка, за скалы. Прежде чем перейти мостик, ишак его обнюхает, удостоверяясь в надежности перехода.

Лошади в хозяйстве имеют меньшее значение. Они служат главным образом для передвижения верхом. Ло­шадь не всегда пройдет там, где проходит ишак. Грузо­подъемность ишака по хорошей тропе редко превышает 80-90 кг, а на трудных тропах груз составляет всего 50-60 кг.

Колхозы в некоторых кишлаках имеют автомашины, на которых возят грузы из районного центра, товары для магазинов и отправляют продукты хозяйства.

Колхозы ведут поставки зерна, мяса, шерсти, масла, табака, яиц. Отправляется значительное количество су­шеного урюка. Кроме садов урюковые деревья растут свободно по ущельям, но они причислены к хозяйству кишлака с его правом на урожай. Деревья не бесхозные, и обрывать фрукты каждому проходящему нельзя. Урюк созревает рано, и в июле сбор урожая заканчивается. Собранный урюк сушат, чаще всего просто на крышах домов. Организован также сбор дикорастущих ягод виш­ни, барбариса и шиповника.

Промышленными товарами население снабжается че­рез развитую сеть магазинов. Значительные магазины имеются в Джиджикруте, Куль-Али и Такфоне, более скромные — в Джиджике, Шурмаше, Пянджруте, Анзобе, Равате. Небольшие лавочки есть в Газа и Сарытоге. В магазинах из продуктов имеется сахар, конфеты, ра­стительное масло, чай зеленый, печенье, соль, консервы, крупы, папиросы, спички. Чай население пьет исключи­тельно зеленый. Из сахарного песка изготовляют кри­сталлы-леденцы «навот».

В нескольких кишлаках действует чайхана. Красивая чайхана в Пянджруте возле мавзолея Рудаки. В Анзобе чайхана расположена над самым берегом Ягноба под старыми ивами. В Такфоне возле чайханы настоящее пе­репутье, всегда стоит несколько автомашин. Хорошая чайхана в Куль-Али, более скромные — в Шурмаше и Равате. В чайханах можно найти оборудованные крас­ные уголки, имеются журналы и газеты на таджикском языке.

В колхозах политическая и просветительная работа ведется через клубы. В клубах проводятся сеансы кино. В таких клубах, как в Джиджикруте, постоянные кино­установки. Остальные обслуживаются кинопередвижками.

Юное население поголовно охвачено учением. Боль­шинство школ восьмилетние, но есть несколько школ-десятилеток, например в Джиджике, Куль-Али и др. Что­бы обеспечить обучение школьников, живущих в отда­ленных небольших кишлаках, при школах имеются интернаты. В школах преподается русский язык, и со школьниками можно кое-как объясниться по-русски, но не всегда. Много молодежи учится в высших учебных заведениях в Душанбе и в Ленинабаде.

 

Date: 2015-09-27; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию