Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опасности детоцентризма





Детоцентризм — это убежденность в том, что ребенок в семье есть царь и бог, и жизнь всех остальных членов семьи должна строиться вокруг его капризов. Такая идеология ставит под угрозу будущее семьи. Ниже приводятся пять опасностей, связанных с такой точкой зрения на воспитание.

1. Детоцентризм разрушает отношения между мужем и женой, принижая их практическое значение.

В браке ни мужчина, ни женщина не должны отказаться от самих себя, наоборот, они в большей степени становятся самими собой, раскрываясь друг другу. При детоцентристском подходе к воспитанию один из родителей обязан выйти из супружеских отношений, отдав свое место ребенку — ведь теперь ребенок в доме главный. Супруги отдаляются друг от друга, начинают меньше понимать друг друга, то есть фактически — начинают лгать друг другу о себе. Все это делается ради красивых образов типа "отцовства" или "материнства", но самые благородные мотивы не оправдывают разрыва с самым близким человеком, перед которым мы должны давать отчет. Дети заслуживают большего — им нужны вы оба.

2. Детоцентризм переворачивает естественный процесс нравственного воспитания с ног на голову, внушая ребенку ложное чувство самодостаточности. Ребенок воображает, будто не нуждается в советах и наставлениях, в то время как необходимые навыки самоконтроля у него еще не сформированы. Это происходит из-за того, что философия детоцентризма наделяет малыша свободой действий, с которой он еще ПО возрасту не в состоянии справиться. Самонадеянность самообладания оказывает разрушительное воздействие на маленьких детей.

3. Детоцентризм обосабливает детей, вместо того чтобы учить их жизни в семье. Дети, почитающие самих себя как центр вселенной, часто вырастают обособленными эгоистами. Их образом жизни становится отстраненность от семьи, и они оказываются очень одинокими. Независимый образ жизни лишает ребенка возможности научиться строить отношения с близкими, а без этих отношений у него не появляется чувства родства. Другие люди (родители, братья и сестры, друзья) воспринимаются как ценность пропорционально приносимой ими пользе. Ребенок учится дорожить отношениями с теми людьми, от которых можно что-то получить, даже не предполагая, что нужно что-то давать другим.

4. Детоцентризм усиливает конфликт между естественными побуждениями ребенка и необходимостью придерживаться определенных нравственных правил. Детоцентризм развивает склонность к негативному поведению, а конечным результатом является или враждебное противостояние родителей и детей, или потворство родителей любым, даже самым аморальным желаниям их отпрысков.

5.Детоцентризм основан на работе с последствиями, в нем не предусматриваются превентивные действия или какое-либо планирование.

"Разбор завалов" всегда оказывается более трудным и дорогостоящим делом, чем профилактическая работа, направленная на предотвращение проблем.

Детоцентризм прокрадывается в воспитание исподволь. Вы наверняка заметили это за первые месяцы жизни своего малыша. Допустим, вы успешно внедрили систему "Тихая ночь" и не стали кормить ребенка по требованию, несмотря на советы сердобольных "специалистов". Прекрасно! Однако удалось ли вам избежать не менее серьезной ошибки, а именно: предоставлять по требованию свое внимание! Молниеносная реакция родителей на любой писк малыша — первый шаг к детоцентризму. Новорожденные во всем зависят от родительской заботы, а потому ваши ошибки и успехи сразу же становятся видны. К счастью, этих просчетов избежать можно. Вы сможете удовлетворить физические и эмоциональные потребности своего малыша, не впав при этом в детоцентризм.

Вот несколько советов из нашей первой книги, которые помогут вам обеспечить малышу великолепный уход без ущерба для остальных членов семьи.

1. Напоминайте себе, что жизнь ваша не окончилась с рождением ребенка. Возможно, течение ее слегка замедлилось в первые несколько недель, но все-таки не остановилось. Став матерью, женщина не перестает быть дочерью, сестрой, подругой, женой. Различные социальные роли имели значение для вас до появления на свет вашего малыша, так постарайтесь сохранить все эти отношения и сейчас.

2. Ходите на свидания с собственным мужем. Если до рождения ребенка у вас, было, правило: раз в неделю куда-нибудь ходить вдвоем, то обязательно возобновите ваши "свидания". Как только почувствуете, что улеглась суматоха первых дней, попросите подругу или родственницу присмотреть за малышом, пока вы с мужем сходите на вечерний сеанс в кино. Если вы не успели завести привычку проводить вдвоем, хотя бы один вечер в неделю, самое время сделать это. Ваши свидания совсем не должны быть разорительными или заканчиваться далеко заполночь. Нет никаких оснований думать, что ребенок получит психическую травму из-за того, что мама проведет время наедине с папой. Как уже было сказано ранее, добрые супружеские отношения обеспечивают ребенку чувство защищенности.

3. Сохраните привычку делать друг другу что-то приятное. Если до появления детей вы чем-то вместе увлекались, продолжайте заниматься этим хобби, найдите для этого время. Если муж приносит домой игрушку для ребенка, пусть не забудет про цветы для жены. Суть в том, чтобы вы продолжали оказывать друг другу привычные знаки внимания, чтобы сохраняли свою любовь.

4. Найдите время, чтобы посидеть вдвоем. В конце дня уделите друг другу четверть часа, сядьте вместе на диван и посидите в обнимку перед телевизором. Это должно происходить еще до того, как дети легли спать. Объясните им, что вас нельзя отвлекать без серьезных оснований. "Мама с папой хотят посидеть вдвоем. Папа обязательно поиграет с тобой, но потом". Мама нужна не только малышу, но и папе—потому что папа ее любит. У детей должен быть перед глазами реальный образ союза мамы и папы. Получая конкретное подтверждение их взаимной любви, ребенок удовлетворяет свою внутреннюю потребность в защищенности. Родителям же эти минуты помогают ежедневно ощущать себя супружеской парой, а не просто воспитателями.

5. Приглашайте друзей в гости. Вам будет полезно переключить внимание с ребенка на что-то еще. В хлопотах о предстоящем приеме вы будете вынуждены, навести порядок в доме, задуматься о праздничном ужине и спланировать день так, чтобы малыш не помешал общению.

6. Не скрывайте информацию от своего супруга, будь то сознательно или по забывчивости. Воспитание детей — ваше общее дело. Обсуждение поступков или трудностей ребенка позволит вам совместно находить оптимальные решения, лучше понимать своего малыша и правильно его воспитывать.

Если вы хотите добиться успеха в воспитании детей, берегите свой брак. Верный взгляд на супружеские отношения является отправной точкой на пути к здоровым отношениям между родителями и детьми.

Избегайте крайностей!

Как мы уже говорили в первой книге, следует избегать крайностей, сколько бы лет ни было вашему ребенку. Мамы и папы, впадающие в крайности, создают себе лишние проблемы, поскольку пренебрегают реальной ситуацией и благом ребенка ради соблюдения любимых правил. Не будьте занудами, не возносите метод выше принципа.

Действуя по обстоятельствам, вы не отказываетесь от принципов системы "Тихая ночь". В конкретной ситуации вы имеете право поступить в соответствии со здравым смыслом, а единичное нарушение режима не отразится на вашей конечной цели.

Обязательно будет такой случай, когда обстоятельства вынудят вас отступить от основных принципов. Родители обладают мудростью, опытом и здравым смыслом, вот и надо действовать, опираясь на эти ценные качества, — не на эмоции и не на минутную стрелку часов. Подстройтесь под ситуацию, допустите исключение из правила. Вот несколько примеров, когда гибкость графика помогает справляться с неожиданными трудностями:

1. Вы летите на самолете, а полугодовалый сынишка начинает громко плакать. Вы кормили его всего два часа назад. Что делать? Попробуйте поиграть с мальчиком, отвлечь его, а если ничего не помогает — покормите. Обстоятельства и нормы морали подсказывают вам: пожалейте окружающих. Нельзя, чтобы режим ребенка мешал вам проявлять человеческое отношение к ближнему. В противном случае разнервничаетесь и вы, и другие пассажиры. Да, обычно вы не стали бы кормить ребенка, пока не минуло три часа, но сейчас вы находитесь в необычной обстановке, и можно сделать исключение. Когда доберетесь до цели, вернетесь к привычному режиму дня. (Подробнее о путешествиях с детьми написано в главе седьмой.)

2. Вы приехали в гости с десятимесячной дочкой. Обычно она хорошо спит всю ночь, но тут проснулась в три часа утра и громко плачет. Как поступить? Возьмите малышку на руки и постарайтесь укачать. Да, дома она бы покапризничала пять минут и уснула сама, но вы не дома, и ваш ребенок мешает спать другим людям. Когда вернетесь домой, будете действовать, как обычно.

Большинство дней в жизни вашего ребенка будут вполне предсказуемыми, режим будет соблюдаться достаточно строго. Однако в необычных обстоятельствах можно позволить себе отступить от расписания. Жизнь будет менее напряженной, если вы решите действовать с учетом обстоятельств и интересов других людей.


Подведем итог

Человек по природе своей — существо социальное, как в смысле общественном, так и в частном. Человеку нужен кто-то, с кем он делил бы свою жизнь, с кем был бы близок эмоционально, физически, духовно. Все это сводится к важности брачных уз и необходимости беречь свой союз.

Детоцентризм и крайности наносят вред, как супружеским отношениям, так и детям. Это порочные методы, которых следует избегать ради блага вашей семьи и счастливого будущего детей.

Вопросы для повторения

1.Что происходит, когда ребенок улавливает напряженность в отношениях его папы и мамы?

2.Каким образом детоцентристский метод воспитания переворачивает естественный процесс нравственного развития с ног на голову?

3.Почему важно посидеть вдвоем на глазах у детей?

4.К чему ведут крайности в воспитании?

5.Чем пренебрегают зануды, упрямо соблюдающие все правила?


ГЛАВА ВТОРАЯ

нравственные основы

В первый год жизни ребенка преобладают два процесса: рост и обучение. Эти процессы взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы. Рост — это биологические изменения и взросление; обучение — это интеллектуальное развитие и постижение основ нравственности. Перемены в ребенке имеют прогрессивный характер: опыт и знания, накопленные на одном этапе, ложатся в основу опыта и знаний, приобретаемых на следующем. Успех каждого нового этапа зависит от успеха предыдущего.

Факторы роста

Каждый биологический вид, будь то животное или человек, формируется в соответствии с уникальной для данного вида программой. Новорожденное человеческое дитя развивается в двух направлениях: в вертикальном, то есть от головы к ножкам, и в горизонтальном, то есть от центральной оси к конечностям.

Вертикальное развитие происходит сверху вниз. Это означает, что все прогрессивные изменения у ребенка вначале происходят в голове, потом в туловище, потом в ручках и, наконец, в ножках. Вот типичная последовательность: младенец, в положении лежа на животе, начинает приподнимать головку над матрацем — сначала всего на несколько секунд, потом на более долгое время. Постепенно мышцы шеи и груди укрепляются, и малыш начинает держать головку. К двадцати неделям ребенок уже хорошо управляет мышцами глаз, головы и плеч, но туловище еще остается слабеньким, и, чтобы усадить малыша, приходится подсовывать ему под спину подушку или пристегивать его к стульчику1. 1 Российские педиатры вообще не рекомендуют садить ребенка до 30 недель (6 месяцев), то есть пока мышечный корсет не сформируется полностью (прим. ред.).

Ребенок учится размахивать ручками и хватать предметы задолго до того, как сможет опираться на ножки. В определенный момент он начинает ползать, затем передвигаться на четвереньках, а потом ходить, прыгать, бегать.

Горизонтальное развитие идет от простого к сложному. В утробе матери у младенцев большая голова, а тельце маленькое, но постепенно оно тоже начинает увеличиваться. Туловище развивается значительно раньше, чем начинают вытягиваться ручки и ножки. Затем формируются кисти рук и стопы, удлиняются пальчики. После рождения у младенца в первую очередь укрепляются мышцы шеи и груди, потом начинают функционировать плечи и предплечья, потом развиваются кисти рук. Некоторое время ребенок будет хватать предметы всей ручкой, а попозже научится управлять каждым пальчиком в отдельности. Ключевое слово в биологическом развитии — порядок, физический рост происходит в оп­ределенной последовательности, по порядку, предсказуемо.

Факторы обучения

Биологическое развитие связано с переменами в физических способностях и во многом определяется генами. Обучение связано, прежде всего, с окружающим миром, а именно, с влиянием и усилиями родителей. Как и взрослые, дети истолковывают новый опыт в свете старого. Обучение всегда прогрессивно, и малыш понимает новую информацию, только если может сопоставить ее с уже известной. Режим и порядок на каждой ступени развития помогают ребенку связывать новое и старое, а значит, способствуют развитию понимания.

Позволяя малышу развиваться "по порядку", вы многократно увеличиваете его способности к обучению. Человек формирует мышление путем постепенного впитывания в себя различных представлений и идей. Ребенок, который может сопоставлять верные концепции с новыми впечатлениями и опытом, лучше преуспевает в процессе познания, нежели тот, кто вынужден сопоставлять новый опыт со старым, который в свою очередь еще подлежит коррекции. Поскольку знания накапливаются поэтапно, обучение тоже должно происходить поэтапно. С этой целью родители должны постараться создать вокруг своего ребенка соответствующую среду, благоприятную для обучения, чтобы тот мог с большей легкостью преобразовывать информацию в понимание.

Самые разнообразные факторы — природный темперамент ребенка, присутствие или отсутствие братьев и сестер, строгость родителей, общие задачи и методы воспитания, а так же последовательность подходов — могут оказывать на процесс обучения как положительное, так и отрицательное влияние. В целом обучение можно разделить на три сферы: основные навыки, академические навыки и нравственное развитие. Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Основные навыки

Не всякое поведение морально. Некоторые действия по природе своей нравственно нейтральны. К последним относятся, в том числе, и основные навыки. Например, моторика, — один из наиболее быстро развивающихся навыков на ранней стадии жизни ребенка. Ваш малыш учится ходить, плавать, пользоваться ложкой, завязывать шнурки, ездить на велосипеде, гонять мяч, лазать по канату. Все эти виды деятельности не несут в себе нравственного начала и связаны, в основном, с окружающей средой, возможностями и мотивацией самого ребенка к обучению.

Процесс развития навыков начинается с самого младенчества, когда новорожденный еще совершенно беспомощен, и продолжается всю жизнь. Большинство детей приобретают различные навыки постепенно, от простого к сложному. Например, когда полугодовалый малыш кидает мяч, он задействует мышцы всего тела. С развитием координации, он учится делать бросок, используя лишь мышцы руки.

Кстати говоря, навыки, талант и одаренность — это далеко не одно и то же. Навыки — умение ходить, раскрашивать картинки, ездить на велосипеде, плавать или кидать мяч, — входят в набор обязательных составляющих нормального развития человека, то есть даются всем здоровым людям. Врожденный талант — явление избирательное: некоторые люди обладают определенным талантом, другие нет. В каждом человеке заложены таланты, но они у всех разные. Одаренность же есть талант, умноженный многократно. В мире есть много талантливых музыкантов, но Моцарт был поистине одаренным.

Академические навыки

Академические навыки — это умение накапливать информацию и способность применять логику (рациональное мышление) в различных жизненных ситуациях. Академические навыки, подобно физическому развитию, прививаются от общего к частному и от простого к сложному. Мы учим детей алфавиту, чтобы потом они могли соединять буквы в слова, слова - в предложения и читать. Сначала мы учим их счету: 1,2,3,4, 5, но должно пройти немало времени, прежде чем они осознают, что эти цифры могут обозначать и более сложные числа, например, 12 345. Сначала мы объясняем детям, что такое дерево вообще, и лишь позже они начинают отличать сосну от березы. А со временем они научатся определять и разновидности сосны.

Нравственное развитие

Приобретение академических навыков — процесс неоспоримо важный, однако не важнее, чем нравственное воспитание. Эти два аспекта жизни человека неотделимы друг от друга. Оба должны присутствовать в ней с младенчества. При рождении у человека нет совести во взрослом понимании этого слова, то есть у него отсутствуют представления о добре и зле, о том, что такое хорошо, что такое плохо. С самого начала родители должны стараться воспитывать своего малыша так, чтобы он умел регулировать собственное поведение в соответствии с правилами общественной этики. До тех пор, пока ребенок сам не научится оперировать Моральными принципами, родители обязаны принимать нравственные решения за него. На раннем этапе воспитания это означает, что родители должны прибегать к внешнему давлению, чтобы приучать ребенка к правильному поведению, даже если малыш не понимает, почему надо вести себя определенным образом. Тот факт, что ребенок не понимает, почему нехорошо бросать еду из тарелки на пол, не освобождает родителей от обязанности приучать его кушать аккуратно.

У взрослого человека представления и понятия предшествуют поступкам. У детей же все наоборот. Именно поэтому родители должны прививать нравственное поведение, задолго до того, как ребенок научится понимать концепцию морали. Дети сначала учатся вести себя нравственно и только потом — нравственно мыслить. Существуют две фазы нравственного воспитания: развитие нравственного поведения и развитие нравственного мышления. Дела предшествуют пониманию. Данная книга — о том, как научить ребенка вести себя в соответствии с нормами морали.

Воспитание нравственности и умения владеть собой

Какие поступки детей ясельного возраста можно считать нравственным (безнравственным) проведением?

Очень многие — и их намного больше, чем вы думаете! То, что малыши еще не принимают сознательных решений, не исключает в их поведении нравственного аспекта, а также не делает нравственное воспитание, ненужным. Напротив, оно крайне необходимый шаг.

Приобретение ребенком здоровых учебных навыков - это его первый шаг к пониманию морали. Режим - четкий распорядок дня способствуют развитию этих полезных учебных навыков. Когда ребенок находится в стабильной обстановке, его способности к обучению усиливаются, а возникновение функциональных расстройств, связанных с учебой, снижается. И наоборот, ребенок, чьи родители стараются немедленно удовлетворять любое его желание, реальное или мнимое, усваивают крайне вредные учебные навыки. Когда малышу приходится ждать, пока его желание осуществится, он учится владеть собой, что, в свою очередь, ведет к удлинению периодов концентрации внимания, а значит — такой ребенок будет более успешно справляться с учебной нагрузкой и легче усвоит основы нравственности. Ключевое понятие здесь — самоконтроль. Это основа добродетели. Иными словами, без самоконтроля человек не может быть добродетелен. Именно умение владеть собой влияет на доброту, нежность, правильность речи, способность не поддаваться отрицательным эмоциям, а также на концентрацию внимания, усидчивость и прочие необходимые навыки. Когда вы приучаете ребенка вести себя прилично, вы одновременно обучаете его искусству самоконтроля.

Эта идея явилась причиной раскола в учении бихейвиористов1.

1 Бихейвиористы - те, кто изучает поведение. Эта группа ученых полагает, что ребенка воспитывает его окружение, а потому среда и ее структура имеют в их глазах более важное значение, чем развитие чувств и эмоций. Подробнее см. "Как научить грудного младенца спать всю ночь", гл. 2.

Многие теоретики рассматривают человеческий разум как основу нравственности и подчеркивают важность интеллектуальной стимуляции, ставя ее впереди нравственного развития. Мы же хотим предоставить нашим читателям иную точку зрения: Нравственное воспитание не только должно играть важную роль на первых месяцах жизни ребенка, без нравственного воспитания невозможно обеспечить оптимальное интеллектуальное развитие.

Вы спросите, почему. Да потому что умение владеть собой не относится к области интеллектуального развития, это нравственная категория. Так же усидчивость и умение концентрировать внимание — нравственные категории, интеллект лишь заимствует их у морали, поскольку они способствуют успехам и в академических дисциплинах. В девять месяцев внучка одного из авторов (Гари Эззо) Эшли начала выгибаться в знак протеста всякий раз, когда ее сажали кушать. Ее действия относились к области нравственности, а потому и реакция на них ее родителей была нравственной: они постарались отучить ее от этой дурной манеры, и к одиннадцати месяцам Эшли прекрасно вела себя за столом. Когда девочка хотела добавки или, наоборот, хотела выйти из-за стола, она спокойно сигнализировала об этом жестами (практические рекомендации на эту тему см. в Приложении II, "Как научить ребенка языку жестов"). Поскольку девятимесячные малыши обладают интеллектуальными способностями к общению, но не имеют речевых навыков, язык жестов стал для Эшли приемлемым способом общения и вытеснил выгибание спины.

Однако самым главным достижением Эшли было не столько постижение ею языка жестов, сколько уровень самоконтроля, которого она достигла. Это проявилось и в том, что она могла сдерживать себя от выгибаний, и в том, что она могла спокойно и четко выражать свои желания. Умение владеть собой пригодится ребенку на протяжении всей жизни, и это умение — результат нравственного воспитания, а не веселых картинок, обучающих игр или задачек для самых маленьких. В том, что Эшли научилась сдерживать себя, был моральный смысл, пусть пока не доступный ей самой.

Некоторые родители наивно ждут, пока ребенку исполнится лет пять-шесть, и только тогда начинают пытаться воспитать в нем усидчивость и умение концентрировать внимание. Это непростительная трата драгоценного времени! Усидчивость и умение концентрировать внимание относятся к области нравственности, а не интеллекта, а потому нет необходимости ждать некоего уровня развития ребенка. Они вырабатываются благодаря четкому режиму, которому ребенок должен следовать с первых дней жизни. В первый год жизни вашего малыша вы закладываете важнейшие основы для дальнейшего совершенствования. Здоровое нравственное воспитание — основа для последующих академических успехов.

Могут ли родители повлиять на уровень интеллекта своего ребенка? Не могут. А могут ли они максимально развить имеющиеся у него способности или, наоборот, загубить его потенциал? Могут. В этом убеждает нас положительный и отрицательный опыт тысяч семей. Родители, которые отказывались от четкой системы при воспитании новорожденного, а затем и в ясельный период не пытаются приучать его к режиму, реально замедляли процесс нравственного и интеллектуального развития малыша, а порой наносили непоправимый вред его психике. Именно поэтому в нашей книге "Как воспитывать ребенка в возрасте от 5 до 15 месяцев" мы обращаем особое внимание на сердце ребенка, ибо доброе сердце делает человека человеком. Родители, которые заботятся о сердце своего любимого малыша, в конечном итоге воспитают разносторонне развитого человека. Те же, кто заботятся лишь об интеллектуальном развитии, воспитают человека умного (да и то не всегда), но нравственно ущербного.

Родительское участие внутри воронки

Взгляните на диаграмму развития ребенка на соседней странице. По горизонтали отложена степень свободы, с которой ребенок может справиться в определенном возрасте, а по вертикали — возраст ребенка. Узкая длинная часть изображенной воронки обозначает родительское участие на раннем этапе развития ребенка. Видно, что на первом году жизни ребенку полагается очень мало самостоятельности. Широкий конец соответствует росту, взрослению и постепенному высвобождению ребенка из-под родительской опеки. То есть, по мере того, как ребенок растет, он приобретает больше и больше свободы, а его поведение отличается все большим уровнем сознательности.

Распространенная ошибка многих молодых мам и пап — воспитывать своего малыша вне воронки развития. Под словами "вне воронки" мы подразумеваем те случаи, когда родители позволяют ребенку поведение, нехарактерное для его возраста или не способствующее развитию его нравственных качеств и интеллектуальных способностей. Позволять семимесячному карапузу то, что можно двухлетнему малышу; или годовалому малышу то, что допустимо для пятилетнего, означает воспитывать ребенка вне воронки. Такая излишняя свобода не способствует выработке здоровых моделей обучения.

 
 

Диаграмма развития ребенка.

Вот главный принцип гармоничного воспитания: Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично, вам необходимо давать ему столько свободы, сколько позволяет уровень его умения владеть собой в соответствующем возрасте. Свобода, данная ребенку, который еще не может должным образом воспользоваться ею из-за неумения сдерживать себя, в конечном итоге превращает этого ребенка в раба своих желаний. Когда свобода, данная, малышу превосходит или не достигает уровня его способностей к самоконтролю, его развитие протекает неравномерно. Взгляните на следующие формулы:

1.Свобода больше самоконтроля = путаница в развитии

2.Свобода меньше самоконтроля = неудовлетворенность в развитии

3.Свобода равна самоконтролю = гармония в развитии

Надеемся, эти своеобразные уравнения вам понятны. Первое говорит о том, что если свобода, данная ребенку, превышает уровень его умения владеть собой, это вносит сумбур в процесс развития малыша.

Второе уравнение указывает на то, что ограничение свободы ребенка, который уже способен владеть собой, ведет к неудовлетворенности в развитии. В общем-то, данная проблема редко возникает с детьми ясельного возраста. Чаще это случается в возрасте пяти-восьми лет. Дело в том, что после пяти лет дети начинают оценивать обоснованность тех или иных родительских запретов и сравнивать их с тем, что позволяется их сверстникам.

Третья же формула показывает, что истинная гармония в развитии наступает тогда, когда свобода, которая дается ребенку, соответствует уровню его умения владеть собой. Вот несколько примеров, которые подтверждают правильность последнего утверждения.

Светлана и Борис не уставали восхищаться, как стремительно и ловко ползает их девятимесячный Славик. Не желая никоим образом ограничивать его тягу к познаниям, они не ставили перед ним никаких препятствий. Ему позволялось трогать и изучать все, что привлекало его внимание. Но, как вы думаете, что происходило каждый раз, когда Светлана и Борис ходили с сыном в гости или в магазин, где Славик неизменно старался схватить и потрогать все, до чего дотягивались его цепкие пальчики? Как в этих ситуациях урезонить малыша? Как воспримет он внезапные запреты? Ни с того ни с сего вдруг стало нельзя делать то, что всегда было можно. Такие повороты не только запутывают ребенка, но и создают ненужную конфронтацию между ним и его родителями. Дети не любят расставаться с тем, чем они владеют.

Эта проблема уходит корнями в то время, когда Славик только начал ползать. Поскольку его передвижения по дому никак не ограничивались, он получил в распоряжение больше, чем мог удержать. Чрезмерная свобода породила вокруг малыша слишком много факторов, с которыми он не в состоянии был справиться. Светлана и Борис воспитывали сына вне воронки. Они должны были изначально разумно ограничить пределы любознательности своего малыша, научить его уважать эти рамки, а затем постепенно расширять территорию, давая ребенку все больше и больше свободы. Они же поступили с точностью до наоборот: сначала дали ему беспредельную свободу, а потом попытались ограничить ее, поскольку ребенок оказался не способен пользоваться, ею как подобает. Вместо того чтобы продвигать ребенка вперед, потихоньку расширяя поле его свободы, они стали задвигать его назад, обратно к запретам.

Конечно, в процессе воспитания у вас не раз может возникнуть необходимость умерить данную ребенку свободу. Однако такие случаи должны быть скорее исключением, чем правилом. Во избежание подобных эксцессов, старайтесь следовать здравому смыслу. Хорошо подумайте, прежде чем решить, что вашему ребенку можно, а что нельзя.

Например, разумно ли разрешать восьмимесячному малышу играть с пультом от телевизора? Если да, то почему? Понимает ли ребенок, для чего служит это предмет и как он работает? Понимает ли он, что это не игрушка? Когда он начнет колотить им по ручке кресла, заберете ли вы у него пульт? А если ваш малыш, обнаружив знакомый предмет в доме у знакомых, примется азартно лупасить им по ножке стула, как вы его остановите? Как вы поведете себя, если малыш заартачится и не захочет расставаться с полюбившейся вещью? В мгновение ока вокруг вашего ребенка возникнет множество переменных факторов, которые, по идее, вообще не должны входить в его жизнь. Когда вы разрешаете ребенку играть с пультом от телевизора, вы занимаетесь воспитанием вне воронки. В восьмимесячном возрасте ваш ребенок не может понять истинное предназначение этого предмета. Зачем же вводить его в жизнь вашего ребенка? Зачем создавать ситуацию, которую рано или поздно придется корректировать? Давать ребенку безграничную свободу исследований и миропознания неблагоразумно и нездорово. Проблема не в самой свободе, а в неумении ребенка с нею обращаться. Помните, что, если вы не исправите ребенка сейчас, пока он еще достаточно податлив, в будущем вам придется прибегать к ежовым рукавицам.

Вот вам еще один пример. Родителям маленькой Вики очень потешно смотреть, как их дочка рвет на мелкие кусочки газеты. Это незамысловатое и, казалось бы, безобидное занятие явно приносит ей удовольствие. Но эта ситуация тоже относится к разряду тех, что могут выйти из-под контроля. Викиным родителям не помешало, бы подумать о возможных последствиях: во-первых, острые края бумаги могут поранить нежную кожу ребенка; Вика может засунуть в рот оторванный кусок газеты и поперхнуться им или отравиться печатной краской; краска может попасть ей в глаза и вызвать раздражение. Кроме опасности для здоровья, это развлечение может привести и к иным неприятностям: привыкнув рвать газеты, ребенок может перейти и на книжки — мамины, папины, сестренкины, да и свои собственные. Как тогда поступить родителям? Им не только придется скорректировать поведение ребенка, но плюс к этому ребенок лишится возможности черпать знания из книг. Этот случай — тоже пример воспитания вне воронки. Как и родителям Славика, родителям Вики следует пересмотреть свои приемы воспитания.

А чтобы этого избежать (ведь смена приемов в процессе воспитания приносит малоприятные результаты), вам нужно постоянно сверять то, что вы позволяете своему ребенку, с уровнем его понимания и способностей. Смотрите, не предоставляете ли вы своему чаду слишком много свободы? Следите за постоянными величинами и контролируйте переменные до тех пор, пока ребенок не станет нравственно готовым к этой свободе. Взгляните еще раз на третье уравнение: свобода, данная соответственно уровню умения ребенка владеть собой, равна гармонии в развитии. Гармония! Это прекрасное слово должно стать главным в жизни любого малыша!

Слово "гармония" означает сведение частей в единое, приятное и упорядоченное целое. Именно к этому должны стремиться родители детей ясельного возраста. Возьмите три составляющие дня вашего малыша — кормление, бодрствование и сон — и внесите гармонию в каждую из них. Вернемся к нашему примеру с телевизионным пультом. Если приучить ребенка к игрушке, соответствующей его возрасту, то вряд ли вам придется налагать какие-либо запреты на ее использование. Таким образом, вы не только управляете переменным фактором, но и устраняете вероятность последующей коррекции приемов воспитания. Постоянные запреты и смены подходов вносят сумбур в жизнь ребенка, и ведет к путанице в развитии.

Так что же, сколько свободы вы даете своему ребенку? Годовалый малыш, который с девяти месяцев знает, что ему можно, а что нельзя, и как реагировать на устные запреты своих родителей, сможет справиться с гораздо большим количеством свободы и дома и в гостях, нежели тот, кто почувствовал вкус этой свободы рано, но лишился ее из-за плохого поведения. Ваша жизнь и жизнь вашего ребенка будет гораздо проще и приятней, если вы будете воспитывать своего малыша внутри воронки, постепенно ослабляя запреты и увеличивая свободу.

Подведем итог

Ваша обязанность как родителей, — воспитать ответственного человека, и этот процесс нельзя пускать на самотек. Будьте готовы к трудностям и помните, что процесс воспитания начинается с вас. То, что ваш малыш — член вашей семьи, это данность, и у ребенка в этом нет права выбора. Это означает, что все должны нравственно приспосабливаться друг к другу. Существует ряд добродетелей, которые стоит приобрести малышу. Это доброта, порядочность, нежность, щедрость, уважение, честность и достоинство. Поскольку все эти качества не появляются сами собой в жизни ребенка, их нужно прививать и взращивать в его сердце.

Вы ведете своего ребенка по жизни. Гордитесь этой честью. Не уклоняйтесь от своих обязанностей, какими бы огромными они ни казались. Вы будете направлять его до тех пор, пока в его душе не сформируются нравственные представления, и он не научится владеть собой, что позволит ему идти по жизни самостоятельно.

Рамки свободы расширяются не сразу, и ваш ребенок постепенно перейдет из манежа во двор, а из двора - на улицу. Когда он проявляет достаточно здравого смысла и его поведение становится ответственным, он переходит на следующий уровень свободы. Такой подход к воспитанию позволит вырастить воспитанного малыша, который будет радовать и вас и окружающих.

Вопросы для повторения

1. Кратко опишите три вида обучения

A.

B.

C.

2. Назовите две фазы нравственного развития.

3. Почему умение владеть собой так важно для ребенка?

4. Объясните, почему нравственное воспитание важно не только на раннем этапе жизни ребенка, но необходимо для успешного интеллектуального развития в дальнейшем.

5. Как правильно применить аналогию с воронкой, которая упоминается в данной главе?

6.Что означает выражение "воспитывать вне воронки"?


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

время кормления

В книге "Как научить грудного младенца спать всю ночь" мы рассказывали о том, что распорядок дня ребенка состоит из трех видов занятий, повторяющихся в течение дня. Это кормление, бодрствование и сон; с небольшими поправками на возраст тот же режим сохраняется и в ясельном возрасте. Первый год жизни ребенка состоит из четырех этапов: 1) формирование режима, 2) удлинение ночного сна, 3) совершенствование дневного распорядка, 4) четкий режим. В данной главе мы рассмотрим кормление и связанные с ним действия на четвертом этапе жизни ребенка (четкий режим). Эта фаза начинается, когда малышу исполняется полгодика.

К шести месяцам ребенок, которого вскармливают по системе "Тихая ночь", завершает переход от четырехчасового цикла питания (четыре грудных кормления в день) к трехразовому питанию (завтрак, обед, ужин). Каждый раз он получает молоко плюс прикорм. Перед сном ему можно дать молока (без прикорма), это будет дополнительное четвертое кормление. Если вы кормите грудью, четвертое кормление необходимо для поддержания лактации. Позже последнее вечернее кормление исчезнет, ужин сдвинется на более позднее время, период между обедом и ужином растянется до шести часов, а потому в режиме дня появится легкий полдник.

Напомним, что система "Тихая ночь" — это вскармливание под руководством родителей. Эта система воспитания грудных детей, при которой оптимально удовлетворяются потребности малышей в пище, сне и ласке, а также учитываются интересы всей семьи. Подробное описание этой системы можно прочитать в книге "Как научить грудного младенца спать всю ночь".

Молитва перед едой

Мы верим, что человеческая жизнь — не космическая случайность и не бессмысленное стечение обстоятельств. Мы верим, что мир сотворен Богом и подчиняется Его воле, что Бог любит нас и желает общаться с нами. Если и вы верите в Бога, молитва перед едой может стать чудесным временем для всех членов семьи. Здесь родители опять выступают как представители своих детей.

Действительно, мы подсказываем им, что хорошо и что плохо, пока они не научатся определять это сами. Мы принимаем за них решения, пока они не наберутся жизненной мудрости и не смогут делать это сами. И мы молимся за них, благословляя хлеб, который подаем им на ужин. Вместе с Нами дети приближаются к Престолу благодати и становятся причастны великой Тайне бытия Божия.

Молитесь с детьми, особенно перед едой. Очень важно, чтобы с самого раннего возраста у них вырабатывалось положительное отношение к этому обычаю. Прославляя Господа, мы подаем детям пример благочестия. Возьмите своего ребенка за ручку и ласково скажите: "Давай вместе поблагодарим Бога за хлеб". Какое счастье видеть крошечного малыша, которому едва минул годик, но который уже умеет ждать, пока мама благословит его завтрак!

Введение прикорма

В ясельном возрасте в меню малыша появляется прикорм (вначале детское питание, потом общий стол), но неизменным остается то, что вскармливание проводится под руководством родителей. Обычно прикорм вводится между четырьмя и шестью месяцами, в зависимости от прибавки веса и качества сна. Обратитесь за советом к педиатру. Введение прикорма не означает отмену жидкого питания. Главную роль по-прежнему играют калории, потребляемые с грудным молоком или адаптированной смесью. После полугода малышу еще недостаточно получать только прикорм, но уже недостаточно получать одно молоко.

Как начать

Мамы всегда беспокоятся о здоровье малышей, и это естественно. Накануне введения прикорма они задают множество вопросов: "Что лучше дать ребенку?", "А вдруг он не захочет это есть?", "Как прикорм впишется в наш распорядок дня?" и, самое главное: "С чего начать?". Самый простой ответ на все эти вопросы таков: руководствуйтесь здравым смыслом. Большинство принципов здорового питания, справедливых для взрослых людей, применимо и к детям.

Прежде всего, прикорм вводится в нормальное время кормления. Например, если вы кормили ребенка в 7:00 (завтрак), 11:00 (обед), 15:00 (ужин) и в 19:00 (молоко перед сном), прикорм будет сопровождать три главные приема пищи. Вначале дайте ребенку грудь или бутылочку, а потом предложите прикорм. Ваша задача на данном этапе - постепенно перестроить режим питания малыша так, чтобы он совпал с режимом питания всей семьи. В полгода ребенок уже может сидеть за семейным столом.

Если вы кормите грудью, вам необходимо сохранить четыре грудных кормления, чтобы не пропало молоко. Сначала дайте малышу одну грудь, после чего предложите прикорм, а потом дайте вторую грудь. Если окажется, что ребенок плохо воспринимает новую пищу, попробуйте начать с прикорма, потом дайте одну грудь, потом опять прикорм, потом вторую грудь. При кормлении из бутылочки: дайте половину бутылочки, потом прикорм, потом оставшуюся половину бутылочки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Ни в коем случае не делайте так: прикорм, потом через два часа грудь, еще через два часа опять прикорм, и так далее. Это называется "таскать куски" — ребенок не будет получать адекватного количества пищи ни в одно кормление, что приведет к разрушению циклов сна и голода со всеми вытекающими последствиями.

Даже во время кормления обращайте внимания на мелочи: воспитывайте сразу правильно, чтобы потом не пришлось перевоспитывать. Не поощряйте плохие манеры — пальцы во рту, игра с едой, плевание едой — чтобы они не превратились в привычное поведение за столом. Вам же придется мучиться впоследствии, пытаясь переучить своего ребенка. Чтобы малыш научился лучше управляться с ложкой или вилкой, позвольте ему поиграть с ними во время купания, но не во время обеда. Когда от жидких каш ваш ребенок перейдет к более оформленным блюдам (овсяные колечки из "сухих завтраков", горошек, бананы, печенье), предложите подходящие приборы. Ребенок выберет то, чем кушать легче. Вначале это будут его пальчики, но к полутора-двум годам он освоит и вилку и ложку. Наберитесь терпения! Обучение пользованию ложкой — это развитие мелкой моторики, то есть часть естественного развития ребенка.

Каши

Вводя каши в рацион малыша, начните с того кормления, которое вы считаете наиболее удобным для себя. Не торопитесь. Кормить пятимесячного ребенка с ложечки — не только новый опыт для мамы, это совершенно непривычный процесс для самого ребенка. Возможно, ваш малыш тут же вытолкнет всю еду языком, но не потому, что ему не понравился вкус, а просто он не понял, что с этим делать. Обычно требуется три-четыре дня, чтобы ребенок научился охотно снимать кашку с ложечки губами.

На второй неделе растворимую рисовую кашу можно будет давать три раза в день на завтрак, в обед и в ужин. Другие каши (овсяную, ячменную, пшеничную) следует вводит в рацион ребенка после успешного введения овощей и фруктов. Посоветуйтесь с педиатром, когда лучше вводить другие злаки.

Используйте специальную растворимую рисовую кашу, предназначенную для кормления детей с четырех месяцев. Разведите одну столовую ложку каши в четырех-пяти ложках грудного молока или смеси. Для первого раза сделайте кашу пожиже, но не настолько, чтобы она капала с ложки. Постепенно увеличьте количество каши до пяти-восьми столовых ложек, при этом консистенцию сделайте немного погуще. Через две недели можно ввести овощи, однако помните, что каша — отличный источник железа, поэтому до года продолжайте давать ее ребенку хотя бы раз в день.

Овощи

Ребенок должен получать три порции каши в день в течение двух недель, и только потом начинайте вводить овощи. Каждый прием пищи должен сопровождаться жидким кормлением. Следующие советы (не правила!) могут помочь вам в выборе меню.

Начните в обеденное кормление, и первыми предложите ребенку желтые овощи — кабачок или морковку. Через пару дней попробуйте дать тыкву. Через две недели вводите зеленые овощи — горошек и стручковую фасоль, а еще через две недели — фрукты.

Каждый раз, когда вы вводите новую группу овощей, начинайте с пары столовых ложек новой еды, и потом внимательно следите, не проявятся ли признаки аллергии: чрезмерная капризность, понос, сыпь или насморк. Последним из продуктов вводится мясо, его введение можно отложить даже до года. В конце концов, ежедневное меню вашего малыша станет таким:

Завтрак: каша и фрукты

Обед: овощи и фрукты

Ужин: каша, овощи и фрукты

Какого размера должна быть одна порция? Предоставьте ребенку ответить на этот вопрос — в разумных пределах, естественно. Впрочем, размеры порций в соответствии с возрастом приводятся на баночках с детским питанием. Если и это вам не покажется убедительным, спросите совета у педиатра.


Фрукты

Ребенку нужны полезные вещества, содержащиеся в овощах. Фрукты не заменят их. Удобно подмешивать фрукты в детские каши. Обратите внимание на последовательность подачи блюд: фрукты имеют сладкий вкус, а потому дети обычно с большей радостью съедят грушу, чем кабачок или овсянку. Поэтому сначала следует предложить ребенку овощи, а потом кашу с добавленными в нее фруктами.

Приготовление детского питания дома

Не так трудно приготовить пищу ребенку своими силами, а главное — это намного дешевле, чем покупать в магазине готовое питание. Судите сами: одна баночка морковного пюре стоит почти столько же, сколько целая упаковка свежей моркови, которой хватит на четыре-шесть таких баночек.

Такие овощи как морковь, горошек, стручковая фасоль, обычный и сладкий картофель, кабачки и тыква готовятся легко, и они прекрасно переносят заморозку. Морковь, горошек и стручковую фасоль следует отваривать до средней мягкости, потом растереть блендером, добавляя понемногу кипяченую воду. Картофель, кабачки и некрупную тыкву можно варить целиком, но подольше, чтобы они стали совсем мягкими. Вареные овощи очистите от кожуры и семян, потом разотрите блендером, так же добавляя понемногу кипяченую воду. Если вы готовите сразу большое количество в расчете на заморозку, обязательно стерилизуйте контейнеры. Размораживать лучше не в комнате, а на нижней полке холодильника. При необходимости пользуйтесь поваренными книгами, там вы найдете интересные идеи по приготовлению детских блюд.

Печенье

Печенье, небольшие кусочки сыра, ломтик груши и тому подобные продукты предназначены для развития мелкой моторики ребенка. В отличие от каши их можно брать пальчиками, и есть самостоятельно, без помощи мамы, совершенствуя по пути хватательный рефлекс. Такие продукты можно давать ребенку, у которого большой и указательный пальчики уже достаточно окрепли, так что он может подобрать ими горошину. Обычно детям это удается к восьми месяцам. Забавно наблюдать, как малыш начинает сам себя кормить. Крошечными пальчиками он находит кусочек печенья, хватает его и тащит ко рту, а потом запихивает добычу в рот всей ладошкой. Позже ребенок научится класть еду в рот только при помощи пальчиков. Родителям следует поощрять еду руками, понимая при этом, что это лишь переходный этап от полной зависимости к полной независимости. В самом начале ребенок полностью зависел от вас во время еды, а потом повзрослеет и будет кушать совершенно самостоятельно при помощи ложки или вилки.

Соки

Фруктовые соки — прекрасный напиток для ребенка, ваш малыш с удовольствием воспримет эту новинку в своем меню. Тем не менее, следует помнить, что соки не заменяют молоко или смесь, а являются лишь дополнительным питьем. Также нет необходимости давать детям сок ежедневно.

Введение соков в рацион ребенка можно осуществлять в возрасте шести месяцев. Мы советуем начать с осветленных соков — яблочного, виноградного, клюквенного. После года можно ввести соки с мякотью — апельсиновый, грейпфрутовый. Из-за повышенного содержания Сахаров соки детям следует наполовину разбавлять кипяченой водой до двухлетнего возраста. В шесть месяцев начните со ста грамм разбавленного сока в день, к году постепенно увеличьте эту норму вдвое.

Изначально вы будете давать ребенку соки во время кормления. Не пользуйтесь бутылочкой, наливайте лучше в специальную кружку с насадкой. Дело в том, что соки вообще лучше не давать в бутылочке, и тем более не укладывать ребенка спать с бутылочкой сока во рту. В лежачем положении на детских зубках быстро накапливаются фруктовые сахара, что ведет к разрушению эмали. После года можно давать соки на полдник. В принципе, можно будет давать ребенку сок после сна или во время похода по магазинам.

Полдник

Некоторые педиатры советуют давать детям сок и печенье уже с шести месяцев на полдник. Дети любят перекусить, но делать это надо разумно. Полдник — не полноценный прием пищи, так что не перекармливайте. Не следует также устраивать полдники несколько раз на дню, это порождает вредные привычки, связанные с едой. Наевшись сока с печеньем, малыш откажется от ужина или начнет требовать на обед сладости вместо намного более полезных супа и каши. Если вы заметите, что ребенок начал привередничать за едой, сократите размер порции, подаваемой на полдник, или совсем откажитесь от него. Вот несколько советов по поводу полдника:

• Вы не обязаны давать ребенку полдник каждый день.

• Будьте умеренны. Не позволяйте полднику портить ребенку аппетит.

• Не прибегайте к еде как способу "задобрить" ребенка. Неразумно превращать полдник в средство влияния на поведение ребенка.

• Если ребенок долго не может заснуть, не пытайтесь убаюкать его кусочком печенья.

• Полдник следует давать в том же самом месте, что обед или ужин — за столом. Не позволяйте малышу ползать по дому с кусочком хлебушка в кулачке или пить сок, разъезжая по магазину в коляске.

• Наилучшее время для полдника — после дневного сна.

Привереда

Как у всех людей, у детей есть любимая и нелюбимая еда. Тем не менее, не спешите махнуть рукой: "А, он это не ест!" и не бросайтесь готовить что-нибудь "повкуснее". Конечно, иногда можно прислушаться к просьбе ребенка и дать ему любимое блюдо, но главным критерием должна быть полезность продукта и интересы всей семьи. Если возраст ребенка позволяет, он должен есть то же, что и остальные члены семьи.

Привередами не рождаются, ими становятся. Оцените свое собственное отношение к еде. Может быть, вы склонны к перееданию? Вы не любите брокколи, вареную морковку, жареный лук, некоторые супы и все каши? Вы с удовольствием поглощаете вредные для здоровья картофельные чипсы, шоколадки и пепси-колу? Впрочем, и при самых здоровых привычках легко превратить столовую в место военных действий. Не надо! Семейный ужин должен быть приятным временем для всех, не зацикливайтесь на еде — подумайте о любимых вами людях вокруг стола.

Ниже приводится несколько советов по этому поводу: До шести месяцев. Когда возможно, посадите ребенка в детское креслице вблизи обеденного стола. Пусть смотрит, как все семья ест, пусть привыкает к звукам и запахам семейных застолий. Это важно для формирования у ребенка понятия "семьи" как единого целого. Впрочем, иногда удобнее будет посадить малыша в манеж на время обеда остальных членов семьи — ничего страшного в этом нет.

От шести месяцев до года (или до тех пор, пока ребенок не сможет, есть самостоятельно). В этом возрасте имеет смысл покормить ребенка перед тем, как вся семья сядет ужинать, а потом придвинуть его высокий стульчик к общему столу и дать кусочек печенья. Вся семья (включая маму!) сможет спокойно поесть, а малыш получит удовольствие от участия в застолье.

После года. Теперь все могут есть вместе. Чтобы сделать ужин временем приятного семейного общения, постарайтесь поменьше одергивать малыша. Если нужно, сделайте замечание и во время ужина, но ради вечерней гармонии, уделяйте больше внимания манерам ребенка в завтрак и в обед — пусть малыш поскорее усвоит правильное поведение за столом.

Отнятие от груди и от бутылочки

В современной педиатрии отнятие от груди определяется как процесс, который начинается в тот момент, когда вы впервые предложили ребенку что-то вместо материнского молока или в дополнение к материнскому молоку. В тот день, когда вы впервые дали грудничку бутылочку с адаптированной смесью, начался постепенный процесс отнятия от груди. В тот день, когда вы предложили искусственнику первую ложку кашки, вы начали процесс отнятия от бутылочки.

Отнятие от груди

Длительность грудного вскармливания может быть очень разной: бывает, что его прекращают после рождения, а бывает, что кормят грудью до пятнадцати лет (да-да, науке известны и такие случаи!). Никто не может сказать со всей определенностью, когда надо отнять ребенка от груди. Для одних детей оптимальный срок — шесть месяцев, для других — год. Кормление грудью после года зависит уже только от желания матери, поскольку в ее распоряжении имеется самое разнообразное детское питание. Несколько тысяч лет назад детей кормили намного дольше — полтора-два года, в редких случаях даже до трех лет.

Новорожденные совершенно беспомощны и во всем зависят от своих родителей. Понемногу они взрослеют и учатся самостоятельности. Одним из шагов к независимости является, умение есть без посторонней помощи. Можно начать с отмены одного грудного кормления, через три-четыре дня отменить следующее и так далее. Трехдневные перерывы помогут вашему организму перестроиться, и лактация уменьшится без излишнего дискомфорта.

Легче всего отменить вечернее кормление, поскольку в это время суток всегда много дел. Каждое отмененное кормление заменяется 180-240 мл адаптированной смеси или цельного коровьего молока (в зависимости от возраста ребенка). Обычно педиатры не советуют давать коровье молоко детям до года. Если вашему ребенку уже есть девять месяцев, лучше переходите от груди сразу к чашке, минуя бутылочку. Если вы уже давали малышу пить из чашки воду или сок, отнятие от груди пройдет очень легко.

Отнятие от бутылочки

Когда ребенку исполнится годик, пора перейти от бутылочки к чашке. Трудности возникают у тех детей, кто очень привязался к бутылочке. В таких случаях начните с уменьшения времени, которое малыш проводит с бутылочкой в руках. Не позволяйте малышу превращать бутылочку в игрушку. Бутылочка появляется только во время еды и, опустев, сразу исчезает. С шести месяцев можно предлагать ребенку пить водичку или сок из кружки с насадкой. Привыкнув к чашке с раннего возраста, малыш легче откажется от бутылочки.

Отнятие от бутылочки — процесс медленный, поэтому наберитесь терпения. Принцип остается тем же: сначала заменяют бутылочку чашкой в одно кормление, через какое-то время в следующее и так далее.

Подведем итог

Привить хорошие манеры ребенку во время еды — самая простая часть воспитания. Процесс идет легче, если у ребенка есть четкий режим, установленный родителям, а не прихотями малыша. Когда рацион ребенка окончательно определится, трудности совсем исчезнут.

Введение прикорма — часть естественного процесса роста ребенка. При введении прикорма обращайте внимание на поведение малыша и сразу приучайте кушать хорошо, чтобы потом не пришлось переучивать.

Вопросы для повторения

1. Сколько раз в день ребенок кушает во время четвертого этапа (четкий режим)?

2. Когда родителям следует вводить прикорм в питание своего ребенка?

3.Какие вредные привычки разрушают циклы сна и голода у ребенка? Почему?

4. Когда следует вводить овощи в рацион ребенка и как?

5. Что лучше дать ребенку вперед: фрукты или овощи? Почему?

6. От чего зависит способность ребенка кушать самостоятельно?


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

поведение за столом

Если сложить все часы и минуты, которые ребенок проводит на своем высоком стульчике в течение недели, наберется более суток. Пользуйтесь этим временем, чтобы воспитывать характер у своего ребенка. Как всегда, на малыша оказывают влияние как постоянные, так и переменные факторы. Родители являются постоянным фактором, оказывающим влияние на нравственное развитие ребенка. Будь то время кормления, совместных занятий или самостоятельной игры, родители должны поддерживать постоянный уровень внимания к поведению ребенка и ожидать постоянных реакций на свои замечания. Возьмем, например, два замечания: "Не бросай еду на пол!" и "Не трогай видео". Разница между ними лишь в действиях ребенка, а ожидаемая реакция ребенка должна быть одна и та же. Переменным фактором является место или особенности проступка, отношение родителей сохраняется на постоянном уровне. Если мама сказала "нельзя", это "нельзя" имеет одну и ту же запретительную силу и на кухне и в гостиной.

Родители детей ясельного возраста часто не видят связи между отдельными поступками ребенка и забывают о необходимости быть последовательными в процессе воспитания. Меняется время и место, меняются обстоятельства и род занятий, но родительское влияние остается постоянным, а потому подводит каждую ситуацию "к общему знаменателю", обеспечивая последовательное воспитание и гармоничное развитие своему ребенку.

Если конфликт возникает во время еды, задумайтесь: в чем тут проблема — только ли в еде? Не происходило ли подобных конфликтов в течение дня? Нет ли здесь связи? Например, ваш сын не слушается вас во время обеда, стучит чашкой об стол, переворачивает тарелку и хватает хлеб с блюда, хотя перед ним лежит заботливо отрезанный кусочек. Вспомните, когда он играл в гостиной, не стучал ли он машинкой по стеклянной дверце шкафа, не переворачивал ли вазу с цветами и не хватал ли пульт от телевизора? Если да, то проблема кроется не в еде, а в общем недостатке самоконтроля у мальчика.

Если вы устанавливаете определенные правила поведения за столом, те же правила должны распространяться на все остальные занятия. И наоборот, если вы требуете аккуратности и послушания во время лепки, но позволяете баловаться во время еды, ребенок запутается, и не будет знать, как себя вести.

Воспитание самоконтроля на примере ручек

Ребенок познает всё новые грани окружающего мира, а в процессе этого учится крайне важному искусству: воплощению в жизнь собственных мыслей. Родители должны быть активными участниками этого аспекта умственного развития. Неразумно было бы откладывать воспитание "на потом" в надежде, что тогда это будет легче сделать. Когда проблему откладывают в долгий ящик, в итоге оказывается, что развитие ребенка не только затормозилось, но и пошло в обратную сторону. Пусть вашим девизом будет: "Воспитывать, а не перевоспитывать.

Во время еды мама и малыш находятся вместе, это огромный период времени. Рассматривайте кормление как великолепную возможность научить ребенка основным навыкам поведения. С самого начала приучайте своего ребенка правильно управлять руками и голосом, воспитывайте хорошие манеры. Дети учатся двумя путями: через наставление и через запрет. Запреты выражаются, например, в том, что маленькой Алине не позволяется, есть пюре руками — запихивая его в рот ручкой, девочка обязательно перепачкает себе лицо и волосы. Кроме того, ей нельзя "помогать" маме кормить ее, держась за ложку вместе с мамой. Это очень простые правила, благодаря которым Алина привыкнет кушать аккуратно, и в будущем у мамы с папой не возникнет необходимости переучивать ее.

Если надо, придерживайте ручки ребенка во время еды, но лучше: покажите ему, где должны лежать ручки, пока мама кормит, и добейтесь соблюдения этого правила. Вам будет намного легче жить, если ребенок научится следить за руками самостоятельно. Слишком часто воспитание строится на исправлении ошибок, а не на их предупреждении. Например, Ванюша сначала запустил ручку в кашу, и мама ничего не сказала, полагая, что так мальчик учится кушать сам. Воодушевленный, Ваня хлопает в ладоши и ерошит себе волосы. Мама спохватывается: "Ах, ты весь измазался!". Искренне пытаясь исправить ситуацию, мальчик начинает вытирать ручки о рубашечку, и тут уже получает шлепок от рассерженной мамы, которая теперь досадует на необходимость купать и переодевать сына. Однако кто виноват, что маме пришлось переходить к запретам и наказаниям?

Если ребенку однажды что-то разрешили, впоследствии бывает трудно запретить это действие. Сначала научите малыша вести себя правильно, а потом предоставьте ему свободу — не наоборот. Не надо позволять делать то, что, в конце концов, придется запрещать. В примере с Ванюшей родители никак не старались привить правильные навыки поведения, а пытались исправлять поведение неправильное.

Важность словесного объяснения

Возможно, вы иногда задумывались: "А сколько из того, что я говорю, мой малыш понимает?". Уверяем вас, намного больше, чем вы можете себе представить. В этом возрасте восприятие ребенка прогрессирует невероятными темпами. Он буквально расцветает интеллектуально. Рассмотрим три фазы речевого восприятия и владения речью.

Понимание слов. Это первый этап. Дети начинают понимать значение слов намного раньше, чем научатся их произносить. В полгода ваш малыш уже умеет махать ручкой, когда вы говорите ему: "Скажи тете до свидания!", и с удовольствием играет в "ладушки" по вашей просьбе. К восьми месяцам дети накапливают огромный словарный запас, о чем свидетельствует их способность выполнять команды типа "Иди к маме", "Сядь", "Поцелуй папочку", "Пожалей лялю", "Покажи, где самолет летит", "Погладь кису", "Помаши ручкой" и так далее. Ребенок реагирует на команды, потому что понимает их, но еще не может повторить все эти понятные слова.

Умение говорить. Это второй этап, второй уровень речевого развития. Обычно дети начинают говорить в возрасте двенадцати месяцев. Малыш лепечет непонятные слова, обращаясь к плюшевому мишке или старшему брату. Это бормотание имеет вполне определенный смысл для вашего ребенка, он пытается выразить свои мысли, но слова, которые он имеет в виду, пока искажены и неразборчивы.

Чтение. Это третий этап развития речи. К двум с половиной годам дети начинают узнавать и называть буквы. (Подробнее о языковом развитии см. Приложение I.)

Ваш малыш готов учиться. Терпеливо объясняя ему словами, что вы от него хотите, покажите ему то же самое "на пальцах". Тогда ребенок будет точно знать, чего от него ждут. Например, когда вы учите малыша держать ручки на месте во время кормления, возьмите его за ручки и помогите положить их на край стола или на коленки. Сопровождайте свои действия словами: "Ручки на край стола...". Слова и действия должны работать вместе.

Преимущества правильного положения рук во время еды становятся очевидны в свете дурного поведения тех детей, которые не научены вести себя за столом. (Вот лишь один пример: малыш с возбужденным криком швыряет перетертую морковку на мамино платье!) Помните, правильное воспитание с самого раннего возраста избавляет от необходимости одергивать подросшего ребенка. Будьте терпеливы со своим ребенком, но главное: старайтесь предупредить ошибки. Хорошее воспитание само не приходит.

Исправление

Родители несут ответственность за воспитание своих детей. Воспитание включает в себя: посвящение в жизнь, закладывание основ, привитие навыков, обучение. В ясельном возрасте цель воспитания — не оградить ребенка от жизни, а привить ему здоровые навыки поведения, чтобы он мог изучать окружающий мир с пользой для себя и других. Эти навыки включают в себя внимание, способность сосредоточиться и сконцентрироваться на занятии, то есть самые основные умения. Этот процесс начался еще тогда, когда вы ввели режим в жизнь своего новорожденного малыша. Сейчас вы продолжаете начатое дело, приветствуя хорошее поведение и пресекая дурное.

В ясельном возрасте дурное поведение, как правило, не имеет нравственного аспекта. Наша задача в этом случае: исправить ребенка и указать правильный путь. Дети не могут сами догадаться, что хорошо и что плохо, им надо объяснить.

Вам представится немало случаев оказать влияние на своего малыша, пока он сидит за столом. Способ исправления и степень ограничения свободы зависят от возраста ребенка. Большинство проблем, возникающих во время кормления, решаются одним из ниже указанных методов или их комбинацией:

1. Словесное порицание. Родители прибегают к словесному выражению своей власти.

2. Изоляция в кроватке. Ребенка уносят из зоны конфликта и помещают в кроватку. Дети в этом возрасте прекрасно понимают закон причинно-следственных связей. Они вполне в состоянии понять, что в вопросах поведения с родителями не торгуются.

3. Потеря привилегии или игрушки. Это логическое следствие дурного поведения, которое очень эффективно действует. Логические следствия направлены на то, чтобы закрепить в голове ребенка смысл словесных указаний.

4. Легкое сжатие ручки или легкий шлепок по ручке. Факт остается фактом: дискомфорт намного скорее привлекает внимание человека, чем что-либо иное. Умеренный дискомфорт в целях исправления дурного поведения допустим для детей старшего ясельного возраста, чьи ручки уже достаточно развиты и охотно дотрагиваются до запрещенных предметов. Сжатие ручки или шлепок по ней, сопровождаемые словесным порицанием, не являются наказанием. И то и другое — методы привлечения внимания к тому, что хотят родители. Используя эти способы, для обозначения границ дозволенного, вы не нанесете ребенку психологической травмы, не лишите его чувства собственного достоинства, не приучите бить других детей, не привьете склонность к насилию и не заложите в нем предрасположенность к издевательствам над своими детьми, которая проявилась бы во взрослом возрасте. Однако, используя эти способы, вы сможете успешно н

Date: 2015-09-26; view: 890; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию