Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подведем итог. Некоторые родители считают своим долгом создавать вокруг своих детей атмосферу постоянного беззаботного веселья





Некоторые родители считают своим долгом создавать вокруг своих детей атмосферу постоянного беззаботного веселья, даже не понимая того, что этими стараниями они лишают малышей мудрых ограничений и любящих исправлений, из которых, в конечном итоге, складываются самые сильные стороны человеческой натуры. Во время кормления вам предоставляются неограниченные возможности: обучайте ребенка хорошим манерам, прививайте ему навыки самоконтроля. Не пугайтесь необходимости воспитывать. Помните: правильное воспитание на раннем этапе закладывает здоровые привычки и навыки, которые будут способствовать развитию ребенка и в будущем.

Вопросы для повторения

1. Что является и что не является целью воспитания в ясельном возрасте?

2. Перечислите три фазы речевого развития ребенка:

а.

б.

в.

3. Назовите и кратко опишите четыре приемлемых метода исправления поведения детей ясельного возраста.

а.

б.

в.

г.

4. Какой аспект исправления способствует ускорению развития ребенка?

5. Какой воспитательный подход подобен жизни в кредит?


ГЛАВА ПЯТАЯ

поведение во время бодрствования

Когда речь идет о строительстве, будь то возведение нового здания или созидание нравственной структуры человеческого сердца, крайне важно заложить надежный фундамент. Неблагоприятное или неадекватное воспитание в ясельном возрасте могут серьезно помешать физическому и нравственному развитию. Вот почему необходимо выработать у ребенка правильные навыки поведения как основу всего потенциала, заложенного в этом маленьком человечке. Родители должны обращать внимание не только на то, чему они обучают ребенка, но и как они это делают.

Некоторые мамы и папы позволяют ребенку делать все, что ему заблагорассудится, без каких-либо ограничений или требований и без каких-либо попыток ввести в его жизнь определенный стандарт поведения. Этим они обкрадывают своего ребенка, лишая его родительского участия и наставления, на которые он имеет полное право в таком маленьком возрасте. Сейчас, на самых ранних стадиях развития, когда закладывается фундамент всей жизни, родительское участие особенно необходимо. Если вы укажете, своему ребенку верное направление и потом будете заботливо следить, чтобы он никуда с этой дороги не сворачивал, у него будет намного меньше шансов застрять на полпути, а больше — успешно продвигаться вперед по ступеням развития, котором родители активно учат своего ребенка. Они неправы! Самостоятельное изучение мира методом проб и ошибок не может сравниться с продуманным, системным подходом. Даже в ясельном возрасте обучение через случайное познание занимает слишком много времени, а итоговые результаты совсем не впечатляют. Воспитание без запретов ведет к созданию для ребенка слишком большой "учебной территории", так что его развивающийся интеллект еще не может постичь всей навалившейся на него информации, а привычки и навыки, вырабатываемые при самостоятельном изучении реальности, обычно требуют переучивания в старшем возрасте.

Дети ясельного и младшего дошкольного возраста нуждаются в родительской опеке — в направлении и наставлении. Малыши должны сразу учиться правильным реакциям на конкретные ситуации, чтобы потом переносить усвоенные навыки на другие обстоятельства. "Не бросай еду на пол!" и "Не трогай видео!" — относятся, казалось бы, к совершенно разным поступкам ребенка. Тем не менее, ожидаемая реакция одна и та же: повиновение родительскому слову. Если родители настойчиво требуют подчинения в гостиной, но позволяют делать что угодно на кухне, ребенок перестает понимать, что родителям от него нужно и где граница между "можно" и "нельзя".

Запланированные возможности для развития

Возможности для развития нужно планировать, не полагаясь на случай. Здоровые учебные навыки появляются у детей, которые были помещены в обстановку, благоприятную для учебы. Это значит, что вы должны активно вводить в жизнь ребенка стимулирующие развитие факторы, то есть те факторы, которые вызывают любопытство и желание исследовать. Период бодрствования должен иметь структуру, состоящую из разного вида возможностей: 1) самостоятельная игра в структурированной обстановке, 2) игра с членами семьи, 3) свободная игра.


Самостоятельная игра в структурированной обстановке

Мы считаем, что игра — это часть процесса обучения. Однако нельзя считать спонтанный интерес ребенка единственным определяющим фактором в выборе занятия. Родители решают, где и в какой обстановке будет играть ребенок. Для оптимального развития необходима игра как в структурированной, так и в неструктурированной обстановке. К первому типу относится самостоятельная игра в одно и то же время дня. В ранние месяцы это игра в манеже, в более старшем возрасте — в детской комнате. Игра в детской комнате подробнее рассмотрена ниже.

Игра в манеже

Многие родители используют манеж, чтобы временно ограничить мобильность ребенка. Место, откуда нельзя выбраться — можно и так смотреть на манеж, но это не единственное и не главное его предназначение. Если вы рано приучите ребенка играть в манеже, положительные результаты будут сказываться долгие годы. К шести месяцам ваш малыш может проводить в манеже дневной сон или спать в манеже, когда вы гостите у бабушки (современные модели манежей легкие и компактные, поэтому не обременят вас во время путешествия). Играя в манеже, ребенок учится сидеть, сосредотачиваться, концентрироваться. Манеж — важный инструмент в системе обучения ребенка и путь к безопасности.

Зачем нужен манеж?

Вот некоторые аргументы в пользу манежа:

1. Это безопасное место. Манеж — безопасное место, куда можно поместить ребенка, когда он не спит, а ваше внимание занято чем-то. Вы сможете спокойно принять душ, выгрузить на кухне сумки с продуктами, позаботиться о старших детях, сделать кучу дел по дому и знать при этом, что с малышом ничего не случится.

2. Это переносная кроватка. Если вы едете в гости к родным или друзьям, манеж вам очень пригодится. У ребенка будет знакомое и чистое место для сна.

3. Это развивающий центр. Манеж способствует развитию полезных навыков и интеллектуальных способностей. Ежедневная игра в манеже научит ребенка следующему:

• Ребенок учится сосредотачиваться. Ребенок может заниматься конкретной игрушкой, не отвлекаясь на другую.

• Ребенок становится усидчивым. Вы заметите, как он берет погремушку, крутит ее в руке, встряхивает, подносит к глазам... а потом повторяет весь этот процесс с самого начала.

• Ребенок развивает творческие способности. Вопреки расхожему мнению, творчество лучше развивается в ограниченном пространстве, а не в условиях вседозволенности. Когда человеку предоставлена безграничная свобода, ему не надо думать над решением проблем и изобретать новое.

• Ребенок учится самостоятельности. Это шаг на пути от полной зависимости к полной независимости от родителей. Ребенок учится играть самостоятельно, а не требовать от родителей постоянно развлекать его.

• Ребенок привыкает к порядку. Самый короткий путь к порядку — приучать ребенка прибирать за собой. Начните с того, что после игры книжки надо сложить в один угол манежа, игрушки в другой, а кубики в ведерко. Процессу очень помогают простые фразы типа: "Давай-ка вместе соберем кубики в ведерко!" или "Ах, какой ты у меня помощник!".

Цель этого занятия — оставить манеж после себя опрятным, при этом ребенок должен не просто привыкать к чистоте, а участвовать в уборке.

Если вы не введете игру в манеже в режим дня своего малыша, спектр навыков, которые он приобретет в этом возрасте, будет значительно беднее.

Когда использовать манеж

Игра в манеже должна проходить в один и тот же час (или часы). Выберите то время дня, когда ребенок чув­ствует себя наиболее бодро (то есть, не перед дневным сном). Положите в манеж несколько интересных игру­шек или небольшую корзинку с игрушками. Игрушки следует периодически менять. Кроме того, они должны соответствовать возрасту: пятимесячный малыш придет в восторг от синей блестящей погремушки, а десятиме­сячный даже не обратит на нее внимания. Возьмите в местной библиотеке книжку по типам игр и занятий — там рассказано, в каком возрасте какие игрушки наибо­лее интересны и полезны.

Мы хотели бы сделать только несколько замечаний по выбору игрушек. Самое важное — оградить ребенка от предметов, которые игрушками не являются. Меха­нические и электроинструменты, острые предметы, а также личные вещи папы или мамы никогда не должны попадать в руки малыша ясельного возраста. Мамины серьги, кошелек, губная помада — не игрушки. Папины отвертки, молотки, перьевая ручка, тоже не игрушки. Вы­бирайте игрушки в соответствии со здравым смыслом.

Если у вас близнецы, назначьте им разные часы в манеже. Например, один будет играть там по утрам, а второй, после дневного сна. Иногда можно попробовать дать им поиграть вместе.

Если вам позволяет жилая площадь, переставляйте манеж из одной комнаты в другую. Например, с понедельника по пятницу пусть он стоит в гостиной, а в выходные перенесите в столовую. В теплый летний день поставьте манеж перед открытым балконом или вынесите во двор. Важно, чтобы вы всегда могли видеть ребенка, но чтобы он вас не видел. Если малышу видна мама, он не может сосредоточиться на игре. Заставлять ребенка выбирать между творческим поиском и любимой мамой — нечестно по отношению к маленькому человечку. Если вы живете в маленькой квартире — ищите нестандартных решений. Например, можно приобрести складную ширму и отгораживать часть комнаты с манежем.

Время, которое ребенок проводит, в манеже меняется в зависимости от возраста. В первые месяцы начните выкладывать ребенка в манеж на десять-двадцать минут один-два раза в день. К тому времени, как малыш начнет сидеть, увеличьте время игры в манеже до пятнадцати-тридцати минут, два раза в день. Когда ваш ребенок начнет ползать, время игры в манеже можно увеличить до тридцати-сорока минут хотя бы один раз в день. В возрасте от пятнадцати до двадцати месяцев ребенок может играть самостоятельно до часа — в манеже или в детской. Эти периоды надо понимать как примерные рекомендации. Бывают дни, когда ребенок заиграется и просидит в манеже дольше обычного, а в какой-то день вам придется прервать его игру раньше срока.

Нам хотелось бы предостеречь вас от вас от возмож­ных ошибок. Не переусердствуйте с манежем! Нельзя оставлять в нем ребенка на долгое время много раз в течение дня. Манеж — это запланированное мероприятие, а не образ жизни. Что касается отношения детей к манежу, то оно такое же, как их отношение к любому ограничению — они и любят и ненавидят его. Дети не­навидят запреты, просто потому, что они есть; дети любят запреты, потому, что благодаря им чувствуют себя в безопасности. Это правило полностью применимо к манежу.

Если поначалу ваш ребенок не хочет оставаться в манеже, не сдавайтесь: пройдет совсем немного времени, и малыш полюбит новое место для игры.

Упущенное время

Что делать, если вы упустили время и до сих пор не ввели манеж в режим своего ребенка? Начните с коротких промежутков времени — может быть, с десяти минут в день. За две недели постепенно увеличьте время в манеже до двадцати пяти минут. Через месяц попробуйте оставить ребенка в манеже на сорок пять минут. Будьте готовы, что поначалу малыш будет горько плакать и возмущаться. Преимущества от манежа столь велики, что перевешивают эти краткие слезы. Когда у вас родит­ся следующий ребенок, не откладывайте введение манежа, откройте для своего малыша замечательные воз­можности, которые связаны с самостоятельной игрой.

Игра в детской

Между восемнадцатью (1,5г) и двадцатью двумя (1,10 мес) месяцами ребенка можно начать приучать к игре в детской. Принципы здесь точно такие же, как с манежем. Разница лишь в том, что пространство для игры расширяется до размеров целой комнаты. Вам нужно будет структурировать, и планировать это время, сделав его органической частью режима дня. Игра в детской не предполагает вседозволенности. Ребенку нельзя превращать комнату в свалку, вытаскивать все имеющиеся у него игрушки, передвигать мебель. Надзор необходим. В самом начале можно использовать специальную загородку, не дающая ребенку покинуть комнату, но ваша цель — научить его играть самостоятельно, не покидая, пространство детской даже если дверь открыта. Когда ребенок выработает достаточный уровень самоконтроля и ответственное поведение, можно предоставить ему соответствующую свободу.

Возможно, не всегда местом самостоятельной игры будет детская. Например, когда в одной комнате живут двое или несколько детей, отдавать ее в полное распоряжение самого младшего на целый час каждый день было бы непрактично. Основной принцип: игра в детской. Это тот же манеж, но только побольше, поэтому любое место в доме подойдет, даже угол на полу в кухне. Важно расширять границы мира ребенка, когда тот подрастает.

Некоторые родители не видят разницы между само­стоятельной игрой в детской и свободной игрой (см. ниже). Игра в детской назначенное вами время — орга­ническая часть режима дня, и у ребенка нет выбора приходится играть, раз мама сказала. Это важный момент. Некоторые мамы с гордостью говорят: "Мой сыночек может целый час просидеть у себя в комнате, играет сам по себе". Прекрасно, что он такой самостоятельный, но вот вопрос: а станет ли он сидеть и играть целый час, если вы ему скажете: "Пойди, поиграй"? К сожалению, обычно ответ оказывается отрицательным. Добровольное уединение в детской — совсем не то же самое, что самостоятельная игра в детской по слову родителей. Одно дело, когда ребенок идет на поводу своих желаний; совсем другое, когда он повинуется воле мамы или папы.

Послушание воле родителей как норма поведения — часть обучающей структуры, которую вы пытаетесь установить. Самоконтроль, необходимый для послушания — это тот самый самоконтроль, который обеспечит успехи ребенка в учебе и развитии.

Игра с членами семьи

Очевидно, что во время бодрствования у ребенка обязательно будет необходимость общаться с другими членами семьи. Нет ничего прекраснее, когда маме и малышу хорошо вместе, но одно дело, когда малыш, в числе всего прочего, играет с мамой и когда мама становится для него единственным источником развлечений.

Не существует единственно правильного периода вре­мени, которое должно отводиться под совместную игру. Однако если вы замечаете, что ребенок "прилип" к вам, отказывается оставаться с папой или старшей сестрой, плачет, когда мама выходит из комнаты, подумайте: а не результат ли это того, что вы слишком много времени играете вместе. В этом случае ребенок становится, слиш­ком зависим от маминого присутствия и спокоен только когда она рядом. Такая ситуация лишает других родствен­ников возможности участвовать в жизни ребенка. Ниже перечислены некоторые безопасные виды совместных игр для всех членов семьи.

• Чтение. Никогда не рано почитать ребенку или показать ему яркую книжку с картинками. Особенно хороши твердые книжки с картонными или клеенчатыми страницами, эти можно дать в руки ребенку без опасения, что он их испортит. Многие дети с удовольствием слушают сказки задолго до того, как начнут понимать слова. Непрерывный поток звуков, изменения голоса и выражения лица завораживают малышей. Если же во время чтения ребенок сидит у вас на коленях, это занятие становится особенно любимым.

• Купание. Еще одно приятное занятие для вас и ребенка. Купая малыша, напевайте песенку или называйте части тела, которые поливаете водой, брызгайтесь и плещитесь. Помните, однако, что не следует позволять ребенку перевозбуждаться и заливать водой всю ванную комнату и маму с головы до ног. Разумное равновесие, золотая середина, гармония — вот ключевые слова для любого воспитателя. Мы советуем вам купать ребенка, а не купаться вместе с ним. Специальные игрушки типа пластмассовых рыбок, чашечки или ковшика сделают время купания еще более приятным.

• Прогулка. Прогулка в парке или по улице — отлич­ное время для вас с ребенком. К шести месяцам дети начинают с восторгом рассматривать чудеса окружаю­щего мира и восхищаться рукой Творца. Плановая прогулка становится настоящим приключением для ва­шего малыша, а лично для вас это просто полезно.

• Прикосновение. Положительное влияние на эмоци­ональное развитие ребенка оказывает физическое прикосновение во время игры. Как известно, игра — важ­нейшая составляющая процесса роста. Прикосновение передает ребенку чувство близости, а вместе с игрой по­лучается очень полезная комбинация. Лежа на диване или на полу, позвольте ребенку ползать по вам; нежно потис­кайте его; поцелуйте его; погладьте по головке. Такая игра — необходимая составляющая здорового развития.

Свободная игра

Даже "свободная игра" не является временем, когда ребенку было бы позволено беспрепятственно передвигаться по дому в поисках развлечения. Свободная игра — время назначенной или добровольной игры с игрушками, собранными в игровом центре. Игровой центр — безопасное место, где стоит корзина или коробка с игрушками, соответствующими возрасту ребенка, и куда ребенок может подойти в любое время. Такие игровые центры можно организовать на кухне, в спальне, в гостиной или в любом другом удобном месте, где вам малыша хорошо видно. Там будет находиться большинство игрушек ребенка. Если на кухне есть игровой центр, это не значит, что в детской игрушек быть не должно. Однако это значит, что игрушки не должны быть разложены по всему дому, "чтобы ребеночку бы чем поиграть в любом месте".

Игра для ребенка — занятие очень важное. Повторение определенных действий, связанных с игрой, позволяет ребенку развить и закрепить получаемые навыки. Кроме того, у ребенка появляется возможность освоить некоторые механические умения. Например, у ребенка есть игрушечный шкафчик с выдвижными ящиками. Однажды малыш обнаруживает выдвинутый ящик. Ощупывая новый предмет, он случайно задвигает его, а потом не знает, как вытащить обратно. Здесь метод проб и ошибок правомерно вступает в игру. Маленькие пальчики ковыряют шкафчик со всех сторон, исследуя загадочные щелки, и наконец — удача! Ящик снова выдвинулся. Если у ребенка будет достаточно запланированных возможностей развить свое умение, он научится самостоятельно искать и находить решение проблемы. Этот навык очень пригодится ребенку в старшем возрасте.

Уборка — еще одно занятие, в котором ребенок может участвовать под руководством родителей. Когда игра закончена, помогите малышу убрать за собой, но не делайте это за него. Скажите ему: "Ну вот, поиграли, теперь давай соберем игрушечки в коробку". Объявив о начале уборки, вы одновременно обозначаете условия игры. Одно из условий — игра не окончена, пока не собраны все игрушки. Процесс подбирания кубиков, машинок и куколок закладывает в ребенка представление о порядке. Кроме того, в ребенке зарождается чувство личной ответственности — а каждому обществу нужны ответственные граждане, иначе оно обречено.

В ясельном возрасте игрушки у детей должны быть простые: кубики, пирамидки, мячики, пластмассовые зверушки без мелких деталей и яркие книжки с твердыми обложками.

Date: 2015-09-26; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию