Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример диаграммы потоков данных (компьютерные курсы)





Процесс построения диаграмм потоков данных рассмотрим на примере абстрактной организации, занимающейся обучением работе на компьютере, – «КОМПЬЮТЕРНЫЕ КУРСЫ» («КК»). Сформулируем основные положения, описывающие деятельность автоматизируемой организации.

1. «КК» производит обучение пользователей ПЭВМ, включая начальное обучение, обучение работе с прикладными системами (редакторы, электронные таблицы, базы данных), обучение языкам программирования.

 

Рис. 2.8. Изображение копий внешней сущности (а) и

накопителя данных (б)

 

 

Рис. 2.9. Выбор иерархического уровня для накопителя

 

 

 

Рис. 2.10. Соответствие потоков данных

на различных иерархических уровнях

2. «КК» не имеет постоянного штата преподавателей, преподаватели приглашаются по мере поступления заявок на обучение.

3. Если на поступившую заявку не находится преподавателя, то она отклоняется.

4. Обучение проводится в группах или индивидуально.

5. Поступающие заявки могут быть групповыми (от организаций) и индивидуальными (от частных лиц).

6. На основании заявок от частных лиц могут формироваться группы или осуществляться индивидуальное обучение.

7. Групповые заявки оплачиваются организациями: «КК» выставляет счет, организация перечисляет указанную сумму и передает копию платежного поручения.

8. Индивидуальные заявки оплачиваются через кассу «КК», слушатель получает квитанцию об оплате.

9. «КК» имеет два компьютерных класса, в которых проводится обучение.

10. По окончании обучения слушатели сдают экзамен, после чего им выдается удостоверение об окончании курсов.

Разработку начнем с создания контекстной диаграммы, включающей две внешние сущности: «СЛУШАТЕЛИ» (обучаемые) и «ПРЕПОДАВАТЕЛИ» (рис. 2.11).

На контекстной диаграмме рассматриваемая система представлена одной вершиной типа процесс, для которой указаны потоки, связывающие ее с внешними сущностями.

Диаграмма потоков данных, описывающая функционирование рассматриваемой системы, приведена на рис. 2.12.

Построение диаграмм обычно ведется последовательно – от входа к выходу или наоборот. При этом рассматриваются события, которые побуждают систему функционировать (в нашем случае – поступление заявки), после чего анализируется цепочка процессов, обрабатывающих данное событие и формирующих выходные потоки системы.

Функционирование «КК» начинается с поступления заявки на обучение от внешней сущности «СЛУШАТЕЛИ». Процесс разбора заявок (процесс P2 на диаграмме) решает, может ли быть удовлетворена поступившая заявка. Для этого просматривается содержание накопителя «УЧЕБНЫЕ КУРСЫ», и если указанные в заявке курсы содержатся в накопителе, заявка поступает на дальнейшую обработку; в противном случае слушателю направляется отказ.

Процесс разбора заявок классифицирует заявку и помещает ее в один из накопителей:

· «ЗАЯВКИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» – заявки от частных лиц, в которых выражено желание заниматься с преподавателем индивидуально;

· «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАЯВКИ» – заявки от частных лиц или организаций на обучение одного слушателя в группе; такие заявки вынуждены ожидать, пока не наберется группа на требуемый курс;

· «ГРУППОВЫЕ ЗАЯВКИ» – заявки от организаций на обучение группы сотрудников.

Процесс формирования групп (P3) производит периодический анализ очереди заявок из накопителя “ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАЯВКИ” и, если это возможно, формирует группу для обучения (например, обеспечивается загрузка компьютерного класса на 80%). Информация о сформированных группах сохраняется в накопителе «ГРУППОВЫЕ ЗАЯВКИ».

Следующий процесс на диаграмме – процесс выбора преподавателя (P4) – обрабатывает заявки (как групповые, так и индивидуальные), подбирая преподавателя и формируя программу обучения. Предполагается, что в накопителе «ДАННЫЕ О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ» содержится информация о готовых к сотрудничеству преподавателях и их возможностях, в том числе об учебных курсах, которые может вести тот или иной преподаватель. Если подходящий преподаватель найден, то ему направляются соответствующие предложения. В случае согласия преподаватель составляет программу обучения, которая передается «КК» и сохраняется в накопителе «ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ».

После того как найден преподаватель и составлена программа, осуществляется оплата заявок (процесс P5). Слушателю направляется счет; счет оплачивается, и возвращается квитанция об оплате или копия платежного поручения. Для составления счета используется информация о почасовой ставке (размер оплаты), которую устанавливает преподаватель, и информация о продолжительности обучения, содержащаяся в программе обучения.

Формирование расписания (процесс P6) предусматривает составление проекта расписания и согласование его с преподавателем. Согласованное расписание занятий направляется слушателям. Для его составления используются данные о количестве и продолжительности занятий, содержащиеся в программе обучения, а также информация о расписании в компьютерных классах (свободное время, которое могло бы быть использовано для проведения занятий).

Последний процесс диаграммы – выдача удостоверений (P7) – на основании исходных данных по оценкам за выпускные экзамены, выставляемым преподавателем, направляет слушателям удостоверения об окончании курсов.

Рассмотренная диаграмма не претендует на полноту (например, неясно, что будет происходить, если не найден преподаватель (процесс P4), почему расписание не согласовывается со слушателями (процесс P6), что происходит, если слушатель не сдает выпускной экзамен, как происходит оплата преподавателя и т. д.). Вместе с тем приведенная диаграмма иллюстрирует общую схему функционирования «КК», а ответы на поставленные вопросы должны быть даны в ходе дальнейшего проектирования – уточнения и детализации диаграмм и процессов.

2.5. Пример диаграммы потоков данных («КоммИнфо»)

Рассмотрим пример системы другого класса – информационной системы для обслуживания запросов, имеющей центральную базу данных, откуда абоненты могут получать уже имеющуюся информацию и куда могут помещать свою информацию. Сформулируем основные положения, определяющие правила функционирования системы, под условным названием «КоммИнфо».

1. Система обеспечивает получение справок о предложениях по купле / продаже.

2. Примерная архитектура системы приведена на рис. 2.13. Система включает сервер, поддерживающий базу данных и обслуживающий запросы, поступают с ПЭВМ абонентов через телефонные каналы.

3. Организация или частное лицо, желающее пользоваться услугами «КоммИнфо», оплачивает регистрацию, после чего становится зарегистрированным пользователем (абонентом) – получает идентификатор пользователя (имя), пароль и необходимое программное обеспечение.

4. Абонент «КоммИнфо» может послать поисковый запрос для получения справки о предложениях по купле/продаже.

5. Абонент вносит плату за пользование системы. Система оценивает стоимость каждого поискового запроса и с определенной периодичностью формирует счет на услуги.

6. Абонент «КоммИнфо» может поместить на сервер информацию о собственных предложениях, указав срок ее хранения.

7. Абонент может удалить с сервера информацию о своих предложениях, если она потеряла актуальность.

8. Хранение информации абонента на сервере оплачивается в зависимости от продолжительности ее хранения и объема.

9. Абонент, просрочивший оплату услуг «КоммИнфо», отключается от системы (ему запрещается доступ) до тех пор, пока он не погасит свою задолженность.

10. Информация, хранимая на сервере, автоматически уничтожается по истечении срока ее хранения.

Контекстная диаграмма системы «КоммИнфо» приведена на рис. 2.14. В рассматриваемой системе могут быть выделены три группы функций:

· процедура регистрации абонента;

· процедура обслуживания запросов;

· процедура оплаты услуг.

Регистрация абонента (рис. 2.15, процесс P2) состоит в контроле оплаты, занесении реквизитов абонента в накопитель «СПИСОК АБОНЕНТОВ», а также сообщении абоненту его идентификатора и пароля доступа.

Обслуживание запросов (процесс P3) предусматривает:

· получение запроса содержащего, в том числе, идентификатор и пароль абонента;

· контроль идентификатора, пароля и платежеспособности абонента (информация поступает из накопителя «СПИСОК АБОНЕНТОВ»);

· формирование и передачу ответа на запрос;

· модификацию счета абонента в накопителе «СЧЕТА АБОНЕНТОВ» с учетом стоимости оказанных услуг.

Оплата услуг производится периодически (процесс P4), при этом используется информация из накопителя «СЧЕТА АБОНЕНТОВ», на основе которой составляется направляемый абоненту счет. При данных об оплате в накопителе «СЧЕТА АБОНЕНТОВ» регистрируется погашение задолженности. Если абонент пропустил установленный срок оплаты, то информация о его неплатежеспособности помещается в накопитель «СПИСОК АБОНЕНТОВ»; обслуживание запросов такого абонента прекращается.

Рассмотрим более детально процесс обслуживания запросов. Диаграмма, детализирующая этот процесс, приведена на рис. 2.16. Как следует из диаграммы, после приема запросы разделяются на два потока и помещаются либо в накопитель «ОЧЕРЕДЬ ПОИСК. ЗАПРОСОВ», либо в накопитель «ОЧЕРЕДЬ ЗАПР. НА АКТУАЛИЗ.» (запросы, содержащие информацию, подлежащую записи в банк данных). Процесс поиска информации (P6) выбирает очередной поисковый запрос и проводит его обслуживание; стоимость обслуживания регистрируется в накопителе «СЧЕТА АБОНЕНТОВ», а сформированный ответ заносится в накопитель «ОЧЕРЕДЬ ОТВЕТОВ». Процесс актуализации информации (P7) функционирует аналогично процессу поиска. Процесс передачи ответа (P8) выбирает очередной ответ из очереди и выдает его в канал связи. Накопитель «БАНК КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ» периодически модифицируется процессом удаления устаревшей информации (P9).

Каждый из приведенных на рис. 2.16 процессов, может быть, в свою очередь, уточнен. Диаграмма, приведенная на рис. 2.17, отражает стадии анализа полученного запроса.

Заметим, что полученный запрос остается без изменений как после идентификации абонента (процесс P11), так и после анализа платежеспособности (процесс P12); вместе с тем соответствующие потоки следует называть различным образом: идентифицированный запрос, запрос от платежеспособного абонента. Это связано с тем, что, несмотря на неизменность содержания, запросы меняют свое качество, так как предполагается, что неверные запросы и запросы от неплатежеспособных абонентов будут отклонены в ходе соответствующего анализа.

Date: 2015-09-25; view: 501; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию