Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные трактовки демократии





На протяжении веков опыт станов ления и развития демократических порядков в различных странах ана лизировался в философско-теоретическом плане, кроме того, иссле дователи давали эмпирическое описание ее разнообразных практик. При этом нередко отображение практического опыта тех или иных государств превращалось в создание нормативных моделей демокра тического устройства. Сегодня в политической мысли сложился не один десяток авторитетных теоретических представлений об этой форме организации власти. Однако, несмотря на разнообразие име ющихся теоретических трактовок демократии, все они, в конечном счете, могут быть сведены к двум наиболее общим интерпретациям природы.

Так, сторонники, условно говоря, «ценностного» подхода, при всех их идеологических разногласиях, рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти сово купность совершенно определенных идеалов и принципов, т.е. тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение. К этой группе, прежде всего, относятся авторы трак товки демократии как системы народовластия, что вполне соответ ствует ее этимологии (греч. demos — народ, cratos — власть). Наибо лее емко и кратко суть такого понимания демократии выразил А. Лин кольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа». Исходя из идеи народного суверенитета, приверженцы такого подхода расценивали демократию как фор му власти народа над самими собой, т.е. по сути дела сближали ее с понятием общественного самоуправления.

Еще в Древней Греции в качестве ценностных предустановок, обусловливающих понимание демократии, выступали идеи, отожде ствлявшие государство с обществом, отрицавшие понятие свободно го индивида и признававшие равенство по отношению к власти толь ко за частью общества («гражданами»). Иначе говоря, демократия рассматривалась в то время как форма правления неимущего боль шинства ради собственного блага. Такое понимание вызывало резко критическое отношение к демократической форме правления, про явившееся, впрочем, и на более поздних этапах истории политичес кой мысли.

К сторонникам ценностного подхода относятся и приверженцы философии Ж.Ж. Руссо, понимавшие демократию как форму выра жения всевластия суверенного народа, который как политическое целое отрицает значение индивидуальных прав личности и предпо лагает исключительно прямые формы народного волеизъявления, так как любое представительство интересов и граждан уничтожает на родный суверенитет. Марксисты также исповедовали ценности кол лективистской демократии (идентитарной); они опирались на идею отчуждения прав индивида в пользу коллектива, но при этом делали упор на классовых ценностях пролетариата, которые, по их мнению, выражали интересы всех трудящихся и обусловливали построение «со­циалистической» демократии.

Характерно, что такого рода идеи, приведшие на практике к ус тановлению коллективистских диктатур, по своей природе не отли чаются от образцов либеральной мысли, для которой главным усло вием формирования здания демократии также являются определен ные ценности, но ценности, отражающие приоритет не народа (коллектива), а человека. Так, Д. Локк, Т. Гоббс, Т. Джефферсон и дру гие основоположники либерального учения, исходя из способности народа к рационально-нравственному «самоопределению и волеобразованию» (Кант), положили в основу интерпретации демократии идею индивида, обладающего внутренним миром, изначальным пра вом на свободу и защищенность своих прав. Таким образом, равен ство на участие во власти они распространяли на всех людей без исключения. Государство же при таком понимании демократии рас сматривалось как нейтральный институт, основные функции и пол номочия которого определяются совместными решениями граждан и направлены на защиту индивидуальных прав и свобод.

Сторонникам такого предзаданного ценностями понимания демократии оппонируют приверженцы так называемого «рационально-процедурного» подхода. Философская база такой позиции основана на том, что демократия возможна лишь в условиях, когда распрост ранение ресурсов власти в обществе приобретает столь широкий ха рактер, что ни одна общественная группа не в состоянии подавить своих соперников или сохранить властную гегемонию. В таком случае наиболее рациональным выходом из ситуации является достижение компромисса и взаимное разделение функций и полномочий, обус ловливающих чередование групп у власти. Эти-то процедуры и техно логии установления подобного порядка и выражают существо де мократической организации политики.

Одним из первых такое понимание демократии закрепил М. Вебер в своей плебисцитарно-вождистской теории демократии. По его мнению, демократия представляет собой «средство» властвования, полностью обесценивающее все понятия «народного суверенитета», общей «воли народа» и т.п. Немецкий ученый полагал, что характер ные для нее прямые формы политического волеизъявления возмож ны только в строго ограниченных пределах (например, в древнегре ческих городах-государствах). Любая же организация представитель ства интересов граждан в сложных, больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за властью и аппара том управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру. Имея такой независимый от бюрократии источник легитимной влас ти, люди и будут иметь возможность реализовывать свои интересы. Поэтому демократия, по Веберу, есть совокупность процедур и со глашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».

Акцентируя процедурные и процессуальные аспекты демократии, Вебер практически полностью снимал идею участия масс в управле нии. По сути дела, подобное устройство власти невольно оправдыва ло ослабление контроля за лидером со стороны общественности, его дистанцированность от населения и их интересов, предполагало ут верждение цезаристского стиля управления, установление режима личной власти лидера. Однако Вебер считал такое развитие событий либо необязательным, либо сравнительно небольшой платой за под чинение обществу и власти пагубному влиянию бюрократии.

1.3. Современные теории демократии.

В современных условиях в политичес кой науке сохранили свое место мно гие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период.

Либеральная теория демократии основывается на англо саксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной мо дели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подго­товленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на пол номочиях и доверии, и определяются конституцией. Консти туция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственно сти за принимаемые ими решения.

Теория прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип предста вительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Об щая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.

Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Эн гельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каут ский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой сторо ны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологи чески фиксированная цель (построение коммунизма), ото рванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес»-, который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую во лю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалисти ческой демократии.

Социал-реформисты понимали демократию как определен ную форму компромисса, соглашения разнородных социаль ных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.

Наряду с перечисленными теориями демократии в современный период появился и ряд теорий, развивших основные идеи обозначенных концепций с учетом изменив шихся реалий, динамикой демократических процессов.

Так, сторонники теории партиципаторной демократии (т. е. основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе) отрицают принцип разделения поли тического труда. Они исходят из идеала индивидуального са моопределения автономной личности. Самоопределение лично сти рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах. При таком подходе фактически выравнивается и ответственность профессионалов и непрофессиона лов в управлении государством, что снижает особую ответственность избираемых обществом элитарных слоев.

В 60-х годах в западных странах демократия участия стала активно развиваться в различных формах самоуправления, новых соци альных движениях (например, движении «зеленых»), обществен ных инициативах, отрицающих государственное принуждение.

Однако в условиях практического расширения демократических порядков в мире наиболее активно развивались теоретические конст рукции в рамках процедурного подхода. Так, американский ученый И. Шумпетер в книге «Капитализм, социализм, демократия» (1942) сформулировал основные положения теории эгалитарного элитизма. В соответствии с ее основными положениями свободный и суверен ный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, кото рый впоследствии формирует правительство, а затем полностью от страняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечи вающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Демократия — это форма правления при посредстве народа, фор ма осуществления власти профессиональными политиками. Это не процесс формирования «общей воли» народа, а конкурентная борь ба групповых интересов, представляемых лидерами; механизм, по зволяющий рядовым гражданам определять состав руководства соци альной структурой, а руководству — легализовывать свою власть. В силу этого демократия понималась как институциональное мероприятие, важнейшими нормами которого признавались те, которые регулиро вали избирательное право, осуществление выборов, а также конку ренцию партий и элит.

Понимая демократию таким образом, Шумпетер видел ее глав ную проблему в отборе квалифицированных политиков. Сущностно важным для функционирования демократической формы правления он считал и стиль деятельности управляющих. В частности, по его мнению, правящие элиты должны принимать решения не только в понятных, но и в доступных для народа формах. Однако, учитывая профессиональный характер процесса управления, руководители не должны излишне вовлекать в разработку целей не готовых для этого людей. Политики должны обладать и определенными свойствами, в частности, обусловливающими самоограничение власти и препятствующими ее подчинению их корпоративным интересам. Для обес печения такого характера деятельности властей и бюрократия долж на строго придерживаться норм своей профессиональной деятельно сти, дорожа честью мундира и сохраняя приверженность интересам населения.

Данные идеи хоть и подчеркивают выдающуюся роль правящих кругов, но одновременно признают необходимость участия масс в процессе формирования демократического строя. В этом смысле они коренным образом отличаются от широко распространившихся в XX столетии элитистских теорий, связывающих сущность демократии только с деятельностью управляющих. Так, П. Барах, Дж. Сартори, X. Кене и ряд других ученых полагали, что самоуправляющийся де мос — это миф, а его склонность к политическому насилию пред ставляет угрозу общественным интересам. Поэтому, оценивая неук лонное возрастание роли элит в качестве предпосылки демократии, они расценивали расширение дистанции между управляющими и уп­равляемыми как залог стабильности, а не порок этой системы власти.

Значительный вклад в развитие теории демократии внесли и сто ронники плюрализма. Хотя впервые данный термин был введен в на учный оборот еще X. Вольфоном (1679-1754), для выработки демок ратической теории его стали использовать лишь в первой половине XX в. (Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль). В плюралистической концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в ус ловиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную игру, соревнование раз личных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений. Формирование и функционирование демократических порядков про исходит по мере использования механизмов и процедур («сдержек и противовесов»), позволяющих конкурирующим за власть группам из бегать монополизации какого-либо одного объединения за счет спло ченных действий ее оппонентов; достигать своих интересов благода ря заключению разнообразных компромиссов; поддерживать баланс отношений и таким путем снижать напряженность межгруппового противостояния. Следовательно, демократия как система поддержа ния динамического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства, включающего в себя различные группы с совпадающими позициями по тем или иным вопросам.

Практический опыт показал, что, при всех преимуществах тако го понимания демократии, применение данной модели власти воз можно только за счет распространения в обществе единых, базовых для всех групп идеалов и ценностей, отсутствие которых превращает межгрупповые различия в непреодолимое препятствие для принятия государственных решений. В рассматриваемой трактовке демократии слабо учитываются степень и характер влияния на власть различных групп, а также роль личности в политическом процессе.

Существенный вклад в развитие теории демократии внес А. Лейпхарт, предложивший идею консоциальной (consociational) демокра тии. Он также усматривал сущность демократии в процедурных ме роприятиях и, исходя из этого, разработал оригинальную модель «раз деления власти», предусматривающую обеспечение представительства интересов меньшинства, не способного получить доступ к рычагам государственного управления. В связи с этим Лейпхарт выделил четы ре важнейших механизма, которые могут дать им доступ к власти.

Такая модель предполагает прежде всего создание коалиционно го правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества. Крайне принципиальной является и роль технологий, обеспечивающих пропорциональное представительство разных групп населения при назначении на ключевые посты и распределении ре сурсов (в виде сохранения определенных квот для представителей меньшинств). В качестве принципиально важного условия перерасп ределения власти рассматривается и обеспечение максимальной ав тономии группам в решении ими своих внутренних вопросов (напри мер, в форме федерализма или культурной автономии). Исключи тельное значение для выработки этой модели демократии придается также предоставлению группам при выработке политических целей права вето, что предполагает при принятии окончательного решения не обычное, а квалифицированное большинство (в две трети или три четверти голосов), что давало бы представителям меньшинств до полнительные шансы на защиту своих интересов.

Однако на практике такая модель демократического соучастия во власти, направленная против оттеснения меньшинств на политичес кую периферию и в оппозицию, применима лишь в том случае, если группы имеют свою политическую организацию и проводят относи тельно самостоятельную политику. При этом характерно, что решаю щая роль здесь также признается за элитами, которые должны полу чить большую свободу и независимость от давления рядовых членов для заключения соглашений и компромиссов, которые могут не впол не одобрять их приверженцы. Это дает возможность избежать обо стрения противоречий, даже если на низовом уровне существуют не понимание между людьми, разногласия, а то и враждебность. Одна ко и при данном подходе предполагается наличие минимального консенсуса относительно основных общественных ценностей (напри мер, недопущения насилия или процветания государства). Потому-то особую важность такой автономный элитизм приобретает в глубоко разделенных обществах (например, в Северной Ирландии). В то же время особое положение элит провоцирует их эгоизм, ведет к непод отчетности руководителей членам группы. Вследствие этого консоциация как практическая модель демократии может применяться в основном в тех странах, в которых действует высоко ответственная элита.

Существенное распространение в последние годы получили и те ории рыночной демократии, представляющие организацию данной системы власти как аналог экономической системы, в которой про исходит постоянный обмен «товарами», в котором продавцы—носители власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддерж ку» избирателей. Таким образом, под политическим действием пони мается только электоральное поведение, в рамках которого акт подачи голоса трактуется как своего рода «покупка» или «инвестиция», а из биратели в основном рассматриваются как пассивные «потребители». Так что главная задача демократии состоит в применении избира тельных стратегий, которые должны связывать кандидата во власть с позициями избирателей. И хотя это создает простор для манипулиро вания волей граждан, такая «сфабрикованная воля» не меняет сути этой «демократии напрокат» (У. Грайдер).

Современное видение процедурных основ демократии не может игнорировать техническое развитие современного общества. Появле ние и нарастание роли электронных систем в структуре массовых коммуникаций неизбежно вызвало к жизни идеи теледемократии («киберократии»). В данном случае наличие традиционных для демокра тии процедур неразрывно связывается с уровнем технической осна щенности власти и гражданских структур системами интерактивного взаимодействия (ТВ, Интернет) во время выборов, референдумов, плебисцитов и т.д. Эта виртуализация политики ставит новые про блемы в области обеспечения интеграции общества, налаживания отношений с новыми общностями граждан (имеющих или не имеющих такие технические средства), изменения форм контроля власти за общественностью и, наоборот, снятия ряда ограничений на политическое участие, оценки квалифицированности массового мнения, способов его учета и т.д.

Признание того факта, что в политическую жизнь вовлекаются широкие слои населения, подтолкнуло ряд ученых значительно уси лить в рамках процедурного подхода роль рядовых граждан. Так, А. Этциони предложил концепцию «восприимчивой» общественной системы, при которой власть чутко реагирует на импульсы и табу, поступающие из недр общества. Именно такая восприимчивость, го товность к диалогу с гражданами и соответствует, по его мнению, демократической политике. Идеи Этциони, более высоко оценивающего роль общественности, нашли отражение и в концепции рефлексирующей (размышляющей) демократии. Основной упор в ней делается на процедуры, обеспечивающие не выполнение функций властью, а включенность в политическое управление общественного мнения и полную подотчетность ему властных структур. Включение идущей в обществе дискуссии об устройстве общественной и част ной жизни и, следовательно, возникающих при этом размышлений, неформальных рефлексий, оценок, убеждений, в которых риторика соединяется с разумом, в процесс принятия решений и формирует, по мысли сторонников данной идеи, те механизмы «народной авто номии», которые и составляют суть демократии в политической сфе ре.

Каждая из рассмотренных моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демокра тия менее всего подходит для радикального решения стратеги ческих проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность подоб ных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - очень пло хая форма правления, но, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».

Демократия, как сложная форма взаимоотношений власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся услови ях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.

 

 

3. Принципы избирательного права — основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Эти принципы обычно определяются конституцией и избирательным законодательством страны. Так, в РФ в 1997 г. принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который определяет основные принципы избирательного права в России.

К основным принципам демократического избирательного права относят:

• принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.

• принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;

• принцип тайного голосования касается процедуры выборов (голосование может проводиться только тайно);

• принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в России существует законодательно с 1993 г.);

• принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков (для сравнения, в дореволюционной России выборы были многоступенчатыми и предполагали наличие выборщиков нескольких уровней, которые затем уже сами выбирали кандидатов);

• принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;

• принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

 

4. Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Различают две основные формы правления - монархию и республику. Монархия - такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху) и передается по наследству, при этом монарх не несет ответственности перед населением. В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный (ограниченный) срок и несущие ответственность перед народом (избирателями).

Существуют две основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы.

 

Монархия как форма правления обладает следующими признаками:

• существование единоличного главы государства (король, царь, кесарь);

• власть монарха — полная, верховная, суверенная, безраздельная (слова употребляются как синонимы);

• трон занимается в порядке престолонаследия, т. е. путем передачи власти по наследственному праву или в порядке родства (фамильному праву);

• правление монарха — бессрочное, пожизненное;

• деяния монарха неподсудны, личность — неприкосновенна (свободен от юридической ответственности);

• монарх представляет государство во внешнем мире по собственному праву, а не по поручительству (мандату);

• эта форма правления имеет глубокие корни (истоки власти) в традициях культурных, духовных;

• опирается на патерналистское (монархическое) сознание в обществе (монарх воспринимается как патер, отец народов);

• поддерживается мифом о сакральности (божественности) власти;

• сопровождается иерархическим строением общества, замыкая вертикаль социальной пирамиды подданных.

 

К характерным признакам республики относятся:

• широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;

• участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов — всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов общественной и государственной жизни;

• разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями;

• избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени (по поручительству, мандату) народа;

• наличие конституции и законов, утверждающих основы (принципы) государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан.

 

 

Date: 2015-09-25; view: 1188; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию