Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семен Ремезов





 

Дела на западных рубежах государства складывались не слишком удачно, зато восточные границы России продолжали расширяться. В последние годы правления Ивана Грозного началось покорение Сибири, причем первыми в сибирские земли вступили не «государевы люди», а вольные казаки, которых наняли русские купцы. Среди атаманов казаков был и прославленный позднее былинами и песнями Ермак Тимофеевич, находившийся на службе у купцов Строгановых. Именно он с отрядом донских казаков перешел Уральские горы, разбил местного хана Кучума, с чего и началось покорение Западной Сибири.

Изначальное казацкое «написание» о походе Ермака не сохранилось, но именно оно легло в основу так называемой Кунгурской летописи, которую включил в свою «Историю Сибирскую» картограф Семен Ремезов.

 

Великий Господь Бог наш христианский, тот, что одаряет рабов своих, как Самсона, исполинской силой, Ермаку Тимофееву сыну Повольскому дал силу, счастье и храбрость смолоду, единственно всем сердцем и душой желать подвига.

И с таковой храбростью Герман, прозванный в дружине своей Ермаком и избранный, как видно, атаманом, на Хвалынском море и на Волге с многочисленной вольницей громил суда, да и в царской казне шарил.

Когда благочестивый царь Иван Васильевич услышал жалобы на них, то послал сильное свое войско, приказав всех перебить, а предводителей, поймав, казнить, дабы не смели казну его грабить и пути перекрывать.

Слышал Ермак от многих чусовских жителей про Сибирь. В 1578 и 1579 годах собравшиеся с Ермаком военные силы с Дона, Волги и с Яика, из Астрахани и из Казани, разбойничая, разграбили собственные государевы суда с послами, и бухар на устье Волги‑реки. А когда узнали про посланных царем для расправы, то некоторые из них разбрелись, а другие, более многочисленные, разбежались по различным городам и селениям.

Ермак побежал вверх по Волге и по Каме, и когда дошел до Орла городка, то многие припасы у Строгановых (купцов. – Ред.), оружие и проводников взял и побежал по Чусовой и речке Серебряной до волока. И перетащил суда на Тагил‑реку за два дня пути по волоку, а остальные суда на волоке оставили.

И подойдя к истоку Тагила‑реки в урочище речки Абугай в 1580 году с единодушной дружиной в 3000 человек, там покорили многие вогульские племена и добычу взяли, другие же [вплоть] до Тавды добровольно покорились; так и воевали всю зиму до весны.

Когда же началось весеннее половодье, то некоторые не пожелали с Ермаком воевать и ранеными назад в Русь возвратились, иные в обозе умерли, другие в походах погибли. И когда остались с Ермаком плыть [по реке] вниз 1636 человек, то собрали припасы себе на пропитание.

Когда пришла весна, то храбрые казаки, видевшие и понимавшие, что Сибирская земля богата и даже преизобильна, а живущие в ней люди не воинственны, поплыли вниз по Тагилу 1 мая, грабя суда по Туре. <…>

Когда Ермак находился в Чингиде, городе князя Чингиза, то войско его быстро уменьшалось от цинги и болезни чрева, а князь Кучум, ходивший в походы на Камыш, всех воинов сохранил, благодаря Бога, что рыбы сушеной, и ячменя, и полбы много приобрел.

Ближе к весне настало время Кучуму с подданных своих ясак собирать: соболей и лисиц, и других зверей, и рыбу. Послал [он] в Тарханский городок к мурзе Тархану дворецкого своего Кутугая. Тот и пришел с поборами. В тот момент в Тарханах казаки взяли его в плен. Тарханский городок был таможней Кучума, а не Чингиза. И привели его к Ермаку вместе с ясаком.

И вот Ермак расспросил у него с подобающим почтением все о царе Кучуме и об его образе жизни, одарив всех, сказал ему, что в гости приехал, казаки и пять человек атаманов показали силу свою и стрельбу из огнестрельного оружия. А те, никогда прежде не видевшие казаков, изумлялись, рассказав ему [Ермаку] все подробности о царе Кучуме и о народе. Ермак же отпустил их к Кучуму честь по чести, одарив их: Кучуму – челобитье и трезубец, подарки всем женам, челобитье князьям и остальным подданным [его] послал, и сказал, что возвратится назад, в Русь. <…>

Когда же открылся речной путь, в 9 день мая 1581 года, то [Ермак] поплыл вниз по Туре со всеми предосторожностями неспешно. Когда добрался до устья реки Туры, то здесь [его] ждали 6 князьков, Маитмаса, Каскара, Варварины, и сражались с ними многие дни.

Воинов же у Ермака осталось 1060 человек, но басурман множество перебили и с Божией помощью победили, и огромную добычу захватили, что стругам их не поднять было. И укрыли ту добычу в земле на устье реки Туры.

После первых боев с кучумлянами, 8 июня поплыли по реке Тоболу, воюя и живя в ратных трудах. Когда они доплыли до урочища Березовый Яр, то здесь тяжелые бои вели долгое время. Басурманы, словно овцы из пристанища своего стрекали, казаки же с Божьей помощью и появлением воинов силы Господней всех разгромили.

Отсюда поплыли вниз по Тоболу в 29 день июня и доплыли до урочища Караульный Яр. Здесь на Тоболе было место узкое. Кучумляне загородили [его] поперек железными цепями, чтобы удержать все струги, а казаков перебить. Был же тут Кучумов город [острожек] пограничный, есаула Алышая, и здесь сражались 3 дня, день и ночь, не щадя себя. И казаки победили, а цепи разорвали и проплыли под кустами таловыми.

И добравшись до устья реки Тавды и стояли неделю, размышляя, как бы пойти с проводниками назад, к верховьям Тавды, и через Камень назад возвратиться.

Кучума же вестовые беспрестанно извещали о большом скоплении казаков и о поражении своем, дескать, разгромлены, показывая раны свои от бердышей и палашей. Кучум же оплакивал их и еще сильнее ярился на казаков.

Ермак же с единомышленниками своими, надеясь на Божию помощь, поплыли вниз по Тоболу в 8 день июля и доплыли до мурзы Бабасана. А здесь у Ермака его сторожевой передний струг, за версту от него, захватили басурманы. Казаки же сразу нагрянули и ударили так неожиданно, что многие из противников враз оказались убитыми, другие же быстро разбежались в разные стороны, и так быстро освободили своих, хотя и искалеченных.

И тогда собравшееся войско чувашей, казачью орду, вогулов, остяков и всех татар Кучум отпустил из города своего с сыном своим Маметкулом по Тоболу навстречу Ермаку. Сам же устроил засеку около Чувашей на Иртыше, укрепив город, а в устье Тобола крепкий дозор поставив.

Такой отряд [во главе] с царевичем Маметкулом встретил Ермака в 21 день июля в Бабасанах у устья старицы на Тоболе. И сражались нещадно врукопашную, так рубились, что кони по чрево бродили в крови их и мертвых телах нечестивых. И вели бои 5 дней, держась, не пропуская струги вниз. В конце концов с Богом казаки победили, а противники отступили, и царевич бежал. И после явления [им] святителя Николы чудотворца, который велел дерзнуть, поплыли вниз.

И приплыли к устью Турбы, к концу Долгого Яра, в 26 день июля на восходе солнца. И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака. Казаки же совсем испугались и причалили к острову повыше Яра, поразмыслили, помолились святой Троице, пречистой Богородице и прочим святым с усердием.

И после явления Спасителя, когда Ермак и казаки увидели, что хоругвь с Его изображением, почитаемая среди казаков, сама собой [снялась] с места и пошла вперед вниз, вдоль левого берега. Нечестивые же выпустили стрелы без числа, словно дождь, с горы на струги. Но это место, спасенные Богом, проплыли, что и волоса с их головы не упало. Когда же приплыли, то хоругвь сама на свое место встала.

В то же время виделся басурманам около противоположного берега во облаках, в ярком сиянии, царь величественный и самый прекрасный, и множество вооруженных воинов, летящих и несущих Его престол на плечах своих чудесным образом; и грозил им царь, в левой [руке] обнаженный меч держал против них. О чудное видение Божьего Суда! По их же басурманским рассказам, когда кто‑нибудь из сильных стрелял издали в него, то у тех руки цепенели и луки ломались.

И когда увидели басурманы, какой с казаками царь величественный и страшный приближается [грядет] со [своим] войском на бесчестье и погибель их, то очень испугались и растерялись, что не только злоумышлять против них, но и взглянуть на казаков из‑за этого не могли. А когда Кучуму и приближенным его рассказали увиденное, то этого предзнаменования Кучум и басурманы очень испугались.

Первого августа, видя таковое, раб Божий Герман с сильной и единодушной дружиной своей постился, и вот с Божией помощию стремительно двинулся на город Карачин, Кучумова думного боярина Карачи. И во время этой битвы снова увидели басурманы и сами Герман и казаки в зримом образе Спаса, помогающего им, отводящего стрелы, летящие на них, вооружились терпением, сражаясь с басурманами до победного конца, чувствуя явную к себе Божию милость и крепкую помощь.

И тот город Карачин захватили, а в нем огромную добычу: золото и серебро, и камни драгоценные, и жемчуг, и мед, и скот. И жили здесь две недели Госпожина поста, постоянно соблюдая пост и молитвы с усердием вознося к Богу, чтобы сохранил живыми и даровал победу над всеми басурманами, да возвысится им и прославлена будет христианская твердость и Божия десница к царю праведному прострется.

Кучум же и басурманы от великого ужаса по всем дорогам расставили неисчетные караулы, чтобы никто из казаков даже птицей мимо не пролетел, надеясь, [что] увидев силу, казаки возвратятся на Русь, так как испугаются превосходства в силе, и всюду подстерегали казаков, чтобы убить. Но увидев на дороге передовую казачью заставу, крылатых воинов, испугались их. <…>

Ермак же с дружиной жил в Карачинском городке в ежедневном посте до 8 сентября 1581 года, а в Воздвиженье отправился, согласно предначертанию, на город Кучума. А доплыв до устья Тобола к реке Иртыш и увидев замутненную воду, засомневался: в устье Иртыша войско Кучума такое многочисленное, как горы и леса, как бесконечные пески, а из воинов Ермака осталось после боев 45 человек. И пошли вверх по Иртышу под прикрытием правого берега. Басурманы же, гонимые невидимой Божьей силой, бежали без оглядки, словно огнем палимые.

И дошел Ермак с казаками до Заостровных юрт, и здесь захватил городок мурзы Атика, и со всей добычей своей засел в городке в осаде. И ту ночь всю без сна провели в серьезных спорах. Одни хотели попробовать бежать на Русь, другие же говорили: «Вместе разбойничали на Руси, своих христиан убивали на Волге, погибнуть могли, единодушно держались и погибали. А ныне куда пойдем, ведь зима близка? Ермак и атаманы, подобает нам умереть по‑христиански храбро за веру христианскую, и да прославит Бог и в будущем род наш!»

И остались в Атинском городке с большими предосторожностями, так как видели такое множество басурман, что одному [казаку] [пришлось бы] биться с десятью или двадцатью ратниками, а городок тот обложили со всех сторон, словно облако темное. А в черте города, где ныне соборная церковь, Ермак и бывшие с ним наблюдали видение, видели они огненный столб и город, и звон до облаков, и указывающего перстом на [то] место [и перст указующий]. И поняли, что Бог прославит место это именем своим святым и славным.

И 1 октября вышли [казаки] на бой с кучумлянами в стругах к засеке и отсюда пошли на приступ, смело сражаясь с самим Кучумом, желая взять город Чувашский на горе Чувашской и здесь осесть на зиму, дескать, в осаде будем надежно укрыты, так как укреплен был город Чувашский окопами [редутами]. И в тот день сразившись, проплыли обратно невредимыми помощию великого Бога, в Атинский городок возвратились и засели в нем.

В городке Атинском [казаки] жили на протяжении долгого времени, то подступая к засеке, то снова возвращаясь в Атинский городок, понимая, что зима идет, припасов на пропитание себе добыли, ячменя и полбы, и овса, только мало.

И тогда задумали все казаки завершающий удар, и была это битва с кучумлянами четвертой. Кучум же стоял на горе у засеки с сыном своим Маметкулом. И тогда казаки по воле Божьей вышли из городка, едногласно восклицая: «С нами Бог! Подумайте, язычники, и покоритесь, потому что с нами Бог!» И 23 октября началось сражение и произошла великая битва, дрались врукопашную, побеждая противников своих. Кучум же с горы стрелял. Казаки же из огнестрельного оружия множество нечестивых подстрелили, убивая насмерть. Нечестивые же, понуждаемые Кучумом, от казаков сильно пострадали, сражаясь не по своей воле, плакали, умирая.

Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли. У чувашей было 2 пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш. Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то, видя большие потери среди своих, молилися со слезами сам и все неверные, приказав агунам и абызам своим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их, и оказался [Кучум] беспомощен и опозорен, тесним невидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно.

24 октября князьки низовских остяков раньше всех из подданства и власти Кучума вышли и сразу бросились бежать без оглядки по своим местам, и стали жить, словно звери, в дремучих лесах, да спрячутся от русских людей. Остался этот их обычай и до наших дней при нынешнем поколении так вот бежать и становиться безродными.

25 октября Кучум, в усталости и печали лежащий на постели своей ночью, видение от Бога получил: внезапно отверзлись небеса с четырех сторон света, движущиеся его уничтожить воины светлые, вооруженные, крылатые и грозные; и дойдя до улуса его, окружили все войско его, говоря: «Нечестивый сын темного демона Бахмета, отступись от этой земли, ибо Господня земля и все живущие на ней христиане благословенны, ты же беги в места своего обитания поближе к пропасти окаянного демона Бахмета». И вскочив, Кучум затрепетал всем телом и так сказал: «Бежим отсюда, очень страшное место, да не погибнем». И ангел Господень погонял их, ибо путь их темен и скользок.

В тот же день под вечер и вогулы также бежали тайком с оборонительной линии Кучума в места своего обитания за Яскалбинские непроходимые болота и озера, отмстит, дескать, им Ермак и плохо кончат, вот и забежали с семьями своими в непроходимые места, чтоб скрыться, так что до сих пор в заросших болотах и озерах видны идущему на лыжах валы со всех сторон [спереди и сзади, с обеих сторон].

Когда же увидел Кучум царства своего окончательное падение и гибель всех, то бежал из города своего Кашлыка, который Сибирью называется, в 26 день октября, после видения, ночью, собравшись тайно, всем своим сказал: «Бежим без промедления, а то все в страхе погибнем от казаков внезапной [мгновенной] смертью». И все из города без оглядки бежали в Степь, в Казачью Орду на прежнее свое место. А Чувашский и Кашлык, Сузгун, Абалак и прочие города, гонимы невидимой Божьей силой, оставили опустевшими.

Еще вечером 25 числа, когда прекратилась подчувашская битва, казаки отошли за реку и заночевали, [поставив] стражу. Утром же вставши, помолились Богу и восславили явившегося им, чтобы защитить их в городе, великомученика Димитрия Солунского, и пошли без страха в город в 1582 году, в 26 день октября. <…>

Пронесся слух о Ермаке и о казаках по всей Сибирской земле, и напал страх Божий на всех живущих повсюду в той земле басурман. И на четвертый день после взятия Сибири демьянский князь Бояр с многочисленными подарками пришел к Ермаку, и необходимые припасы принес, и ясак дал. Ермак же, по достоинству наградив, отпустил их. А после того начали ходить постоянно живущие поблизости татары с женами и с детьми, и с родичами, давая ясак. И разрешил им Ермак жить по‑прежнему в домах своих, как жили и при Кучуме. <…>

Посоветовавшись с дружиной своей единодушной, Ермак написал послание благочестивому царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, объявляя о раскаянии своем, сообщая о походах так: «Низложил Кучума‑царя спесивого, и все города его захватил, и разных князей и мурз татарских, вогульских и остяцких с прочими народами под державную руку его привел, и ясак собрал, и послал к тебе, государю, с атаманом Иваном Кольцовым и казаками в 26 день декабря». А проводником до Великой Перми у них был яскалбинский князь Ишбердей со своими вогулами. Оттуда и в Москву пришли.

Когда же пришли в Московское царство к благочестивому государю царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, то отписку и ясак вручили. Когда же начали читать [отписку] и услышал государь, что взято царство Сибирское и царь низложен, а народы – татар, вогулов и остяков – в подданство привел, и ясак собрал, и послал с атаманом и прочими, то очень обрадовался и восславил Бога, а Ермаку послал богатые подарки: два панциря, и кубок, и шубу свою, атаманов же денежным жалованьем и подарками одарив, и сразу к Ермаку отправил с жалованной и наградной грамотами тем же путем, каким приехали.

А преданный слуга царев, крылатый слуга Христов, прилетев к Ермаку в том же 1582 году в первый день марта, принес от государя жалованные и наградные грамоты Ермаку и атаманам, пяти человекам, и остальной дружине. Ермак же, приняв царские подарки: 2 панциря, кубок, шубу и сукно, восславил Бога и очень обрадовался, так и атаманы и казаки сукнам и деньгам радовались, торжественно празднуя [ликуя от радости].

 

Ермак погиб в 1585 году, угодив в засаду на Иртыше.

 

Ермак же, видя гибель своих и [не ожидая] помощи ниоткуда для своего спасения, бежал в струг свой, но не мог допрыгнуть: облачен был в два царских панциря. Струг же отплыл от берега, а [он], не доплыв, утонул месяца августа в 6 день. Когда же остальные казаки в городе получили известие, то горько оплакивали его, ведь был он смел и умен, рослый и видный собой, и мудростью наделен в нужной мере, широколиц, борода и волосы черны, кудреват, роста среднего, сутуловат, широкоплеч.

 

С походов Ермака и других казацких атаманов Россия начала «прирастать Сибирью». Царь Иван не узнал о гибели Ермака – он скончался годом ранее, и наследовал ему на троне слабоумный сын Федор, окруженный так называемым «опекунским советом». Правление Ивана Грозного сопровождалось многочисленными бедствиями и смутами, а его смерть принесла стране династический кризис, завершившийся нашествием поляков, оккупацией России и сменой правящей династии.

 

Date: 2015-09-18; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию