Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славяне Черняховской культуры





На рубеже II и III вв. н.э. готы вместе с восточногерманскими племенами и славянами, переместившиеся в «страну Ойум» в Севернопричерноморском бассейне, образуют новое крупное культурное образование, получившее название по од­ному из раскопанных могильников у с. Черняхов в Среднем Поднепровье — Чер­няховская культура. В III—IV вв. она рас­пространяется на широкой территории от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке и включает в свой состав местное сарматское население. Впоследствии после ухода в конце IV в. в готов на Запад в результате процессов ассимиляции славянами восточногерманцев и сарматов на этой территории появились анты.

М.Б.Щукин (вслед за Ю.В.Кухаренко) утверждает, что черняховская культура сформировалась на Волыни и в Верхнем Поднестровье на основе вельбарских (носи­телями которых были готы и другие гер­манские племена) и пшеворских (вандалы и другие германские племена, но допускает­ся, что в составе этого населения могли быть и славяне-венеды) древностей. Отсюда в условиях миграции носителей Черняховской культуры последняя постепенно распространилась на широких просторах Северного Причерноморья, впитав в себя разноплеменные массы местного населения.

Согласно В.Д.Барану, мнение которого разделяют многие украинские археологи, Черняховская культура возникла в результате интеграции многих предшествующих культур — пшеворской, зарубинецкой, липицкой, сарматской и позднескифской и при воздействии вельбарской и киевской культур в условиях активного провинциально-римского влияния. В разных регионах Черняховской территории проявляются осо-бенности названных субстратных культур, свидетельствуя об этническом многообразии населения. По мнению В.Д.Барана, локальные особенности Черняховской культуры верховьев Днестра и Западного Буга, сопоставимые с раннесредневековыми древностями славян пражского типа, дают основание рассматривать этот регион как раннеславянский.

Этническая неоднородность населения Черняховской культуры не подлежит сомнению. Располага­ются черняховские поселения обычно вблизи воды на первых надпойменных террасах. В плодородных чернозем­ных регионах преобладают крупные селе­ния площадью около 5—10 га, наиболее крупные из них достигают 20—30 га. Вместе с тем, на всей территории Черняховской культуры встречаются и менее крупные поселения, довольно много и небольших площадью 0,5—1,5 га. Жилые постройки располагались в боль­шинстве случаев свободно в один-три ряда вдоль береговой линии, но извест­но и немало поселений с кучевой бессистемной застройкой. Хозяйственные и производственные строения устраивались поблизости от жилищ. Нередко хозяйственные и жилые постройки объединялись под одной крышей. Полуземляночные и наземные жилища черняховцев с глиняными стенами на каркасном основании имеют прототипы в домостроительстве пшеворской, зарубинецкой и вельбарской культур.

Могильники черняховской культуры бес­курганные. Устраивались они на более вы­соких террасах, чем поселения, у кромки берега. Могильники преимущественно круп­ные, функционировавшие продолжительное время. Характерной чертой является то, что на одних и тех же черняховских могильниках совершались и трупоположения (германцы и сарматы) и трупосожжения (славяне). Выяв­лены только единичные памятники, в кото­рых имелись захоронения по одному обряду либо ингумации, либо трупосожжения. Умерших в могилы укладывали обычно в вытянутом положении на спине, головой на север или запад. Был распространен ритуал разрушения останков умерших. Многие трупоположения, ориен­тированные головами на север (от 25 до 100% в разных могильниках), при раскоп­ках оказываются разрушенными в верхней части туловища, обезглавленными или даже потревоженными целиком. Среди погребе­ний с западной ориентировкой следы подо­бного ритуала встречаются весьма редко. Как трупоположения, так и трупосож­жения нередко сопровождались вещевым инвентарем — глиняными сосудами, украшениями, бытовыми предметами, орудиями труда. Среди трупоположений с северной ориентировкой свыше 80% сопровождались инвентарем, более половины погребений с западной ориентровкой принадлежит к без­ынвентарным. Захоронения по обряду кре­мации заметно уступают трупоположениям по количеству вещевого материала.

Доминирующей ориентировкой Черняховских трупоположений была северная - наследие сарматского погребального ритуала. Однако обряд трупоположения с северной ориентировкой известен и среди гото-гепидского населения. Он мог быть принесен в Северное Причерноморье второй миграционной волной, датируемой серединой III в. В немалом числе Черняховских погребе­ний зафиксированы трупоположения с со­гнутыми в коленях или скрещенными нога­ми. Такая обрядность была обычной для сарматов на разных стадиях их истории. Распростране­ние подобных погребений в Черняховской культуре можно поставить в связь с сарматским ритуалом, но отдельные трупоположения с согнутыми или перекре­щенными ногами известны еще на могиль­никах римского времени на Готланде, в Южной Швеции и на нижней Висле. По­этому не исключено, что какая-то часть подобных трупоположений в Черняховских могильниках связана и с готами. Выявлен­ный в единичных могилах Черняховской культуры ритуал при­жизненной деформации черепов относится к сарматскому наследию. Широкая распространенность сарматских ритуалов в погребальных древностях Черняховской культуры дает основание утвер­ждать, что ираноязычное население Север­ного Причерноморья вошло в состав носи­телей Черняховской культуры в качестве од­ного из основных этнических компонентов.

Металлографический ана­лиз железных изделий Черняховских па­мятников Поднепровья, Побужья и Молда­вии показал, что в развитии кузнечного дела фиксируются элементы скифо-сарматского ремесла, но основные приемы обработки железа являются пшеворскими, наследовавшими кельтскую технологию.

.

О значительном участии пшеворского населения в формировании Черняховской культуры свидетельствует лепная керамика. Некоторые формы лепной посуды имеют сарматские истоки. Выявляются также параллели с гето-дакийскими древностями, есть сосуды достоверно вельбарского происхождения, отдельные формы обнаруживают сходство с керамикой приэльбских германцев. Но наиболее распространенными в Черняховской культуре были лепные сосуды сопоставимые по форме и другим особенностям с пшеворской глиняной посудой.

Присутствие в погребениях Черняховской культуры вымосток из камня и иных каменных конструкций следует рассматривать как результат влияния северногерманского погребального ритуала. Подобные конструкции из камней составляли характерную особенность захоронений римского времени в Скандинавии и на Готланде. В Черня-ховском ареале применение камня в погребениях зафиксировано преимущественно в Северо-Западном Причерноморье, где захоронения с каменными конструкциями со-ставляли в некоторых могильниках от 3 до 15% общего числа исследованных. Заслужи-вает внимания то, что каменные выкладки совершались и там, где поблизости не было камня и, следовательно, для совершения ритуала его приходилось привозить. Кроме региона, примыкающего к Черному морю с северо-запада, захоронения с применением камня открыты в единичных случаях на нижнем Днепре, где наблюдаются и другие германские культурные элементы, а также по пути миграции готов и других восточно-германских племен к Черному морю. О разрозненном расселении германского населения говорят и находки в Черняховских погребениях костей птиц, связанным с обычаем у части германцев сопровождать умершего заупокойной пищей. При раскопках Черняховских могильников кости птиц в качестве жертвенной пищи зафиксированы в значительно меньшем числе погребений по сравнению с захоронениями, содержавшими кости овец и баранов и отражающими сарматский ритуал.

О наличии в составе Черняховского на­селения германского этнического компонен­та свидетельствуют и находки вещей с ру­ническими надписями.

Выделяется два региона Черняховской культуры со своими специфическими осо-бенностями, которые связаны со славянским элементом. Один из них — Верхнеднес-тровский — занимает бассейн верхнего течения Днестра со смежными землями вер-ховьев Западного и Южного Буга. Этому региону придает особое значение и В.Д.Баран. Отмечая его локальные особенности (широкое распространение полуземляночных жилищ и преобладание лепной керамики), возникшие на основе пшеворских и зарубинецких древностей, исследователь отмечает близость этих черт достоверно славянским культурам раннего средневековья. Это был регион первоначального становления Черняховской культуры, откуда она распространялась по широкой территории. Спецификой этого региона является также крайняя малочисленность скифо-сарматских особенностей в обрядности и материальной культуре черняховских памятников. В этом регионе открыто немало могильников, в которых преобладали погребения по обряду кремации умерших. Все свидетельствует о доминирующей роли славянского этноса в Верхнеднестровском регионе. Другим регионом Черняховской культуры с концентрацией пшеворских особенностей является Подольско-Днепровский, простирающийся от верхнего и среднего течения Южного Буга до левобережья среднего Днепра. Однако в отличие от Верхнеднестровского в этом регионе фиксируется и множество погребений с сарматскими чертами. Существенно то, что количество трупосожжений в этом регионе со временем постепенно, но заметно увеличивалось: численность таких погребений, относимых к IV в., значительно выше, чем в предшествующее столетие. В Подольско-Днепровском регионе в большем количестве, чем в других частях Черняховской культуры, открыты захоронения по обряду трупоположения с западной ориентировкой. Как известно, для славянского похоронного ритуала, судя по средневековым материалам, было характерно положение умерших в могилы с западной ориентировкой. Целый ряд фактов свидетельствует, что эта черта обрядности славянства восходит к языческой поре, когда было принято класть умершего на погребальный костер головой на запад, то есть навстречу лучам восходящего солнца. Весьма вероятно, что смена меридиональной ориентировки на западную в Подольско-Днепровском регионе была следствием воздействия славян — носителей пшеворских особенностей на потомков скифо-сарматского населения. Согласно раннеславянскому погребальному ритуалу, умерший не сопровождался многочисленным инвентарем, большинство языческих захоронений в славянском мире является безынвентарными, либо сопровождаются единичными вещами. В безынвентарности Черняховских трупоположений с западной ориентировкой Подольско-Днепровского региона видно славянское влияние.

Южная граница Подольско-Днепровского региона не была четкой. Пшеворские элементы выявляются также в нижнем течении Днепра и в Прутско-Днестровском междуречье. Нужно полагать, что в III—IV вв. отдельные группы славян достигали и этих земель. Судить о роли и месте славян в междуречье Днестра и нижнего Дуная также трудно. Большое число погребений по обряду трупосожжения, фиксируемое здесь в отдельных могильниках, может быть обусловлено значительным вкладом в генезис Черняховского населения Северо-Западного Причерноморья гето-дакийских племен. О проникновении славянского населения в эти земли можно судить по распространенности в отдельных памятниках пшеворских особенностей. Вполне очевидно, что черняховское население Северо-Западного Причерноморья было весьма пестрым в этническом отношении, но господствовали здесь, нужно полагать, готы. Это была Готня, известная по письменным памятникам IV—V вв. Термином «гот» авторы исторических трудов этого времени собирательно обозначали этнически различные племена, среди которых были и сарматы, и фракийцы, и, нужно полагать, славяне. Исследователи не раз обращали внимание на информацию историка последней четверти IV в. Аммиана Марцеллина, что готы, устремляясь в битву, «издавали шум на разных языках».

На основании различных данных в истории славяно-иранских языковых и культурных отношений выделяется период, характеризуемый активным воздействием иранского населения на одну из крупных частей славянства. Существенно то, что это влияние не затронуло весь славянский мир, а коснулось только его юго-восточной группы. Проявляется иранское влияние и в языковых материалах, и во многих сторонах культуры.

Следы иранского языкового воздействия на часть славянства обнаруживаются как в материалах лексики, так и в элементах фонетики и грамматики. В.И.Абаев показал, что изменение взрывного «г», свойственного праславянскому языку, в задненебный фрикативный «г» произошло лишь в ряде славянских наречий в условиях скифо-сарматского взаимодействия. Поскольку фонетика, как правило, не заимствуется у соседей, исследователь утверждает, что в формировании южной части восточного славянства (будущие украинские и южнорусские говоры) участвовал скифо-сарматский субстрат.

Тот же исследователь допускает, что результатом скифо-сарматского воздействия было и появление в восточнославянском языке генетива-аккузатива и близость восточнославянского с осетинским в перфектирующсй функции превербов. В.Н.Топоров объясняет беспредложный локатив-датив в славянском языке воздействием иранцев. Эти фонетические и грамматические изменения в славянском языке региональны, охватывают лишь юго-восточные части древнего славянского мира.

Исследователи давно обратили внимание на иранское происхождение восточнославянских языческих богов Хорса и Симаргла. Было достаточно убедительно показано, что они имеют скифо-сарматское начало и должны рассматриваться как заимствованные от иранского населения Северного Причерноморья.

Среди русских вождей, подписавших в X в. договор с Византией, были лица с именами иранского происхождения — Сфанъдръ, Прастенъ, Истрь, Фрастевгь, Фуръстенъ и другие. Вполне очевидно, что в составе древнерусского общества имелись потомки ираноязычного населения.

Количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, что возникает вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства. Вполне очевидно, что это историческое явление затронуло лишь часть славянского мира и часть иранских племен. В этот период, по-видимому, часть славянских племен и скифо-сарматы жили на одной территории, смешиваясь между собой, в итоге ираноязычное население было ассимилировано

 

Date: 2015-09-18; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию