Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности зарубинецкого субстрата славян





Уже во второй половине I в. до н.э. пшеворское население догерманского периода начинает продвигаться в юго-восточном направлении: памятни­ки пшеворской культуры распространяются на верхнем Днестре и в западноволынских землях. В середине I в. н.э. пшеворское население этих регионов смешивается с зарубинецкими и липицкими племенами, в результате образуется особая культурная группа — волыно-подольская (вторая по­ловина I — II в. н.э.). Она характеризуется сочетанием характерной пшеворской кера­мики раннеримского времени с лепными горшками, мисками и дисками-сковородка­ми, свойственными зарубинецким древнос­тям, а также гончарной и лепной посудой, обычной для липицкой культуры. Вхождению населения зарубинецкой культуры в состав славянского этноса способствует то, что образовались зарубинецкие племена примерно в тот же период, что и славяне-пшеворцы и возможно по причине переселения тех же восточных кельтов.

Анализ материа­лов наиболее ранних погребений из заруби­нецких могильников Припятского Полесья показывает, что формирование рассматри­ваемой культуры здесь было в основном результатом расселения среди скифского населения при­шлых групп из Повисленья с территории лужицко-подклешевой культуры. Скиф­ское население этого региона в своей ос­новной массе вошло в состав зарубинецкого. Зарубинецкая куль­тура в Среднем Поднепровье не могла быть результатом простого эволюционного раз­вития местных древностей, так как произошла смена погре­бальной обрядности и возник ряд но­вых элементов культуры. Верхнеднепровский регион зарубинецкой культуры в предшествующее вре­мя был занят племенами милоградской культуры, одной из периферийных групп балтов. Некоторая преемственность, наблюда­емая между милоградской культурой и зарубинецкими древностями этого региона, также указывает на то, что аборигенное население в процессе становления новой культуры смеша­лось с пришельцами. Импульсом перемещения отдельных групп населения из Повисленья в Днепров­ский регион несомненно послужила экспан­сия восточных кельтов. Кельтское культурное проник­новение в период формирования заруби­нецкой культуры достигло днепровских зе­мель. Здесь выявлены не только отдельные находки кельтских бронзовых украшений и предметов личного убора, но и комплексы, прямо свидетельствующие о проникновении далеко на восток отдельных небольших групп кельтского населения. Все зарубинецкие могильники бескурган­ные. Господствовал обряд кремации умерших. Трупосожжения осуществлялись несколько в стороне от могильника; остатки кремации собирались и ссыпались прямо на дно могильной ямы или помещались в глиняные сосуды-урны, которые ставились в ямы. Большинство поселений состояло из 7—12 жилищ, но известны и более крупные селения. В среднеднепровском регионе около по­ловины исследованных захоронений содер­жали кости домашних животных (свиньи, овцы, коровы) — остатки положенной в могилы ритуальной пищи. Это наследие ритуала местного скифского населения. В V— III вв. до н.э. в Среднем Поднепровье напутственная пища помещалась скифами почти во все могилы. В среднеднепров­ском регионе нередкими находками были также конические крышки, оканчивающие­ся высокой полой ручкой. Подобные крыш­ки имели хождение среди скифского насе­ления в IV—III вв. до н.э. Основой экономики населения рассмат­риваемой культуры было земледелие, на что указывает и тяготение поселений к наибо­лее плодородным участкам, и находки сер­пов, зернотерок, а также обнаружение от­печатков злаковых растений. Нужно по­лагать, что почвы обрабатывались деревян­ными ралами простейшего устройства. Подобные рала найдены и в некоторых местах Поднепровья и все они относятся к скифской культуре. В кузнечном деле использовалось низко­сортное кричное железо. В южных районах Среднего Поднепровья кузнецы знали сталь. Как полагают специалисты, ее получение восходит к скифскому ремеслу. В этом же регионе выявлены технологические приемы («пакетирование» изделий, цементация лез­вий с последующей закалкой), свидетельству­ющие о восприятии зарубинецкими кузнеца­ми кельтской (латенской) железообработки. Еще в I в. до н.э. в жизни зарубинецкого населения Среднего Поднепровья про­исходят заметные перемены, вызванные экспансией сарматов в западном направле­нии. Укрепления раннее функционировав­ших городищ усиливаются (Пилипенкова Гора, Монастырек), возникают новые (Ба­бина Гора, Ходосовка и др.). Часть населе­ния перемещается в труднодоступные мес­та, а крупные массы его уходят в глухие районы Подесенья и на Южный Буг. В глиняной посуде ряда поселений проявляются отчетливые пшеворские особенности, получают хождение сред­неевропейские фибулы. Появление новых элементов может быть объяснено только притоком сюда пришлых групп населения из пшеворского ареала. При этом наблюдаются и другие изме­нения — меняется топография поселений и характер домостроительства, прекращают функционировать прежние могильники. На смену характерной зарубинецкой керамике распространяются грубые лепные сосуды, среди которых немалую часть составляют формы, свойственные пшеворской культу­ре. Классическая зарубинецкая культура в Среднем Поднепровье, таким образом, пре­кращает свое развитие, формируются новые культурные группы, именуемые в археологической литературе позднезарубинецкими. В верхней части бассейна Южного Буга, зарубинецкое населе­ние появилось в I в. до н.э. В середине I в. н.э. число зарубинецких поселений здесь заметно увеличивается. Изменяется и облик культуры, что было обусловлено, инфильтрацией в этот регион населения пшеворской культуры. Формы лощеной и грубой посуды Побужья продолжают традиции керамики среднеднепровского варианта классической зарубинецкой культуры. Однако весьма рас­пространенные сосуды баночных форм бес­спорно имели пшеворское происхождение. В середине I в. н.э. зарубинецкое насе­ление, не смешавшееся с пришлым пшеворским, полностью покидает Припятское Полесье. Уход зарубинецкого населения с Припяти связан с движением в восточном направле­нии пшеворского населения. Переселялись носители зарубинецкой культуры в основном на се­веро-восток, преимущественно в бассейн Десны. В Брянском Подесенье носители зару­бинецкой культуры впервые появились в I в. до н.э. Здесь они расселились среди племен юхновской культуры, принадлежа­щих к днепровской группе балтов. В первое время в культуре деснинских памят­ников пришлые элементы сочетались с юхновскими В конце I в. н.э. археология фиксирует в Брянском Подесенье новый крупный приток зарубинецкого населения. Заметно увеличивается число поселений, отмечается значительный рост их размеров (площади селищ достигают 15—20 тысяч кв.м). Приток новых групп населе­ния исходил в основном из Припятского Полесья и был довольно мощным. В южных регионах Поднепровья и на Южном Буге зарубинецкое население и его потомки в значительной степени сме­шались с пшеворским.

Итак, катализатором появления зарубинецкой культуры также как и пшеворской стало переселение в этот регион кельтов на рубеже III и II в. до н.э. Кроме того на территорию зарубинецкой культуры в I в. до н.э стали активно переселяться пшеворские племена догерманского времени, находящиеся в стадии формирования первых славян из восточных кельтов и лужичан. Таким образом, примерно в одно и то же время (II- I в. до н.э.) началось формирование пшеворцев из кельтов и лужичан и племен зарубинецкой культуры из кельтов, лужичан, балтов и скифов. Общность славянских племен пшеворской культуры и нового образования зарубинецкой культуры привело к их полному смешению во II в. н.э.

На Певтингеровой таблице — карте мира,восходящей к позднеримскому времени (III в. н.э.), — венеды обоз­начены в двух местах: в верховьях Вислы и Днестра и между Дунаем и Днестром. Надпись на карте «венеды» между Днес­тром и Дунаем говорит о перемещении к III в. н.э. части славян-венедов на юг от прежнего региона их расселения.

 

Date: 2015-09-18; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию