Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вызов седьмой. Определение размера компенсации морального вреда в трудовых спорах. 24 page





Императивные нормы ст. 178 ТК РФ связывают право на выходное пособие с основанием прекращения трудового договора (ликвидация организации, сокращение численности или штата работников, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, и т.д.). Следовательно, никакие другие обстоятельства (например, вид трудового договора, особенности его субъектного состава) не могут устранить право работника на выходное пособие или ограничить его.

Вместе с тем закон предусматривает такого рода ограничения либо некоторые особенности в праве работников отдельных категорий на получение выходного пособия.

Прежде всего, в ч. 1 ст. 178 ТК РФ говорится о праве работника на получение выходного пособия в случае расторжения трудового договора с ним в связи с ликвидацией организации, а также сокращением численности или штата работников организации. Поскольку ст. 81 ТК РФ в качестве основания прекращения трудового договора называет не только ликвидацию организации, но и прекращение деятельности работодателем - физическим лицом, следует считать, что последний случай прекращения трудового договора не охватывается содержанием ч. 1 ст. 178 ТК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 292 ТК РФ работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие не выплачивается.

Поскольку трудовой договор с надомниками расторгается по основаниям, предусмотренным трудовым договором, императивные нормы, устанавливаемые ст. 178 ТК РФ относительно права на выходное пособие при расторжении трудового договора, на случаи увольнения этой категории работников не распространяются. Аналогичный вывод можно сделать и применительно к случаям прекращения трудового договора с работниками религиозной организации.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В Трудовом кодексе Российской Федерации особо оговариваются гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профорган, включая выплаты определенных денежных сумм в случае прекращения полномочий по выборной должности. В этом случае работнику должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная должность в той же организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации - общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняют за этим работником средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года (ст. 375 ТК РФ).

В трудовом законодательстве Российской Федерации предусмотрены следующие размеры выходного пособия: средний месячный заработок, двухнедельный средний заработок. В отношении некоторых категорий работников особые правила выплаты выходного пособия предусматриваются иными федеральными законами.

Лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия. Для некоторых категорий работников, занятых в районах Крайнего Севера, установлены дополнительные гарантии. Так, работникам, высвобождаемым при ликвидации организации по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее 5 лет, предоставляется материальная помощь для самостоятельного поиска рабочего места в размере 4-кратного среднего заработка, исчисленного за последние три месяца. Такая помощь выделяется сверх установленных законодательством гарантий и компенсаций за счет средств ликвидируемых организаций <4>.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности".

 

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки. Кроме того, судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством РФ.

При сравнении правового регулирования выплаты выходного пособия в Российской Федерации с законодательными нормами, действующими в других странах, можно с уверенностью сказать, что по основным параметрам оно совпадает. Вместе с тем можно обнаружить определенные отличия.

Выходное пособие при увольнении работников, имеющих трудовой договор на неопределенный срок, а иногда и на определенный срок, выплачивается почти во всех странах. В большинстве стран это пособие назначается по всем основаниям при увольнении по инициативе работодателя, за исключением увольнения в качестве дисциплинарного взыскания, а в некоторых странах - при любом увольнении независимо от его основания. При выходе на пенсию это пособие обычно заменяется меньшим по размерам пособием в связи с концом карьеры. В Великобритании, Ирландии, Португалии, Испании это пособие выплачивается только при определенных видах увольнений (главным образом при сокращении штатов по экономическим причинам). Величина выходного пособия зависит от заработной платы, трудового стажа, иногда от возраста работника. Обычный размер пособия в странах Запада - месячная заработная плата за каждый год работы на данном предприятии. Выплата этого пособия не лишает уволенного работника права на пособие по безработице. Отметим особенности выплаты выходного пособия в странах Латинской Америки. Оно обычно назначается при всех видах увольнения по инициативе как работодателя, так и работника. Новшеством в законодательном регулировании этого вопроса является введение правила, согласно которому на каждого работника открывается счет, на который работодателем переводятся определенные суммы. Работник получает выходное пособие в случае увольнения из средств этого счета. При прекращении трудового отношения в результате смерти работника выходное пособие получает его наследник <5>.

--------------------------------

<5> Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М.: Изд-во "Эксмо", 2005. С. 358.

 

Конвенция N 158 Международной организации труда "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" предусматривает зависимость выходного пособия от трудового стажа работника. В мировой практике, как правило, придерживаются этой нормы. К примеру, в Японии при уходе из государственных компаний выплачивается пособие, равное ежемесячному жалованью, умноженному на количество проработанных в компании лет (при стаже от 10 до 20 лет применяется повышающий коэффициент 1,1, а свыше 21 года - 1,2) <6>. В Испании денежное пособие выдается из расчета двадцати оплаченных дней за каждый год работы, но не свыше двенадцати месячных заработных плат <7>.

--------------------------------

<6> Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981. С. 226.

<7> Испания. Конституция и законодательные акты. С. 244.

 

Мировой опыт правового регулирования труда - кладезь премудрости, из которого каждая страна может извлечь для себя много полезного и поучительного. Для России, стремящейся сформировать социально ориентированную рыночную экономику, цивилизованный рынок труда, использование этого опыта представляет особую ценность. Возможным представляется расширение ряда оснований выплаты выходного пособия. Исчисление размера выходного пособия в зависимости от стажа работы в организации будет способствовать стабилизации трудовых коллективов, ибо любой работник серьезно задумается, стоит ли ему терять уже "заработанное" выходное пособие из-за увольнения по собственному желанию без уважительных причин.

При этом стоит обратить внимание на то, что выходное пособие можно рассматривать не только как выплату для оказания помощи при расторжении трудового договора, но и как специфическую форму вознаграждения за труд и мотивации персонала.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Международные нормы законодательства о труде в Казахстане

(Саназарова А.Т.)

("Социальное и пенсионное право", 2009, N 2)

Дата

01.04.2009

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2009, N 2

Примечание к документу

 

Текст документа

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ТРУДЕ В КАЗАХСТАНЕ

 

А.Т. САНАЗАРОВА

 

Саназарова А.Т., аспирант кафедры трудового права и гражданского процесса КазНУ им. Аль-Фараби.

 

Традиционно трудовое право характеризовалось как право охраны труда. В этом усматривали и продолжают усматривать его главную социальную ценность. В сущности, целями и задачами трудового права как отрасли права являются обеспечение занятости населения и охраны труда работников на рабочем месте.

Однако ныне торжествует мнение о том, что социальная функция трудового права не может быть замкнута только на охране труда. Должна быть выявлена еще одна грань этой функции - забота о наиболее полном закреплении и последовательном развитии прав человека в области труда. Это частично совпадает с охраной труда, но не тождественно ей. Трудовое право наряду с обеспечением охраны труда работников определяет гарантии обеспечения широкого комплекса социально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек - участник процесса труда.

В международном праве доктрина равенства и недопущения дискриминации в сфере труда и занятости населения признана как позитивное право. Общий принцип равенства провозглашается основными нормативными правовыми актами ООН. В соответствии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., "каждый должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". Этот принцип подтверждается и ст. 2 (§ 2) Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 (§ 2) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых 16 декабря 1966 г. <1>.

--------------------------------

<1> Документация Комиссии по правам человека E/CN. 4/1986/37/Add.5. § 16.

 

Принцип равенства и недопущения дискриминации (в дальнейшем - принцип равенства) был упомянут как основной принцип, определяющий основы Международного трудового стандарта. В заявлении, принятом в Филадельфии в 1944 г. (Филадельфийская декларация), МОТ объявила фундаментальный принцип о том, что "все люди, независимо от расы, убеждения или пола, имеют право повышать свое существенное благосостояние, свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости в равной возможности" <2>.

--------------------------------

<2> Канада, п. 5.3 (1) Канадского акта о правах человека; Колумбия, п. 5 Основного кодекса законов о труде; Испания, Акт от 10 марта 1980 г., провозглашающий Рабочий устав, LS 1980.

 

В дополнение к вышеуказанным актам международного права по вопросам обеспечения гарантии равенства были приняты документы, которые содержат положения, определяющие механизм устранения возможных дискриминаций в конкретных областях. Например, по проблемам расовой дискриминации необходимо руководствоваться Международной конвенцией ООН 1965 г. о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В соответствии со ст. 5 настоящей Конвенции, государства - члены ООН обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, включая экономические, социальные и культурные права, и в особенности право на труд, равную оплату труда и в других областях.

По вопросам дискриминации на основе половой принадлежности необходимо руководствоваться Международной конвенцией 1981 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая гарантирует равенство на основе пола. Вопросы запрета и недопущения дискриминации по признакам полового различия регулируются и актами МОТ. В их числе можно отметить Конвенцию 1951 г. о равном вознаграждении, которая регулирует проблему принципа равенства в связи с оплатой труда; Конвенцию о трудящихся с семейными обязанностями, которая регулирует вопросы дискриминации в рамках исполнения семейных обязанностей; Конвенцию 1994 г. о работе на условиях неполного рабочего времени, регулирующую вопросы, связанные с применением труда женщин. Вопросы обеспечения равности и недопущения дискриминации в отношении трудящихся мигрантов регулируются Конвенцией миграционных рабочих. Вопросы занятости национальных меньшинств регулируются Конвенцией 1989 г. о коренных и племенных народах.

На европейском уровне для содействия и применения принципа равенства были приняты различные документы: это Европейский социальный устав 1961 г., Европейская конвенция 1950 г. о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со ст. 14 настоящей Конвенции, "использование прав и свобод, включая запрещение принудительного труда, право на формирование профессиональных союзов и право на равную оплату труда, должно гарантироваться независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политического или другого убеждения, национального или социального происхождения, отношения к статусу национальных меньшинств, статусу собственности, рождения и т.д.".

По сути, концепция равенства упоминается как формальное или процессуальное равенство. В основе концепции равного отношения лежит неолиберализм, индивидуальная идеология свободного рынка, согласно которой индивидуум воспринимается как окончательный источник ценностей и как автономное лицо, чьи действия в его личной жизни должны пользоваться величайшим уважением. В данном случае акцент делается на персональный выбор, в процессе которого отклоняется любое вмешательство извне, даже если оно, как предлагается, содействует осуществлению социальной цели равенства.

Принцип равенства в сфере труда и занятости населения по содержанию и по уровню обеспечения делится по следующим измерениям. Равенство перед законом включает его первое измерение, значение которого выражено в обязательстве осуществления равного отношения, возложенного на законодательный орган. Смысл и значение данного измерения заключаются в том, что никакое произвольное ограничение не может быть наложено на самостоятельность любого индивидуума.

В свете второго измерения доктрина равенства следует из универсального признания равенства всех независимо от какого-либо различия.

Третье измерение доктрины выражено в предоставлении гарантий индивидуальных равных возможностей, согласно которой ликвидация дискриминации означает недопущение любых нерелевантных персональных критериев, затрудняющих реализацию индивидуальных равных возможностей. К примеру, неравное распределение товаров, средств индивидуального потребления есть нерелевантный фактор <3>.

--------------------------------

<3> Общая теория прав человека / Рук. авт. кол-ва и отв. ред. д.ю.н. Е.А. Лукашева. М.: Издательство НОРМА, 1996. С. 18.

 

Применение доктрины равного отношения способствует устранению любого препятствия, ограничивающего реализацию личных способностей и усилий как индивидуумов, так и группы лиц. Следовательно, непринятие мер, не устраняющих существующих персональных критериев, эта доктрина не приемлет.

В свете доктрины равного отношения утверждается, что нет оправдания ликвидации льгот одного лица и предоставлению их другому.

В соответствии со ст. 1 (§ 1 (6)) Конвенции N 111 дискриминации в области труда и занятий, другие основания запрета дискриминационного подхода могут быть определены после проведения консультаций с представительскими организациями нанимателей и работников. В этом отношении запрет дискриминационного подхода на таких дополнительных основаниях, как семейные обязанности, инвалидность, состояние здоровья, частная жизнь и возраст, требует особого подхода и изучения.

Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями (в дальнейшем - Конвенция N 156) содержит нормы, направленные на устранение дискриминационного подхода к работникам с семейными обязанностями, и определяет соответствующие стандарты труда, признаваемые как международные. Работники с семейными обязанностями должны иметь гарантии того, что они не столкнутся ни с прямым, ни с косвенным дискриминационным подходом.

Конвенция N 156 содержит термин "семейные обязанности". К работникам с семейными обязанностями относятся лица, содержащие иждивенцев, нуждающихся в их заботе или поддержке.

Конвенция предписывает и определяет гарантии защиты прав рабочих в максимально возможной степени быть и оставаться на производстве после того, как семейные обязанности будут выполнены.

Действующее казахстанское законодательство о труде должно быть ориентировано на вопросе о включении состояния здоровья работника, включая его частную жизнь, в число защитных оснований.

Утверждение о том, что способность к работе должна быть оценена на основе текущего состояния здоровья, а не прошлых проблем здоровья, обретает сегодня твердое основание.

Таким образом, можно предполагать, что пришло время принять определенный стандарт, который будет не только включать состояние здоровья среди в число защитных оснований, определяемых Конвенцией N 111 (ст. 5 (§ 2)).

Во многих странах запрет дискриминационного подхода на основании возраста был закреплен законодательно. В сравнительном анализе запрет возрастного дискриминационного подхода на примере США был включен в Закон о трудоустройстве 1967 г. Данный Закон определяет механизмы решения проблем пожилых граждан, связанных с более высокими темпами безработицы, и произвольных возрастных пределов в сфере занятности.

Запрещение дискриминации в сфере труда в зависимости от возрастного критерия определялся в п. 1 ст. 4 Закона РК от 10 декабря 1999 г. "О труде в РК" (в дальнейшем - Закон о труде). Запрет дискриминации по каким-либо различиям закрепляется и в п. 2 ст. 14 Конституции РК. Но данный пункт не охватывает различия по возрасту.

В данном случае речь не идет о противоречии норм Закона о труде нормам Конституции Республики Казахстан, так как Законом о труде определялись минимальные гарантии, применение которых обеспечивалось не только данным Законом но и иными правовыми актами.

В рамках Конвенции N 111 запрет дискриминационного подхода на основе возраста предусматривается среди других оснований, которые требуют принятия специальных мер защиты в соответствии со ст. 5 (§ 2) настоящей Конвенции. Во многих странах запрет дискриминационного подхода по основаниям возраста был закреплен законодательно.

В соответствии со ст. 1 (§ 2) Конвенции N 111, иное различие или предпочтение в отношении особой работы, основанной на присущих ей требованиях, не считается дискриминацией.

Эти исключения могут быть связаны с некоторыми физическими способностями либо должны соответствовать некоторым специфическим требованиям, связанным с занимаемой должностью, профессией, определяемым нормативными правовыми актами <4>.

--------------------------------

<4> Международное частное право: Учеб. пособие / Г.К. Дмитриева, А.С. Довгерт, В.Л. Панов, Н.А. Щебанова и др. М.: Юрист, 1993. С. 33.

 

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международных правовых стандартов, являющихся основными правами человека. Эти основные права отражены в важнейших международных правовых актах, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться.

Следует подчеркнуть, что сущность международного правового регулирования труда составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере труда.

Международная организация труда в настоящее время занимает важное место среди субъектов международного правового регулирования труда.

Официальной целью МОТ является установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечения экономической и социальной стабильности в мире. Задачи, сформулированные в Уставе МОТ и Филадельфийской декларации, направлены на достижение этой цели <5>.

--------------------------------

<5> Киселев И.Я. Сравнительное и международное право: Учебник для вузов. М.: Дело, 1999.

 

Они сводятся к развитию и поощрению как на международном, так и на национальном уровне деятельности, направленной на улучшение условий и охраны труда, повышение жизненного уровня трудящихся.

В регулировании трудовых отношений с иностранным элементом большое место принадлежит локальным нормативным актам - коллективным договорам, другим актам совместных и иностранных предприятий, внешнеэкономическим контрактам.

С деятельностью транснациональных корпораций связано появление такого специфического источника, как международные коллективные договоры.

В трудовом праве большинства стран происходит процесс внешнего заимствования отдельных норм или даже целых институтов права зарубежных стран, иначе говоря, происходит трансформация норм договора в национальное право либо в форме принятия специального закона, либо в форме отсылки к договору, либо в форме ратификации договора.

Следовательно, норма, содержащаяся в международном договоре, может стать нормой международного частного права только после соответствующей трансформации ее в норму внутригосударственную.

Международные трудовые стандарты и законодательство о труде Казахстана.

Термин "международные стандарты" довольно часто стал применяться в законодательной практике и доктрине стран СНГ, в том числе Казахстана. Совершенствование трудового законодательства в разных странах мира идет с учетом многих факторов: национальных традиций, климатических условий, уровня развития производительных сил, состояния экономики и др. Немаловажную роль в процессе внутригосударственного нормотворчества в сфере применения наемного труда призваны играть международные трудовые стандарты.

Нормы, отражающие важнейшие ценности общечеловеческого характера в сфере труда и обеспечения занятости, закреплены во многих международно-правовых актах. Наиболее важное место среди них занимают конвенции и рекомендации Международной организации труда.

После распада СССР республики, входившие в его состав, в отношении заключенных в советский период международных договоров поступили по-разному. Например, Российская Федерация приняла на себя обязательства по соблюдению таких соглашений, в том числе и ратифицированных конвенцией МОТ. В Республике Казахстан была избрана другая тактика.

Здесь предпочли пересмотреть все прежние международно-правовые акты и вновь ратифицировать лишь те из них, которые отвечают потребностям современного развития производительных сил в казахстанском государстве.

Одной из основополагающих является Конвенция МОТ N 138 "О минимальном возрасте" (1973 г.), ратифицированная и Россией (1979 г.), и Казахстаном (2001 г.). Проблема искоренения широкого применения детского труда в рамках мирового сообщества на рубеже XXI в. стоит чрезвычайно остро. В числе одного из способов ее решения Конвенция предлагает законодательное закрепление минимального возраста приема на работу лиц моложе 18 лет.

В обеих странах момент возникновения трудовой правосубъектности по общему правилу определяется возрастом 16 лет. Вступление в трудовые отношения лиц младшего возраста ограничивается рядом условий, в частности получением согласия законных представителей несовершеннолетнего.

В России 14-летний подросток, желающий поработать в свободное от учебы время, должен заручиться разрешением не только одного из родителей (опекуна, попечителя), но также органа опеки и попечительства (ст. 63 Трудового кодекса РФ). Участие последнего в процедуре согласования условий трудового договора призвано защитить ребенка от возможной эксплуатации его труда родителями. Нельзя не отметить, что на прекращение трудовых отношений с работником в возрасте до 18 лет работодатель должен будет получить согласие уже другого органа (помимо соответствующей государственной инспекции труда) - комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК).

Думается, что для более последовательного контроля и защиты прав и интересов детей при использовании их труда целесообразно было бы сконцентрировать полномочия по выдаче разрешений на прием и на увольнение лиц, не достигших 18-летнего возраста, в каком-то одном органе. Например, в комиссии по делам несовершеннолетних, которая способна оказывать содействие в трудоустройстве.

Довольно подробно процедура получения согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним работником прописывалась в ст. 11 Закона о труде. Разрешение родителей (опекуна, попечителя) необходимо не только для учащегося, достигшего 14-летнего возраста, но не для учащегося которому исполнилось 15 лет, в случае получения им среднего образования либо оставления общеобразовательного учебного заведения. Согласие дается в письменной форме (заявление), при этом родители (опекун, попечитель) наряду с несовершеннолетним подписывают трудовой договор.

Такое правило, во-первых, более полно защищает подростка на первоначальном этапе вступления в ряды наемных работников, поскольку работодатель обязан согласовать условия трудовой деятельности не только с ним, но и с его родителями. Во-вторых, в дальнейшем, в случае отрицательного влияния работы на процесс учебы, состояние здоровья, родители как субъекты подписания трудового соглашения с большим основанием имеют право требовать его расторжения, чем если бы они в какой-либо форме выразили согласие на трудоустройство ребенка.

Предоставление работодателю при приеме на работу права осуществлять испытание способно неблагоприятно отразиться на возможности работника получить работу, поэтому с целью обеспечения прав работников необходимы специальные правила в отношении проведения проверки деловых качеств нанимающегося.

Если раньше российский работник в период испытания вправе был уволиться по собственному желанию с предупреждением работодателя за две недели (ст. ст. 23, 31 КЗоТ РФ 1971 г.), то теперь обе стороны трудового договора поставлены в равные условия: одна сторона должна предупредить другую о своем намерении не продолжать трудовые отношения за три дня (ст. 71 ТК РФ).

По Трудовому кодексу не только работодатель, но и работник в период прохождения испытания вправе выдвинуть требование о прекращении трудовых отношений, при этом трудовой договор считается расторгнутым с момента уведомления. По этому же правилу срок предупреждения одной из сторон другой о намерении прекратить трудовые отношения, в том числе при увольнении работника по собственному желанию, должен быть не менее одного месяца до момента расторжения индивидуального трудового договора (в случае расторжения договора, заключенного на время выполнения сезонных работ, - не менее одной недели). Если до истечения срока испытания работодатель перевел работника на вышестоящую должность, то последний считается выдержавшим испытание при приеме на работу.

Важным шагом в деле защиты прав трудящихся стало принятие Конвенции МОТ N 158 "О прекращении трудовых отношений" (1982 г.), предусматривающей ряд ограничений свободы работодателя при увольнении. В соответствии с заключенным на 2002 - 2004 гг. Генеральным соглашением между Правительством РФ, общероссийскими объединениями работодателей и профсоюзов в России начата подготовительная работа к ратификации этого акта. Однако многие из содержащихся в нем установок российским законодательством раскрыты.

Согласно ст. 111 Конвенции N 158 работник, с которым намечено прекратить трудовые отношения, имеет право быть предупрежденным об этом за разумный срок или имеет право на денежную компенсацию вместо предупреждения. Если срок предупреждения о расторжении трудового договора по инициативе работодателя при ликвидации предприятия, сокращении численности или штата работников в Казахстане составляет один месяц, то в России - два (ст. 180 ТК РФ).

Date: 2015-09-17; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию