Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник богатства речи. 410. Известно, что богатство речи больше всего свойственно стилю художественной литературы





410. Известно, что богатство речи больше всего свойственно стилю художественной литературы. Здесь редко встречается не­мотивированное повторение одних и тех же слов (исключение со­ставляют служебные слова и местоимения). Прочитайте начало ро­мана "Сестры" А.Н. Толстого (в отрывке 125 слов). Определите, есть ли здесь повторяющиеся полнозначные (знаменательные) слова? Чем это вызвано?

Сторонний наблюдатель из какого-нибудь заросшего липами захолустного переулка, попадая в Петербург, испытывал в минуты внимания сложное чувство умст­венного возбуждения и душевной придавленности.

Бродя по прямым и туманным улицам, мимо мрачных домов с темными окнами, с дремлющими дворниками у ворот, глядя подолгу на многоводный и хмурый простор Невы, на голубоватые линии мостов с зажженными еще до темноты фонарями, с колоннадами неуютных и нерадостных дворцов, с нерусской, пронзительной высотой Петропавловского собора, с бедными лодочками, ныряю­щими в темной воде, с бесчисленными барками сырых дров вдоль гранитных набережных, заглядывая в лица прохожих ¾ озабоченные и бледные, с глазами, как городская муть, ¾ видя и внимая всему этому, сторонний наблюдатель ¾ благонамеренный ¾ прятал голову поглуб­же в воротник, а неблагонамеренный начинал думать, что хорошо бы ударить со всей силой, разбить вдребезги это застывшее очарование.

Можно ли сказать, что в этом отрывке использование слов подчиняется закону, в соответствии с которым информативная ценность знака тем больше, чем меньше его частотность? Сде­лайте вывод о частотности слов в отрывке и лексическом богат­стве речи.

411. В данных ниже отрывках из романа И. Ильфа и Е. Петро­ва "Двенадцать стульев" найдите синонимы, определите их типы и стилистическую функцию.

1. И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами. Сапоги незнакомца бы­ли с подковами, и Ипполиту Матвеевичу сначала при­шлось довольно плохо. Но он быстро приспособился и, прыгая то налево, то направо, как будто танцевал краковяк, увертывался от ударов противника и старался по­разить врага в живот. В живот ему попасть не удалось, потому что мешал стул, но зато он угодил в коленную чашечку противника, после чего тот смог лягаться только левой ногой.

2. На столах художественного отдела лежали иност­ранные журналы, на полу валялись обрезки фотографий: чье-то плечо, чьи-то ноги и кусочки пейзажа.

3. Внезапно Остап заревел и схватил Воробьянинова за бицепс.

¾ Смотрите, смотрите! ¾ крикнул он. Остап, хохоча, высунулся из окна и гаркнул:

¾ Пашка! На толкучку едешь?

4. По окончании его речи оба корреспондента, прислу­шиваясь к жиденьким хлопкам, быстро записали: "Шум­ные аплодисменты, переходящие в овацию...".

5. Дворник, кряхтя, поплелся к двери, открыл ее и в сильнейшем замешательстве отступил. Он брел по шос­се, согнувшись и прижимая к груди мокрый кулак.

6. Да как им не обнимать голубую, в лоснящихся цветочках, основу своего счастья. Это семейный очаг, альфа и омега меблировки, общее и целое домашнего уюта, любовная база, отец примуса!

7. ¾ А он что, жив?

¾ Умер гражданин Коробейников. Почил.

8. Два его этажа, построенные в стиле Второй импе­рии, были украшены побитыми львиными мордами, не­обыкновенно похожими на лицо известного в свое время писателя Арцыбашева. Арцыбашевских ликов было ров­но восемь, по числу окон, выходящих в переулок. По­мещались эти львиные хари в оконных ключах.

9. Прежде чем наляпывать буквы, он отбил... верев­кой две параллельные линии и, тихо ругая неповинного Воробьянинова, приступил к изображению слов.

10. Умерла Клавдия Ивановна, ¾ сообщил заказчик.

¾ Ну, царствие небесное, ¾ согласился Безенчук. ¾ Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются. Или богу душу отдают, ¾ это смотря ка­кая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, ¾ зна­чит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее ¾ та, считается, богу душу отдает...

¾ То есть как это считается? У кого это считается?

¾ У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто поменьше чином, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги про­тянул. Но самые могучие когда помирают, железнодо­рожные кондукторы или из начальства кто, то считается, что дуба дают.

Потрясенный этой спутанной классификацией чело­веческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

¾ Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера ска­жут?

¾Я человек маленький. Скажут: гигнулся Безенчук. А больше ничего не скажут.

412. Найдите синонимы в стихотворении Г.Л. Алексеева "Чер­товские стихи", определите тип синонимов, стилистическую функ­цию, в которой они выступают.

Я говорю:

Да ну вас!

Надоели вы мне!

Идите вы, знаете, куда!

Они говорят:

Нет, не знаем!

Тогда я говорю:

То есть как не знаете?

Идите к черту,

к лешему,

к дьяволу,

к чертовой матери,

к чертовой бабушке,

ко всем чертям!

И они послушно уходят.

413. Найдите в предложениях из романа Ю. Бондарева "Бе­рег" синонимичные слова и определите их семантико-стилистические различия и стилистические функции.

1. Солдаты теперь увесисто захлопали ладонями по плечам, по худенькой спине Ушатикова, успокаивая его этим дружным тисканьем, а он прыснул, залился жере­бячьим смехом. 2. Задним ходом самоходки действитель­но отодвигались к лесу, пятились по шоссе, бегло отстреливались. 3....Думал о своей опасной мягкотелости, податливой нетвердости, уже раздражавшей его сейчас. 4....Он, наконец, может заставить этих прохожих, этих незнакомых людей на улице восхищаться, грустить, удив­ляться....А Никитин чем больше пил, тем больше вос­торгался Вихровым, его талантом, умом... 5. ¾ Признай­тесь, сочинили эту историю в медсанбате. От нечего де­лать... ¾ Чушь! Просто заливаете, комбат, ¾ не поверил Никитин, испытывая вдруг болезненное сопротивле­ние:... ¾ Зачем вы здесь врали, комбат, как сивый мерин? Что вас дернуло ерунду молоть? 6. Сразу двое парней бросились через пустынный мост к ресторану... Никитин кинулся к нему и с ненавистью и наслаждением ударил его. 7. "Слушайте, сержант! ¾ не сдержавшись, выгово­рил Никитин. ¾ Мало того, что вы под дверью шпиони­ли, подслушивали, как старая баба, вы еще угрожаете мне". 8. Никитин вспылил, не выдержав этой невозму­тимой самоуверенности Меженина, его беззастенчивой циничности, этой предложенной им полусделки, полу­сговора. 9. И все хорошо, всё отлично, и вот весна в Германии, и скоро конец войны..., ¾ подумал Никитин. 10. Тихо, мирно доживем, довоюем как-нибудь, ¾ гово­рил Меженин. 11. ¾ Я и говорю, черт тебя изнутри ест, ¾ повторил Зыкин. ¾ Всего не сожрет, что-нибудь да оста­нется, ¾ ответил Меженин. 12. Ох, какую ересь и чепуху я вам наговорила, лейтенант, ¾ сказала она, запрокинув голову. 13. ¾ Отказываетесь говорить? Так я понял, Княжко? ¾ сниженным до подземного рокота басом вы­говорил Гранатуров. ¾ Княжко произнес: "Это вы сде­лаете только в том случае, если меня не будет в живых!" 14. И тут же острое сознание несоединимой расколотости, разъединенности между ним и ею, сознание слу­чившейся, невозможной, сделанной сегодня ошибки знобящим уколом прошило его, будто тайно предал са­мого себя перед всеми.

414.Определите типы и стилистические функции антонимов.

1. Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи (Н. Чернышевский). 2.Между ними дружбы никогда не было, а была лишь одна скрытая вражда (Ю. Бондарев). 3. В эту повесть связались не мнимо жар и холод, как Север и Юг, мёрт­вой хваткою ¾ недруг и друг (Н. Кислик). 4. Мы умира­ли ¾ шкуру он спасал, мы замерзали ¾ он сидел в тепле, он ползал ¾ мы прорвались в небеса, он вымер ¾ мы ос­тались на Земле (Н. Кислик). 5. Прости, если поздно. Лежи, если рано. Не знаем твоих тревог. Пока ж над страной трепещут экраны, как распятый твой свитерок (А. Вознесенский). 6. Колоссальнейшая эпоха! Ходят на поэзию, как в душ Шарко. Даже герои поэмы "Плохо!" требуют сложить о них "Хорошо!" (А. Вознесенский). 7. Да здравствуют Антимиры! Фантасты ¾ посреди му­ры. Без глупых не было бы умных, оазисов ¾ без Кара­кумов (А. Вознесенский). 8. Но горше всего, что так до­живешь до седин под пристальным сплетневым оком то "вражьих", то "дружеских" блоков (А. Вознесенский). 9. Море ¾ полусостоянье между небом и землей, между водами и сушей, между многими и мной; между вымыс­лом и сущим, между телом и душой (А. Вознесенский). 10. Жалуется над безднами участь ее двойная: на небе­сах ¾ земная, а на земле ¾ небесная (А. Вознесенский). 11. Ну что тебе надо еще от меня? Чугунна ограда. Улыбка темна. Я музыка горя, ты музыка лада, ты ябло­ко ада, да не про меня.... На всех континентах твои име­на прославил. Такие отгрохал лампады! Ты музыка сча­стья, я нота разлада. Ну что тебе надо еще от меня? (А. Вознесенский). 12. Грешный дух мой бронирован в плоть, безучастную, как каменья. Помоги мне поднять­ся, господь, чтоб упасть пред тобой на колени (А. Воз­несенский). 13. Опять Букашкину везёт. Ползет, потея. Не понимает, что тот взлет ¾ его паденье (А. Вознесенский). 14. В тоску заметней седина. Так в ясный день в лесу по-летнему листва зеленая видна, а в хмурый ¾ бледная за­метнее (А. Вознесенский). 15. Куда-то душу уносили ¾ забыли принести. "Господь, ¾ скажу, ¾ или Россия, назад не отпусти!" (А. Вознесенский). 16. То серьезный, то по­тешный, Нипочем, что дождь, что снег, ¾ В бой, вперед, в огонь кромешный, Он идет, святой и грешный, Рус­ский чудо-человек (А. Твардовский).

415. В данных ниже контекстах укажите значение полисемантов и омонимов. Определите их стилистические функции.

1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (С. Маршак). 2.Раз­ве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине наощупь подбирается. А мелодия ¾ не подбирается (И. Фоняков). 3. В среду в театре мы видели не только "Власть тьмы", но тьму нелепостей (М. Горький). 4. Ска­жи: Какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли пар­кет И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет (Л. Мартынов). 5.Он только вздохи издает. И эти вздохи... издает (Е. Ильин). 6. В конце концов все его пороки вылились в один: по­рок сердца (Л. Стулов). 7. И легковесу вес дается нелег­ко. 8. Когда ты в медсанбатах концы отдавал, немец уже отдавал города (Н Кислик). 9. Его рубашка ¾ нараспаш­ку, Чрез полчаса, заправив бак, Он выйдет в поле на распашку (М. Исаковский). 10. В полумраке подъезда (в полумрачности, сказал бы я теперь) ничто не напомина­ло о вчерашней трагедии (С. Устинов). И. Известно, птица в небеса несется, второе дело ¾ яйцами несется. Где птицу взять? ¾ уже вопрос несется. Отвечу: с рынка птица в дом несется (Ф. Ефимов). 12. Земля, забудь о ссорах и раздорах! Пусть вечно в мире этом Мир живет (С. Львов).

Что понимается под семантическим богатством речи? Ка­кие стили наиболее пригодны для его поддержания? Ответ моти­вируйте.

416. Замените а) фразеологизмы близкими им по значению словосочетаниями и б) слова и словосочетания ¾ близкими им по смыслу фразеологическими оборотами. Определите семантико-стилистические различия полученных синонимических рядов. До­кажите, что фразеологизмы обогащают речь:

а) подливать масла в огонь, сгущать краски, положа руку на сердце, лить воду на чью-либо мельницу, вывес­ти на чистую воду, держать ухо востро, держать язык за зубами;

б) испугаться, скрыться, вылечить, неожиданно, лег­комысленный человек, не суметь разобраться в чем-ли­бо, усердно работать.

Date: 2015-09-17; view: 447; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию