Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник богатства речи





417.Найдите случаи стилистического использования катего­рии рода имен существительных.

1. Я проехал какое-то селение... там было много пун­цовых георгин (Ю. Нагибин). 2. Ветер с моря тучи го­нит, В засиявшей синеве Облак рвется, облак тонет, Отражаяся в Неве (М. Кузмин). 3. Перуне, Перуне, Перуне могучий, пусти наши стрелы за черные тучи. Чтоб к нам бы вернулись певучие стрелы, на каждую выдай по лебеди белой (Н. Асеев). 4. Ты кричишь, что я твой изувер, и, от ненависти хорошея, изгибаешь, как дерзкая зверь, голубой позвоночник и шею (А. Вознесенский). 5. Я ка­чался в далеком саду На простой деревянной качели, И высокие темные ели Вспоминаю в туманном бреду (О. Мандельштам). 6. Я все ноги исходил, Велосипед себе купил, Чтоб в страданьях облегчения была (В. Вы­соцкий).

418.Укажите стилистические функции прилагательных в при­веденных ниже предложениях.

1. Разомкните ряды, все же мы ¾ корабли, Всем нам хватит воды, всем нам хватит земли ¾ Этой обетованной, желанной, И колумбовой, и магеланной (В. Высоцкий). 2.Потом она [бабушка] тяжело поднялась на ноги, черная вся, в черном блестящем платье, страшно вытаращила глаза и сказала негромко: "Вон, окаянные!" Раздеваясь, я смотрел на нее: в синем квадрате окна над черной ее головой сверкали звезды (М. Горький). 3. Слезливое мо­ре вокруг разлилось, И вот принимаю я слезную ванну. Должно быть, по морю из собственных слез Плыву к Слезовитому я океану (В. Высоцкий). 4. Вижу руки под­робные, все по ним узнаю, и глаза исподлобные смотрят в душу мою (Е. Евтушенко). 5.Лица пыльны, загорелы, Веки выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль (С. Есенин). 6. Я стою, как перед веч­ною загадкою, Перед великою да сказочной страною, Перед солоно да горько-кисло-сладкою Голубою, родни­ковою, ржаною (В. Высоцкий).

419. Объясните употребление выделенных слов в данных ни­же предложениях. Отметьте случаи, где возможна синонимическая замена.

1. ¾ Привозите же завтра вашего Бельтова, ¾ сказала Любовь Александровна (А. Герцен). 2.Чем кончу данный мой рассказ? (А. Пушкин). 3. Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа? (А. Пушкин) 4. Вы оставайтесь при своем убеждении, а я при своем (А. Писемский). 5.Я путешествовал без всякой цели, без плана (И. Тур­генев). 6. Бегут ко мне крестьянские мальчишки, прино­сят мне землянику, рассказывают всякий вздор (А. Гер­цен). 7. Ему был известен каждый человек, каждая се­мья, каждый переулок этой большой, рабочей окраины (В. Катаев). 8. Это был человек... приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах ли­ца (И. Гончаров).

420. Выберите из заключенных в скобки местоимений нуж­ные. Укажите возможные варианты. Мотивируйте свой выбор.

1. Весь вечер (моему, своему) улану Амур усердно помогал. 2. Нет, я ничего не забыл. Я вспоминаю об этом (всякий, каждый) раз, когда проезжаю здесь. 3. Антони­на плакала теперь часто и по (любому, всякому) поводу. 4. И она не забудет. Всех приветит, (всякому, любому) доброе слово найдет. Вот она какая, Мария-то наша. 5. (Каждый, любой, всякий) будет выбирать деятель­ность по своему желанию, и один станет садоводом, другой хирургом. 6. Мне было восемь лет, но я, как (каж­дый, всякий, любой) деревенский парнишка, был само­сильным помощником для взрослых. 7. Вот она, эта ис­тория, сокращенная до размеров притчи, чтобы ее можно было рассказать (каждому, всякому, любому).

421.Вставьте вместо точек подходящие частицы, образуя неопределенные местоимения. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты, определите семантико-стилистические раз­личия между ними.

1. На другом берегу показался красный, тусклый ого­нек, и они от нечего делать долго решали, костер ли это, огонь ли в окне или что... другое. 2. Генерал довольно рано понял, что эта война, больше чем какая... война в прошлом, ¾ война резервов людских, материальных. 3. Я же знаю, ты не способен действовать из каких... личных побуждений. 4. Сначала я не понимал, чем отличается тайга от какого... обыкновенного леса средней полосы России. 5. И то сказать, что люди были вовсе не просто­го десятка, не какие... мужики хуторянские. 6. В какие... две-три минуты узкая улица была запружена молчавши­ми от волнения людьми. 7. Гек не любил, чтобы кто... обижал его мать. 8. Аграфена Петровна доказывала ему, что не было никакого резона до зимы что... изменять в устройстве жизни.

422. Выделите стилистически маркированные глаголы в дан­ных предложениях, взятых из газет, проследите за приемом сти­левого контраста при употреблении глагольных форм: на основе чего он проводится и каковы его стилистические функции.

I. He успела упомянутая газета оправиться от изум­ления, как здешняя действительность выкинула новый фортель. И если в иных краях он тоже прошел бы за праздничный розыгрыш, то случившееся в Вашингтоне было бы вполне нормальным явлением, как и проис­шедшее накануне. Разница была только в том, что на сей раз прибегли к маскараду словесами. 2. Чувствуя себя как дома, гость возблагодарил хозяев за любовь и ласку и, рассчитывая на понимание, выпустил словесную оче­редь в своих соотечественников, которые высказывают­ся за прекращение кровопролития. 3. Служащие этих секретных подразделений подстрекали молодежь на насильственные действия. 4. Заводы закрываются, а их высококвалифицированных специалистов вышвыривают на улицу. 5. Верховодят у республиканцев эмиссары боль­шого бизнеса, и прежде всего военно-промышленного комплекса. 6. Только за первые три месяца этого года цены подскочили на 24,5 процента. Сдержать инфляцию не удается.

423.Укажите стилистические функции однородных членов предложения в отрывках из произведений И.А. Гончарова.

1. Только лишь поставят на ноги молодца, то есть ко­гда нянька станет ему не нужна, как в сердце матери за­крадывается тайное желание приискать ему подругу ¾ тоже поздоровее, порумянее.

Опять настанет эпоха обрядов, пиров, наконец свадь­ба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Потом уже начинались повторения: рождение детей, ¾ обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но не надолго: одни лица уступают место другим, дети ста­новятся юношами, и вместе с тем женихами, женятся, производят подобных себе ¾ и так жизнь по этой про­грамме тянется беспрерывной однообразной тканью, не­заметно обрываясь у самой могилы ("Обломов").

2. То являлась она в полумраке, как настоящая Ночь, с звездным блеском, с злой улыбкой, с таинственным, нежным шепотом к кому-то и с насмешливой угрозой ему, блещущая и исчезающая, то трепетная, робкая, то смелая и злая!

Ночью он не спал, днем ни с кем не говорил, мало ел и даже похудел немного ¾ и все от таких пустяков, от ничтожного вопроса: от кого письмо? ("Обрыв").

3. Проходит незаметно вечер, утро, напор электриче­ской силы истрачивается ¾ и я, как разряженная лейден­ская банка, делаюсь холоден, бесчувствен, пока завтра, послезавтра опять что-нибудь заденет меня ¾ и я играть; т.е. писать и жить! Этим пользовались, потом злоупот­ребляли, вызывая меня на переписку, и потом меня же казнили за написанное, если приходилось не по их вку­су, делая надо мной разные штуки, опыты, как над тру­пом! Эту игру фантазии, например, в переписке с жен­щиной, примут за ловеласничанье, за желание «увлекать», играть ¾ с подосланной ими же какой-нибудь барынькой!..

Сколько хитрых, остроумных, ядовитых выдумок истрачено на это! ("Обыкновенная история").

Каковы стилистические функции однородных членов пред­ложения? Для чего используются однородные члены предложе­ния в логическом, смысловом плане?

424.Определите смысловые и стилистические оттенки, свя­занные с наличием или отсутствием союзов между однородными членами предложения. Укажите стилистическую функцию одно­родных членов предложения.

Рассмотрите случаи повторения и пропуска предлогов при однородных членах предложения.

1. Представьте теперь мое затруднение уловить все эти свойства, выразить в образе художника, сделать жи­вым лицом, которому бы верили, существование кото­рого согласились бы признать (И. Гончаров). 2.Все что было пошло, бедно и старо и даже дурно написано ¾ пе­стро и слабо (Л. Толстой). 3. Посидев и разлегшись, сколько можно было разлечься на этом узеньком диване, он наконец спросил свечу (Н. Гоголь). 4. Какой был звон когда-то в голове, и все вокруг во городе Москве двои­лось, и троилось, и звенело: трамваи, воробьи и фонари, и что-то, обозначившись внутри, чистейше и натянуто зверело (Е. Евтушенко). 5.Но где-то вы уже записаны, и что-то послучалось с вами невидимо, но несмываемо, и вы от этого зависимы (А. Вознесенский). 6. Спасибо вам, мои корреспонденты. Вы те, кому ответить я не смог, ¾ Рабочие, узбеки и студенты ¾ Все, кто писал мне пись­ма, ¾ дай вам бог! (В. Высоцкий). 7. Вронский, Анна и Голенищев, возвращаясь домой, были особенно оживле­ны и веселы (Л. Толстой). 8. Андрей действительно ходил по деревне мрачный, озабоченный (Aн. Иванов). 9. Только Аниска, примостившаяся за его спиной, знала, что происходит сейчас в душе мужа, чувствовала ¾ ки­пит, клокочет все у него внутри, и с ужасом думала о той минуте, когда останется с ним наедине... (Ан. Иванов). 10. Андрей Иванович слушал, и разные чувства подни­мались в нем: он и гордился, и радовался; и грустно ему было: где-то в стороне от него шла особая, неведомая жизнь, серьезная и труженическая, она бежала от со­мнений и вопросов, не топила их в пьяном угаре; она сама шла им навстречу и упорно добивалась разрешения (В. Вересаев). 11. Что ж ищу в очах я этих ¾ Легкодум­ных, лживых и пустых? (С. Есенин). 12. Это было время молодости, веселости и счастья, время бесконечных на­дежд и сил неодолимых, и если это был сон, то сон пре­красный (И. Тургенев). 13. Лицо ее показалось мне еще прелестнее, чем накануне: так все в нем было тонко, ум­но и мило (И. Тургенев). 14. Екатерина Дмитриевна спо­хватилась только в последнюю минуту, когда, одетая в серый дорожный костюм, в изящной шапочке, под ву­алькой, похудевшая, грустная и милая, увидела Дашу и прихожей на сундуке (А.Н. Толстой). 15. Ласковая, добрая, слишком деликатная для этой жизни, она цеплялась за вещи и вещицы, старалась укрепиться, сберечь себя от дробления и разрушения, но нечем и некому было помочь. Даша вставала рано, садилась за книги и сдавала экзамены, почти все ¾ "отлично" (А.Н. Толстой).

425. Из приведенных ниже пар простых предложений составьте одно, используя различные синтаксические конструкции. Укажите смысловые и стилистические оттенки различия между получен­ными вариантами.

Образец выполнения задания:

Многие школьники активно занимаются спортом. Они по­стоянно повышают свои спортивные достижения.

1. Многие школьники, которые активно занимаются спор­том, постоянно повышают свои спортивные достижения.

2. Многие школьники, активно занимающиеся спортом, постоянно повышают свои спортивные достижения.

3. Многие школьники, активно занимаясь спортом, посто­янно повышают свои спортивные достижения.

4. Многие школьники активно занимаются спортом и тем самым постоянно повышают свои спортивные достижения.

5. Многие школьники постоянно повышают свои спортив­ные достижения, благодаря тому (так как, потому что) актив­но занимаются спортом.

6. Многие школьники постоянно повышают свои спортив­ные достижения: они активно занимаются спортом.

1. Марина Цветаева создала замечательные поэтиче­ские произведения. Книги ее выходят большими тира­жами,

2. Полиция во многих странах успешно борется с наркомафией. Она использует специально обученных собак.

426. В приводимых ниже предложениях, содержащих причаст­ные обороты, замените последние соответствующими придаточ­ными частями сложноподчиненного предложения. Сравните дан­ный и трансформированный текст, определите их смысловые и стилистические различия.

1. Миронова была интересная женщина, не то чтобы красивая, но обаятельная, привлекающая не внешностью, а какой-то внутренней ненавязчивой, даже скрытой сер­дечностью и чистотой. 2. И еще ¾ извините за вопрос, не относящийся к делу: где вы работаете? 3.Добросклонцев подробно доложил генералу о неожиданно открыв­шемся деле с ограблением на квартире ювелира и по­просил разрешения выехать завтра в Дядино. 4. В ходе следствия выяснилось, что самые древние иконы, пред­ставляющие особую ценность, сбывались "искусствове­ду и коллекционеру", как он себя величал, Ипполиту Исаевичу Пришельцу. 5. И вот что важно: самоуверен, чувство неуязвимости не случайно: у него много покро­вителей, занимающих видное положение и обладающих властью. 6. Она не могла понять, почему он, имеющий по долгу службы своей повседневно, ежечасно дело со злом, не может к этому привыкнуть. 7. Но и рвать отно­шения теперь, когда он сделал на нее главную ставку в большой игре, связанной с охотой за кулоном, было бы просто глупо. 8. Возле консерватории у бронзового Чай­ковского толпились любители музыки, желающие по­пасть на авторский концерт композитора и дирижера Вячеслава Овчинникова. 9. К этой усталости примеши­валось чувство настороженности и подозрительности, пе­реходящее в тревогу. 10. На мокрое тело надел голубой, отороченный мехом махровый халат и лег на диван. 11. Перед ним стояла не Альбина, которую он никогда не видел и не вспоминал, а Оля, далекая, пришедшая из юности, беззаботной, радушной, счастливой, сверкнув­шей короткой вспышкой, после которой наступила чер­ная ночь.

427. Замените, где возможно, предложения с деепричастными оборотами параллельными (синонимическими) синтаксическими конструкциями. Определите семантико-стилистические различия между данным и трансформированным текстом.

1. Вдали над морем родился мрак и плыл над ним, покрывая голубоватой мутью мелкую зыбь. 2. Михаил взглянул на небо, очевидно испрашивая у него разреше­ния заговорить с нами, и обернулся к нам. 3. Макар за­молчал и, спрятав в кисет трубку, запахнул на груди чекмень. 4. Один за другим к угасающему костру подхо­дили кони и, осмотрев нас большими, умными глазами, неподвижно останавливались, окружая нас плотным коль­цом. 5. С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. 6. ¾ Жизнь? Иные люди? ¾ продолжал он, скептически выслушав мое воз­ражение на его "так и надо". 7. Девушка стоит пред Смертью, смело грозного удара ожидая. 8. Закат почти угас, только маленькая розовая лента, с каждой секун­дой все более бледнея, чуть окрашивала край пухового облака, точно в истоме неподвижно застывшего в по­темневшем небе. 9. Старый Максим, выдвинувшись из-за камней, приподнялся на руках и, задерживая дыхание, стал слушать. 10. Дед, приподняв на локте голову, смот­рел на противоположный берег, залитый солнцем и бед­но окаймленный редкими кустами ивняка.

428. Укажите порядок следования главных членов в приводи­мых ниже предложениях. Объясните препозицию сказуемого (по­вествовательный тон высказывания, описание обстановки, явле­ний природы, характеристика протекания действия во времени, наличие обстоятельственных слов). Дайте стилистическую харак­теристику этим предложениям.

1. По улицам Венеции, в вечерний Неверный час, блуждал я меж толпы... (И. Бунин). 2.Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же ре­волюции второй (М. Булгаков). 3. В комнате стояла всего одна кровать (В. Каверин). 4. Будет новая дружба ¾ равенства, а не подчинения. Будет коллективная душа (Л. Леонов). 5. В коряжнике хряснули сучья, и в мути месяца закружились распыленные перья (С. Есенин). 6. Тяжело трамбуя землю, к ногам его рухнул убитый кирасир... (В. Пикуль). 7.Не сияет на небе солнце крас­ное, не любуются им тучи синие... (М. Лермонтов). 8. Ночевали мы с ним в неопределенной избушке, которую увидели в стороне от тракта (А. Платонов). 9. Жи­вой он? ¾ спросил Чиклин (А. Платонов). 10. Не было в той колонне только десятерых из всего славного кресть­янского рода Адабашей. Жили люди на земле прадедов своих, растили хлеб, сады, детей и теперь шли по ней к своей смертной минуте (Л. Корнешов). 11. Встретились и с Петровым; наняли ялик, лодочник отвез их на Стрел­ку, где пристань (В. Пикуль).

429. Объясните, как различаются данные ниже предложения по конструкции и оттенкам значения.

1. Когда студенты начали учиться, то им не стало хва­тать времени. 2. После того, как студенты начали учить­ся, им не стало хватать времени. 3. Студентам, которые начали учиться, не стало хватать времени. 4. Начавшим учиться студентам не стало хватать времени. 5. После начала учебы студентам не стало хватать времени.

Какие конструкции называются параллельными?

430. Подберите (или составьте) такое предложение, которое имеет не менее пяти параллельных синтаксических конструкций, запишите их. Определите смысловые и стилистические различия полученных трансформированных единиц.

431.Поясните, как изменяется смысл и интонация предложе­ний в зависимости от места вводных слов и обращений.

1. К сожалению, мы не добились еще стопроцентной успеваемости. Стопроцентной успеваемости, к сожале­нию, мы еще не добились. Мы не добились еще, к сожа­лению, стопроцентной успеваемости. Мы не добились еще стопроцентной успеваемости, к сожалению.

2. Вероятно, Андрей долго думал над решением этой задачи. Андрей, вероятно, долго думал над решением этой задачи. Андрей долго думал, вероятно, над реше­нием этой задачи. Андрей долго думал над решением, вероятно, этой задачи.

3. Товарищ полковник! Скажите, что с нашим само­летом. Скажите, что с нашим самолетом, товарищ пол­ковник!

432.Сравните данные пары предложений и объясните, почему в них невозможна инверсия без изменения смысла. Какое значение имеет здесь порядок слов: стилистическое или семантико-стилистическое?

1. Мой брат ¾футболист. Футболист ¾ мой брат.

2. Обеденный стол. Стол обеденный.

Приведите 2¾3 аналогичных примера.

Date: 2015-09-17; view: 763; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию