Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дни безопасности





Многие памятные даты и праздники связаны с вопросами безопасности жизнедеятельности человека, например: 7 апреля – Всемирный день здоровья, 31 мая – день без табака, 1 декабря – день борьбы со СПИДом.

<12>

 

 

Самоучитель по ОБЖ

Рекомендую приобрести недорогую книгу “Праздники и знаменательные даты” (составитель М.Витвицкая, Москва, ООО “Дрим-Инвест”, 1999 г.), и вы всегда будете в курсе праздничных и знаменательных дат. Для самостоятельного изучения возьмите тему “безопасность праздника” и составьте правила безопасного поведения для всех его участников (20).

Пути выхода из конфликтных ситуаций:

  • приспособление (при этом человек идет на односторонние уступки);
  • компромисс (достижение согласия с кем-либо путем взаимных уступок) (14);
  • сотрудничество;
  • игнорирование (игнорировать – умышленно не замечать, не принимать во внимание, пренебрегать) (14);
  • соперничество (если вы уверены в собственных силах и профессионализме).

Мероприятия по защите населения (в том числе от оружия массового поражения):

  • оповещение (звуки сирены, гудки предприятий, транспортных средств означают сигнал “Внимание! Всем!”; услышав этот сигнал, включите радио или телевизор, выслушайте сообщение о ЧС и действуйте согласно переданным указаниям) (8);
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • эвакуация (вывоз людей, учреждений, имущества и т.п. для предохранения от опасности во время войны или стихийного бедствия) (14);
  • выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания и кожи (противогазов, костюмов Л-1 и других);
  • специальные мероприятия (в том числе по защите от поражающих факторов оружия массового поражения) (9).

Перечень опасных веществ:

- радиоактивные вещества (РВ);

  • отравляющие вещества (ОВ);
  • биологически опасные вещества (БОВ);
  • взрывчатые вещества (ВВ);
  • аварийно химически опасные вещества (АХОВ) (до недавнего времени применялось сокращение СДЯВ – сильнодействующие ядовитые вещества);
  • наркотические вещества (в том числе никотин, содержащийся в табаке, попадающий в организм при курении или вдыхании табачного дыма);
  • спирты и другие химические вещества (40% раствор этилового спирта – водка).

<13>

 

 

Рютель В.Э.

Химически опасные вещества в зависимости от их использования классифицируются:

  • промышленные яды (органические растворители красители, топливо, и другие) (23);
  • ядохимикаты (для борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных растений);
  • бытовые химикаты (средства гигиены и косметики, стиральные порошки и чистящие средства, пищевые добавки и другие. Среди пищевых добавок, обозначаемых латинской буквой Е, особенно опасны: Е131, Е141, Е215-218, Е230-232, Е239 – это аллергены; Е121, Е123 – яды; Е211, Е240, Е330, Е442 – канцерогены.);
  • биологические (растительные и животные) яды;
  • лекарственные средства;
  • отравляющие вещества (ОВ).

Дополните этот список (перечень) опасных веществ самостоятельно, записав опасные вещества в конце самоучителя (например, ртуть – опасное вещество; место разлива необходимо обработать хлорным железом, то есть провести демеркуризацию). (23)

· Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (6).

Факторы, влияющие на здоровье человека:

  • наследственность;
  • уровень развития системы здравоохранения в стране;
  • состояние окружающей природной среды;
  • образ жизни (более 50% всего совокупного влияния перечисленных факторов).

Виды здоровья:

I. Я могу:

  • соматическое здоровье (состояние органов и систем организма человека);
  • физическое здоровье (уровень роста и развития организма человека; лежит в основе адаптационных реакций организма. Адаптация – способность приспособляться к изменяющимся условиям жизни).

II. Я хочу:

  • психическое здоровье (состояние психической сферы человека, состояние общего уровня комфорта, удовлетворённости, биологически и социально) (6).

<14>

 

 

Самоучитель по ОБЖ

III. Я должен:

  • нравственное здоровье (комплекс мотивационной потребностно-информационной сферы жизнедеятельности человека).

Признаки здоровья:

  • устойчивость к воздействию повреждающих факторов (6);
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние организма человека и его резервные возможности;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок (6).

Знать, что хочешь – половина успеха, знать, что можешь – полная победа, а знать, чего не хочешь – гарантия безопасности.

Образ жизни – биосоциальная категория, объединяющая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения (6). Целью ЗОЖ является активное долголетие.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для жизни условиях.

Биологические принципы здорового образа жизни (ЗОЖ). Образ жизни должен:

  • соответствовать возрасту, быть возрастным;
  • быть обеспечен энергетически (в том числе - достаточным питанием);

- быть укрепляющим;

  • быть аскетичным (не допускать излишеств);

- быть ритмичным (в том числе – соблюдение распорядка дня).

Социальные принципы ЗОЖ. Образ жизни должен быть:

  • эстетичным (эстетика – наука о прекрасном, об искусстве, об общих законах художественного творчества (14));
  • нравственным (нравственность – правила, определенные нормы поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил (17));
  • волевым;
  • самоограничительным (человек должен сам себя сдерживать).

Реализация биологических и социальных принципов здорового образа жизни весьма сложна, часто носит противоречивый характер и требует достаточной степени мотивации человека на сохранение здоровья

<15>

 

 

Рютель В.Э.

в условиях социального уровня жизни в стране его проживания (пребывания). Для объяснения ряда непонятных слов можно воспользоваться словарем русского языка С.Н. Ожегова (17). Например:

Самосохранение – стремление сохранить свою жизнь, обезопасить себя от чего-нибудь (17). Самообразование – приобретение знаний (в том числе по безопасности жизнедеятельности) путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя, вне школы (17). Самовоспитание – воспитательная работа над самим собой (17). Самоучитель – учебник для обучения чему-либо без помощи руководителя (17). Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь (17). Особого внимания заслуживает понятие “самобезопасность”.

Самобезопасность – это безопасность для самого себя.

ЗОЖ включает в себя:

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков, наркотических и других веществ, азартных игр (игромания – болезненное увлечение азартными играми, в том числе, карты, бега, лотереи и так далее; привычка – поведение, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными (17));
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание организма (под контролем врача);
  • личная гигиена (водные процедуры, содержание в чистоте одежды, обуви, постельного белья, жилища);
  • положительные эмоции (эмоция – чувство, волнение, душевное переживание (14));
  • соблюдение режима дня;
  • профилактика стрессов (в том числе, стихотерапия, музыкотерапия, зоотерапия, ароматерапия, бальнеотерапия; стресс – состояние напряжения организма человека, возникающее как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов: голод, холод, физические и психические травмы и так далее (14)).

Организация ЗОЖ – это комплекс жизненно важных вопросов, которые должен ежедневно решать сам человек на основе самосознания.

В последнее время введено понятие “ честный образ жизни (ЧОЗ)”.

Информационная безопасность – составная часть безопасной жизнедеятельности человека. Многие вопросы информационной безопасности требуют специальной подготовки. Для самостоятельного изучения способов защиты информации воспользуйтесь книгами из серии “Шпионские штучки” (10).

<16>

 

 

Самоучитель по ОБЖ

Практическое задание: п осмотрите по телевизору или послушайте по радио программу новостей (можно сделать запись на магнитофон или видеомагнитофон). Дайте оценку выбранной Вами информации по следующему плану:

1. Вид чрезвычайной ситуации.

2. Какие правила безопасного поведения были нарушены?

3. Встречались ли Вы ранее с подобной информацией?

Если выбранная Вами информация заинтересовала Вас, то кратко запишите её содержание, указав источник информации и дату в конце самоучителя. Контроль знаний по безопасности жизнедеятельности можно осуществить с помощью тестов по ОБЖ (18).

Для самостоятельного изучения предлагаю темы:

1. “Приметы и безопасность”.

2. “Амулеты, талисманы, безопасность”.

3. “Юмор и безопасность”.

4. “Безопасность пикника”.

5. “Спортивная безопасность”.

6. “Гороскопы и безопасность” или “Астрология и безопасность”.

7. “Как прожить без денег честно и с пользой для окружающих?”

Список литературы по безопасности жизнедеятельности:

1. “Дорожные знаки. Справочник-памятка”. Ташкент, 1990.

2. “Женщина за рулем”.А.Иванов, В.Иванов, “Рипол классик”, Москва, 1997.

3. “Энциклопедия безопасности”. В.Пономарев, НКФ “Сталкер”, Донецк, Украина, 1997.

4. “Защити себя и близких”. (Энциклопедия экстремальных ситуаций). А.Гостюшкин, “Рипол классик”, Москва, 1997.

5. “Безопасность вашего ребенка”. Пол Статмэн, “Дельта”, Санкт-Петербург, 1996.

6. “Валеология в школе и дома”. (О физическом благосостоянии школьников). С.В.Попов, “Союз”, Санкт-Петербург, 1998.

7. “Помор-99”. (Ежегодный телефонный справочник). ООО “Директория”, Санкт-Петербург, 1998.

8. “Защити себя сам”. Ю.Форостенко, “Лань”, Санкт-Петербург, 1999.

9. “Основы безопасности жизнедеятельности”. Учебное пособие. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, “Вентана-Граф”, Смоленск, 1995.

10. “Шпионские штучки”. (Как сберечь свои секреты). В.Андриянов,

<17>

 

 

Рютель В.Э.

А.Соколов, Санкт- Петербург – Москва, “Полигон-АСТ”, 2000.

11. “Школа выживания”. Ю.Дубявин, О.Бочачева, “Пихта” совместно с АОЗТ “Дубль-8”, 1997.

12. “Биология”. (Словарь-справочник школьника). Г.Локшин, “Лист-Нью”, Москва, 1998.

13. “Справочник по химии для школьников”. С.К.Алиева, “Лист”, Москва, 1998.

14. “Словарь иностранных слов для школьников”. С.К. Алиева, “Лист”, Москва, 1998.

15. “Словарь-справочник пользователя IBM PC для школьников”. В.Гусев, “Славянский дом книги”, Москва, 1997.

16. “Оздоровительные советы на каждый день 2000 года”. Т.И.Назаровская, “Тимошка”, Санкт-Петербург, 1999.

17. “Словарь русского языка”. С.И.Ожегов, государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1953.

18. “Основы безопасности жизнедеятельности” (5-9 классы). (Тесты, контрольные и проверочные работы, справочные материалы). В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.П.Фролов, “Дрофа”, “ДНК”, Москва, 2000.

19. “Безопасность жизнедеятельности”. Под редакцией С.В.Белова, “Высшая школа”, Москва, 2000.

20. “Семья принимает гостей”. Л.В.Альберте и другие. Москва, “Профиздат”, 1991.

21. “Амулеты и талисманы”. И.В.Жарков, “Тимошка”, Санкт-Петербург, 1999.

22. “365 уроков безопасности”. Л.Н.Логинова, “Рольф”, Москва, 2000.

23. “Безопасность жизнедеятельности”. Словарь-справочник под редакцией С.Ф.Гребенникова, “Лань”, Санкт-Петербург, 2001.

Часть II. “Правила безопасного поведения”.

Во второй части самоучителя по основам безопасности жизнедеятельности приводятся правила безопасного поведения, которые после адаптации (приспособления) к условиям жизни конкретного человека станут его индивидуальными (личными) правилами безопасного поведения. Соблюдая правила безопасного поведения, используя средства безопасности и приборы контроля безопасности, Вы сможете предвидеть опасные ситуации, по возможности их избегать, а при необходимости действовать.

<18>

 

 

Самоучитель по ОБЖ

· Типовые правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Date: 2015-09-17; view: 597; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию