Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы безопасности по объектам защиты





подразделяются на следующие виды (19):

  • системы личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
  • система охраны природной среды;
  • система государственной безопасности;
  • система глобальной (всемирной) безопасности.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормального процесса жизнедеятельности человека в результате аварии (выход из строя техники или механизмов), стихийного бедствия (явления природы), катастрофы (авария или стихийное бедствие с гибелью людей); применения возможным противником оружия массового поражения (ОМП).

К ОМП относятся:

1. Ядерное оружие (ядерное или атомное, термоядерное, нейтронное).

Действие основано на использовании энергии, высвобождающейся при ядерных реакциях. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс.

2. Химическое оружие.

Действие основано на токсических свойствах химических веществ. Включает в себя боевые отравляющие вещества (ОВ) и средства их доставки. В зависимости от характера действия ОВ подразделяются: ОВ нервно-паралитического действия (VX, Ви –Икс); ОВ кожно-нарывного действия (иприт); ОВ удушающего действия (фосген); ОВ обще ядовитого действия (синильная кислота); ОВ раздражающего действия (CS, Си-Эс); ОВ психохимического действия (BZ, Би-Зэт), вызывающие галлюцинации, страх, подавленность.

<7>

 

 

Рютель В.Э.

Бинарные химические боеприпасы (бинарное оружие) снаряжаются двумя нетоксичными компонентами ОВ, которые смешиваются друг с другом (происходит химическая реакция) в процессе применения химического оружия, образуя высокотоксичное отравляющее вещество (например, зарин (9)).

3) Бактериологическое (биологическое) оружие.

Болезнетворные микробы и их токсины, помещенные в различные технические средства и предназначенные для заражения людей, животных и растений. Поражающими факторами являются вызванные таким образом заболевания людей, животных, растений. В последнее время возникла опасность заражения при получении почтовых отправлений (письма, посылки). Безопаснее использовать электронную почту, предварительно защитив свою информацию (10).



4. Современные обычные средства поражения.

Основываются на действии взрывчатых веществ (ВВ) и зажигательных смесей (осколочно-фугасные и шариковые боеприпасы, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные смеси (9)).

5. Высокоточное оружие.

Боевые комплексы, способные точно и на большом расстоянии поражать цель (например, зенитно-ракетный управляемый комплекс). Тактико-технические характеристики (ТТХ) современного оружия приводятся в специализированных журналах (например, “Военные знания”). Кроме перечисленных видов ОМП существуют: экологическое, космическое, психотропное и другие виды оружия.

Виды безопасности: дорожно-транспортная, пожарная безопасность (11), электробезопасность, безопасность в быту, газовая безопасность, химическая безопасность (3), радиационная безопасность, личная безопасность (3, 4, 11), экологическая безопасность (9), государственная безопасность (19), пограничная безопасность, продовольственная безопасность и другие виды. Мною предлагаются следующие виды безопасности: безопасность туризма, безопасность бизнеса, учебная безопасность, спортивная безопасность и так далее. Нельзя рассматривать вопросы безопасности в быту без знания правил пожарной безопасности, газовой безопасности, электробезопасности. Многие виды безопасности взаимно дополняют друг друга.

Меры безопасности – это мероприятия по безопасности, осуществляемые государственными и общественными организациями, предприятиями и частными лицами на основе действующих в стране законов и нормативно-правовых актов. Правила безопасного поведения – порядок безопасного выполнения работ, разработанный на основе действующих мер безопасности.

<8>

 

 

Самоучитель по ОБЖ

Индивидуальные (личные) правила безопасного поведения – это правила безопасного поведения, составленные с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, состояния здоровья, специфики трудовой (в том числе учебной) деятельности, социальной и иной активности человека.

Обратите внимание на книгу Ю.Форостенко “Защити себя сам” (8). Она составлена в помощь маленьким гражданам России, познающим основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в дошкольных учреждениях. Составляя себе правила поведения, учитывайте специфику мер безопасности, принятую в стране вашего проживания на случай чрезвычайных ситуаций. Отработайте принятые для себя (индивидуальные) правила на тренировках или “домашних учениях”. Опыт показывает, что в экстремальной ситуации (критической) человек чаще всего делает не то, что надо, а то, что он умеет. Разработкой индивидуальных правил безопасного поведения на заказ, а также их отработкой (тренировки, упражнения, закрепление) должен заниматься специалист по безопасности жизнедеятельности, знающий весь комплекс вопросов безопасности (в том числе условий нормального функционирования организма человека). Разработанные им правила будут носить рекомендательный характер, а их надежность определяется объемом и качеством предоставленной для разработки индивидуальных правил безопасного поведения информации. На первом этапе самообучения по курсу ОБЖ попробуйте составить для себя несколько правил. Например, правила для пешехода, правила для пассажира, правила для водителя. Водитель, пешеход, пассажир – участники движения. Возьмите себе в помощь книгу “Правила дорожного движения (ПДД)”. Разработанные Вами правила запишите в конце самоучителя на чистых страницах. После того, как Вы научились составлять для себя (или находить в литературе по безопасности) правила безопасного поведения в различных ситуациях, и у Вас их накопится более десятка, расположите их в удобном для Вас порядке. Постоянно дополняя список необходимых Вам правил безопасного поведения, располагайте их в определенной системе.



После закрепления правил (отработки их во время тренировок) у Вас появится личная система выживания и безопасности. Понятие о личной системе выживания и безопасности появилось не сразу. К нему я пришел после нескольких лет работы над темой безопасности жизнедеятельности человека. Возможно, эту личную систему знаний по безопасности Вы назовете по-другому, привлечёте к ее созданию специалистов и поручите контролировать службе безопасности. Всё зависит от Ваших возможностей. Главный вариант личной системы выживания и безопасности в полном объеме знать будете только Вы сами.

<9>

 

 

Рютель В.Э.

Личная система безопасности и выживания – это на самоцель, это инструмент безопасной жизнедеятельности. Она создается не за один день и постоянно совершенствуется на протяжении всей жизни человека.

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Данный раздел ОБЖ логически продолжает изучение видов безопасности. Существует специальный каталог основных понятий Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (9), которая действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне. С каталогом можно ознакомиться самостоятельно. Мною приводится упрощенная классификация ЧС:

1. ЧС в городе;

2. ЧС в природе;

3. ЧС техногенного характера;

4. ЧС военного времени;

5. Комбинированные ЧС.

Рассмотрим некоторые из них.

Чрезвычайные ситуации в городе (по месту жительства):

  • ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте (3, 4, 5, 8, 9, 11): угроза жизни и здоровью человека в результате аварий транспортных средств, бытовой техники, систем жизнеобеспечения и т.д. (9);
  • ЧС криминогенного характера: угроза жизни, здоровью, имуществу человека со стороны преступников (9). По уровню общественной опасности на первом месте стоят преступления в сфере оборота наркотиков, на втором – торговля оружием, на третьем – хищения автомобилей. Терроризм – метод социально-политической борьбы, осуществляемый путем систематического применения неограниченного насилия или угрозы его применения вплоть до убийства (14). О том, как действовать во время захвата транспортного средства, здания, предприятия (3, 4, 9), как обнаружить взрывное устройство и провести минную профилактику (4, 23), обнаружить опасность в почтовом отправлении (3), как вести себя во время перестрелки на улице (4), как сохранить спокойствие и выжить при получении ранения (9, 22) можно узнать на специальных занятиях и из книг (список в середине самоучителя). Необходимо помнить, что большинство опасных ситуаций можно предупредить (не посещать зон и мест повышенной опасности, не привлекать к себе внимание походкой, одеждой, причёской, речью, сумками и т.д.). Места повышенной опасности: рынки, вокзалы; темные переулки; пустые вагоны электричек, автобусов, троллейбусов; новостройки, развалины и так далее.

<10>

 

 

Самоучитель по ОБЖ

Прямых столкновений с неизвестными (опасными) людьми можно избежать, а если нападение произошло, необходимо действовать: защищать себя всеми имеющимися под рукой средствами, отвлечь внимание нападающего (нападающих) и покинуть место событий. В настоящее время существуют специальные школы самообороны. Много литературы, где освещаются и юридические аспекты самообороны. Рекомендую книгу “Самооборона для женщин”, Москва, издательство “ФИС”, 1992 г., 143 страницы с иллюстрациями, автор М.Норберг. Можно воспользоваться и учебником по ОБЖ для средней школы (9).

  • ЧС экологического характера (угроза жизни и здоровью человека в результате изменения экологической обстановки (9)).

Приведу только одно часто встречающееся понятие. Мониторинг – слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях (19).

Чрезвычайные ситуации (ЧС) в природе:

  • ЧС, связанные с профессиональной деятельностью человека (лётчики, шахтёры, моряки и т.д. (9));
  • ЧС, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.);
  • жизнедеятельность человека, связанная со сменой климатогеографических условий жизни;
  • вынужденное автономное существование человека (когда человек или группа людей остаются один на один с природой);
  • заболевания, травмы, отравления, укусы и другие повреждения организма человека (23).

Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера:

  • аварии на атомных станциях и атомных реакторах;
  • аварии на транспорте при перевозке аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) (3, 8, 9);
  • аварии на производстве;
  • аварии, связанные с военной техникой;
  • аварии, связанные с нарушением работы систем жизнеобеспечения (линий электропередач, водопроводов, газопроводов) и защиты окружающей среды (на системах отведения сточных вод, системах очистки сточных вод, хранилищах отходов производства и других сооружениях);
  • аварии с космическими аппаратами связи и навигации;
  • гидродинамические аварии и другие.

 

<11>

 

 

Рютель В.Э.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера являются непосредственным следствием деятельности человека (9).

Самостоятельно приведите примеры ЧС военного времени и комбинированных ЧС. Запишите их в конце самоучителя на чистых листах.

В связи с тем, что при рассмотрении многих вопросов безопасности жизнедеятельности требуются знания основ психологии, педагогики и медицины, мною приводятся некоторые понятия данных наук.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Сферы общественной жизни:

  • экономическая;
  • политическая;
  • духовная.

Коллектив – группа людей, объединенных общественно значимой целью (14).

Контроль – это только подготовка административного решения.

Методы воспитания (самовоспитания):

  • убеждение;
  • стимулирование (поощрение, наказание, пример, в том числе личный);
  • организация практической деятельности.







Date: 2015-09-17; view: 362; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию