Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биография Диониса





Происхождение древнегреческого театра

В отличие от других эллинских богов, Дионис долгое время не включался в официальный олимпийский пантеон, оставаясь богом пахарей и виноделов. Происхождение у него тоже было демократическое: матерью его была не небожительница, а смертная беотянка, соблазненная Зевсом Семела. Ревнивая супруга Зевса Гера жестоко ей отомстила. По коварному ее совету Семела попросила своего возлюбленного явиться к ней во всем своем величии.

Когда Зевс предстал перед нею в облике громовержца, окруженного сверкающими молниями, Семела была тут же ими испепелена, недозревшего же ее младенца Диониса Зевс доносил сам, зашив его себе в бедро, а потом отдал его на воспитание; по одной версии мифа— нисейским нимфам, по другой—смертной сестре Семелы. Злопамятная и мстительная супруга Зевса с ней тоже потом жестоко расправилась.

Дионис вырос на чужбине, пережил немало всяких приключений и злоключений, вплоть до того, что однажды попал в руки морских разбойников; они заковали его в цепи, намереваясь продать в рабство. Обретя чудесным образом спасение, Дионис затем побывал еще во многих дальних странах и в конце концов торжественно вернулся на родину. Вернулся он окруженный шумной и веселой свитой: козлоногими похотливыми сатирами—демонами плодородия—и пляшущими, одетыми в звериные шкуры с венками плюща на головах и тирсами в руках вакханками, названными, так по второму имени бога, Вакх — буквально «шумящий». Символами Диониса считались растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла. Несколько раз в году происходили празднества, посвящённые Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженные составляющие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Наряду с торжественными и печальными, распевались весёлые, а часто непристойные песни.

Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, весёлая и шутливая – комедии. «Трагедия по свидетельству Аристотеля, ведёт своё начало от запевал дифирамба, а комедия от запевал фаллических песен.» ** Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказывать о каких – либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элементы актёрской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Культ Диониса получает широкое распространение в VII—VI вв. до н. э когда в Греции происходит социальная революция, которая положила конец родовому строю и привела к созданию классового рабовладельческого общества. В это время «страсти» Диониса получают нравственное осмысление: гибель невинного бога, а затем его чудесное воскрешение сопоставлялись борьбой добрых и злых сил, с невинным страданием и конечным торжеством справедливости. О том, как древние представляли себе возвращение Диониса, можно судить по Плутарху. В биографии Александра Македонского он описывает возвращение победоносного царя из восточного похода, сравнивая его с возвращением Диониса-Вакха: «Восьмёрка коней медленно везла Александра, который беспрерывно днём и ночью пировал с ближайшими друзьями…

Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг её сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности – Эдипа, Агамемнона, Геракла, Фисея и других. Таким образом, греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии- её глубокой художественной выразительностью.

В Паросской хронологической таблице рядом с именем Гомера стоит имя Гесиод. Имя Гомера нам уже знакомо, а с Гесиодом мы ещё не встречались. Это был такой же народный певец, как Гомер, но пел он совсем о другом: не о сказке, а о жизни. Его самая известная поэма называлась «Труды и дни». Это были стихотворные советы крестьянам. Мало поэтическая тема, однако слушатели у Гесиода были. Однажды ему даже присудили победу в состязании с самим Гомером. Это тоже было признаком времени: время сказки начинало отходить в прошлое.*** С именами этих греческих поэтов связывают и возникновение драмы. Как уже отмечалось, возникновение драмы предшествовали эпос и лирика.Это богатый героический эпос — поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический (поучительный) эпос—поэмы Госиода (VII в. до н. э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н. э.

Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся, родов литературы, вобрав в себя монументальный, героический характер эпоса и индивидуальное начало, идущее от лирики. Рождение греческой драмы театра связывают с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих народов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении веков. У земледельческих пародов мимические игры входили в состав праздников, посвященных умирающим и воскресающим богам плодородия. Праздники этого типа имели две стороны: «страстную», серьезную, и карнавальную, прославляющую победу светлых сил жизни. Обрядные игры выливались и в форму плача по павшему охотнику, утонувшему рыболову, подорвавшему свою жизнь непосильной работой пахарю, убитому воину. Неведомые силы природы, олицетворяемые образами древних богов, и представления о душах тех, кто ушёл из жизни, сплетались в неразрывное целое. При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия. Античные греки обозначали обрядовые представления, воспроизводящие мифологические сюжеты, словом «дромена» - «делаемое», «совершаемое» - термином, очень близким к термину «драма». Элементы будущего театрального действия, безусловно, присутствуют уже в обрядовых играх первобытных людей. Сами по себе пляски, песни, мимические движения и выкрики древних людей в обрядовых играх, конечно, ещё не театральное искусство в нашем его понимании.

Участники обрядовых плясок и хоров во многих известных нам случаях облачались в шкуры или другие необычные одежды, раскрашивали себе лица и тела, надевали маски, пользовались разного рода «реквизитом». Такими средствами и приёмами увеличивалась сила всестороннего воздействия изображаемого на присутствующих, воздействия на всех их чувства одновременно. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма (сатировская драма названа так по хору, состоявшему из сатиров). О рождение драмы можно говорить с того лишь момента, когда она отделилась от культа. Трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа, комедия — карнавально-сатирическую. Сатировская драма представляется средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место па праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актером и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли.

Феспид был первым трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 года до н.э. на праздники Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра. Феспиду приписывается усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Произведений Феспида и Фриниха не сохранилось, сведения об их театральной деятельности скудны, но и они показывают, что уже первые драматурги живо откликались на вопросы современности и сделали театр местом обсуждения важнейших проблем общественной жизни, трибуной, где утверждались демократические принципы Афинского государства.

Именно двойственность может объяснить многое в том сложном процессе, который в конечном своём результате привёл к образованию театра. Ведь именно в этой раздвоенности и кроются истоки того самого действия, которое в обрядовых играх приобретает элементы действия театрального. И не случайно слово «драма», объединяющее все три созданных античной драматургией театральных жанра – трагедию, комедию и сатировскую драму в буквальном переводе означает «действие». Понятие этого действия- действия подражательного – лежит в основе взглядов Аристотеля на театральное искусство. Сущность этих действий определяется им в «Поэтике» как «перипетия» - «перемена событий к противоположному», то есть переход от радости к горю и печали или наоборот. * С дионисийскими хорами и сатировской драмой связывает происхождение драмы Аристотель. Взгляды Аристотеля на происхождение драмы изложены в четвёртой главе его «Поэтики». Они могут быть сведены к трём положениям: 1. трагедия возникла – «от зачинателей (эксархонтов) дифирамба», комедия же – «от зачинателей фаллических песен»; 2. «трагедия произошла путём перемен из сатирического представления «то есть драмы сатиров; 3. до того как трагедия приобрела «достодолжную и вполне присущую ей форму»- то есть форму, современную Аристотелю «она испытала много перемен».

Дифирамбы - это песнопения в честь богаДиониса, распевавшиеся на его праздниках. Мнение: Арион был изобретателем дифирамба, и он же первым ввёл хор сатиров, тем самым положив начало трагическому жанру. Древние дифирамбы не дошли до нашего времени. Единственный образец этого песенного жанра сохранился в фрагменте Бакхилида – поэта, жившего в 5 веке до н.э. Хор сатировской драмы обязательно состоял из сатиров, то есть неизменных спутников того же бога.

Иными словами, Аристотель с полной определённостью связывает начало драмы с культом Диониса.иВ греческой драме, как уже говорилось, сценическое действие представляло собою гармоническое сочетание слов, пения, мимики, телодвижений, музыки, танца, воспринимавшееся зрителями как единое художественное целое.

Трагедия – слово составное, состоящее из двух слов «трагос» - «козёл» и «оде»-«песня». Получается «песнь козлов».

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др. В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (греческое слово мимос обозначает «подражание», «воспроизведение»; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин,базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т. д. Песни комоса и мимы — это главные истоки древней аттической комедии. Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие – у Аристофана). Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии. Греческая драма – это исследование судьбы, или конфликта человека с богами. Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI-V веках до н.э – Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, замечательного комедиографа древности.


Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. В начале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка, однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

В повседневной жизни греков много места занимали различные соревнования: состязались возницы колесниц и всадники, раз в четыре года проходили спортивные олимпиады. Театральные представления тоже были организованы как соревнования – и авторов пьес, и актёров. Спектакли игрались три раза в год: на Великие Дионисии (в марте), Малые Дионисии (конец декабря – начало января) и Линнеи (конец февраля – начало февраля)(обычно пьеса ставилась один раз в год, повторения были редкостью). На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - "козел" и одэ- "песнь", т.е. "песнь козлов". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога.

Слово комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса". Насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса".

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственой проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н.э. трагедия достигла значительного развития.

Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н.э.). Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. До н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, Гипокрит ("ответчик"), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Эсхил выделяет второго актёра, а Софокл – третьего. Один исполнитель играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. Позже хор не принимал участия в действии – он обобщал и комментировал события. В комедиях Аристофана появилась особая партия – парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу.

Date: 2015-09-05; view: 914; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию