Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Именной указатель





А Б В Г Д Е Ж З И К
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю

Августин Аврелий (Блаженный) (Augustinus Aurelius Sanctus, 354 – 430), христианский теолог и философ — 258

Адамов Артюр (Adamov A., 1908 – 1970), французский писатель и драматург — 7, 59, 94, 150 – 151, 264 – 266

Адлер Альфред (Adler A., 1870 – 1937), австрийский врач и психолог, создатель индивидуальной психологии — 202

Альбер-Биро Пьер (Albert-Birot P., 1876 – 1967), французский писатель, поэт, сценарист, драматург и художник — 37, 247

Д’Аннунцио Габриэле (D’Annunzio G., 1863 – 1938), итальянский писатель и политический деятель — 245

Антуан Андре (Antoine A., 1858 – 1943), французский актер, режиссер и кинематографист, представитель натуралистического театра — 251, 274

Ануй Жан (Anouille J., 1910 – 1987), французский драматург — 85, 255

Аполлинер Гийом (Apollinaire G., наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, 1880 – 1918), французский поэт и драматург — 13, 14, 21 – 22, 37, 244, 245 – 246, 247, 248

Арагон Луи (Aragon L., 1897 – 1982), французский поэт и писатель — 22, 27, 246, 250

Аристотель (384 – 322 до н. э.), древнегреческий философ — 161, 198, 202, 223, 255, 257, 268, 273

Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф — 24

Арон Робер (Aron R., псевдоним Макс Робюр), драматург, один из основателей «Театра Альфреда Жарри» — 13, 252

Аррабаль Фернандо (Arrabal F., род. в 1932), испано-французский драматург и писатель — 5, 158 – 159, 181, 267 – 268

Арто Антонен (Artaud A., 1896 – 1948), французский актер, режиссер и теоретик театра — 7, 9, 11, 13, 41, 59 – 60, 97 – 98, 100 – 101, 107 – 108, 109, 150 – 151, 195, 202, 209, 225, 231, 232 – 233, 235, 236, 241, 242, 247, 252 – 253, 257, 258, 264, 265

 

Бальзак Оноре де (Balzac H. de, 1799 – 1850), французский писатель — 213, 269

Баню Жорж (Banu G.), современный французский театровед, профессор III Парижского университета — 272

Барро Жан-Луи (Barrault J.‑L., род в 1910), французский актер и режиссер — 9, 59, 140, 258, 262

Барт Ролан (Barthes R., 1915 – 1980), французский литературовед и теоретик искусства, представитель структурализма — 9, 10, 28, 118, 156, 170 – 172, 182, 225, 226, 241, 266, 268 – 269, 270, 272, 275

Барте Жюли (Bartet J., наст. имя Жанна-Жюли Реньо, 1854 – 1941), французская трагическая актриса — 54, 251

Батай Анри (Bataille A., 1872 – 1922), французский поэт и драматург, создатель «сентиментального реализма» — 251

Батай Жорж (Bataille G., 1897 – 1962), французский писатель, философ, экономист — 97

Батай Никола (Bataille N.), современный французский актер и режиссер — 137, 256, 258, 261, 262, 263

{277} Бати Гастон (Baty G., 1885 – 1952), французский режиссер — 267

Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975), русский литературовед и теоретик искусства — 199, 272

Бек Джулиан (Beck J.), один из создателей «Living Theatre» — 274

Беккет Сэмюэль (Beckett S., 1906 – 1989), французский писатель, поэт, драматург и публицист — 8, 11, 59, 94, 110, 118 – 119, 132, 134, 156, 159, 164, 185, 256, 259 – 261, 262, 265

Бенвенист Эмиль (Benveniste E., 1902 – 1976), французский лингвист — 242, 275

Беньямин Вальтер (Benjamin W., 1892 – 1940), немецкий философ и литературовед — 233, 238, 274

Бергсон Анри (Bergson H., 1859 – 1941), французский философ, представитель «философии жизни» — 59, 161, 244, 268

Бернар Жан-Жак (Bernard J.‑J., 1888 – 1972), французский драматург — 106, 259

Бернстайн Анри (Bernstein H., 1876 – 1953), французский драматург и режиссер — 137, 263

Бийеду Франсуа (Billetdoux F., род. в 1927), французский драматург и прозаик — 262

Бичер-Стоу Гарриет Элизабет (Beecher-Stowe H. E., 1811 – 1896), американская писательница — 257

Блэн Роже (Blin R., 1907 – 1984), французский актер и режиссер — 59, 140, 257, 259, 263, 264, 265, 266

Бовуар Симона де (Beauvoir S. de, 1908 – 1986), французский философ и писатель — 91, 265

Бодлер Шарль (Baudlaire Ch., 1821 – 1867), французский поэт — 53, 216, 252, 256, 261

Бомарше Пьер Огюстен (Beaumarchais P. A., 1732 – 1799), французский драматург — 19

Бомонт Фрэнсис (Beaumont F., 1584 – 1616), английский драматург — 254, 273

Боннар Пьер (Bonnard P., 1867 – 1947), французский художник — 123, 244

Бори Моник (Borie M.), современный французский критик и историк театра — 5

Брей. Ивонна де (Brey I. de, 1889 – 1954), французская актриса — 56, 251

Босх (Бос ван Ахен) Хиеронимус (Bosch van A., ок. 1460 – 1516), нидерландский живописец — 67

Брентано Франц (Brentano F., 1838 – 1917), немецкий философ, предшественник феноменологии — 255

Бретон Андре (Breton A., 1896 – 1966), французский писатель, теоретик сюрреализма — 13, 21, 22, 27, 37, 158, 169, 246, 247, 250, 252, 264, 267

Брехт Бертольт (Brecht B., 1898 – 1956), немецкий драматург и теоретик театра — 41, 59, 94, 98, 100, 130, 139, 153, 172, 173 – 180, 195, 197, 207, 231, 238, 265, 266, 269, 274

Брук Питер (Brook P., род. в 1925), английский режиссер — 102, 140, 158, 168, 237, 238, 240, 252, 257, 264, 267, 268, 275

Бюхнер Георг (Bëuchner G., 1813 – 1837), немецкий публицист и драматург — 77, 130, 187, 253

 

Вайнгартен Ромэн (Weingarten R., род. в 1926), французский драматург — 134, 262

Вайс Петер (Weiss P., 1916 – 1982), шведский драматург немецкого происхождения, представитель «документального театра» — 94, 238, 275

Валери Поль (Valéry P., 1871 – 1945), французский поэт и теоретик искусства — 8, 246, 259

Веласкес Родригес де Сильва (Velàsquez R. de S., 1599 – 1660), испанский художник — 144

Венцель Жан-Поль (Wenzel J.‑P., род. в 1947), французский драматург и режиссер — 181, 233, 274

{278} Вергилий Марон Публий (Vergilius, 70 – 19 до н. э.), римский поэт — 57, 192

Верн Жюль (Verne J., 1828 – 1905), французский писатель — 251

Верхарн Эмиль (Verhaern E., 1855 – 1916), бельгийский поэт и драматург — 246

Виан Борис (Vian B., 1920 – 1959), французский поэт, писатель, музыкант и драматург — 185

Вилар Жан (Vilar J., 1912 – 1971), французский актер и режиссер — 104, 219 – 220, 257, 266, 269, 270

Винавер Мишель (Vinaver M., наст. имя Мишель Гринберг, род. в 1927), французский писатель, драматург и театральный критик — 5, 181 – 182, 233, 235, 239, 240, 241, 270 – 271, 272

Витез Антуан (Vitez A., 1930 – 1990), французский режиссер — 274

Витрак Роже (Vitrac R., 1899 – 1952), французский драматург — 13, 252

Вольтер (Voltaire, наст. имя Мари-Франсуа Аруэ, 1694 – 1778), французский писатель и философ — 92

Вотье Жан (Vauthier J., род. в 1910), французский драматург — 134, 262

 

Гадамер Ганс Георг (Gadamer H. G., род. в 1900), немецкий философ, представитель герменевтики — 10

Гамсун Кнут (Hamsun K., наст. имя Кнут Педерсен, 1859 – 1952), норвежский писатель и драматург — 258

Гарсиа Виктор (Garcia V., 1934 – 1982), аргентинский режиссер, работавший во Франции — 158, 267

Гауптман Герхард (Hauptmann G., 1862 – 1946), немецкий драматург, основатель натуралистической школы в Германии — 82

Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.), древнегреческий философ — 199

Гете Иоганн Вольфганг (Goethe J. W., 1749 – 1832), немецкий писатель, философ и естествоиспытатель — 113

Годар Жан-Люк (Godard J.‑L., род. в 1930), французский кинорежиссер, представитель «новой волны» — 266

Гойя Франсиско Хосе де (Goya F. J. de, 1746 – 1828), испанский художник — 144

Голль Иван (Goll I., наст. имя Исаак Ланг, 1891 – 1950), немецко-французский поэт и драматург — 37 – 38, 247

Греймас Альгирдас-Жюльен (Greimas A.‑J., род. в 1917), французский лингвист, семиотик, автор работ по структурной поэтике — 269

Грёз Жан-Батист (Greuze J.‑B., 1725 – 1805), французский художник — 174, 177, 179, 269

Гротовский Ежи (Grotowski J., род. в 1933), польский режиссер — 60, 235

Грубер Франсис (Gniber F.), художник — 259

Грюневальд (Grëunewald, наст. имя Нитхардт Матис, ок. 1470 (1475) — 1528), немецкий художник — 67

Гуссерль Эдмунд (Husserl E., 1859 – 1938), немецкий философ-феноменолог — 255, 257

Гюго Виктор (Hugo V., 1802 – 1885), французский писатель — 23, 130, 195, 245, 251, 271, 272

 

Дебюсси Клод (Debussy Cl., 1862 – 1918), французский композитор-импрессионист — 250

Деккер Томас (Dekker Th., ок. 1572 – ок. 1632), английский драматург и писатель — 270

Демарси Ришар (Demarcy R.), современный французский режиссер, драматург и теоретик театра — 241, 275

Деррида Жак (Derrida J., род. в 1930), французский философ, представитель постструктурализма — 9, 242, 269, 275

Деснос Робер (Desnos R., 1900 – 1945), французский поэт и писатель, близкий дада и сюрреализму — 22

{279} Джакометти Альберто (Giacometti A., 1901 – 1966), французский художник и скульптор, сюрреалист — 260, 264

Джеймс Генри (James H., 1843 – 1916), американский писатель — 272

Джойс Джеймс (Joyce J., 1882 – 1941), ирландско-английский писатель — 259

Джонсон Бен (Бенджамин) (Johnson B., 1573 – 1637), английский драматург — 254, 273

Дидро Дени (Diderot D., 1713 – 1784), французский философ и писатель — 56, 172, 173 – 180, 205, 269, 270

Дойч Мишель (Deutsch M., род. в 1948), французский драматург, поэт и эссеист — 181, 233, 274, 275

Доннэ Морис (Donnait M., 1859 – 1945), французский драматург — 15, 16, 244

Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881), русский писатель — 258

Дрейер Карл Теодор (Dreyer C. T., 1889 – 1968), датский кинорежиссер и сценарист — 179, 270

Дюллен Шарль (Dullin Ch., 1885 – 1949), французский актер и театральный педагог — 91, 251

Дюма Александр (Dumas A., 1802 – 1870), французский писатель — 272

Дюма Александр (сын) (Dumas A.‑fils, 1824 – 1895), французский писатель — 251

Дюра Маргерит (Duras M., род. в 1914), французская романистка и драматург — 11, 239, 275

Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929), русский театральный деятель — 250

 

Еврипид (ок. 480 – 406 до н. э.), древнегреческий драматург — 39, 92, 249

 

Жакар Эммануэль (Jacquart E.), историк французского театра, профессор Гарвардского университета — 13, 119

Жакоб Макс (Jacob M., 1876 – 1944), французский поэт и писатель, близкий к сюрреализму — 27, 244, 245, 252

Жарри Альфред (Jarry A., 1873 – 1907), французский писатель и драматург — 7, 13 – 15, 91, 244 – 245, 252

Жемье Фирмен (Gémier F., 1869 – 1933), французский актер, режиссер и педагог — 105

Жене Жан (Genêt G., 1910 – 1986), французский поэт, писатель и драматург — 8, 94, 95 – 97, 98 – 99, 100, 109, 140 – 141, 151, 185, 195, 256, 257, 263 – 264

Жид Андре (Gide A., 1869 – 1951), французский писатель — 245

Жироду Жан (Giraudoux J., 1882 – 1944), французский писатель и драматург — 185, 202, 273

Жиронэ Робер (Gironès R.) французский режиссер — 275

Жори Шарль (Joris C.), руководитель Народного Романского театра (Швейцария) — 271

Жуве Луи (Jouvet L., 1887 – 1951), французский актер, режиссер и постановщик — 140, 251, 263

 

Зевксис (кон. V – нач. IV вв. до н. э.), древнегреческий живописец — 16

 

Ибсен Генрик (Ibsen H., 1828 – 1906), норвежский драматург — 85

Ионеско Эжен (Ionesco E., род. в 1912), французский писатель и драматург румынского происхождения — 11, 59, 94, 108 – 109, 118, 128 – 129, 202, 256, 258, 260, 261 – 262, 265

 

Казарес Мария (Casares M., род. в 1922), французская актриса испанского происхождения — 262

Кальдерон де ла Барка Педро (Calderôn de la Barca P., 1600 – 1681), испанский драматург — 258, 267

Камю Альбер (Camus A., 1913 – 1960). французский писатель, философ и драматург — 85, 91, 112 – 113, 128, 185, 255, 258 – 259

Кандинский Василий Васильевич (1866 – 1944), русский живописец и график — 126

{280} Кант Иммануил (Kant I., 1724 – 1804), немецкий философ — 246, 261

Кафка Франц (Kafka F., 1883 – 1924), австрийский писатель — 268

Клейст Генрих фон (Kleist G. von, 1777 – 1811), немецкий писатель и драматург — 85

Клодель Поль (Claudel P., 1868 – 1955), французский писатель и драматург — 5, 41 – 42, 79, 87, 108 – 109, 185, 248, 249, 252

Клоссовски Пьер (Klossôvski P., род. в 1903), французский философ, писатель и художник — 253

Коат Таль (Coat Tal, наст. имя Пьер Луи Корантен Жаков, род. в 1905) французский художник и график — 119, 120 – 121, 122, 123, 260

Кокто Жан (Cocteau J., 1889 – 1963), французский драматург, писатель и художник — 27, 52 – 53, 97, 128, 140, 185, 250 – 251, 263

Колетт Габриэль-Сидони (Colette G.‑S., 1873 – 1954), французская писательница — 244, 263

Кольридж Сэмюэль Тэйлор (Coleridge S. T., 1772 – 1834), английский поэт-романтик, литературный критик — 206, 209, 210, 254, 273

Кольтес Бернар-Мари (Koltés B.‑M., 1948 – 1989), французский писатель и драматург — 11

Корвэн Мишель (Corvin M.), современный французский историк и семиотик театра — 27, 129, 225

Корнель Пьер (Corneille P., 1606 – 1684), французский драматург — 107, 130, 202, 214, 215, 272, 273

Кребийон-сын (Crebillon-fils, наст. имя Клод Проспер, 1707 – 1777), французский драматург — 92

Крётц Франц Ксавер (Kroetz F. X., род. в 1946), немецкий актер и драматург — 233, 274

Кристева Юлия (Kristeva J., род. в 1935), французский семиотик, представительница постструктурализма — 269

Крэг Эдуард Гордон (Craig E. G., 1872 – 1966), английский актер, режиссер и теоретик театра — 41

Кьеркегор (Киркегор) Серен (Kierkegaard S., 1813 – 1855), датский теолог, философ и писатель — 93, 256, 261

Кэрролл Льюис (Carroll L., наст. имя Чарльз Латуидж Доджсон, 1832 – 1898), английский писатель — 268

 

Лабиш Эжен Марен (Labiche E., 1815 – 1888), французский драматург, автор водевилей — 218

Лавелли Хорхе (Lavelli J., род. в 1932), французский режиссер аргентинского происхождения — 158, 262, 267

Лаводан Жорж (Lavodant G., род. в 1947), французский актер и режиссер — 275

Лакан Жак (Lacan J., 1901 – 1981), французский психоаналитик, представитель постфрейдизма — 108, 202, 203, 269, 272, 275

Лассаль Жак (Lassalle J., род. в 1936), французский режиссер — 271

Лебель Жан-Жак (Lebel J.‑J.), теоретик хэппенинга — 102, 257

Леви-Стросс Клод (Lévi-Strauss Cl., род. в 1908), французский этнолог-структуралист — 234

Лейбниц Готфрид Вильгельм (Leibniz G. W., 1646 – 1716), немецкий философ — 261

Лекуврер Адриенна. (Lecouvreur A., наст. имя Адриенна Куврёр, 1692 – 1730), французская трагическая актриса — 117, 259

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452 – 1519), итальянский художник и ученый — 16, 123

Лессинг Готхольд Эфраим (Lessing G. E., 1729 – 1781), немецкий писатель и теоретик искусства — 176

Лили Джон (Lilly J., 1553 – 1606), английский драматург — 254

{281} Лиотар Ж.‑Ф. (Lyotard J.‑F.), современный французский семиотик, создатель концепции «энергетического театра» — 236, 239, 242, 275

Лосев Алексей Федорович (1893 – 1988), русский философ и филолог — 5

Лотреамон (Lautréamont, наст. имя Изидор-Люсьен Дкжас, 1846 – 1870), французский поэт — 13, 246, 252

Люнье-По Орельен (Lugné-Poe A., 1869 – 1940), французский актер и режиссер — 20, 244, 245, 274

 

Макробий (Macrobius, V век н. э.), римский ученый и писатель — 245

Макс Эдуард Александр де (Мах E. A. de, 1869 – 1924), французский трагик — 54, 251

Малина Джудит (Malina J.), одна из создателей «Living Theater» — 274

Малларме Стефан (Mallarmé S., 1842 – 1898), французский поэт — 95, 147, 212, 213, 146, 248, 272

Мальро Андре (Malraux A., 1901 – 1976), французский писатель и теоретик искусства — 258, 264

Маннони Октав (Mannoni O.), представитель современного французского постфрейдизма и семиотики — 5, 202 – 204, 272 – 273

Маре Жан (Marais J., род. в 1913), французский актер театра и кино — 54, 56, 250, 251

Марешаль Марсель (Maréchal M., род. в 1937), французский актер и режиссер — 262

Мариво Пьер Карле де Шамблен де (Marivaux P., 1688 – 1763), французский писатель и драматург — 188, 227

Маринетти Филиппо Томмазо (Marinetti F. T., 1876 – 1944), итальянский писатель-футурист — 245

Марло Кристофер (Marlowe Ch., 1564 – 1616), английский драматург — 254, 262

Марсель Габриэль Оноре (Marsel G., 1889 – 1973), французский философ, драматург и театральный критик — 7, 78 – 79, 91, 254 – 255

Массон Андре (Masson A., род. в 1896), французский художник — 119, 121 – 123, 126, 260

Матисс Анри (Matisse H., 1869 – 1954), французский художник — 120, 121, 122, 245

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930), русский поэт — 37, 247

Мейерхольд Всеволод Эмильевич. (1874 – 1938), русский актер и режиссер — 41

Мерло-Понти Морис (Merleau-Ponty M., 1908 – 1961), французский философ, представитель феноменологической школы — 161

Мийо Дариюс (Milhaud D., 1892 – 1974), французский композитор — 250

Микеланджело Буонарроти (Michelandgelo B., 1475 – 1564), итальянский скульптор, архитектор, художник, поэт — 16

Мнушкина Ариана (Mnouchkine A., род. в 1939), французский режиссер, создательница «Театр дю Солей» — 11, 265

Мольер (Molière, наст. имя Жан Батист Поклен, 1622 – 1673), французский драматург и актер — 15, 19, 85, 117, 195, 202, 206

Мондриан Пит (Mondrian P., наст. имя Корнелис Питер, 1872 – 1944), голландский живописец, работавший во Франции и США — 126

Монтерлан Анри де (Monterlant H. de, 1896 – 1972), французский поэт, писатель и драматург — 185, 210

Мориак Франсуа (Mauriac F., 1885 – 1970), французский писатель и драматург — 86, 185, 255

Морон Шарль (Mauron Ch., 1899 – 1966), французский литературовед-неофрейдист, создатель «психокритики» — 197, 202, 272

Муне-Сюлли Жан (Mounet-Sully J., 1841 – 1916), французский трагик — 17, 54, 251

Мюссе Альфред де (Musset A. de, 1810 – 1857), французский поэт и писатель — 85, 192, 200, 272, 273

{282} Неве Жорж (Neveux J., 1900 – 1982), французский поэт, актер, драматург, секретарь Луи Жуве — 264

 

Нерваль Жерар де (Nerval G. de, наст. имя Жерар Лабрюни, 1808 – 1855), французский журналист, прозаик, поэт и актер — 209, 221, 273

Ницше Фридрих (Nietzsche F., 1844 – 1900), немецкий философ, представитель «философии жизни» — 59, 95, 117, 256, 259, 275

 

Овидий Назон Публий (Ovidius Naso P., 43 до н. э. – ок. 18 н. э.), римский поэт — 245

Одиберти Жак (Audibertî J., 1899 – 1965), французский драматург и писатель — 262

Онеггер Артюр (Honegger A., 1892 – 1955), французский композитор швейцарского происхождения, участник «Шестерки» — 250

Остин Джон Л. (Austin J. L., 1911 – 1960), английский философ, представитель «лингвистической философии» — 8

 

Пави Патрис (Pavis P.), современный французский семиотик театра — 8, 10, 11, 225 – 227

Паскаль Влез (Pascal B., 1623 – 1662), французский философ — 192, 272

Пеги Шарль (Péguy Ch., 1873 – 1914), французский поэт и драматург — 79

Пере Бенжамен (Péret B., 1899 – 1959), французский эссеист, журналист и поэт-сюрреалист — 22, 27, 247

Пикабиа Франсис (Picabia F., 1879 – 1953), французский поэт, сценарист и художник-сюрреалист — 246

Пикассо Пабло Руис (Picasso P. R., 1881 – 1973), испано-французский художник, график и скульптор — 244, 245, 250

Пиранделло Луиджи (Pirandello L., 1867 – 1936), итальянский писатель и драматург — 53, 91, 130, 206, 207, 210, 223, 273

Пискатор Эрвин (Piscator E., 1893 – 1966), немецкий режиссер, представитель политического театра — 180

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ и математик — 173

Планшон Роже (Planchon R., род. в 1931), французский актер, режиссер и драматург — 181, 266, 270

Платон (428 – 348 до н. э.), древнегреческий философ — 91, 262, 275

Плотин (ок. 204/205 – 269/270), греческий философ, основатель неоплатонизма — 258

По Эдгар Алан (Poe E. A., 1809 – 1849), американский писатель — 252

Поттеше Морис (Pottecher M.), французский режиссер, основатель Народного театра — 245

Превер Жак (Prévert J., 1900 – 1977), французский поэт — 264, 265

Пруст Марсель (Proust M., 1871 – 1922), французский писатель — 132, 259, 272

Пудовкин Всеволод Илларионович (1893 – 1953), русский кинорежиссер — 252

Пуленк Франсис (Poulenc F., 1899 – 1963), французский композитор, входил в «Шестерку» — 250

 

Рабле Франсуа (Rabelais F., 1494 – 1553), французский писатель — 199, 272

Расин Жан (Racine J., 1639 – 1699), французский драматург — 15, 65, 80, 106, 130, 187, 188, 195, 202, 255, 272

Рембо Артюр (Rimbaud A., 1854 – 1891), французский поэт — 13, 246, 266

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt H. van R., 1606 – 1669), голландский художник — 144

Ренуар Жан (Renoire J., 1894 – 1979), французский кинорежиссер и драматург — 180

Рибемон-Дессень Жорж (Ribemont-Dessaîgnes G., 1884 – 1874), французский писатель и драматург — 22, 27

Роман Жюль (Romains J., наст. имя Луи Фаригуль, 1885 – 1972), французский писатель и драматург — 259

{283} Ростан Эдмон (Rostand E., 1868 – 1918), французский драматург — 257

 

Сад Донасьен-Альфонс-Франсуа, маркиз де (Sade D.‑A.‑F. de, 1740 – 1814), французский писатель — 7, 13, 77, 253

Салакру Арман (Salacrou A., 1899 – 1989), французский драматург — 271

Санд Жорж (Sand G., наст. имя Аврора Дюпен, 1804 – 1876), французская писательница — 201

Сандрар Блез (Cendrars B., 1887 – 1961), французский поэт швейцарского происхождения — 245

Сарду Викторьен (Sardou V., 1831 – 1908), французский драматург — 93, 251

Сартр Жан-Поль (Sartre J.‑P., 1905 – 1980), французский философ, писатель и драматург — 10, 83, 85, 91 – 92, 112, 128, 140, 185, 210, 255 – 257, 258, 263, 265, 268

Сати Эрик (Satie E., 1866 – 1925), французский композитор, создатель Аркёйской школы — 27, 250

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921 – 1990), русский физик-теоретик и общественно-политический деятель — 255

Сегон-Вебер (Segon-Weber, 1867 – 1941), французская трагическая актриса — 54, 251

Сезанн Поль (Sézanne P., 1839 – 1906), французский художник-постимпрессионист — 132

Серро Жан-Мари (Serreau J.‑M., 1915 – 1973), французский актер и режиссер — 181, 262, 265, 267

Серро Женевьева (Serreau J.), современная французская писательница — 256

Скриб Огюстен Эжен (Scribe A. E., 1791 – 1861), французский драматург-комедиограф — 23, 93, 251

Сократ (ок. 470 – 399 до н. э.), древнегреческий философ — 79

Соллерс Филипп (Sollers Ph., род. в 1936), французский писатель, представитель «нового нового романа» — 269

Соссюр Фердинанд де (Saussure F. de, 1857 – 1913), швейцарский лингвист — 269

Софокл (ок. 496 – 406 до н. э.), древнегреческий драматург — 92, 93, 132, 195, 249, 251

Станиславский Константин Сергеевич (наст. фамилия Алексеев, 1863 – 1938), русский актер и режиссер, теоретик театра — 59, 270

Стендаль (Stendhal, наст. имя Анри-Мари Бейль, 1783 – 1842), французский писатель — 252

Стивенсон Роберт Льюис (Stevenson R. L., 1850 – 1894), английский писатель — 244

Стравинский Игорь Федорович (1882 – 1971), русский композитор и дирижер — 250, 260

Страсберг Ли (Strasberg L., 1901 – 1982), американский режиссер и театральный педагог, руководитель «Actor’s Studio» — 270

Стриндберг Август Юхан (Strindberg A. J., 1849 – 1912), шведский писатель и драматург — 187, 188, 252, 264, 265

Супо Филипп (Soupault Ph., 1897 –?), французский поэт и писатель-сюрреалист — 22, 27, 246, 259

Сэлинджер Джером Дейвид (Salinger J. D., род. в 1919), американский писатель — 272

 

Тициан (Тициана Вечеллио) (Tiziano Vecellio, ок. 1476/77 или 1489/90 – 1576), итальянский художник — 16

Трюффо Франсуа (Truffaut F., 1932 – 1989), французский кинорежиссер, представитель «новой волны» — 266

Тцара Тристан (Tzara T., наст. имя Сами Розеншток, 1896 – 1963), французский поэт, писатель и драматург — 27 – 28, 246 – 247, 250, 264

 

Уайльд Оскар (Wilde O., 1854 – 1900), английский поэт и писатель — 244, 245

{284} Уилсон Боб (Роберт) (Wilson R., род. в 1941), американский режиссер-авангардист — 241, 275

Уэллс Орсон (Welles O., 1915 – 1986), американский режиссер и киноактер, театральный деятель — 262

 

Фарг Леон-Поль (Fargue L.‑P., 1876 – 1947), французский поэт — 77, 244, 253, 259

Фассбиндер Райнер Вернер (Fassbinder R. W., 1945 – 1982), немецкий драматург и кинорежиссер — 264

Фельде Брам фан (Velde B. van, полное имя Абрахам, род, в 1895), голландский художник — 123 – 127, 261

Фельде Геер фан (Velde G. van, полное имя Герардус, род. в 1897), голландский художник — 261

Фердинанд Роже (Ferdinand R., род. в 1898), французский драматург и театральный деятель — 130, 262

Филип Жерар (Philipe G., 1922 – 1959), французский актер театра и кино — 262

Флетчер Джон (Fletcher J., 1579 – 1625), английский драматург — 254, 273

Флобер Гюстав (Flaubert G., 1821 – 1880), французский писатель — 95, 132, 256

Фолкнер Уильям (Faulkner W., 1897 – 1962), американский писатель — 258

Форд Джон (Ford J., 1586 – после 1640), английский драматург — 254

Франсон Ален (Françon A.), руководитель национального драматического центра в Лионе — 271

Фрейд Зигмунд (Freud S., 1856 – 1939), австрийский врач-психиатр, основатель психоанализа — 21, 122, 152, 196, 202, 203, 209, 211 – 213, 216, 217, 219, 222, 223, 265 – 266, 272

Фуко Мишель (Foucault M., 1926 – 1984), французский философ-структуралист — 269, 275

 

Хайдеггер Мартин (Heidegger M., 1889 – 1976), немецкий философ-экзистенциалист — 108

Хальс (Хале) Франц (Hais F., между 1581 и 1585 – 1666), голландский художник — 144

Хандке Петер (Handke P., род. в 1942), австрийский писатель и драматург — 239, 275

Хейвуд Томас (Heywood Th., ок. 1570 – 1641), английский актер и драматург — 254

Ходоровски Алехандро (Jodorowsky A.), французский режиссер — 158, 168, 267, 268

 

Чепмен Джорж (Chapman G., ок. 1560 – 1634), английский поэт и драматург — 273

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904), русский писатель и драматург — 132, 187, 225, 265, 274

 

Шаброль Клод (Chabrol Cl., род. в 1930), французский кинорежиссер, представитель «новой волны» — 266

Шар Рене (Char R., 1907 –?), французский поэт, близкий к сюрреализму — 265

Шарден Жан-Батист-Симеон (Chardin J.‑B.‑S., 1699 – 1779), французский художник — 179, 270

Шекспир Уильям (Shakespeare W., 1564 – 1616), английский драматург и поэт — 15, 16, 39, 80, 85, 87, 107, 115, 130, 132, 187, 188, 195, 206, 208, 217, 251, 253, 254, 262, 273

Шелли Перси Биши (Shelley P. B., 1792 – 1822), английский поэт-романтик — 252

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (Schelling F. W. J., 1775 – 1854), немецкий философ — 84, 254, 255

Шеро Патрис (Chéreau P., род. в 1944), французский режиссер — 11, 140, 262, 264

Шехаде Жорж (Schehadé G., 1910 – 1989), французский драматург ливанского происхождения — 133, 134, 262

Шиллер Иоганн Фридрих фон (Schiller J. F. von, 1759 – 1805), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства — 85, 246

{285} Шопенгауэр Артур (Schopenhauer A., 1788 – 1860), немецкий философ — 259

Шпенглер Освальд (Spengler O., 1880 – 1936), немецкий философ и историк, представитель «философии жизни» — 59

Штайн Петер (Stein P., род. в 1937), немецкий режиссер — 140, 263

 

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898 – 1948), русский кинорежиссер — 172, 173 – 180, 269

Эйнштейн Альберт (Einstein A., 1879 – 1955), немецкий физик-теоретик — 133

Элиот Томас-Стернз (Eliot T.‑S., 1888 – 1965), английский поэт и теоретик искусства, драматург — 79, 270

Эльбо Андре (Helbo A.), современный бельгийский семиотик театра — 225

Элюар Поль (Eluard P., наст. имя Эжен Грендель, 1895 – 1952), французский поэт — 27, 246, 250, 264

Эрдман Николай Робертович (1900 – 1970), русский драматург и сценарист — 271

Эртель Эвелин (Ertel E.), современный французский семиотик театра — 225

Эслин Мартин (Esslin M.), современный английский театральный критик — 128

Эсхил (ок. 525 – 456 до н. э.), древнегреческий драматург — 92, 195, 249

 

Юберсфельд Анна (Ubersfeld A., род. в 1918), современный французский историк и семиотик театра — 10, 11, 181, 190 – 191, 225, 230, 271 – 272, 274

Юнг Карл Густав (Jung C. G., 1875 – 1961), швейцарский психолог и культуролог, основатель «аналитической психологии» — 202


[1] Понятно, что человек панический не станет перегружать свое «творение» стремлением «служить» или желанием прояснить будущее. Он смеется «над пророками, чьи руки непрерывно покрыты кровью» и над «высшими миссиями».

[2] См. различия, проводимые Л. Ельмслевом между формой и материей выражения, формой и материей содержания. — Metz С., Langage et Cinéma. P., 1971.

[3] Speze-Voigt. Alternative sémiotique in Sémiotique. — «Recherches Internationales», Cahier n° 81, p. 20.

[4] Для мужчины или женщины, влюбленных в актрису (актера), сцена становится препятствием, местом, где раскрываются совсем другие желания.

[5] Как это показано в восхитительной новелле Жорж Санд «Маркиза», где женщина, увлекшаяся актером, оказывается совершенно обескураженной, столкнувшись с ним как с реальным мужчиной.

[6] Отождествление с персонажем как таковым, разумеется, составляет часть нашей защитной системы. Никакой театр не был бы возможен, если бы дело обстояло иначе. Крайне наивными оказались бы всякие попытки устранить саму возможность существования подобной защитной системы; как только редуцируют одну ее разновидность, ей на смену тотчас же приходит другая.

То, как Малларме толкует «Гамлета» (принц — это наша юность, которая остается внутри нас неизменной, она «не может становиться, преобразовываться», тогда как Полоний — это старость, которая изначально присутствует в нас), тотчас же устраняет, насколько это возможно, сценический персонаж. Ошибка актеров «Комеди Франсез» в постановке 1885 года, как показал тот же Малларме, состояла в том, что они выдвигали на первый план именно персонаж. Все дело упирается в стиль. Ведь если dramatis personae — драматическим персонажам удается, согласно нашему желанию, послушно превратиться в символы нашей внутренней жизни, они тем не менее продолжают составлять часть нашей защитной системы. Когда стиль становится дидактичным или агрессивным, нам, конечно же, приходится защищаться иначе, однако по сути ничуть не меньше, чем прежде.

[7] Это «я» есть место всех прошлых и возможных самоотождествлений. Романисты и драматурги знали это всегда.

[8] Мишель Лейрис — французский психоаналитик, исследовавший элементы «спонтанного театра» в традиционных культурах Эфиопии.

[9] См.: Ubersfeld A. Lire le théâtre. P., 1977, p. 20.

[10] См.: Pavis P. Dire et faire le théâtre. L’action parlée dans les Stances du Cid. — «Etudes Littéraires», 1980, décembre.

[11] Artaud A. Le théâtre et son double. P., 1964, p. 81.

[12] Ibid., p. 91.

[13] Ibid., p. 17.

[14] Ibid., p. 162.

[15] Ibid., p. 81.

[16] Ibid., p. 17.

[17] Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitaiter seiner Reproduzierbarkeit. — In Schriften, Bd. I und II. Frankfurt, Suhrkamp.

[18] Ibid., S. 375.

[19] Lévi-Strauss С. L’origine des manières de table. P., 1968, p. 105.

[20] Vinaver M. Les travaux et les jours. P., 1979; Vinaver M. A la renverse. Lausanne, 1980.

[21] Lyotard J.‑F. La dent, la paume. Des, dispositifs pulsionnels. P.: U. G. E., 1973, 10 – 18, p. 100.

[22] Riviere J.‑L. La déception théâtrale. — In: Prétexte. P.: U. G. E., 1978.

[23] Ibid., p. 111.

[24] Ibid., p. 114.

[25] Ibid., p. 116.

[26] Lyotard J.‑F. Principales tendances actuelles de l’étude psychanalytique des expressions artistiques et littéraires. Dérive a partir de Marx et Freud. P.: U. G. E., 10 – 18, p. 103.

[27] Marranca B. The Theatre of Images. New York: Drama Book Sptcialists, 1976, XII.

[28] Artaud A. Le théâtre et son double, p. 162.

[29] Vinaver M. A la renverse, p. 8.

[30] Benveniste E. Problèmes de linguistique générale. P., 1966, p. 237 – 250.

[31] Artaud A. Le théâtre et son double, p. 312.

[32] Lyotard J.‑F. La dent, la paume. Des dispositifs pulsionnels, p. 99.

[33] Derrida J. De la Grammatologie. P., 1967, p. 25.


[i] Родился в 1873 году в Лавале. Еще обучаясь в лицее, Жарри вместе со своим другом Анри Морэном пишет множество драматических сценок, памфлетов юмористического и зачастую малопристойного содержания, главным героем которых обычно выступает учитель гимнастики г‑н Эбер, ставший прототипом папаши Юбю. В 1888 году лицеисты создают пьесу «Поляки» (по сути, первый вариант «Короля Юбю»), авторство которой принадлежало по преимуществу брату Анри Морэна, Шарлю. Сам Жарри готовит сценическое оформление «Поляков» для домашнего театра. В 1891 году Жарри вместе с матерью переезжает в Париж; там он начинает учиться в Лицее Генриха IV (где философию, между прочим, читает Анри Бергсон). В числе друзей Жарри — Леон-Поль Фарг и Реми де Гурмон, он вхож к Малларме. Первые печатные публикации Жарри появляются в парижских литературных газетах с 1893 года. В 1896 году он печатает «Короля Юбю», представляющего собой переработку юношеских упражнений самого Жарри, Анри и Шарля Морэнов. Фарс удостаивается блестящей рецензии Эмиля Верхарна. Тогда же в «Меркюр де Франс» выходит статья Жарри «О бесполезности театра для театра». Люнье-По, директор театра «Лёвр», в котором обычно ставились пьесы символистов, соглашается показать «Короля Юбю»; в декабре 1896 года спектакль показан дважды: на генеральной репетиции и в день премьеры, — все заканчивается грандиозным скандалом и возмущением публики. В дальнейшем Жарри и его друзья не оставляют попыток поставить фарс (одна из наиболее удачных постановок — в кукольном театре по эскизам Пьера Боннара, причем Юбю играл единственный актер — сам Жарри). В 1898 году Жарри пишет большую часть своего романа «Действия и мнения доктора Фаустролля, патофизиолога»; в том же году он знакомится с Оскаром Уайльдом, только что вышедшим из тюрьмы. В 1899 году Жарри заканчивает следующую пьесу своего фарсового цикла — «Юбю прикованный», а в 1901 году в «Театр Гиньоль» поставлен «Юбю на пригорке» — сокращенный вариант «Короля Юбю». Жарри играет в театре, переводит Р.‑Л. Стивенсона, пишет статьи и художественные произведения (в том числе исторический роман «Мессалина»); в числе его новых друзей — Гийом Аполлинер, Андре Сальмон, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Колетт. В 1904 году появляется в печати последняя статья Жарри; состояние здоровья его быстро ухудшается, и в ноябре 1907 года он умирает в больнице от туберкулезного менингита. «Юбю-рогоносец» и некоторые другие произведения Жарри были опубликованы уже после его смерти.

[ii] Статья «О бесполезности театра для театра» (De l’inutilité du théâtre au théâtre) была впервые напечатана в сентябрьском номере «Меркюр де Франс» в 1896 году. Данный перевод сделан по изданию: Jarry A. Ubu. Ubu roi, Ubu cocu, Ubu enchaîné, Ubu sur la Butte / Publiés sur les textes définitifs, établis, présentés et annotés par Noël Arnaud et Henri Bordillon. P., 1978.

[iii] Морис Доннэ (1859 – 1945) — вначале создатель текстов для богемного кабачка «Черный кот» на Монмартре, ставший затем вполне респектабельным драматургом, весьма почитаемым буржуазной публикой.

[iv] {245} Анна Перенна — персонаж из поэмы «Фасты» («Календарные праздники») Овидия, книга III, стих 654, богиня, говорящая о себе:

Anne perenne latens, Anna Perenna vocor.

(Сокрытая в вечном потоке, зовусь я Анна Перенна.)

Во время мартовских ид адепты богини просили у нее позволения «annare et perennare», то есть «прожить год и пересечь время». Для Жарри Анна Перенна символизирует прежде всего вечный и невидимый поток времени, поскольку perennare обозначает «плыть в потоке времени». Об Анне Перенне см. также у Макробия («Сатурналии», 1.12) и Силия Италика (VIII. 50). Согласно мифологическим сюжетам, Анна Перенна была сестрой Дидоны, царицы Карфагена. После смерти Дидоны была замечена Энеем, за что и подверглась преследованиям ревнивой Лавинии. Спасаясь от погони, она в одну из безлунных ночей упала в реку Нумиций и, утонув, стала нимфой-покровительницей этой реки.

[v] Речь идет о постановке «Цезаря-Антихриста» (1895), часть которой опирается на фрагмент текста «Король Юбю».

[vi] Множество деталей постановки, приводимых здесь Жарри, были представлены также в эссе Виктора Гюго, посвященном елизаветинскому театру («Вильям Шекспир», 1864).

[vii] Известно, что Жарри требовал от актеров особого произношения: текст во время постановок проговаривался очень быстро и как бы безлично, причем слова четко отделялись друг от друга.

[viii] «Дьявол, продающий выпивку» — антиалкогольный фарс, поставленный Морисом Поттеше в 1895 году в его Народном театре на Вогезах.

[ix] Орельен Люнье-По (1869 – 1940) — французский актер и режиссер, руководитель театра «Лёвр», ставшего своего рода центром театральных экспериментов. Среди авторов, чьи пьесы шли в театре Люнье-По, — Маринетти, Верхарн, Жид, Д’Аннунцио, Уайльд.

[x] «Стражница» — стихотворение Анри де Ренье, отрывок из поэмы «То, каким это предстает в мечтах» (1892). 24 июня 1894 года «Стражница» была поставлена в театре «Лёвр»; в спектакле Люнье-По актеры молча перемещались по сцене за полупрозрачным занавесом, а чтецы подавали реплики из оркестровой ямы. В июне 1894 года «Стражница» была показана в Брюсселе, а в сентябре — в Амстердаме.

[xi] Родился в 1880 году в Риме. Внебрачный ребенок российской подданной Ангелики Костровицкой, дочери польского эмигранта (настоящее имя Аполлинера — Вильгельм Аполлинарий Костровицкий). Воспитывался отчимом — французским маршалом д’Опиком, в детстве жил по преимуществу в Монако, Канне и Ницце. В Париж Костровицкая с сыном переезжает только в 1899 году. Публикации в периодике — с 1901 года, а в 1902 году впервые появляется псевдоним Гийом Аполлинер. В 1903 году Аполлинер сближается с Альфредом Жарри, благодаря которому обретает настоящий вкус к сатире и гротеску. С 1904 года начинается увлечение кубизмом и примитивизмом (в основном, через посредство Пикассо, Матисса и Руссо-таможенника); в числе друзей Аполлинера — поэты Блез Сандрар, Макс Жакоб. При жизни Аполлинера были опубликованы лишь два его поэтических сборника: «Алкоголи» (1913) и «Каллиграммы» (1918), однако их появление, интенсивные {246} выступления с литературно-критическими статьями, новые творческие идеи, во многом предвосхитившие появление дада и сюрреализма, сделали Аполлинера признанным лидером литературного кружка, в который входили Андре Бретон, Поль Элюар, Бенжамен Пере, Луи Арагон, Филипп Супо… Уже в поздних «Алкоголях» (с 1912 года) Аполлинер отказался от пунктуации в поэтическом тексте, ему принадлежат интересные опыты создания стихов-идеограмм («каллиграмм»), он придумал и сам термин «сюрреализм» (хотя Андре Бретон впоследствии любил повторять, что среди предшественников этого художественного течения Жерара де Нерваля отличал «дух» сюрреализма, а Аполлинера — всего лишь его «буква»). В 1914 году Аполлинер был мобилизован и отправился на фронт; в отличие от большинства своих друзей, он никогда не был пацифистом, напротив, большинство его военных стихотворений вполне патриотично. В марте 1916 года Аполлинер возвращается в Париж после тяжелого ранения в голову. В 1917 году появляется программный манифест, озаглавленный «Новый дух», в котором поэт выступает за «новую реальность», то есть за освоение искусством новых областей действительности. В июне 1917 года состоялась премьера «сюрреалистической» драмы Аполлинера «Груди Тиресия». Футуристическая пьеса «Цвет времени» была написана им в 1918 году, всего за несколько месяцев до смерти.

[xii] Предисловие к пьесе «Груди Тиресия» (Les Mamelles de Tirésias) переведено по изданию: Apollinaire G. Gfeuvres poétiques. P., 1981, p. 865 – 870.

[xiii] Пьеса «Груди Тиресия» была поставлена в 1917 году.

[xiv] Виктор Баш (род. в 1863) — профессор эстетики и теории искусств в Сорбонне, редактор «Эр нувель». Автор работ о Канте и Шиллере, этюдов по эстетике драмы.

[xv] «Фарс мэтра Пьера» Патлена — один из наиболее известных французских средневековых фарсов, написанный приблизительно в 1460 – 1465 годах.

[xvi] Родился в 1896 году в Румынии, настоящее имя — Сами Розеншток. Один из создателей литературно-художественного движения «дада» (букв.: «деревянная лошадка», отсюда — «конек», «прихоть»), был создателем первого кружка дадаистов в Швейцарии в 1915 году. Там же Тцара написал и первые «дадаистские» тексты: «Первое небесное приключение господина Антипирина» (1916), «Двадцать пять стихотворений» (1918), три первых манифеста дада (1918). С деятельностью дадаистского кружка в Цюрихе связаны и первые опыты Тцара в «автоматическом письме», а также постановки пьес-провокаций, в которых принимал участие Франсис Пикабиа. Во Франции дадаизм впервые становится известным только после приезда Тцара в Париж в 1919 году. Тцара прежде всего возобновляет там свои цюрихские спектакли. Группа «Литтератюр» (Луи Арагон, Андре Бретон, Филипп Супо), ориентировавшаяся прежде на поэзию Рембо, Лотреамона, Валери и Малларме, восторженно принимает дадаистские опыты Тцара. Не довольствуясь сферой искусства, дада стремится подчинить себе возможно более широкие пласты жизни, проповедуя идеи постоянной изменчивости, неповторимости переживаний (вместе со своими друзьями Тцара принимает участие в инсценировке судебного процесса над Морисом Барресом, обвиняемым в «постоянстве духа»). В 30‑е годы Бретон попытался задним числом включить дадаизм в сюрреалистическое направление; в работе «Эссе о положении поэзии» (1931) Тцара действительно {247} выступает как один из теоретиков сюрреализма, однако в дальнейшем он яростно критикует как сами положения сюрреалистической школы, так и трактовку своей собственной позиции в духе сюрреализма (эссе «Сюрреализм и послевоенные годы», 1947). Тцара участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев, во время второй мировой войны — активный участник Сопротивления. В послевоенные годы публикует несколько сборников стихов: «Земля спускается на землю» (1946), «Внутренний лик» (1953) и др. Умер в 1963 году.

[xvii] Манифест ДАДА 1918 года (Manifeste DADA 1918) переведен по изданию: Tzara T. Oeuvres complètes. Vol. 1. P., 1975, p. 359 – 367.

[xviii] two-step (англ., букв.: «два шага») — тустеп, модный в начале нынешнего столетия танец.

[xix] Родился в 1891 году в Германии, настоящее имя — Исаак Ланг. Голль начинал свою литературную карьеру в Берлине, где примыкал к экспрессионистам. Одинаково свободно владея немецким и французским языками, он решает затем попытать счастья в Париже, где стремится найти свой путь между дадаистами, последователями Аполлинера и новейшими литераторами и драматургами. В 1919 году Голль пишет сатирическую драму «Мафусаил, или Вечный буржуа», в которой пытается приспособить прежние театральные принципы к современному восприятию. Один из героев этой драмы должен был, по мысли Голля, исполняться тремя актерами одновременно, что, как предполагалось, символизировало три соединенных в нем начала — «я» (действительная, реальная сущность), «ты» (социальное существо) и «он» (непристойное подсознание). В 1924 году Голль учреждает «сюрреалистический театр», где, по его расчетам, должны были играть Альбер-Биро, Маяковский, Штрамм и другие известнейшие деятели культуры. В том же году Голль основал и журнал «Сюрреализм», прямо вдохновившись определением Аполлинера. В отличие от Андре Бретона, Голль не связывает понятие сюрреализма с автоматическим письмом и проблемой подсознательного; для него «сюрреализм — это наиболее сильное отрицание реализма, он заставляет реальность являться под маской видимости». Однако в том же 1924 году появляется первый Манифест сюрреализма Бретона, и Голль не выдерживает такого состязания: журнал закрывается, театр так и не начинает работать. Правда, «Мафусаил» все же был поставлен труппой «Белый волк» в театре «Мишель» в марте 1927 года, причем в конце первой картины публике демонстрировался небольшой фильм с участием Антонена Арто. В 1926 году Голль пишет и ставит две «сверхдрамы» под общим названием «Бессмертные»: «Тот, кто не умирает» (гротескная история художника, не исчезающего из памяти людей) и «Надежное средство от самоубийства» (фарс, повествующий о том, что женщина всегда привязывается к тому, кто умеет ее удивить). В целом такая сложная амальгама экспрессионизма, дадаизма и зачатков сюрреализма находила весьма сочувственный отклик у публики, но не встречала признания у французских критиков и литераторов, для которых Голль всегда оставался чужаком. С 1939 по 1947 год Голль жил в США. Умер он в Париже в 1950 году.

[xx] Статья Голля «Сверхдрама» (Le surdrame) дается по изданию: L’expressionisme dans le théâtre européen. Etudes réunis et présentées par D. Bablet et J. Jacquot. P., 1971, p. 359 – 360.

[xxi] {248} «Пифическое» — «пророческое», «несущее в себе предзнаменование», «экстатически провидческое» (от пифии — жрицы-прорицательницы, впадавшей в мистический экстаз и вещавшей с треножника в храме Аполлона в Дельфах).

[xxii] Театральная маска появляется в эпоху античности, причем прообразом ее были, вероятно, маски, надевавшиеся на лицо покойника в погребальной церемонии. Так или иначе с древнейших времен маска служила действенным способом магически отводить порчу, предотвращать беду, привлекать к себе внимание злых духов или недоброжелательных божеств; соответственно, на маску можно было перенести вину, сделать ее знаком страдания (пафоса) укрытого за нею персонажа.

[xxiii] Родился в 1868 году. Провел детство в Компьене, в 1882 году семья переезжает в Париж. Наиболее сильным поэтическим впечатлением юности было знакомство с поэзией Рембо, величайшее духовное потрясение было связано с религиозным обращением, с личностным усвоением католической идеи. В Париже Клодель входит в литературный кружок, группирующийся вокруг Стефана Малларме. В 1890 году по конкурсу поступает на работу в Министерство иностранных дел и решает посвятить себя одновременно литературе и дипломатической деятельности. Дипломатическая карьера Клоделя начинается с консульства в Нью-Йорке (1893), в течение многих лет продолжается на Дальнем Востоке, в Европе и Бразилии; в 1922 году он назначен послом в Японии, затем — в США (1928 – 1933) и в Бельгии (1933 – 1936). Четыре с лишним десятилетия дипломатической службы дали Клоделю возможность путешествовать, работать и жить в окружении чужой, зачастую необычной и экзотической культуры. Все это время он не перестает писать; в соответствии со своей концепцией «тотальной поэзии» он создает крупные поэтические произведения (скажем, знаменитые «Оды», написанные «клоделевским версетом», метрика которого опирается на естественные колебания человеческого дыхания и ритмы «космического творения»), литературно-философские трактаты — «Познание Востока» (1895 – 1905), «Познание времени» (1903), «Трактат о рождении в мир и появлении “я”» (1904) (последние два трактата обычно публикуются под единым заголовком «Поэтическое искусство») и многочисленные театральные произведения. Стоит отметить, что как риторические и философские работы, так и клоделевские драмы написаны свободным метрическим размером, отражающим все тот же «космический ритм», что и его стихи. Темы драматических произведений обычно связаны с достижением спасения, христианского примирения через буйство и скрещение человеческих страстей. Католическое видение мира как «аналогии» божественного бытия приводит Клоделя к представлению о единстве и глубоком внутреннем подобии творения мира и поэтического творчества, вселенской истории и театра, человеческого дыхания и ритма поэтической речи. Известнейшие из драматических произведений Клоделя — это пьесы «Город» (1890, 1897), «Девица Виолен» (1892, 1898), в дальнейшем переработанная в «Возвещение Марии» (1910), «Полуденный раздел» (1906), трилогия «Заложник» (1909), «Черствый хлеб» (1914), «Униженный отец» (1916) и «Атласный башмачок» (1924). В 1946 году Клодель избирается членом Французской Академии. Он умирает в феврале 1955 года, удостоившись всех возможных официальных почестей (незадолго до этого премьера «Возвещения Марии» проходит в «Комеди Франсез» в присутствии Президента).

[xxiv] {249} Работы Поля Клоделя «Несколько мыслей о том, как следует играть мои драмы» (Mes idées sur la manière générale de jouer mes drames), «Театр Бунраку» (Bounrakou) и «Театр Ho» (No) переведены по изданию: Claudel P. Mes idées sur le théâtre. P., 1966, 37 – 39, 80 – 82, 83 – 89.

[xxv] Бунраку — имя предприимчивого руководителя театра кукол в Осаке; в начале XIX века стало именем нарицательным, обозначающим одну из разновидностей японского театра кукол. Вообще театр такого типа известен в Японии на протяжении более тысячи лет, с XVI века для него создается специальный репертуар. Настоящего расцвета достиг в XVII – начале XVIII века, когда знаменитый актер и драматург Тикамацу Мондзаэмон написал специально для кукольного театра множество пьес-дзёрури. Особенность театра бунраку состоит в том, что каждой куклой управляют одновременно три актера, которые одеты в черное, но остаются все время видимыми для зрителей (им обычно помогают еще два человека, лица которых прикрыты тонкими накидками). Первый — главный — актер отвечает за движения головы и шеи куклы, за ее глаза, рот, брови; он определяет также рисунок и скорость перемещения куклы по сцене. Второй актер ведет подробные движения левой руки куклы, тогда как третий — движения ее ног (если речь идет о персонаже-мужчине) или кимоно.

[xxvi] Но — один из видов традиционного японского театра; другое название — саругаку (оба названия сосуществовали на равных вплоть до середины XIX века). Театр Но отличается высокой степенью стилизованности; актеры выступают в масках и традиционных, четко определенных костюмах. Мимическая игра актеров органично включает в себя пение и танец, она ведется под аккомпанемент хора и нескольких музыкальных инструментов. Сохранилось около двухсот пятидесяти пьес театра Но (некоторые из них были созданы еще в XII – XIII веках); все они делятся на «Но видений», где главный герой (сите) — это дух, божество или демон, и «Но реальности», в которых повествуется о человеческом существе. Традиция театра Но окончательно сформировалась в XIV веке благодаря творчеству великого актера, драматурга и теоретика театра Канами, а также его сына, продолжателя актерской династии, Кандзе Мотокиё.

[xxvii] В греческом театре с противоположной от зрителя стороны орхестры располагалась скена — сценическая постройка с помещениями для переодевания актеров и хранения реквизита. Благодаря этой надстройке появилась возможность предусмотреть устройство скрытых лестниц, проходов, потайных люков и специальных механизмов, позволявших по ходу действия внезапно появляться богам и сверхъестественным существам. Скена состояла из двух этажей, причем первый этаж соотносился с миром людей, а второй — с миром богов.

[xxviii] «Орестея» — трилогия Эсхила (25 – 456 до н. э.); включает в себя трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры» («Жертва у гроба»), «Эвмениды». Персонажи «Орестеи» (Агамемнон, Ифигения, Орест, Пилад, Электра, Клитемнестра и другие), равно как и основные сюжетные линии этой трилогии вновь появляются также в трагедиях Софокла и Еврипида.

[xxix] бусидо (букв.: «путь самурая») — кодекс самурайской этики, сложившийся в Японии в период XII – XVI веков.

[xxx] {250} Родился в 1889 году во Франции. Первый поэтический вечер состоялся в Париже в театре «Фемина» в 1906 году, первый поэтический сборник вышел в 1909 году. Кокто пришел к поэтическому авангарду через поздний символизм, однако большое влияние на него оказало и творчество сюрреалистов — Бретона, Тцара, Арагона и Элюара. Однако самым большим художественным потрясением для Кокто стала встреча с Дягилевым и Стравинским. Правда, и после демонстративного разрыва с сюрреализмом в начале 20‑х годов воздействие его поэтики продолжает ощущаться в более поздних работах Кокто (скажем, сюрреалистические мотивы присутствуют в его фильме «Кровь поэта», поставленном в 1932 году). Тесная близость связывала творчество Кокто с поисками молодых художников и музыкантов, деятелей театра и кинематографа, сам он был не только поэтом, но и незаурядным рисовальщиком, драматургом, эссеистом… В 1916 году Кокто написал либретто для балета Э. Сати «Парад»; балет этот был поставлен в 1917 году и стал событием французской художественной жизни (оформлением спектакля занимался Пикассо). Через год после постановки выходит эссе Кокто «Петух и Арлекин», превратившееся в своего рода программный манифест Э. Сати, Д. Мийо, А. Онеггера, Ф. Пуленка и других композиторов «шестерки»; оно стало причиной размолвки между Кокто и Стравинским. Кокто выступил против импрессионистической музыки Дебюсси, в защиту «низких» музыкальных жанров; в его собственном творчестве этого времени можно обнаружить причудливое переплетение утонченной и элитарной эстетики с поэтикой площадных жанров, цирка и мюзик-холла. В сотрудничестве с молодыми композиторами Кокто создает пантомимы-гротески «Бык на крыше» (1920) и «Новобрачные Эйфелевой башни» (1921). После первых фарсовых и балаганных опытов Кокто обращается к античному театру, создавая свою версию «Антигоны» (1922), либретто оперы «Эдип-царь» для Стравинского (1925), современную трактовку «Орфея» (1925), где естественно соединяются два начала — трагическое и водевильное, а также еще одну обработку мифа об Эдипе — пьесу «Адская машина» (1932). Позднее Кокто успешно пробует свои силы и в другом традиционном жанре — жанре бульварной мелодрамы, внося в него необычную изысканность и интеллектуализм. Так появились пьесы «Человеческий голос» (1930), «Ужасные родители» (1938), «Священные чудища» (1940) и «Пишущая машинка» (1940). Последняя группа драматургических опытов Кокто — это пьесы на романтически-легендарные сюжеты: «Рыцари Круглого стола» (1937), «Рено и Армида» (1941), «Двуглавый орел» (1946) и «Вакх» (1952). Соотношение мира реальности и мира грез, выдумки или самообмана — излюбленная тема и Кокто-романиста («Самозванец Тома», 1923; «Ужасные дети», 1929). Наконец, особое место в творчестве Кокто занимают его кинематографические постановки, в которых впервые становится знаменит Жан Маре, сыгравший там романтических героев («Вечное возвращение», 1943; «Красавица и, чудовище», 1945; «Орфей», 1950; «Завещание Орфея», 1959). В конце жизни Кокто был избран членом Французской Академии. Умер в Париже в 1963 году.

[xxxi] Статья «О театре» (Du théâtre) входит в сборник «Бремя бытия», опубликованный в 1947 году. Перевод сделан по изданию: Cocteau J. La difficulté d’être. P., 1957, p. 37 – 44.

[xxxii] Театр «Шатле» — основан в 1862 году, заменив собою Олимпийский цирк; является собственностью города Парижа. С 1980 года получил название Музыкального театра Парижа, однако в 1988 году театру возвращено старое название — «Шатле».

[xxxiii] {251} «Вокруг света за 80 дней» — одна из самых знаменитых и грандиозных постановок в театре «Шатле»; инсценировка романа Ж. Верна. Спектакль поставлен в 1876 году.

[xxxiv] «Человеческий голос» — пьеса Кокто, впервые сыграна в «Комеди Франсез» в 1930 году.

[xxxv] «Рено и Армида» — стихотворная трагедия Кокто, написана в 1943 году.

[xxxvi] Жан Маре (род. в 1913) — французский актер театра и кино, дебютировал в труппе Дюллена. Прославился прежде всего игрой в постановках пьес Кокто.

[xxxvii] Жан Муне-Сюлли (1841 – 1916) — французский трагик, с успехом выступавший в пьесах Софокла, Шекспира и Гюго; «Рюи Блаз» — драма в стихах Виктора Гюго (1838).

[xxxviii] Макс Эдуард Александр (1869 – 1924) — французский трагик. Играл в театре «Одеон» под руководством Антуана в «Короле Лире», «Юлии Цезаре». С 1915 года выступает в «Комеди Франсез», играет Нерона («Британник»), Базилио («Севильский цирюльник»), Тиресия («Эдип-царь») и др.

[xxxix] Жюли Барте (псевдоним Жанны-Жюли Реньо) (1854 – 1941) — французская трагическая актриса. С 1880 года выступает в «Комеди Франсез», играет Антигону в трагедии Софокла, Королеву в «Рюи Блаз» и другие роли.

[xl] Сегон-Вебер (1867 – 1941) — французская трагическая актриса, дебютировала в 1887 году в «Комеди Франсез». Самые известные роли: Федра, Гермиона.

[xli] «Двуглавый орел» — пьеса Кокто, поставлена в 1946 году с участием Жана Маре в «Эдвиж Фейер»; премьера прошла с грандиозным успехом. Экранизирована в 1947 году.

[xlii] Ивонна де Брей (1889 – 1954) — французская актриса, играла в пьесах Анри Батайя.

[xliii] «Портреты-сувениры» — серия рисунков Кокто, посвященная его друзьям и сподвижникам.

[xliv] «Красавица и чудовище» — фильм по роману Лепренс де Бомонда, поставлен в 1945 году.

[xlv] Театр «Жимназ» — драматический театр, построенный в 1820 году на бульваре Бонн-Нувель на месте старинного кладбища. Вначале в нем шли по преимуществу водевили Э. Скриба, с 1850 года — также комедии нравов (Дюма-сын, Сарду и др.).

[xlvi] Пьеса Кокто «Ужасные родители» поставлена в театре «Жимназ» в 1938 году; экранизация — в 1948 году.

[xlvii] «Опиум» (1930) — автобиографическая проза Кокто, представляющая собой своеобразный дневник исцеления от депрессии и наркомании (период болезни продолжался с 1923 года — со смерти близкого друга и возлюбленного Кокто — Раймона Радиге).

[xlviii] «Трудные дети» — экранизация одноименного романа Кокто (1929), осуществленная в 1950 году режиссером Ж.‑П. Мельвилем.

[xlix] «Адская машина» — пьеса Кокто, поставлена Луи Жуве в 1934 году.

[l] «Конец Потомака» — роман Кокто, написанный в 1939 году; это мрачная притча, наполненная предчувствиями грядущей войны. Является продолжением романа 1919 года «Потомак».

[li] {252} Родился в 1896 году в Марселе. Уже начиная с 1915 года периодически испытывает приступы душевной болезни, не оставлявшей его на протяжении всей жизни. В 20 лет проходит через религиозный кризис, его посещают видения и «голоса», тогда же начинает регулярно принимать наркотики. В юношеских стихах очевидно увлечение Эдгаром По и Бодлером, позднее — Лотреамоном. В 1920 году приезжает в Париж, попадает в поле притяжения группы Андре Бретона. С 1922 года, продолжая писать стихи и рисовать, Арто посвящает себя преимущественно театру, который обретает для него приметы и очертания не просто художественной деятельности, но вселенского, космического действа, раскрывающего природу человека и Бога. В 1926 году Арто отходит от сюрреалистов (вначале его «отлучает» Бретон, а в 1927 году Арто сам пишет манифест против сюрреализма). В сентябре 1926 года Арто вместе с Ровером Ароном и Роже Витраком основывает «Театр Альфреда Жарри», который в значительной степени несет на себе печать сюрреалистических идей. За все время существования этого театра вплоть до 1930 года было поставлено всего четыре спектакля (дано в общей сложности восемь представлений), но значение «Театра Альфреда Жарри» было столь велико, что, по свидетельству Питера Брука, он попытался смоделировать по его образцу свою собственную театральную деятельность. Первый спектакль, показанный в июне 1927 года, состоял из трех небольших частей: музыкального наброска Арто и Макса Жакоба «Сожженная утроба, или Безумная мать», юмористически и непристойно представляющего противоречия между театром и кинематографом, полудадаистской пьесы-провокации «Многодетная мать», написанной неким Максом Робюром (псевдоним Робера Арона), и трех последних картин из «Тайн любви» Роже Витрака. Во время второй постановки «Театра Альфреда Жарри» (январь 1928) был показан третий акт из «Полуденного раздела» Клоделя, сыгранный против воли автора, без предварительного объявления его имени и названия пьесы публике (правда, по завершении показа на сцену вышел Арто и сказал: «Пьеса, которую нам вздумалось сыграть перед вами, принадлежит г‑ну Полю Клоделю, послу Франции в Соединенных Штатах»; после неб

Date: 2015-09-05; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию