Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ сохранившихся музыкальных фрагментовИзложение основных положений древнегреческой теории музыки мы дополним анализом ряда сохранившихся фрагментов, которые в наиболее полном виде собраны в книге "Музыкальная культура древнего мира", изданной в 1937 году под редакцией Р. И. Грубера11). Другие лады представлены в сохранившихся древнегреческих мелодиях менее определенно, но отдельные примеры, иллюстрирующие их применение, все же есть. Фригийский лад (полутон внутри тетрахорда) представлен Гимном Немезиде Мезомеда (пример 8). Здесь отчетливо проявляется структура раздельных тетрахордов, что приводит к квинтовости верхней части диапазона (верхний тетрахорд как бы растворился в пентахорде g - d) и возможной трезвучности (особенно выделяется гексахордная структура d - g - h). Окончание напева – на верхнем звуке нижнего тетрахорда. В Сколии Сейкила (пример 5) фригийский лад показан иначе. Здесь также абсолютно ясна квинтовость (даже трезвучность) верхней части диапазона (as - es). Но окончание напева приходится на нижний тон звукоряда. Лидийский лад (малая секунда между верхними звуками тетрахорда) представлен лишь маленьким отрывком для кифары (пример 11). Тетрахордальная структура звукоряда здесь не просматривается, но совершенно отчетливо проявляется движение по звукам квартсекстаккорда. Кварта сохраняет значение нижней ладовой рамки, но к ней прибавляется не вторая кварта, а терция. Впрочем, сколько-нибудь определенных соображений по поводу этого отрывка высказать нельзя, ввиду его крайней краткости. Что касается хроматического наклонения, то в сохранившихся музыкальных отрывках он представлен крайне мало. Лишь во Втором дельфийском гимне Аполлону (пример 4) встречаются небольшие фрагменты, в которых можно выявить признаки хроматического рода16). Так в тактах, обозначенных цифрами 16 и 17, хроматическое наклонение представлено тетрахордом a - b - ces - d. Показательно, что хроматизм дан здесь в дорийском преломлении, хроматические звуки примыкают к нижнему тону опорного квартового интервала. Несколько сложнее и непривычнее для современного слуха выглядят мелодические обороты в разделе E (такты, обозначенные цифрами 24-26). Здесь формируется своеобразная уменьшенная кварта между звуками соль и до-бемоль. Последний берется не путем естественного прилегающего движения от звука си-бемоль, а скачком на этот явно неустойчивый тон. Эти острые интонации вполне оправдывают те эмоциональные характеристики (возбужденность, патетика, скорбь), которые давались древними хроматическому роду. Энармоническое наклонение представлено кратким отрывком из "Ореста" Еврипида (пример 2). Оно также, вероятно, возникает на основе дорийского лада с раздельными тетрахордами (достаточно определенно слышна кварто-квинтовая система опор a - d - e), намеченного, впрочем, лишь отдельными тонами (тетрахорды a - dи потенциально e - a). Четвертитоновые интонации здесь встречаются при поступенном движении (в рамках энармонического наклонения) b - b-1/4 - a и при вспомогательном движении b - b-1/4 - a. Энармонические интонации обильно представлены во второй части Первого дельфийского гимна Аполлону (пример 3, такт 26 и далее; в нотах четвертитоновые понижения звуков отмечены звездочками). Если с доверием отнестись к имеющейся расшифровке гимна, то наряду с естественными прилегающими и поступенными энармоническими ходами здесь встречается специфическая для энармонического наклонения увеличенная терция e - c-1/4 (такт 53). Исследователи отмечают, что во времена, когда возник данный гимн, энармоника уже исчезала, но "это не исключает возможности ее появления в сознательно архаизированных культовых песнопениях"17). В рассмотренных нами примерах мы не раз уже встречали ладовые модуляции. В Первом дельфийском гимне Аполлону (пример 3) мы находим модуляции разного типа – по системе и по роду. Модулирование по системе состоит в том, что дорийский лад представлен здесь то раздельными, то соединенными тетрахордами. Начало гимна опирается на систему раздельных тетрахордов, что проявляется в четкой опоре на квинтовый интервал (это специально подчеркивал в своем анализе В. Петр [1901, с. 269]). А в тт. 24-25, 32 (и далее) совершаются переходы в систему соединенных тетрахордов. Кроме того в этом примере есть сочетание диатоники с энармонизмом, что нами уже отмечено. Аналогичную картину мы видим во Втором дельфийском гимне Аполлону (пример 4). На дорийской ладовой основе здесь также совершаются модуляции по системе и по роду (смена диатонического и энармонического наклонений). Таким образом, анализ сохранившихся греческих музыкальных памятников свидетельствует о том, что, с одной стороны, положения древней теории помогают нам понять звуковой строй музыки того отдаленного времени и, с другой стороны, требуют включения некоторых дополнительных теоретических положений с целью адекватного постижения звуковых структур. Их помогают глубже понять такие, например, категории, как ладовая рамка, их сочетание. Известную ценность может представлять положение о преодолении тетрахордной структуры ладового звукоряда в развитых формах древнегреческой монодии. Не исключено, что плодотворным для анализа окажется идея ладовой переменности и т. д. Все эти мысли необходимо подтвердить (или опровергнуть) в процессе дальнейшего исследования звуковых структур музыки того далекого времени.
|