Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В польских областях





В XVIII веке православные польского государства испытывали насто­ящие гонения. Законы были суровые.

В 1717 году запрещено было строить православные храмы и починять ветхие. Затем было отнято у православных право участвовать в местных сеймах для избрания депутатов на общий сейм. В 1733 году сейм устранил диссидентов (православных) от всех общественных должностей. Поощря­лись фанатические выступления против православных.

“Трудно изобразить все жестокости, какие позволяли себе делать против православия, — пишет архиеп. Филарет. — Не оставалось позор­ного имени, которым не клеймили бы публично православных. Теперь веру их называли уже не только холопской верой, но верой арианской, со­бачьей. Украина и Белоруссия назывались “странами неверных”... Право­славных священников привязывали к столбам, били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, рубили им саблями пальцы, ломали руки и ноги....”

В 1736 году папские епископы испросили у короля универсал, по ко­торому не иначе поставлять православных священников, как с соизволе­ния самого короля, а помещики давали одобрение только тем кандида­там, кто соглашался на принятие унии.

На монастыри среди бела дня делали набеги, грабили или жгли их, монахов терзали, часто убивали. Церковные и монастырские имения отни­мались разбоем. Деревенских обывателей и мещан мучили бесчеловечны­ми пытками, принуждая к униатству.

Епископ Могилевский Георгий Конисский в своем слове в Виленском монастыре говорил:

“Духовные и сильные мирскою властью гоняли православный народ, как овец, в костел или униатский храм. Во время самого чтения евангелия входил в храм приказчик, бил народ плетью и гнал его, как скот из хлева. Многие претерпели разорение домов, мучительные побои, а другие и са­мую смерть... Детей били розгами пред глазами матерей, матерей — пред глазами детей. Тут вопли и рыдания, какие слышны были, может быть, только при Ироде... На моих глазах несколько раз секли девицу сперва розгами, потом шиповником, чтобы отреклась от веры нашей, и — не от­реклась. Женщину с грудным младенцем полгода держали в тюрьме; мла­денца она лишилась там же, а муж бит и замучен особо; ей самой жгли пальцы, чтобы отреклась нашей веры и — не отреклась. Другая в местеч­ке Невле закована была в куницу (железный тесный ошейник) и удавле­на....”

По трактату вечного мира с Польшей, заключенному еще в 1686 году, Россия получила право ходатайствовать за православных жителей Речи Посполитой. С тех пор православное население ждало помощи только от России.

В 1722 году епископ Могилевский Сильвестр, прибыв в Москву, горь­ко жаловался Петру I на притеснения православных. Петр приказал свое­му посланнику в Варшаве князю С. Долгорукому послать в Могилев “ко­миссара” И. Рудаковского исследовать обиды православных.

Канцлеру графу Головкину приказано было дать знать о гонениях в Рим кардиналу Спиноли, для представления об этом папе: “Его величе­ство в своей империи, — говорилось в этом заявлении, — не допускает чи­нить никакого препятствия в отправлении духовным римского исповеда­ния, паче же им позволяет всякую свободу и костелы. А ежели като­лики польские и литовские не престанут такое гонение чинить христианам греческого закона, принуждая их с таким непристойным насилием к унии, то его величество принужден будет против своего намерения повелеть, в репрессалию оного, духовным латинского закона в России обретающим­ся, отправление того закона запретить.”

После кончины Петра I миссия Рудаковского была отменена и его отозвали в Москву, что очень опечалило православных.

Преемником еп. Сильвестра стал архим. Межигородского монастыря Арсений Берло, но он не был признан королем, потому, что не являлся шляхтичем. В 1732 году епископом Белорусским был избран шляхтич Иосиф (Волчанский), игумен киевского Пустынно-Николаевского мона­стыря.

Польский король Август III, избранный при поддержке России, обя­зался при коронации в 1734 году сохранить православным все их привилегии. Но при слабом короле обещания оставались на словах.

Епископ Иосиф в 1740 году молил Синод о защите, поскольку “само­му собой удержать ежечасно умаляющегося святого православия невоз­можно.” Тогда же новый московский представитель Глембовский писал во все инстанции об обидах православных, но ответа не получил.

В 1742 году епископ Иосиф был назначен архиепископом Московским. Белорусским епископом стал с 1744 года его брат Иероним (Волчанский).

Императрица Елисавета старалась заступаться за православных. В 1743 году она поручила Глембовскому сделать польскому правительству заявление о гонениях на православных, с угрозой применить силу. В том же году она послала грамоту, требуя “совершенной по трактату сатис­факции православным и возвращения отнятых на унию монастырей и цер­квей с их имениями.” Король обещал прекратить эти беззакония. Но като­лические и униатские власти сообщили королю, что жалобы православ­ных неосновательны (известный прием всех лгунов и насильников).

Ни к чему не привела и созданная Комиссия для разбора приносимых православными жалоб.

После кончины Иеронима (1754), папа настаивал не допускать избра­ния ему преемника. И все-таки в августе 1755 года в Киеве епископом Белорусским был поставлен архим. Георгий Конисский. В 1762 году владыка Георгий присутствовал на коронации Екатерины II и в трогательной речи изобразил тяжелое положение православных в польских областях.

Императрица решительно выступила в защиту православных. В 1764 году, при ее поддержке, на польский престол был избран Станислав Ав­густ. Владыка Георгий с ярким красноречием изобразил перед ним всю тя­гость страданий православного населения и всю несправедливость поль­ского правительства по отношению к ним.

Король был глубоко тронут его речью и сказал: “Все будет подтвер­ждено вам, на что имеете прежние права.” Но сейм, увлеченный фанатиз­мом краковского бискупа Каетана Солтыка, отверг требования не только русского правительства, но и пяти европейских Дворов, защищавших свои протестантские исповедания.

Это решение произвело всеобщий ропот. Начали создаваться кон­федерации дворянской оппозиции. Именно в это время владыка Георгий издал “Древние права и вольности жителей греческого исповедания в Польшей Литве.”

Императрица издала манифест и велела двинуть войска к Польше. Король созвал новый сейм (1766). Протест России и протест пяти европей­ских Дворов, опять ни к чему не привели: их требования оставлены были без удовлетворения.

Но в результате протеста трех конфедераций многих недовольных польской церковной политикой, в 1767 году был созван новый сейм. Пред­ставитель России князь Репнин, опираясь на воинскую силу, распорядил­ся схватить и отправить в Москву основных противников Православия. Сейм смирился. В феврале 1768 года он решил: возвратить православным все их гражданские и церковные права и имущества (римское исповеда­ние продолжало оставаться господствующим в Польше).

Особым договором 1768 года постановлено: “Белорусского епископа навсегда сохранить при восточной вере со всеми монастырями, церквами и их фундациями.”

Средоточием народного движения за отстаивание Православия была Переяславская епархия, которой были подчинены приходы поль­ской Малороссии. Присутствовавший на сейме представитель Переяслав­ской епархии игумен Мелхиседек (Значко-Яворский) вернулся в Малорос­сию с грамотой короля о прекращении гонений.

Польская шляхта и католическое духовенство не пожелали приз­нать постановления сейма. Раздавались призывы к крестовому походу против православной России. Начались вновь истязания православных. Вспыхнуло восстание гайдамаков, получившее в истории название колиивщины. Как реакция на это восстание — встречное восстание конфеде­ратов. Гибли тысячи людей.

Король обратился к Екатерине II за помощью. Русские войска усми­ряли и тех, и других. В 1772 году Польша подверглась первому разделе­нию. К России отошла Белоруссия.

В Малороссии, оставшейся под польским владычеством, положение православных не изменилось. Православные храмы отнимались и переда­вались униатам. Существует цифра, что в одном 1776 году было отнято 800 церквей.

Для управления православными приходами в польских владениях был назначен новый Переяславский епископ Виктор (Садковский), ревно­стный защитник Православия.

В Варшаве намечалось создание церковного управления, независи­мого от Синода, подчиненного Константинопольскому патриарху, но внут­ренние неурядицы в Польше помешали осуществлению этого проекта. Смута внутри Польши привела ко второму ее разделу (1793 г.). К России вернулись: Волынь, Подолия и Минская область. Образовалась самостоя­тельная Минская епархия. Католикам и униатам предоставлены были сво­бода совести и прав.

В 1794 году в Польше вспыхнуло восстание под водительством Костюшки. В Варшаве за одну ночь было убито более 2.000 русских. В этом же году Варшава была штурмом взята Суворовым. В 1795 году последо­вал третий и последний раздел Польши. К России были присоединены Литва и Курляндия. Австрии досталась Галиция.

...Принцип веротерпимости, положенный в основу политики Екатери­ны II, позволил католической белорусской епархии быть даже в более вы­годном положении, чем православная (католический епископ получал средств в десять раз больше православного). В 1790 году в Белоруссии были учреждены еще три католические епархии. Католические монасты­ри сохранили свои владения и после того, как православные подверглись секуляризации.

Униатская церковь в Белоруссии была устроена в виде Полоцкой архиепископии.

...Поскольку уния все более склонялась к чистому католичеству, то многие униаты готовы были отойти от нее. Нужен был только толчок. В на­чале марта 1768 года униатские епископы подали королю заявление о возвращении к греко-российской Церкви (после переговоров с императри­цей). Епископ Георгий поставил об этом в известность обер-прокурора Мелиссино. Решение задержалось на много лет. Тем не менее, более 130.000 человек возвратилось в Православие, не ожидая формального согласия российского правительства.

В 1794 году по распоряжению Синода минскому архиепископу (пра­вославному) были посланы в помощь способные священники и 2.500 анти­минсов. К концу царствования Екатерины II число воссоединившихся с Православием униатов достигло 2 миллионов, и 2.300 храмов отошли к Православной Церкви.

При Павле I католичество окрепло не только в польских областях, но и в России. В Петербурге иезуиты владели имениями, получали доходы от местной католической церкви. При таком отношении Павла I к католиче­ству дело воссоединения униатов приостановилось. Были восстановлены даже давно упраздненные Луцкая и Брестская униатские епархии. Но Па­вел I не признавал за униатской церковью самостоятельности и подчинил ее одному общему с латинской управлению в католической коллегии, где из униатов не было ни одного члена.

В первые годы царствования Александра I иезуиты, пользуясь либе­ральной атмосферой и широкой свободой исповеданий, достигли в выс­ших слоях русского общества небывалых успехов. Их школы и миссии охватили всю западную Россию, в южной России — от Киева до Симферополя и от Каменец-Подольска и Одессы до Моздо­ка на Кавказе. Проникли они и в немецкие колонии на Волге, в Астрахань и другие места. Имели они свои опорные пункты и в Сибири.

Граф Кочубей, в бытность его министром внутренних дел (1802), предложил разрешить иезуитам вводить римско-католическое исповеда­ние через миссионеров в магометанские и языческие народы в Астрахан­ской, Оренбургской и Сибирской губерниях.

В апогее была сила ордена Лойолы в Петербурге. В большинстве се­мейств высшего общества наставниками детей были французские абба­ты. Из знаменитых фамилий, перешедших в католичество, можно наз­вать: принцессу Тарант, С. Свечина, графиню Ростопчину, княгиню Гага­рину, сестер Головиных, двоих дочерей графа Ростопчина, графиню Шу­валову (урожденная княгиня Щербатова) и других.

Графиня Мария Воронцова говорила своему племяннику Бутурлину, что главной причиной ее перехода в католичество было плохое знание ею русского языка, вследствие чего она не могла объясниться со своим рус­ским духовником. В 1814 году в католичество был вовлечен молодой князь Голицын, племянник обер-прокурора. Юного ренегата поспешили отдать на увеща­ние к владыке Филарету Московскому. Плодом этих увещаний явилось со­чинение князя “Разговоры между испытующим и уверенным.”

Только в 1815 году Государь повелел изгнать иезуитов из обеих сто­лиц. Когда же и после этого указа иезуиты продолжали свои интриги и пропаганду (центр — Полоцк), последовал (1820) Высочайший указ совер­шенно изгнать их из России.

 

Date: 2015-09-05; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию