Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Сибири





Настоящим просветителем Западной Сибири в XVIII веке считается митроп. Тобольский Филофей (Лещинский) (†1727). Приехав в Тобольск после рукоположения и назначения в 1702 году, он заметил в церковной жизни великие нестроения.

Он обратился за помощью к императору Петру: необходимо завести в Тобольске школы и учить грамматике славянской и латинской, в ученики понудить от всякого чина детей, завести типографию за счет государст­венной казны, печатать буквари, малые часословы и псалтири.

Ответ государя был более чем странным при его ратовании о просве­щении: в учении достаточно славяно-российской грамматики, попы и диа­коны должны знать катехизис и все, что относится к православной вере, но... “типографии в Тобольске не быть, а какие книги понадобятся, поку­пать в Москве.”

Что касается иноверцев, то тех, которые хотят креститься по доброй воле, принимать, а неволею никого не крестить. От налога новокрещен­ных не освобождать, строго спрашивать о причинах перехода в Правосла­вие. Тех, кто совершил смертные грехи, крестить, но затем учинить рас­следование согласно законам, “да всякие беззакония истребятся.”

Митрополиту Филофею помогали несколько ученых монахов, приве­зенных им из Киева. При нем крестились 40.000 остяков, вогулов и других иноверцев. Для них было построено 37 церквей.

Митрополит изъездил всю Западную Сибирь вдоль и поперек. Истре­блял идолов, сотнями крестил народ. Проникал далеко на восток по Анга­ре и Тунгуске, был за Байкалом. Одного из своих сподвижников, архим. Мартиниана, он отправил в 1705 году на Камчатку. Там была воздвигнута Успенская пустынь, но мис­сионерские успехи были незначительны.

В 1728 году в Успенскую пустынь была отправлена миссия под на­чальством игумена Иоанна. Вскоре миссионеры построили четыре храма и окрестили около 5.000 камчадалов.

При Елисавете Синод с разрешения Сената послал новую миссию на Камчатку. В нее входили:

архим. Иоасаф (Хутунцевич), начальник миссии, образованней­ший пастырь, два иеромонаха, два иеродиакона и несколько сту­дентов Московской Академии.

За пять лет ими было окрещено еще до 5.000 человек. Студенты обу­чали детей крещенных закону Божию и русской грамматике. Заведены были три школы, где с успехом обучали даже рисованию. В 1748 году в них насчитывалось 200 учеников. Архим. Иоасаф написал для них краткий ка­техизис.

Миссия имела семигодичный срок. В 1750 году архим. Иоасаф оста­вил вместо себя начальником Пахомия. Он еще более умножил число учи­лищ. Синоду доложил, что за исключением немногих камчадалы окрещены и нуждаются теперь в постоянных священниках и учителях.

Указом 1762 года дети крещенных по окончании школы исключались из податного состояния и принимались на государственную и духовную службу.

Новый подъем миссионерской деятельности в Сибири относится ко времени Елисаветы и к управлению Тобольской епархией владыки Силь­вестра (Гловатского) (1749-1755). Но своими решительными действиями против мусульман он возбудил против себя тобольских и татарских ино­верцев. По их жалобе была создана комиссия для расследования. Влады­ку перевели в Суздаль. Западно-Сибирская миссия стала слабеть. Неко­торое время пытался поддержать ее митроп. Павел (Конюскевич), но при Екатерине II она пришла в полный упадок. Сильно повредила миссионерскому делу секуляризация монастыр­ских имуществ: обители были средоточием миссионерской деятельности.

Для успешного распространения христианства в Восточной Сибири в 1706 году была открыта Иркутская епархия, до 1727 года входившая в со­став Тобольской митрополии.

Из святителей ее особенно прославились на миссионерском поприще еп. Иннокентий (Кульчицкий) (с 1727 года). Он развил миссионерское дело среди бурят и монголов. Много забот уделял иркутскому училищу. В 1804 году он был причислен к лику святых.

Его преемник еп. Иннокентий (Нерунович) (с 1732 года) кроме бурят крестил много тунгусов и якутов. Новокрещенным даровалась свобода от податного состояния. Один верхотурский архим. Сильвестр обратил из язычества и мусульманства до 2.600 человек.

В 1748 году оставил язычество остяцкий князь Мурзин с семейством, после чего в христианство обратилось множество остяков.

В 1751 году старанием игумена Иова было крещено много бурят, тун­гусов, вотяков и вогулов.

При имп. Анне Иоанновне Россия приобрела самую северо-восточ­ную часть Сибири — землю диких чукоч и чаукчей. В 1799 году прот. Гри­горий Слепцов, испросив походную церковь, ходил по всей Якутской обла­сти, вплоть до Чаука.

При Екатерине II, когда миссионерское дело замирало, самоотвер­женно ревновал о нем прот. Кирилл Суханов. Выучившись тунгусскому языку, он с котомкой за плечами ходил к тунгусам Даурии. Он строил хра­мы, основывал училища, населял деревни бродячими до того тунгусами, воспитывал из них искренних христиан.

Упорнее всех против христианства были самоеды. Они не только крепко держались язычества, но жестоко преследовали новообращенных инородцев. В 1740 году к ним были посланы миссионеры из Архангельска, но успехи были незначительные.

Особенно оживилась миссионерская деятельность в Сибири с созда­нием новых миссий при Николае I.

В Западной Сибири первая рационально организованная миссия была открыта в 1828 году по почину Тобольского архиепископа Евгения (Казанцева). Во главе ее поставлен был архим. Макарий (Глухарев), быв­ший ректор костромской семинарии. Миссионерские интересы миссии простирались на Алтай, еще не знавший христианства, населенный тата­рами, калмыками и другими дикими инородцами, большей частью язычни­ками. За 14 лет было обращено в христианство 675 человек, устроено три миссионерских стана с двумя церквами и одной часовней. Архим. Макарий основал также:

улалинское училище, женскую благотворительную общину, боль­ницу, несколько оседлых поселений.

Дело архим. Макария продолжал прот. Стефан Ландышев и, особен­но, архим. Владимир (Петров). За 18 лет служения миссии архим. Влади­мир открыл более 10 начальных школ, а число учеников в них выросло в пять раз. Он основал в Улале центральное миссионерское училище с обучени­ем иконописанию, переплетному мастерству и сельскому хозяйству. Он переводил и всячески содействовал переводам на алтайский язык цер­ковных и религиозно-нравственных книг.

При нем было построено 28 церквей и молитвенных домов, устроены свечной завод и типография, а также миссионерская больница и аптека. Он основал 19 новокрещенских поселений с оседлым образом жизни.

К 1895 году алтайская миссия имела:

14 станов, 47 церквей и молитвенных домов, 2 монастыря, при­ходское попечительство, многие благотворительные заведения.

Вокруг станов оседлое жительство имели более 10.000 кочевников. В дальнейшем огромную деятельность развил начальник миссии архим. Макарий (Невский), прозванный “Апостолом Алтая.”

В 1882 году из Алтайской миссии была выделена самостоятельная Киргизская миссия, с центром в Семипалатинске.

В царствование Николая I возникли новые миссии:

Обнорская (1832), Кондинская (1844), Туруханская (1850).

При Александре II были образованы:

Сургутская (1867), Семиреченская (1868) (при миссионерском братстве в г. Верном; с 1871 года миссия числилась в Туркестан­ской епархии), миссия в Минусинском округе (1876), входившем в Енисейскую епархию.

ВВосточной Сибири миссии строились по образцу Алтайской. Из ар­хиереев, ревнителей миссионерского дела, известны иркутские:

1. Михаил (Бурдуков), положивший начало Забайкальской мис­сии.

2. Нил (Исакович), при котором крестились до 20.000 бурят и дру­гих инородцев.

3. Парфений (Попов), открывший Иркутскую и Забайкальскую (1862) миссии. В Иркутской он устроил 11 станов с великолепным составом сотрудников. В 1867 года он начал вводить богослуже­ние на бурятском языке во всех бурятских приходах.

К 1890 году миссия имела уже 18 станов, и число обращенных дости­гало 35.000 душ. Миссия имела также 14 школ, несколько благотвори­тельных учреждений и оказывала сильное благотворное влияние на гра­жданский быт новокрещенных.

Во главе Забайкальской миссии с самого начала стоял епископ Селенгинский Вениамин (Благонравов). К 1890 году число станов в этой мис­сии достигло 22 при 25 школах. При Посольском монастыре было открыто центральное миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня, аптека. Наибольшее число обращений было среди тунгусов, якутов и карагезов.

В Камчатском крае в 1840 году была открыта особая епархия. Пер­вым ее епископом стал выдающийся и самоотверженный миссионер, просветитель Аляски, Иннокентий (Попов-Вениаминов).

В течение 27-летнего епископства владыка Иннокентий объездил всю Восточную Сибирь. Его миссионерские интересы охватывали огром­ную территорию Камчатского, Якутского и Амурского краев. В Якутской области он завел богослужение на местном языке. На Чукотке в 1850 году была открыта новая миссия для обращения чукчей, ламутов, юкагиров и других племен севера. В 1855 году владыка основал Амурскую миссию. Главным помощником его в миссионерских трудах были священники Гав­риил Вениаминов (сын владыки) и Иннокентий Громов.

В г. Благовещенске, где с 1857 года находилась кафедра, владыка Иннокентий учредил духовное училище. В 1860 году его миссионерская деятельность распространилась и на Уссурийский край, отошедший от Ки­тая к России. Владыка устраивал миссионерские станы, строил церкви и школы, выписывал книги на местных языках, содействовал новым пере­водам. При его непосредственном участии Священное Писание было пе­реведено на алеутский, курильский и якутский языки.

В 1868 году владыка Иннокентий был назначен на Московскую ка­федру и стал председателем Миссионерского общества. Его преемником был владыка Вениамин (Благонравов). В 1870 году он устроил в Благове­щенске полную семинарию.

Учеником и сподвижником владыки Иннокентия был священник (впоследствии епископ Якутский) Дионисий (Хитров). Тысячи верст исхо­дил он с походной церковью на пространстве от р. Индигирки до Анадырки. Плодом этих странствий стало обращение ко Христу тысяч инородцев. Он составил азбуку и грамматику якутского языка, сделал переводы на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. Эти пере­воды были напечатаны в московской синодальной типографии под наблю­дением самого епископа Дионисия.

 

Date: 2015-09-05; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию