Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прототипичность и некатегориальность





Число испытуемых в данном эксперименте составило 167 человек. Испытуемым раздавались бланки, на которых в столбец в алфавитном порядке были напечатаны 64 примера категории эмоция. Справа от каждого слова располагались 6 квадратиков. В качестве примеров категории эмоция были использованы данные, полученные в эксперименте на продуктивную частотность на промежуточном этапе, когда в исследовании приняло участие только 76 испытуемых (эти предварительные результаты опубликованы в [4]). Из списка полученных примеров были взяты 20 наиболее часто называвшихся. Из оставшейся части списка были отсеяны в основном те примеры, которые явно не относились к исследуемой категории. Кроме этого, в список были добавлены не полученные на том этапе эксперимента слова боль и вина, относимые некоторыми теоретиками к числу базовых эмоций [З], [18]. Примечательно, что в настоящем исследовании, где число испытуемых увеличилось почти в 2,5 раза, только один испытуемый назвал слово боль, и ни один — слово вина. Использовалось две версии списка; в одной примеры располагались в алфавитном порядке от А до Я, а в другой версии — от Я до А. Испытуемым давалась следующая инструкция:

«В данном эксперименте нас интересует, что люди имеют в виду, используя те или иные понятия. Для примера возьмем понятие красный цвет. Закройте глаза и представьте себе чистый красный цвет. Теперь предстаньте оранжево-красный... а теперь — пурпурно-красный. Хотя Вы могли бы назвать оранжево-красный и пурпурно-красный красным цветом, они все же не такие хорошие примеры красного, как чистый красный цвет. Оранжевый и пурпурный цвета являются еще более плохими примерами красного и даже, может быть, вообще не относятся к красному цвету.

Заметьте, что хороший пример понятия — это не тот, который Вам больше всего нравится, а тот, который лучше всего представляет данное понятие.

Нас интересует содержание понятия эмоция, то есть какие состояния или переживания людей являются хорошими или плохими примерами эмоции. Вам дается список слов, выражающих то, что люди могут испытывать или чувствовать — счастье, боль, нетерпение и пр. Вам надо оценить, в какой степени каждое слово из списка является хорошим или плохим примером понятия эмоция. Справа от каждого слова расположено шесть квадратиков, в одном из них Вам нужно поставить крестик или галочку. Если Вы считаете, что слово является очень хорошим примером эмоции, то поставьте пометку в первом квадратике. Крестик или галочка в пятом квадратике будет означать, что слово является очень плохим примером эмоции. Пометка в третьем квадратике обозначает, что Ваша оценка данного слова находится где-то посередине. Пометка в шестом квадратике обозначает, что данное слово вообще не является примером эмоции.

Не беспокойтесь о том, насколько правильны Ваши оценки. Нас интересует именно Ваше личное мнение. Время работы не ограничено».

Результаты и обсуждение. Для каждого примера был подсчитан показатель типичности путем усреднения оценок, данных всеми испытуемыми. Кроме этого, были подсчитаны показатели некатегориаль-ности, равные количеству испытуемых, решивших, что слово не является примером категории эмоция. Полученные результаты приведены в табл. 2.

Обращает на себя внимание то, что среди примеров, получивших наивысшие оценки типичности, встречается много эмоциональных феноменов, отличающихся наибольшей интенсивностью, которые в научной психологии принято называть аффектами.

Надежность результатов оценивалась двумя способами. Коэффициент корреляции Пирсона между случайными половинами испытуемых равен 0,92 для показателей типичности и 0,91 — для некатегориальности, а между двумя версиями списка — соответственно 0,79 и 0,69.


Таблица 2

Результаты эксперимента на прототипичность (167 испытуемых)

Примеры ПТ НК % Примеры ПТ НК %
Радость 4,73   1,2 Переживание 3,45   10,2
Восторг 4,62   1,8 Огорчение 3,41   4,2
Смех 4,47   9,6 Печаль 3,41   10,2
Ликование 4,38   3,6 Желание 3,39   42,5
Восхищение 4,32   3,6 Недовольство 3,36   10,2
Гнев 4,29   3,0 Умиление 3,34   16,2
Веселье 4,18   6,0 Стыд 3,34   19,2
Ярость 4,18   4,8 Сочувствие 3,33   21,0
Слезы 4,16   13,8 Агрессия 3,31   16,8
Возмущение 4,05   2,4 Блаженство 3,28   19,2
Страсть 4,05   14,4 Очарование 3,27   27,5
Плач 4,00   15,0 Сострадание 3,25   24,6
Удивление 3,99   4,8 Досада 3,22   10,2
Любовь 3,95   27,5 Боль 3,20   39,5
Страх 3,94   9,0 Обида 3,16   15,0
Улыбка 3,93   19,2 Горе 3,14   29,3
Волнение 3,92   5,4 Тревога 3,13   13,2
Ужас 3,91   4,8 Разочарование 3,12   15,0
Раздражение 3,91   6,6 Недоумение 3,09   21,6
Негодование 3,86   10,2 Страдание 3,07   18,6
Испуг 3,82   5,4 Расстройство 3,04   10,2
Злость 3,75   7,8 Тоска 2,99   15,0
Ненависть 3.73   18,0 Презрение 2,90   20,4
Влюбленность 3,71   20,4 Уныние 2,90   15,6
Возбуждение 3,67   9,6 Интерес 2,88   29,3
Смущение 3,65   9,0 Нетерпение 2,87   17,4
Счастье 3,61   26,9 Растерянность 2,72   21,0
Нежность 3,60   12,6 Вина 2,71   35,9
Удовольствие 3,60   18,0 Равнодушие 2,67   34,7
Ревность 3,59   24,0 Ожидание 2,63   51,5
Отвращение 3,59   12,6 Гордость 2,61   38,9
Грусть 3,51   8,4 Сомнение 2,51   29,9

Примечание. ПТ — показатели прототипичности, НК — показатели некатегориальности,

% — процент испытуемых, не отнесших данное слово к категории эмоция.

 

 


Date: 2015-09-05; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию