Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Продуктивная частотностьВ эксперименте приняло участие 176 испытуемых. Давалась следующая инструкция: «В данном эксперименте нас интересует, что люди имеют в виду, используя те или иные понятия. Вам будет дано понятие, и вы должны будете привести примеры, относящиеся к этому понятию. Так, примерами понятия фрукт могут быть яблоко, груша, апельсин и т.д., а примерами понятия овощ – огурец, морковь, капуста. А теперь напишите, пожалуйста, все примеры понятия «эмоция», которые вам приходят на ум. Вам дается одна минута, по истечении которой я вас остановлю». Результаты и обсуждение. Всего испытуемые назвали 135 примеров категории элювия. Было подсчитано, сколькими испытуемыми назывался каждый пример. При этом однокоренные слова и разные грамматические формы слова принимались за один и тот же пример категории (так, и агрессивность учитывались в качестве агрессии). Полученные показатели продуктивной частотности представлены в табл.1. Обращает на себя внимание то, что в число примеров, названных испытуемыми, помимо указаний на чисто эмоциональные феномены входят также слова, обозначающие психологические феномены, которые вряд ли можно отнести к сфере эмоций. По нашему мнению, можно выделить как минимум три группы таких слов. Во-первых, это личностные черты (вспыльчивость, импульсивность); во-вторых, внешние проявления эмоций (смех, слезы, улыбка, крик); в-третьих, то, что можно условно назвать психическими состояниями, часто мотивационной природы (влечение, желание, ожидание). В аналогичных зарубежных исследованиях испытуемые также называют слова, явно описывающие не собственно эмоциональные феномены [8], [10]. По-видимому, в ряде случаев испытуемые используют эти слова не и их прямом значении, подразумевая, па-пример, под личностной чертой типичные для ее носителей эмоции (вспыльчивость — гнев), а под внешним проявлением — саму эмоцию (смех — радость). В списке примеров также есть слова, которые могут обозначать как саму эмоцию, так и личностную черту (например, гордость). Для оценки надежности полученных данных был подсчитан коэффициент корреляции Пирсона между случайными половинами выборки испытуемых, оказавшийся равным 0.95.
Таблица 1 Результаты эксперимента на продуктивную частотность (176 испытуемых)
Примечание. ПЧ — показатели продуктивной частотности, % — процент испытуемых, назвавших данное слово. В скобках приведены слова, объединенные с предшествующим словом в один пример категории.
|